[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!

  • Страница 1 из 1
  • 1
Тора - пророчество
ГалилеянкаОтправлено в: Вторник, 14 Мая 2013, 23:19 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Л. Начнем сначала: «Моше принял Тору». Все ли здесь понятно и не требует разъяснения?

С. Что значит «принял»? Получил книгу от Б-га? Человек встретился с Б-гом как с подобным себе?

Л. Прямой встречи, конечно, не было. Хахамим (мудрецы) учат, что принятие Торы и сама она — пророчество; правда, как мы скоро увидим, особое.

С. Пророчество - это предсказание будущего. А Тора описывает события прошлого, излагает законы. Значит, Тора не пророчество.

Л. Вы исходите из стандартного взгляда на пророчество, далекого от реальности. Но вот как его описывает Рамхаль (р. Моше Хаим Луццато, 18 век) в своей книге Дерех Ашем (Путь Б-га): «Человек достигает связи с Творцом, подлинно прилепляется к Нему так, что ощущает это соединение и понимает свою непосредственную связь с Творцом, точнее, Славой Его. Причем это кристально ясно ему, без всякого сомнения».

С. Если пророчество сводится только к соединению с Творцом, откуда вся информация, которую мы черпаем из Торы? И второй вопрос, раньше Вы говорили: с Б-гом встретиться нельзя, но р. Луццато пишет, что человек был «прилеплен» к Нему. Как увязать одно с другим?

Л. Рамхаль отвечает на оба вопроса. Двекут («прилепление»), прежде всего, выражался в том, что пророк постигал полученное откровение - именно того атрибута Творца, который Он открывал пророку. Рамхаль пишет: «Главное в пророчестве - постижение (двекут - дословно "прилепление")... ему сопутствовало знание, идеи истинные, очень глубокие и скрытые» (там же). Постижение предполагает понимание. Понятое откровение и есть учение Торы. Это ответ на первый вопрос. Чтобы ответить на второй вопрос, обратимся к понятию двекут. Наивно полагать, что пророк буквально подходил к Творцу, соединялся с Ним. Рамхаль пишет: «Постижение происходило через посредников. Он не соединялся и не постигал Славу Творца, как видят перед собой человека. Славу Творца постигали через ангелов. И различие в постижении зависело от посредников, как отражение в зеркале. Уровень пророчества определялся расстоянием от зеркала, его чистотой или мутностью». Значит, прямой встречи никогда не было.

С. В зеркало смотрят, чтобы увидеть себя. Почему ангела, переносчика невуа (пророчество), сравнивают с зеркалом?

Л. В зеркале нет предмета, но оно передает информацию о нем. Пророк, конечно, не видел Творца. Но, когда Он хотел открыть нечто о Себе, то посылал свет (шефу), который воплощался в ангела. Это и есть видение, воспринимаемое пророком. Ангел, подобно зеркалу, «переносит» не мого Творца, но видение о Нем. И вот еще аспект их сходства. От себя зеркало ничего не прибавляет к объекту, лишь копирует его. Так и ангел не добавлял к видению деталей. Тем самым, пророку в точности открывалось Его послание.

С. Если Тора - одно из пророчеств, чем обусловлено ее особое место в иудаизме?

Л. Невуа (пророческое видение) Торы отличается от других в двух аспектах. Первое: содержание этого пророчества - всеохватывающее учение,  Не следует отождествлять все учение Торы, как оно дошло до нас, с пророчеством. На протяжении веков было накоплено знание, которое в невуа Торы не входит. Оно шире и глубже других откровений. И второе: пророк, через которого пришла Тора, стоял выше всех остальных. Вот пояснение Рамхаля (Дерех Ашем, 3:5:1): «Пророчества разделяются на два уровня: к первому относятся все пророки, ко второму - только Моше, мир ему. И Святой, благословен Он, Сам провел это различие, как сказано: «...если есть у вас пророк, то Я, Ашем, в видении открываюсь ему, во сне говорю с ним. Не так с Моим рабом Моше. Доверенный он во всем доме Моем. Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не загадками...» (Бемидбар/Числа, 12: 6-7).

С. Не следует ли из этого, что пророчество Торы превосходит истинностью все другие? Ведь они сравниваются с загадками. Если загадка трудная, возможна неверная разгадка.

Л. Не так у пророка: «...пророк постигал видение в его истинном смысле, ибо в самом видении получал верное истолкование» (Дерех Ашем, 3:5:4). Значит, он не обязан был искать разгадку. Напротив, понимание скрытого смысла видений тоже приходило сверху, вероятность ошибки была исключена.

С. В Торе сказано, что пророчество Моше стоит особняком, возвышаясь над остальными. Может ли это значить, что Творец представал перед ним непосредственно? Ведь сказано: «устами к устам говорю Я с ним».

Л. Нет, персональная встреча исключена. Эти слова означают, что Моше, в отличие от других пророков, не требовалось для получения пророчества, ясного видения погружаться в сон, изменять своим чувствам. А у остальных во время пророчества собственные чувства исчезали, и на их место приходило чувство и понимание того, что перед ними открывалось. Кроме того, к другим пророкам видение поступало через систему «зеркал»: некоторые отстояли далеко, какие-то были замутнены. У Моше было всего одно «зеркало», причем абсолютно чистое. Другое отличие: к пророкам невуа приходила, когда Творец хотел этого. Они могли готовить себя к невуа, но придет откровение в этот момент или нет - зависело только от Него. С Моше не так. Он в любой момент мог достичь невуа это зависело от него самого. Дочери Целофхада претендовали на земельный надел в Эрец Исраэль. Не зная, что ответить, Моше обратился за помощью: «И Моше представил их дело пред Всевышним» (Бемидбар, 27:5). Это надо понимать буквально: спросил - и получил ответ. Еще одно. Пророкам открывались отдельные аспекты творения, бытия Творца. Моше имел отношение ко всему творению, точнее к его части, до которой человеку дозволено добраться. Поэтому сказано: «Он доверенный в доме Моем» ему были даны ключи от всех доступных комнат творения. И последнее важное различие: пророки видели образы, например, окружность, которая что-то означала, или ремни, которые на что-то намекали, - это была загадка, и она нуждалась в объяснении. У Моше никаких загадок не было. Информация шла к нему прямо.

С. Непонятно, зачем загадка, если разгадка тоже дается сверху, не проще ли сразу поведать пророку то, что нужно?

Л. Конечно, проще. Но пойди Творец по сокращенному пути, который Вы предлагаете, было бы упущено основное. Известно, что ангел не может явиться перед человеком, потому что его свет очень яркий, он сожжет материю. Так и нешама (душа), когда входит в гуф (тело), представляет собой свет. И хотя он ослаблен, но все равно нуждается в оболочке, которая защитит гуф от света нешамы. Вместе с тем, оболочка место двекут (соединения), нечто промежуточное между нешамой и гуфом. И благодаря ней две противоположные среды, духовная и материальная, могут сосуществовать. Найдем аналог этой оболочки в невуа (пророчестве). Представьте человека, который не видел дома, но, рассматривая чертеж, получает о нем представление. План дома - аналог пророческого видения. Всевышний из верхнего мира посылал пророку свет (шефу), который «материализовался» в образах. Они и составляли откровение. Образы несли информацию о свете, который их вызвал. Как чертеж в нашем примере. Пророк в непосредственный контакт со светом не вступал. Его разум ограничивался постижением дошедших образов. Видение, с которым он соприкасался, - подобие оболочки нешамы, вошедшей в гуф. Как оболочка отделяет нешаму от гуфа, скрывая тем самым ее свет, так и видение отделяло пророка от шефы, которая была послана сверху. В то же время, оболочка - это двекут, место соприкосновения нешамы и гуфа. Видение - двекут между пророком и светом Творца.

Теперь ответим на вопрос: зачем нужна загадка, почему не ограничиться лишь результатом, необходимой информацией? Суть в том, что гуф человека, в отличие от животного, «прилипает» к нешаме, связан с ней через двекут. Поэтому он выше, чем у животного. Так и пророк, через видение (двекут) прилеплялся к свету, впуская его в себя, становился духовно выше. Невуа выходила за рамки сообщения информации, «загадки-разгадки». Смысл этого взаимодействия - двекут, который через пророка привносил духовность в нижний мир, как нешама приносит свет в гуф. Присутствие в народе людей, у которых был двекут с Творцом, меняло климат того времени, поднимало Ам Исраэль (еврейский народ) на более высокий духовный уровень.

ПИРКЕЙ АВОТ. Изучение Мишны


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz