Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Заглавие данной статьи, скажем прямо, звучит шокирующе для еврея, верного Традиции отцов. Однако не стоит сразу впадать в панику, ожидая очередной атаки христианских миссионеров! Эта статья вовсе не о правоте христианской концепции Мессии. Она – о степени правомерности взгляда на Йешуа га-Ноцри, как на Машиаха Бен-Йосеф из иудейской Традиции и о роли христианства в духовной эволюции Человечества.
Чтобы не смущать приверженцев ортодоксии, сразу выделю три основополагающих тезиса: 1. Йешуа – не являлся Б-гом, воплощенным через чудесное («непорочное») зачатие. 2. Его страдания и смерть на кресте (если таковая была) не освобождают евреев от необходимости соблюдать заповеди Торы, данные Б-гом на века. 3. Йешуа не являлся основателем новой религии. Его учение являлось разновидностью фарисейской мысли с элементами ессейской мистики. Это – аксиомы. Обо всем остальном можно (и нужно!) спорить. Итак, начнем.
1. Йешуа – сторонник Торы.
Йешуа был сторонником идеи о незыблимости законов Торы. Это следует из его собственных заявлений, зафиксированных в евангелиях. «Не думайте, что я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить я пришел, но исполнить» (Мф., 5,17). «…скорее небо из земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет» (Лука,16,17) «…на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они вам велят соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф., 23,2-3). Все разногласия Йешуа с фарисеями укладывались в рамки традиционных споров в фарисейской среде того времени. Не буду останавливаться на этом подробно, так как все это достаточно обстоятельно описано в книге рава Пинхаса Полонского «Две тысячи лет вместе». Соблюдали заповеди и ученики Йешуа. Так, евангелие сообщает, что после его погребения тела Йешуа в пятницу вечером перед наступлением Шабата, они «остались в покое по заповеди» (Лука, 23,56). Апостол Петр заявлял, что «никогда не ел ничего скверного или нечистого» (Деяния, 10,14). Апостол Яаков, родной брат Йешуа, и его последователи настаивали на прохождение гийюра новообращенными язычниками. «Если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись» (Деяния, 15,1). И т.д. Их отношение к заповедям свидетельствует о том, чему учил их Йешуа.
2. Йешуа – еврейский национал-патриот
В христианском мире принято считать, будто миссия Йешуа была направлена ко всем народам Мира, приписывая ему слова Павла: «нет ни эллина, ни иудея». Однако это расхожее мнение абсолютно не соответствует тому, что сам Йешуа заявлял о своей миссии. «Я послан только к погибшим овцам дома Израиля» (Мф., 15,24), «Не хорошо отнять хлеб у детей и бросить псам (язычникам)» (Мф., 15,26). Наставляя своих учеников, Йешуа говорил: «на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (Мф., 10,5-6). Женщине - самарянке, просившей у него воды из колодца, Йешуа заявил: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение – от Иудеев» (Инн.,4,22). Тем самым, однозначно отнеся себя к иудеям, а не к самарянам.
3. Йешуа - сторонник независимости Исраэля
В связи с этим возникает законный вопрос: не был ли Йешуа национальным революционером, сторонником освобождения еврейской земли от римской оккупации? Некоторые намеки в евангелиях дают повод для подобного предположения. Однако подобный вывод вызывает активное неприятие христианской аудитории из-за устоявшегося образа Иисуса, как «кроткого» и «смиренного» бродячего проповедника. Вместе с тем, из строк евангелий, он вовсе не выглядит таковым. «Змеи, порождения ехиднины!», «Безумные и слепые!» - награждает Йешуа гневными эпитетами своих оппонентов. Разве это похоже на кротость? А поведение Йешуа в Иерусалимском Храме? «И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, А столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда, и дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Инн., 2,15-16). Мы не будем сейчас рассматривать вопрос, насколько правомочен был поступок Йешуа, заметим лишь, что им он хотел продемонстрировать то, что выступает не против самого института жертвоприношений или системы денежного обмена простых монет на священные серебряные шекели, а выступает против того, чтобы данные операции производились именно здесь, рядом со Святым Домом. Кстати, как известно из Истории, обмен монет осуществлялся, вопреки текстам евангелий, не в самом Храме, и даже не во внешнем дворе, а вблизи храмовой стены. Таким образом, Йешуа вовсе не был этаким «Алешенькой Карамазовым», каким его на протяжении веков пыталась представить Церковь ради сдерживания протестных настроений и движений угнетенных масс. «Не мир пришел я принести, но меч!» - заявил Йешуа (Мф., 10,34). «И первые будут последними, и последние – первыми» (Мф., 19,30). «…вы , последовавшие за мною, - в пакибытии, когда сядет Сын человеческий на престоле славы своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых», - обещал Йешуа своим ученикам (Мф., 19,28). И они понимали грядущее Царство так, как и остальные иудеи: в материальном смысле. Они спорили между собою: «кто из них больший» (Лука, 9,46). Мать сыновей Зеведеевых, Яаков и Иоанна, просила Йешуа, чтобы он позволил им сесть «по правую и левую сторону» от него (Мф., 20,21). Ученики перед Тайной вечерей купили два меча. И сама вечеря, согласно евангелию от Иоанна, была не пасхальной. А чем же тогда? Подготовкой к народному восстанию! Восстанию, которое не состоялось из-за предательства Йегуды. Но об этом чуть позже…
И после распятия ученики Йешуа не переставали думать о восстановлении независимости Израиля. «А мы думали-было, что он есть тот, который должен избавить Израиля» (Лука, 24, 21). И после его воскресения и явления, они продолжали думать о том же: «Не в сие ли время, господин, ты восстановляешь царство Израилю?» - спросили они Йешуа (Деяния, 2,6). И что любопытно, Йешуа не отрицал необходимости восстановление Израиля. Он просто указал ученикам о тщетности расчетов сроков наступления этого события. «…не ваше дело знать времена и сроки, которые установил Отец в Своей власти» (Деяния, 2,7). И после, во время дискуссии апостолов о количестве заповедей, необходимых для соблюдения язычниками, апостол Петр вспомнил об обетовании Б-жьем о восстановлении Израиля. «Потом обращусь и восстановлю скинию (сукку) Давида падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее, чтобы взыскали Господа прочие человеки и народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие» (Деяния, 15,16-17).
Вместе с тем, в христианской среде существует утвердившееся заблуждение, будто говоря о своем Царстве, Иисус имел в виду «Царство не от Мира сего», т.е. загробный мир. Так ли это? На вопрос Пилата: «Итак, ты царь?», Йешуа отвечает: «…царство мое не от мира сего. Если бы от мира сего было бы мое царство, то служители мои подвизались бы за меня, чтобы я не был предан Иудеям. Но ныне царство мое не отсюда». Здесь ключевым словом для понимания фразы является слово «ныне», на что никто из христиан не обращает внимание. Другими словами, Йешуа хотел сказать, что его поколение оказалось недостойным того, чтобы стать поколением Освобождения (Геулы). Поэтому ее приход отодвигается на неопределенный срок в будущее.
Итак, и Йешуа, и его ученики верили в восстановление в будущем независимого Царства Исраэля, вопреки укоренившемуся в христианской среде представлению о том, что в отличии от «меркантильных» иудеев, Иисус и апостолы жаждали «Царства Небесного»!
4. Трансформация образа Йешуа
Когда же произошла трансформация образа Йешуа от вождя народного сопротивления до проповедника загробного воздаяния? Это случилось тогда, когда мессианская проповедь последователей Йешуа стала распространяться за пределы Эрец Исраэль. Проповедовать о человеке, посвятившего свою жизнь борьбе за независимость своей страны от власти Рима было просто опасным. Поэтому историю жизни Йешуа необходимо было срочно переписать, представив его исключительно Пророком и Проповедником, павшим жертвой «злобных» иудеев, которые «Богу не угождают и всем человекам противятся» (1-е Фессалоникийцам, 2,15), которые являются врагами Рима, в отличии от мирного Учителя, для которого, что иудеи, что эллины – все едины. Так родился тот образ Иисуса, который мы знаем из евангелий. Произошедшее можно сравнить с тем, как если бы кто написал бы портрет некоего человека в форме солдата ЦАХАЛа, но потом заказчик срочно решил заменить его портретом в одежде Рава. Портрет был переписан, но кое-где следы камуфляжа и автомата «Узи» остались. Как ни старались евангелисты, создавая облик мирного Равви, между строк Нового Завета торчат зелотские «уши»! И даже среди учеников Йешуа был один человек, именем Шимон, по прозвищу Кананит, что означает – «зелот»!
Тогда же произошло и переосмысление цели миссии Йешуа. Если вначале его ученики ожидали от него восстановление Царства, то после распятия они стали рассматривать его страдания и казнь как искупление грехов исключительно народа Исраэля. Но, затем, когда мессианская проповедь достигла язычников, Йешуа стараниями Павла превратился в Искупителя грехов Человечества, и прежде всего, «первородного греха» Адама. Эта концепция абсолютно чужда Торе, так как Б-г не нуждается в человеческих жертвоприношениях, а последствия греха Адама, наблюдаемые доныне, будут исправлены в будущем самим Всевышним в Дни Машиаха.
5. «Казненный вождь мятежа»
Именно такими словами характеризует Йешуа один из известнейших историков Римской Империи Цельс, в своей работе «Правдивое слово», посвященной критике христианства. Неверно было бы думать, что такое определение возникло случайно и не имеет под собой никаких серьезных оснований. Основания эти в виде намеков имеются в евангельских текстах. «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф., 11,12). «Тогда сказал он им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч; Ибо сказываю вам, что должно исполниться на мне и сему написанному: «и к злодеям причтен». Ибо то, что о мне, подходит к концу» (Лука, 22,36-37). Но, оказывается, апостолов не нужно было призывать: они уже были готовы к военной ситуации. «Они сказали: господин, вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно» (Лука, 22,38). Понимали, к чему клонится ситуация и Первосвященник с храмовыми служителями. «Что нам делать? Этот человек много чудес творит; Если оставим его так, то все уверуют в него, - и придут римляне и овладеют и местом нашим и народом» -опасались они (Инн., 11,48). И решили арестовать Йешуа при первой удобной возможности. Такая возможность им вскоре представилась. Один из учеников Йешуа, Йегуда Иш-Кирьят решил предать своего Учителя. Причиной тому, судя по всему, было разочарование в Йешуа как в духовном лидере. Скорее всего, Йегуда считал недопустимым либеральное, по сравнению со строгими взглядами фарисеев, отношение Йешуа к женщинам. Евангелия сообщают нам, что идея предать Йешуа созрела в душе Йегуды тогда, когда Мария «взявши фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги его…» (Инн.,12,3). «Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам, И сказал: «что вы дадите мне, и я вам предам его? Они предложили ему тридцать сребреников» (Мф., 26,14). При этом следует заметить, что Сангедрин мог приговорить к смерти, но мог и оправдать. Поэтому судьба Йешуа вовсе не была фатальной; Сангедрин вполне мог оправдать его, если за ним не числилось преступлений религиозного характера.
Судя по текстам евангелий, арест Йешуа стражей Первосвященника состоялся не в пасхальную ночь, а днем ранее. «Только не в праздник, чтобы не было возмущения в народе» - решили священники (Мф., 26,5). И евангелие от Иоанна сообщает нам, что казнь Йешуа состоялась накануне Песаха. (Инн.,19,14) . Талмуд также называет временем казни Йешу канун Песаха. Однако впоследствии, при написании евангелий и редактированием их Павлом, тайная вечеря была превращена в пасхальную, и казнь Йешуа была «перенесена» на день Песаха из религиозных соображений Павла, чтобы обосновать изобретенный им обряд «причастия» - вкушение «плоти и крови Христовой».
А что же сам Йешуа? Его поведение перед арестом и в последующие часы вовсе не похоже на поведение человека, жаждущего отдать свою жизнь во имя чего-либо. «Отче Мой! если возможно, да минует меня чаша сия» - молился Йешуа трижды, имея в виду свои предстоящие страдания. «Впрочем, не как я хочу, а как Ты» - добавлял он при этом. И последние слова, произнесенные им на кресте, свидетельствуют о том, что он до самого последнего момента надеялся на то, что распятие и смерть минуют его: «Б-же Мой, Б-же Мой, для чего ты мною пожертвовал?!» Именно так переводятся слова, сказанные Йешуа на родном, арамейском языке: «Или, или, лама савахфани?!» А вовсе не «Б-же Мой, почему ты меня оставил?!», как это написано в Псалме Давида. И судя по всему, Б-г услышал его молитвы и … «пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с ним; Но, пришедши к Иисусу, как увидели его уже умершим, не перебили у него голеней, Но один из воинов копьем пронзил ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает ,что говорит истину, дабы вы поверили» (Инн., 19,32-35). Как известно, из убитого кровь не может течь. Следовательно, этот факт свидетельствует о том, что к тому моменту Йешуа на кресте был еще жив! Что же произошло? Казненный впал в состоянии клинической смерти; его легкие заполнились каппилярной жидкостью из-за неестественного положения распятого тела. Удар копья, совершенный по касательной, не задевая ребра, позволил скопившейся жидкости вытечь наружу. У казненного появилась возможность свободно дышать, заработало сердце. Он вышел из состояния клинической смерти. Зная это, снявшие Йешуа с креста положили его в каменную гробницу, а затем вытащили и спрятали в надежном месте, пока не исцелили.
Допрос Йешуа не дал результатов, необходимых для вынесения смертного приговора. «Ибо многие лжесвидетельствовали на него, но свидетельства сии не были достаточны» (Марк, 14,56). Кое-кто обвинял Йешуа в намерении разрушить Храм и построить новый, «нерукотоворенный», за три дня. «Но и такое свидетельство их не было достаточно» (14,59). В этой ситуации Йешуа необходимо было отпустить. Но оставалось одно «но»: вопрос о мессианских притязаниях. «Ты ли Христос (Машиах)? Скажи нам»- спросили священники. Йешуа ответил: «Отныне Сын человеческий воссядет одесную славы Божией» (Лука, 22,69). Священников ответ не удовлетворил, и они решили спросить: «итак ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что я» (Лука, 22,70). Это была форма утвердительного ответа. Священники резюмировали: «какое еще нужно нам свидетельство? Ибо мы сами слышали из уст его!» (Лука, 22,71). Следует отметить, что данное евангелие дает единственно аутентичный вариант слов священников, так как в них отсутствует обвинение Йешуа в богохульстве. Объявление себя «Сыном Божьим» ни в коем случае не означает богохульства, ибо «Сын Божий» является синонимом Царя Исраэля и только. После этого ответа Йешуа у Персовсвященника не оставалось иного выбора, как препроводить его на суд к Пилату, ибо рассмотрение дел о преступлениях против Империи была исключительно его прерогатива. Следует пояснить, что суд Пилата также не гарантировал неминуемый смертный приговор. У обвиняемого был шанс избежать его, хотя и гораздо меньший, чем в случае с Сангедрином.
Тот факт, что Сангедрин не вынес Йешуа смертного приговора, зафиксирован и в «Деяниях». «И не нашедши в нем никакой вины, достойной смерти, просили Пилата убить его» (13,28). Видя, что Сангедрин не вынес Йешуа смертного приговора, Йегуда раскаялся. «Согрешил я, предав кровь невинную» - сказал он священникам и возвратил тридцать сребреников (Мф., 27,4). Это свидетельствует о том, что Йегуда предал Йешуа вовсе не из-за корысти, и не был меркантильным человеком, а был искренне уверен в виновности Йешуа в нарушении законов Торы.
Поведение Йешуа на допросе Пилата описываются евангелиями по-разному. Т.н. Синоптические евангелия свидетельствуют о молчании Йешуа, «так что правитель дивился», а евангелие от Иоанна, напротив, свидетельствует о том, что Йешуа вел с Пилатом философские беседы. Удивительно здесь поведение самого Пилата. Человека, обвиняемого в посягательстве на царскую власть, он предлагает освободить, да еще на основании того, что обвиняемый действительно является… «Царем Иудейским». «Се, Царь ваш!», «Царя ли вашего распну?» - вопрошает он священников (Инн.,19,14-15). Неслыханное дело: наместник кесаря сам отдает власть в руки представителя покоренного народа?! Зная коварный характер Пилата, священники решили, что тот проверяет их «на вшивость»: согласятся на освобождение обвиняемого в мятеже, значит – сами замышляют бунт. А, следовательно, необходимо проучить их, устроив репрессалию, перебив множество народа и отняв имущество. И, опасаясь подобного сценария, они решили показать себя большими сторонниками кесаря, чем сам Пилат, чем сам кесарь, заявив: «Нет у нас царя, кроме кесаря» и требуя распять Йешуа (Инн.,19,15). Одно из двух: либо Пилат попал под духовное влияние Йешуа, решив отказаться от власти в его пользу, или как минимум, отпустить его, либо действительно решил проверить священников на лояльность. В любом случае, своим поведением он добился от них отречения от Йешуа. Священники решили бить Пилата его же оружием: обвинили его в нелояльности кесарю: «если отпустишь его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю» (Инн.,19,12). Быть может, зная заранее реакцию священников, Пилат и добивался отречения их от Йешуа и в его лице от самой идеи независимости еврейского народа! Судя по евангельским текстам, он этого добился. И в знак то ли уважения к Йешуа, то ли в знак пренебрежения к евреям, поставил таблицу: «Йешуа га-Ноцри, Царь Иудейский», одновременно признав в нем Царя и свое право казнить Царя покоренного народа.
6. «Другой Утешитель»
Что стало с Йешуа после распятия? Верил ли он в свое Второе пришествие? Верили ли в него его последователи? Традиционно считается, что вера во Второе пришествие родилась сразу же после распятия. Христиане убеждены, что Иисус вознесся на небеса во плоти и вновь придет оттуда. Однако если внимательно читать евангелие от Иоанна, создается впечатление, что сам Йешуа был другого мнения. Он верил в приход после себя некоего последователя, которого именовал «Утешителем». «Если любите меня, соблюдите мои заповеди, и я умолю Отца, и даст вам другого утешителя, да прибудет с вами вовек, Духа истины…» (Инн.,14,15-16). «Когда же придет утешитель, которого я пошлю вам от Отца, Дух истины, который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о мне» (Инн., 15,26). «Но я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы я пошел; ибо если я не пойду, утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю его к вам, и он пришед обличит мир о грехе и о правде и о суде. О грехе, что неверуют в меня; о правде, что я иду к Отцу моему, и уже не увидите меня; о суде же, что князь мира сего осужден. Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить. Когда же придет он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от себя говорить будет, а будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть мое; потому я сказал, что от моего возьмет и возвестит вам. Вскоре вы не увидите меня, и опять вскоре увидите меня, ибо я иду к Отцу» (Инн.,16,7-16). Непредвзятый анализ этих слов позволяет сделать вывод, что под «Духом истины» понимается не собственно Дух, а человек, обладающий знанием Истины. Слово «дух» в данном случае имеет нарицательное значение. Точно так же, как «глас вопиющего» означал не некий невидимый голос с Небес, а конкретного человека - Йоханана погружающего. Именно так понял значение этого пророчества Мухаммед, правда, приняв его на свой счет (имя Ахмад, Мухаммед, в переводе означает «Утешитель»). Однако речь здесь идет не о нем, так как утешитель должен прийти к евреям, быть принят ими и пребывать с ними вовек. Вышеприведенное пророчество можно перевести следующим образом: Йешуа заявляет, что он умрет (отойдет к Отцу своему) и люди его больше не увидят. Вместо него придет другой человек, который будет как бы новым его воплощением. Его рождение может состояться только в том случае, если душа Йешуа поднимется на Небеса (16,7). Он укорит людей, неверующих в Б-жественную миссию Йешуа, объяснит им, что его возвращения ждать тщетно, что принцип эгоизма, господствующий в Мире («сатан», «дурное начало»), уже побежден. Под «князем мира сего» можно понимать и правителя Иудеи Понтия Пилата, как материальное воплощение принципа эгоизма. Тем более, что в 36 г. н.э., Понтий Пилат был отозван в Рим по жалобе самаритян на имя легата Сирии Вителлия, и был осужден кесарем
Судя по всему, существовали две группы христиан: одни, доверявшие синоптическим евангелиям, составленными сторонниками Павла и отредактированными им лично, верили в вознесение Йешуа на Небеса и его Второе пришествие. Другие, доверявшие евангелию от Иоанна, верили в приход утешителя. Истории было угодно распорядиться так, что распространение получила версия «Второго пришествия». Концепция же явления утешителя осталась лишь на страницах евангелия от Иоанна. И ожила затем в исламе, а также периодически появлялась в разных христианских сектах вплоть до сего дня.
Возникает и еще вопрос: что стало с Йешуа, если он пережил распятие, и не вознесся на Небеса во плоти? В евангелии от Иоанна, по моему убеждению, содержатся намеки на его дальнейшую судьбу. «Будете искать меня и не найдете; и где буду я, туда вы не можете придти. При сем Иудеи говорили между собой: куда он хочет идти, так-что мы не найдем его? Не хочет ли он идти в эллинское рассеяние и учить Эллинов?» (Инн., 7, 34-35). И еще. «Симон Петр сказал ему: Господин! Куда ты идешь? Иисус отвечал ему: куда я иду, ты не можешь теперь идти, а после пойдешь за мною» (Инн., 13,36). Кончено, можно трактовать вышеприведенные слова, как предположения фарисеев, а ответ Йешуа Петру, как предсказание о его распятии, однако евангелие от Иоанна было непростым. Оно носило гностический, посвященческий характер и имело несколько уровней толкования. Таким образом, мы можем предположить, что Йешуа провел последние дни своей жизни в эллинском рассеянии. Где находится его могила, мы сказать пока точно не можем, как и в случае с могилой Моше. Возможно, в Риме, где похоронен и его самый верный ученик - Петр. Тем более, существует свидетельство древнеримского историка Тацита о волнениях евреев в Риме в конце 40-х гг. н.э., вызванных неким «Хрестом». А также легенда о встрече Петра с Йешуа в Риме перед его казнью.
И, наконец, одна интереснейшая деталь. В главах Книги Йешайя, считающимися христианами мессианскими (50 и 53), на самом деле говорится не об одном человеке, а о двух. Первый - Страдающий Праведник, Раб Б-жий, второй – Оправдывающий Страдающего Праведника. «Близок оправдывающий меня» - говорит Страдающий Праведник. «Мудростью своею оправдал праведника Раб Мой перед многими, и грехи их он нес» - говорится в гл. 53. И если исходить из предположения, что Страдающий Праведник это Йешуа, то Оправдывающий это Утешитель. Машиах Бен-Йосеф и Машиах Бен-Давид. Любопытно, что Машиах в иудейской Традиции, также именуется словом «Утешитель» (Менахем)! Однако следует подчеркнуть, что это имя нарицательное и не означает, что реального Машиаха будут звать именно так.
7. Йешуа га-Ноцри и Машиах Бен-Йосеф.
Внимательный читатель, знакомый и с иудейской Традицией и с Новым Заветом одновременно, заметит поразительное сходство между образом Машиаха Бен-Йосефа и евангельским Йешуа. Хотя между ними существуют и отличия. Мы не будем останавливаться на этом подробно. Отметим лишь общую линию.
Согласно Саадии Гаону («Эмунот ве-де”от, статья 8, глава 5), Машиах Бен-Йосеф это «человек из семени Йосефа с Галилейской горы». Он должен возглавить народное ополчение, войти в Йерушалаим тогда, когда Эдом уже захватит его и некоторое время жить там. Человек, по имени Армелий, языческий правитель, вступит с ним в войну и убьет много народа. Среди погибших будет и Машиах Бен-Йосеф. С этого времени для евреев наступят очень трудные времена. Они будут испытывать ненависть со стороны всех народов, будут изгнаны в пустыни и безлюдные места, страдать от голода и болезней. Потом придет Элиягу га-Нави и наступит Избавление. Вместе с Элиягу должен прийти и Машиах Бен-Давид. Он должен вернуть к жизни Машиаха Бен-Йосеф.
Канва этого повествования полностью согласуется с евангельской. Йешуа прожил долгие годы в Галилее. Его ученики, кроме Йегуды были галилеяне. Свою Нагорную проповедь он совершил на галилейской горе Тавор. Он собрал группу последователей, которых, хоть и нельзя назвать народным ополчением, но все же представлявших определенную силу. Он вошел в Йерушалаим. Его появление вызывало «возмущение и убийство», в котором обвинили некоего Варраву (быть может, сторонника Йешуа). Правитель Понтий Пилат (Армелий) избил множество народа и казнил Йешуа на кресте. Спустя некоторое время, Храм был разрушен, а евреи изгнаны из Земли Израиля.
Отличие этой истории, прежде всего в сроках. Считается, что Машиах Бен-Йосеф и Машиах Бен-Давид должны прийти в одном поколении. Однако лично я считаю, что различия здесь несущественны. Главное, то, что Йешуа действительно происходил из Галилеи, вошел в Йерушалаим с целью овладеть Иудеей, и был казнен, как мятежник, претендент на царскую власть.
Йешуа можно считать Машиахом Бен-Йосеф еще и потому, что на основе его имени в жизни народов Римской Империи произошли колоссальные изменения. Политеизм сменился монотеизмом (пусть и ограниченным). Если бы место одной языческой религии Империи заняла бы другая (например, митраизм) это нельзя было бы именовать мессианским преображением Мира. Было бы неразумно считать случайностью то, что место мировой религии заняла религия, основанная на иудаизме. Йешуа, вместо того, чтобы стать Царем Иудейским стал Царем гоев, уверовавших в него. И в этом есть его сходство с Йосефом, ставшим советником Паро и фактическим правителем Мицраима. Поэтому его можно отождествить с Шило, которому «покорность народов». В противостоянии Йешуа и Йегуда Иш-Кирьята просматривается аналогия с противостояние между Йосефом и Йегудой, проявлявшееся затем в извечном противостоянии происходивших от них колен и двух царств - Израильского и Иудейского.
Кроме того, это противостояние можно рассматривать как квинтэссенцию беспричинной вражды, царившей между евреями в ту эпоху. Отношение Йегуды к Йешуа являлось типичным примером такой вражды. Его непонимание Йешуа послужило причиной его предательства, что привело к выдаче Йешуа сначала в руки Сангедрина, а затем – в руки римлян. Тем самым связавши руки Йешуа для дальнейших действий по восстановлению государственной независимости Израиля. Отношение же Йешуа к Йегуде было крайне противоположным: зная о его намерении совершить предательство, Йешуа сохранял доброжелательное к Йегуде отношение. Такое же доброжелательное отношение Йешуа демонстрировал и к остальным людям, с кем сталкивался в своей жизни. И если уж говорить о Йешуа как об Искупителе грехов, то это искупление проявлялось в его поведении, основанном на Беспричинной Любви и прямо противоположном поведению многих его современников.
На утверждение о том, что Йешуа являлся Машиахом Бен-Йосеф еврейской Традиции, кто-то может возразить, мотивируя свое возражение тем, что Йешуа традиционно считался потомком Давида. Это верно, однако у нас нет ни одного доказательства того, что Йешуа являлся им. Две родословные, противоречащие друг другу, приведенные в евангелиях, не могут считаться подлинными. Скорее всего, вышеприведенные аргументы не убедят большинство читателей. Уж больно необычным и непривычным выглядят вышеизложенные рассуждения. И уж больно смахивают они на христианскую концепцию Мессии. Тем не менее, я убежден, что представление о Йешуа, как о Машиахе Бен-Йосеф (в еврейском, а не в церковном понимании) имеет право на существование!
8. Провиденциальная роль христианства
Думать, будто христианство возникло, развилось и утвердилось в Мире само по себе, случайно, без соизволения на то Всевышнего, означает быть очень наивным человеком. И более того, человеком, полагающим, что в этом Мире что-то может возникнуть не по воле или вопреки Б-жественной воле. Такой человек умаляет могущество Б-га, независимо от того, осознает он это или нет. До сих пор отношение к христианству в иудейской среде было именно таковым. Лишь в последние несколько десятилетий появились раввины, рассматривающие появление христианства как провиденциальный акт Творца. В чем же его роль?
Во-первых, с помощью христианства, народы Римской Империи, а затем и многие другие, получили информацию о Б-ге Исраэля и Его Торе. Да, к сожалению, информация эта дошла до них в искаженном виде. Да, к сожалению, с течением веков христианство вобрало в себя элементы языческих верований и обычаев принявших его народов. Но кто сказал, что переход от политеизма к монотеизму представляет собой легкий процесс?! Если даже евреи, получившие Тору на горе Синай, впоследствии то и дело впадали в идолопоклонство, чего же говорить о язычниках, не видевших чудес, подобно тем, что совершались в Синайской пустыне и не получавших из рук Всевышнего Тору?! Переход от политеизма к монотеизму можно сравнить с искусственным переводом небесного тела с одной орбиты на другую. Согласно астрофизике, для того, чтобы перевести космическое тело с одной орбиты на другую, необходимо совершить два толчка: один, чтобы свести его с прежней орбиты, а второй – чтобы зафиксировать его на новой. Христианство и было подобным первым толчком, сместившим принявшего его народы с орбиты политеизма. Второй толчок, призванный закрепить их на орбите монотеизма (принятие Шева мицвот Бнай Ноах) должен совершить Машиах Бен-Давид.
Во-вторых, христианство подготовило для евреев среду обитания, почву, на которой они могли бы сохраниться физически. Церковь, веками преследовавшая евреев, не решалась, однако, пойти на полное их истребление, так как в ее глазах они были все же избранным (пусть и в прошлом) народом. Для язычников же евреи не являлись таковыми. Они были неким инородным телом, которое легко могло быть уничтожено (вспомним план Амана!) У евреев в языческом окружении было больше шансов не выжить, чем в окружении христианском (и исламском).
В-третьих, христианская Церковь испытывала к евреям беспричинную вражду и от этого подвергала евреев беспричинным репрессиям (обвинение в «богоубийстве», «кровавые наветы», обвинение в «отравлении колодцев» и многое другое). Так, Всевышним реализовывалось наказание евреев за грех беспричинной вражды друг к другу - через беспричинную вражду к ним со стороны народов Мира. И все это, для того, чтобы научить их Беспричинной Любви, научить их, что означает «Милости хочу, а не жертвы». И не только евреев, но и народы Мира, которые должны осознать свой грех беспричинной вражды к евреям и раскаяться в ней. Что, собственно и происходит на протяжении последнего столетия доныне. От появления движения религиозного сионизма, основатель которого, Рав Авраам Ицхак Кук заявил: «Беспричинную ненависть можно искупить лишь беспричинной любовью» до Теологии после Освенцима и Теологии замещения, когда Церковь (католическая) сняла с евреев обвинение в «богоубийстве» и все больше священников признают самоценность иудаизма, а христианство – не замещением, а дополнением к нему. Вот, что можно сказать в двух словах о провиденциальной роли христианства.
9. Что делать евреям?
Этот вопрос неизбежно возникает после прочитанного материала. Ответ на него может показаться банальным: изучать Тору и соблюдать ее заповеди. Признание Йешуа Машиахом Бен-Йосеф не означает необходимости перехода в христианства. Оно означает лишь то, что одним Праведником у евреев станет больше. Признание Йешуа Машиахом Бен-Йосеф не подорвет, а напротив, укрепит позицию иудаизма, так как покажет, что пророчества Торы и Танаха верны. Впрочем, точку в этом вопросе поставит Машиах бен-Давид, когда реализует все, что определено ему Всевышним.
Кирилл Гиляров 18.05.11
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|