[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!
Книга Мириам Исраэли Страна Аслана. Еврейский секрет Нарнии. "Хроники Нарнии" сквозь призму иудейского мировоззрения


Страница 1 из 11
Бейт-мидраш / Дом учения » ИУДАИЗМ VS ХРИСТИАНСТВО » Межрелигиозный Диалог » Еврейские проценты
Еврейские проценты
елизаветаОтправлено в: Пятница, 29 Мая 2015, 17:09 | Сообщение № 1

Постоянный участник
Сообщений: 5
C нами с 21 Мая 2015
Откуда: Германия
Статус: Отсутствует
Много веков подряд антисемиты обвиняют евреев в том, что еврейская религия призывает ненавидеть другие народы и, в подтверждение, очень любят цитировать заповедь Торы: "Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост; иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими" ("Дварим", 23:20-21). Разумеется, что слово "брат" подразумевает человека, принадлежащего к еврейству. "Чужеземец" (ивритское слово "нохри" - буквально "чужой"), означает, в данном случае, человека иной веры. Если понимать эту заповедь дословно, то получается, что в ней повеление поддерживать "братьев" и притеснять всех, относящихся к "не братьям". Более того, подобный подход необходим для того, чтобы чтобы "Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими". Выходит, антисемиты правы? Конечно, нет.

Наш современник рав Пинхас Полонский пишет, что в еврейских религиозных источниках "подчеркнуто величие Божественного потенциала, заложенного в каждого человека. Например, в мидраше «Тана де-ве Элияhу» (гл. 9) сказано: «Клянусь, что независимо от того, мужчина это или женщина, еврей или нееврей – Божественный дух пребывает на каждом человеке всецело по его делам»". А как же тогда быть с вышеупомянутой заповедью Торы? Полагаю, точно так же, как и со всеми прочими заповедями. Надо понять внутренний, завуалированный смысл. Самое удивительное в том, что внутренний смысл именно этой заповеди не только опровергает антисемитские обвинения в стяжательстве и человеконенавистничестве евреев, а еще и непосредственно связан с предшествующим Синайскому Откровению обетованием Всевышнего: "И будете вы Мне царстовом священослужителей" ("Шмот", 19:6), то есть нести в мир истинные, исходящие от Б-га этические и духовные ценности.

Еврейский капитал

Как показала долгая и очень непростая история еврейского народа, главное, неизменное, независимое от столь переменчивых внешних обстоятельств богатство, главный капитал, накапливаемый и хранимый тысячелетиями - это духовные ценности еврейской религии. Поэтому для лучшего понимания библейского разделения должников на своих и чужих необходимо рассмотреть пути преумножения своего и чужого капитала. Совершенно ясно, что когда сам используешь свой собственный капитал, вся получаемая прибыль присоединяется к уже имеющемуся капиталу и они становятся единым целым. А когда берешь в "рост", заемный капитал с процентами возвращается кредитору, и только часть прибыли, оставшаяся после выплаты процентов, остается у бравшего, то есть происходит явное разделение на "свое" и "чужое". Если провести аналогию с Учением, то получается, что запрет брать проценты с "брата" говорит о недопустимости разделения исходных и обретаемых духовных ценностей внутри еврейской религии, одной из основ которой является ее целостность. С утверждения этого начинается морально-этический кодекс еврейского народа трактат Пиркей Авот: "Моше принял Тора на горе Синай и передал ее Йегошуа (Иисус Навин. - Прим. авт.), Йегошуа - старейшинам , старейшины - пророкам, пророки передали ее Великому собранию" ( "Пиркей Авот", 1:1). Потом были "пары" мудрецов, к ним принадлежал великий старец Гилель, которого называют одним из "отцов" мидраша. Были Мишны р.Акивы и его учеников, Мишна р.Йехуды ха-Наси, одним из разделов которой стал трактат Пиркей Авот. Был создан Талмуд, многочисленные произведения раввинистической литературы. Каждая трактовка, каждое новое объяснение и Танаха (Тора, Писание, книги Пророков), и сказанного многими поколениями мудрецов и раввинов тысячелетиями складывалось в Единое Учение, где не принято было соизмерять или сопоставлять заслуги, Даже цитируя какое-либо высказывание совсем не обязательно называть имена и фамилии. Достаточно сказать "наши мудрецы" или "наши учителя". Таким образом путем последовательной и слаженной деятельности обогащалось и преумножалось единое Учение - главное еврейское богатство. Поэтому разделение "на мой капитал" и "твою прибыль" внутри иудаизма недопустимо и невозможно. Полагаю, именно это и подразумевают слова Всевышнего: "брату твоему не отдавай в рост".

Отношения с иноверцами

Теперь, полагаю, необходимо ответить на следующий вопрос: почему Всевышний, изначально давший людям свободу выбора, касаясь процентов с иноверцев, не предлагает: можешь, хочешь, считаешь нужным и т.п., а говорит однозначно: " иноземцу отдавай в рост"., то есть получай с прибыль с него. Почему так? Полагаю потому, что речь идет о духовных ценностях представителей иных религий и культур, в основе которых ценности иудаизма (еврейский капитал), ведь иудаизм породил две крупнейшие мировые религии - христианство и ислам.

"Иудаизм – религия еврейского народа, но он несет в себе универсальные духовные ценности. Благодаря христианству и исламу эти ценности стали ориентиром для бóльшей части человечества" (рав Пинхас Гольдшмидт). Более того, как справедливо отмечено в подписанной рядом еврейских ученых Деклараци "Дабру Эмет" ("Говорите правду", 2000г.), благодаря христианству многие морально-этические ценности иудаизма стали известны миру. Действительно, "иноверцам" был предоставлен весьма существенный еврейский "капитал". Получили ли евреи полагающиеся "проценты"? Полагаю, далеко не все, но о полученных сказать необходимо.

В иудаизме существенная роль отводится аггаде. "Аггада - это художественная и философская литература еврейского народа. Аггадические произведения в доступной и интересной форме излагают основные нравственные законы и моральные устои, носителем которых является религия. Особую значимость они приобретают в "смутные времена", когда невозможна полноценная религиозная жизнь." ("Введение в Устную Тору", Йосеф Агур).

В основе лучших произведений русской классической литературы идеи христианства, уходящие своими корнями в иудаизм. Их вполне можно называть христианской аггадой. В беспросветные годы соцреализма, заменившего в выкорчевывании всего истинного "сто тысяч тракторов", произведения великих русских писателей оказались практически единственным источником подлинных духовных ценностей для множества и евреев, и неевреев.

Писатели Толстой, Достоевский, Булгаков, которого читали по самодельным копиям, Айтматов, философ Бердяев, да и многие другие... Их произведения стали золотым фондом человечества. Такими "процентами" гордиться надо. Говорят, евреи умеют сорвать куш по максимуму. Сопоставьте произведения перечисленных авторов с еврейскими источниками, и убедитесь, что размер "куша" гораздо больше, чем предполагают многие. Поэтому повеление о процентах с иноверцев свидельствует не о шкурном отношении евреев к ним, а о признании их платежеспособности, то есть наличия у них подлинных духовных ценностей, которые нельзя отвергать. Реальность этого, а также неоспоримую пользу от "процентов с иноверцев", хотелось бы показать на примере одного из самых признанных и любимых произведений, романе Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита".

Бездетная Маргарита на балу у Сатаны сталкивается с Фридой, задушившей своего новорожденного ребенка. По элементарной логике у Маргариты должно возникнуть естественное и закономерное желание растерзать в клочки такую "мамашу". Но... происходит противоположное. Вместо осуждениея и ненависти - понимание и сострадание. Почему? Полагаю, ответ на этот вопрос дает многократное повеление Торы "бросить камень".

Если понимать это повеление дословно, то получается, что надо таким примитивно-жестоким способом покарать провинившегося . Но примитивная жестокость - однозначно противоречит духовно-нравственной направленности Торы. Неспроста в Танахе сказано: "И извлеку Я из плоти их сердце каменное, и дам Я им сердце из плоти. Чтобы заповедям Моим они следовали, и уставы Мои соблюдали и выполняли их" ("Иезекииль", 11:19-2О). Думаю, библейский "камень" означает свое собственное внутреннее зло, "просыпающееся" при столкновении с негативом. Ведь пока все хорошо - никаких поводов для злости нет. Поэтому, на мой взгляд, повеление "бросить камень" означает: не суди, не карай с "камнем за пазухой". Сначала избавься от "камня" своего собственного негатива. И перед вынесением "приговора" разберись что в тебе сейчас говорит: камень, означающий осознанное или неосознанное желание выплеснуть собственное зло, неумение и нежелание понять другого, мстительность, жажду "крови", утверждение своих принципов и понятий и т.п. или человеческое сердце, в котором от рождения зарезервировано место для понимания, сострадания и милосердия? Зачастую это место занято тем, что подразумевают библейские камни. И тогда проштрафившемуся приходится расплачиваться не только за свои грехи, но и за внутренние "камни" судящих его. И главная причина столь непонятного отношения королевы Маргариты к матери-детоубийце Фриде, по-видимому в том, что Маргарита воспринимает эту женщину сердцем, а не "камнем" собственной беды. Как ни странно это звучит, но у этих женщин в общем-то одинаковая боль несостоявшегося материнства У первой никогда не было и, скорее всего, не может быть ребенка. У другой - он был, но его тоже уже никогда не будет.Только второй намного хуже от понимания собственной вины. И Маргарита воспринимает внутреннее состоячние Фриды не через осуждение и ненависть, то есть карающий "камень", а через неизгладимую горечь их общего несчастья. Она понимает, как мучается Фрида воспоминаниями о содеянном и просит Воланда пощадить её. Думаю, именно это и означает "бросить камень" при столкновении с пороком.

Многие атеисты очень скептически относятся к библейским чудесам. Но вот пример реального библейского чуда. Маргарита, которая в своей безысходной зависти, должна ненавидеть детоубийцу, жалеет и защищает ее. А Фрида, которой казалось бы нечего ждать кроме осуждения и ненависти, то есть града заслуженных "камней", видит в Маргарите заступницу. Как тонко и верно показал иноверец Булгаков суть библейского камня. Неспроста в одном из основополагающих еврейских источников трактате Пиркей Авот сказано: "Кто мудр? Тот, кто учится у каждого человека, как сказано: «От всех учителей моих набирался я разума, ибо хотел, чтобы лишь Твои заповеди были у меня на устах»".
Итак, в иудаизме "базисная установка в отношении народов мира сугубо положительная, а настороженность и иногда даже враждебность вызвана печальной необходимостью ежедневной защиты еврейского народа, поскольку вокруг, к сожалению, пока еще немало неевреев другого типа – таких, которые не очень стремятся к реализации добра и святости" (Рав Пинхас Полонский). Поэтому, не очень-то стремящимся "к реализации добра и святости", но уверенно ссылающимся на библейские строки, хотелось бы напомнить следующее. Еще две тысячи лет очень высоко чтимый христианами апостол Павел, написал не особо любящим евреев римлянам: "Итак, какое преимущество быть иудеем, или какая польза от обрезания? Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие" ("Римлянам", 3:1-2), то есть главный духовно-нравстнный капитал человечества. Так не абсурден ли миф о человеконенавистничеcком стяжательстве евреев?

Е.Деревянченко


Отредактировал/а: елизавета - Воскресенье, 31 Мая 2015, 12:14
 
RecalcitrantОтправлено в: Пятница, 17 Ноября 2017, 12:34 | Сообщение № 2

Постоянный участник
Сообщений: 465
C нами с 07 Декабря 2012
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
Цитата елизавета ()
Пинхас Полонский пишет, что в еврейских религиозных источниках

Скажем так, не во всех источниках. Изречение из цитируемого мидраша, пожалуй, одно из наиболее возвышенных в Еврейской традиции.

Есть и такие:

"Нееврей-праведник - это человек, принявший на себя перед бейт-дином исполнение 7 мицвот Бней-Ноах, данных неевреям Б-гом в Торе через Моше. Это человек, которому Тора позволяет селиться в Эрец-Исраэль среди евреев и предписывает нам обеспечить ему  возможность экономического процветания. В наше время у нееврея нет возможности подняться на этот уровень".

"Когда Б-жественная искра полностью облекается в живую душу, она становится тем, что мы называем «Б-жественной душой». Евреи наследуют эти искры «автоматически» ( biggrin ), и это именно то, что мы подразумеваем, говоря, что у всех евреев есть Б-жественная душа. Что же касается неевреев, то эта искра остается вовне, не облачаясь в их душу, даже на неосознаваемом уровне". 

Откуда у раввина такие откровения о неевреях? Если ВЕРИТЬ самим раввинам, эти ЗНАНИЯ он получил на горе Синай лично от Моше-рабейну)
А если серьезно, корни подобных воззрений тянутся со времен составления Талмуда. И прослеживаются даже в книге Зоhар, которая на самом деле псевдоэпиграф, приписываемый человеку, жившему за 1000 лет до его написания(тут еще что-то говорят об авторстве "евангелий").

Так что не все так радужно в иудаизме. Впрочем, как и в любом другом "...изме" )))


Кто не видит суеты мира,тот суетен сам.
 
RecalcitrantОтправлено в: Пятница, 17 Ноября 2017, 13:10 | Сообщение № 3

Постоянный участник
Сообщений: 465
C нами с 07 Декабря 2012
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
Цитаты из книги  "Тания", настольной книги иудеев-хабадников:

“Однако клипот подразделяются на две ступени, и одна из них выше, а другая ниже первой. Нижняя ступень — это три совершенно дурные и нечистые клипот, в которых совсем нет добра... Их влиянию подвергаются и от них исходят души всех народов мира и их физическое существование, души всех нечистых и запрещенных в пищу животных (и их физическое существование), а также существование и дух всех запрещенных видов растительной пищи, как орла, клаэй гакерем и пр. (скорлупа ореха, шелуха и т.д.)” (гл.6, стр.61).

“Клипот и ситра ахара называются “рвота и испражнения”, как известно”  (гл.24, стр. стр. 141).

Итак, “клипот” (нечистоты) = рвота и испражнения = скорлупа-шелуха = нечистые животные = народы мира! Евреи же — единственные, к кому, по мнению Шнеура-Залмана, можно применить понятие “человек”.


Кто не видит суеты мира,тот суетен сам.
 
ГалилеянкаОтправлено в: Пятница, 17 Ноября 2017, 16:24 | Сообщение № 4

Администратор
Сообщений: 5439
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Цитата Recalcitrant ()
Однако клипот подразделяются
краткий комментарий раввина по этому поводу.

Еврейская традиция учит: "Противопоставив свою волю Б-жественной, Адам положил начало всеобщему разделению и вражде. Сама телесная оболочка человека возникла в результате грехопадения – первоначально Адам был духовным существом, объединявшим в себе души всех людей. Мировое добро, орудиями которого являются Тора и заповеди, должно победить разделение, порождаемое грехом, и восстановить первоначальную гармонию всего сущего. Однако учение Каббалы о начале греха с Адама не аналогично христианской идее первородного греха, ибо оно не предполагает, подобно христианству, что грехопадение Адама обрекает все человечество на вечную греховность. Человек способен преодолеть свою греховность собственными силами еще до всеобщего спасения и независимо от него, хотя полная победа над грехом ожидается лишь с приходом Мессии".

РАМХАЛЬ утверждает: "Один из глубочайших принципов управления миром - это разделение на Израиль и народы мира. Со стороны человеческой природы они выглядят совершенно одинаковыми, но со стороны Торы они весьма отличаются, и отделены друг от друга, как два совершенно два разных рода”. Согласно еврейской традиции, в избрании Израиля произошло восстановление падшей человеческой природы. В Иакове, а в определенном смысле уже и в Аврааме возродился первозданный Адам. Соответственно, Израиль рассматривается в этом отношении как вершина творения, как существо, открытое пророчеству".

Recalcitrant, у каждого человека есть возможность стать евреем, и перейти на более высокий уровень служения Творцу. Было бы желание. Человеком, в полном смысле этого слова, может называться лишь тот, кто властвует над своим дурным началом, а это возможно только в том случае, если он выстраивает свою жизнь в соответствии с Заповедями Торы. Проиллюстрирую эту ситуацию следующим образом: весь мир находится в рабстве у злого начала, и лишь евреи, приняв Тору, обрели возможность стать "свободными" (господствовать над своим йецером). Так разумно ли тому, кто продолжает оставаться в рабстве, имея возможность в любой момент стать "свободным", продолжать цепляться за свое рабское положение и негодовать на тех, кто перестал быть рабом? Не лучше ли присоединиться к ним, и попытаться стать таким человеком, каким нас хочет видеть Творец?!..

P.S. лично я отношу себя скорее к "шелухе", поскольку ощущаю, пока что, неспособность в полной мере соответствовать Б-жьим требованиям. Мне некого в этом винить, и бессмысленно на кого-то злиться. Могу лишь искренне порадоваться за тех, кто достиг больших успехов в самосовершенствовании и приближении ко Всевышнему.


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
RecalcitrantОтправлено в: Суббота, Вчера, 14:17 | Сообщение № 5

Постоянный участник
Сообщений: 465
C нами с 07 Декабря 2012
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
Галилеянка, все эти "знания" раввинов о нееврейских душах - результат унижений и позора галута. Вместо того, чтобы искать причины в себе, "нашли" их на стороне)))
Это чем же должно быть наполнено сердце человека, чтобы сравнивать души людей с испражнениями?
Евреи автоматически получают особую нешаму вследствие этнического происхождения. Попахивает расизмом)))


Кто не видит суеты мира,тот суетен сам.
 
Бейт-мидраш / Дом учения » ИУДАИЗМ VS ХРИСТИАНСТВО » Межрелигиозный Диалог » Еврейские проценты
Страница 1 из 11
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz