[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!
Книга Мириам Исраэли Страна Аслана. Еврейский секрет Нарнии. "Хроники Нарнии" сквозь призму иудейского мировоззрения


Страница 1 из 11
Бейт-мидраш / Дом учения » МИССИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА » Пророки и Пророчества » О разнице между всеми пророками и Моше-рабейну
О разнице между всеми пророками и Моше-рабейну
ГалилеянкаОтправлено в: Суббота, 11 Августа 2012, 00:26 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5451
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
[1] Вообще говоря, пророчества по уровням разделяются на две части: первая – уровень всех пророков, за исключением Моше-рабейну, и вторая – уровень Моше-рабейну, мир ему. Святой, благословен Он, Сам произвел различие между ними и объяснил его (Бемидбар 12:6-7): «Если будет среди вас пророк, тогда Ашем – Я – в видении откроюсь ему, во сне буду говорить с ним. Не так мой раб Моше: доверенный он во всем Моем доме».

[2] Пророчество всех пророков, кроме Моше, происходит в видении и сне, как написано: «В видении Я откроюсь ему, во сне буду говорить с ним». То есть, Всевышний использует сон, уже заложенный в природу человека, в качестве средства передачи пророчества.

Однако это не означает, что пророчество и сон – явления одного порядка; просто Высшая Мудрость посчитала сон достойным средством для передачи пророчества. И когда Мудрецы назвали сон одной шестидесятой частью пророчества (Брахот 57б), они лишь имели в виду, что во сне человеку передаются сообщения способом, отличным от обычной работы человеческого сознания, как мы упомянули выше.

[3] Когда пророческое воздействие усиливается, пророк теряет свои ощущения и чувства и погружается в нечто, подобное сну. Его мысль оказывается подобной мысли спящего и видящего сон человека, и тогда к нему привлекается пророчество. Это может случиться с пророком в момент бодрствования, таким образом, что мы упомянули, а может быть, он получит пророчество в ночном сне, лежа в постели.

Но, во всяком случае, пророчество может постичь его только когда он теряет ощущения и погружен в эту дремоту. Возможно, однако, что это случится за малый промежуток времени, и затем он сразу же вернется к первоначальному состоянию; но в момент пророчества он потеряет чувствительность и погрузится в дремоту на какое-то время, пока пророчество не будет получено.

[4] Пророки видят не так, как человек видит товарища перед собой, но как тот, кто видит его через зеркало, да не одно, а как бы через систему многих зеркал, в которых изображение передается от одного зеркала к другому; но видимый объект, несомненно, один, и его движения видны через зеркала, хотя и не видят его прямо. Более того, их видение подобно смотрению в неполированное зеркало, в котором невозможно ясно разглядеть объект. Так и им невозможно ясно увидеть Славу Всевышнего, даже после многих отражений изображения, хотя они, на самом деле, видят Славу, и нет у них в этом никаких сомнений. И в этом также пророки различаются и подразделяются на уровни, так как у одного «зеркало» более «отполировано», чем у другого, и он постигает яснее.

Но пророк, постигающий все это, постигает истинным образом, то есть, уясняет, что Открывающийся ему – это Творец, благословенно Его Имя. Пророк постигает суть «зеркала», его сущность и тайну, и постигает и схватывает разумом истинно и ясно идеи, которыми на него воздействуют, как мы упомянули выше в главе 3. Но так же как открытие ему Славы происходит через эти «отражения изображения», так и знания поступают к нему в форме притч и аллегорий во сне, являющимся средством, через которое приходит пророчество, как мы упомянули выше.

[5] Но пророчество нашего учителя Моше, мир ему, осуществлялось более высоким образом, чем все это (описанное выше).

Во-первых, ему совсем не было нужно терять чувства и погружаться в сон. Пророчество приходило к нему в его обычном состоянии, и об этом сказано (Бемидбар 12:8): «Лицом к лицу Я говорю с ним». Сообщение раскрывалось ему таким образом, как если бы было только одно зеркало; само это зеркало было «отполировано», и знания поступали к нему в ясной форме, а не в загадках, и об этом сказано (там же): «В видении, а не в загадках».

Однако и ему Слава открывалась соответственно тому, что он мог принять, в виде образа в зеркале, ибо без этого невозможно человеку постичь своего Творца. Но по крайней мере этот образ он постигал весь и ясно, как тот, кто смотрит в отполированное и освещенное зеркало безо всякой помехи видению. И об этом сказано (там же): «И образ Ашема видит», ибо выведенный там образ он видел очень хорошо, в отличие от других пророков, которые были не в состоянии хорошо воспринять то изображение. И из постигаемого образа Моше получал весьма великое и ясное разумение, превышающее разумение всех других пророков, как мы упомянули.

[6] И еще одно различие было между пророчеством всех пророков и пророчеством Моше: остальные пророки могли пророчествовать не в любое время, но только в момент, когда Творец, благословенно Его Имя, желал, Он посылал на них Свое воздействие и те пророчествовали. Но для Моше-рабейну, мир ему, получение пророчества зависело от его желания; он мог связаться с Всевышним и привлечь откровение по мере необходимости.

И еще: другие пророки постигали только свои частные вещи, то, что Господин, благословен Он, хотел открыть им; но наш учитель Моше, мир ему, удостоился того, что ему были открыты все порядки творения; он получил разрешение исследовать все и искать везде, и ему были вручены все ключи, которые никогда и никому не вручались, и об этом сказало Писание (Бемидбар 12:7): «Во всем Моем доме он доверенный», и также сказано (Шмот 33:19): «Я проведу перед тобой все Мое благо».

[7] Все пророки, когда постигали образ, которым была им представлена Слава, постигали тайну этого образа и его суть, то есть, тайну существования этого понятия – изображения Славы, и как оно происходит, и что имеется в виду во всем этом. Они также постигали через это изображение истинные знания тайн величия Благословенного. Они постигали также истинность того, что на самом деле Б-г не имеет никакого образа совершенно, а то (видимое ими) изображение есть нечто созданное для глаз пророка по желанию Всевышнего, по известным Ему причинам. Об этом сказано Израилю (Дварим 4:12): «А образа вы не видите, только голос», и (там же 4:15): «Ибо вы не видели никакого образа». Ибо на самом деле они постигали две вещи: сначала постигали, что у истинной сущности Всевышнего совсем нет никакого изображения, и что к ней совершенно не относятся все эти представления; и после этого знания открывался им также образ из разряда пророческих образов, о котором сказано (Шмот 24:10): «И видели Б-га Израиля». Мудрецы назвали это (Сифри, Бемидбар 12:8) «видением речи». Это означает, что пророчество, на самом деле, не есть видение Славы, а видение, изображающееся «силой речи», которая подобна изображению в зеркале, как мы упомянули выше, через которое они постигают различные частности в тайнах Б-жественности Благословенного и Его творения и управления, как мы объяснили.

Раби Моше Хаим Луцатто


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
ГалилеянкаОтправлено в: Суббота, 11 Августа 2012, 00:32 | Сообщение № 2

Администратор
Сообщений: 5451
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
(Бамидбар [Числа], гл. 8-12)

В прошлом году мы обсуждали «бунт сброда» - группу евреев, не желавших свободы, которую им предложил Моше, активно тосковавших по сытному рабству (в воспоминаниях, кстати, былое рабство всегда выглядит более сытным: «в стране, откуда мы приехали, у нас был огромный дом, пианино в каждой комнате... а вот эта болонка там была бультерьером!»). Единый предложил Моше решение – «назначить» семьдесят старцев (почтенных людей из всех родов Израиля), которые бы личным примером вдохновляли народ: и Я выделю от того духа, который на тебе, и возложу на них, и будут нести с тобой бремя народа, а не ты один будешь его нести (11,17). Эти старцы – первые учителя, наставники, равы народа.

Моше составляет списки и по ним приглашаются 70 человек. Они преображаются: на них снисходит «дух Единого». Что это такое?

Дух (ивр. руах) – часть строения человеческой души, та проекция сущности (нешамА), которая воспринимает и передает энергию мироздания и взаимодействует с нематериальной частью бытия (а та проекция сущности, которая отвечает за телесные, материальные проявления бытия, называется «нефеш»). Именно руах – тот «орган», который отвечает за духовную жизнь человека, за его моральные, культурные, идеологические колебания. («Хайей-руах» - духовная жизнь).

Дух Единого – не какая-то отдельная субстанция. Это состояние, когда руах человека находится в гармонии с Единым. Человек видит наиболее ясно, чувствует наиболее верно, в его голове рождаются самые уместные мысли... По-русски мы говорим «вдохновение», «прозрение», и я думаю, что все люди, читающие эту беседу, когда-либо его испытывали. Когда же человек входит в длительный резонанс с духом Творца, он становится навИ – пророком.

Суть пророка вовсе не в предсказывании будущего. Моше и сам не предсказывал будущее – он его творил, как до него - Яаков. Пророк – человек, который может выразить словами то, что Единый говорит каждому человеку, но не каждый человек в состоянии услышать. Пророк – не посредник между человеком и Единым (такого посредника нет и быть не должно – человек сам должен стоять перед Творцом!), но переводчик.

Итак, перед Шатром Завета происходит чудо: семьдесят старцев разделяют духовную настройку Моше и становятся пророками.

И тут происходит интересная вещь. И двое человек остались в лагере, одного звали Эльдад, а другого – Мейдад; и на них снизошел дух; а они были в списках, но к Шатру не пошли; и стали они пророчествовать в становище (11,26). Комментаторы поясняют, что в списках было больше семидесяти человек, и эти двое по своей скромности отказались идти с Моше, считая себя недостойными. Тем не менее, вдохновение «настигло» их в становище. Что означает «стали они пророчествовать»? Колотить себя в грудь и бормотать непонятные вещи? Нет; это – горячка, а не пророчество. Но у любого человека есть естественное чутье, позволяющее отделить слова, сказанные «по вдохновению» от слов, сказанных «просто так». Это так же легко, как отличить стихи графомана от стихов поэта. Другое дело, что и среди поэтов бывают более сильные и менее сильные, да и пограничные случаи между поэзией и графоманией есть; но, тем не менее, отличить можно – и чем больше читаешь поэзию, тем легче. Также и с пророчеством: евреи Синая были «натренированы», их окружали чудесные проявления Воли Единого, и у них были истинные пророки - Моше и его сестра Мирьям, и был великий коэн Аарон, проводник духовной энергии...

В общем, И прибежал юноша и сказал Моше так: «Эльдад и Мейдад пророчествуют в становище». И ответил Йехошуа Бин-Нун, слуга Моше из его избранников, так: «господин мой Моше, заключи их под стражу!» (11,27-28 ). Йехошуа, человек военный, огорчился: непорядок, мол! Самопроизвольно пророчествуют, без документов! Так все скоро себя пророками объявят! На гауптвахту, и чтоб неповадно было!

И тут проявляет себя Моше. И сказал ему Моше: «что, тебе за меня обидно? Да кто бы сделал так, чтобы весь народ Единого ходил в пророках, чтобы Единый возложил на них Свой дух!» (29).

Никакой монополии на дух Божий. Никакой «организованной духовности». Пророк – не тот, кого власти (пусть даже самые хорошие власти) назначили пророком, а тот, кого сделал пророком Сам Бог.

И с тех пор пророки появлялись по воле Единого, а не по желанию владык, и говорили истину от Имени Единого – приятную и неприятную. И мудрые цари Израиля советовались с пророками – не из-за достоинства самих пророков, а из-за того, что пророк и есть человек, слышащий ясно голос Единого.

Все люди созданы по духовному образу Творца Миров, и Его голос звучит в душе каждого из нас. Любой человек, по-настоящему ясно слышащий этот голос, не будет кичиться своим умением (оно - не дар, а работа, и не награда, а свойство, данное свыше). Он не будет монополизировать свое право на слышание. Напротив - он будет приветствовать всякого, кто начнет слышать, как он; будет помогать другим, по мере сил, слышать этот голос; и будет, как и первый пророк Израиля, надеяться: «кто бы сделал так, чтобы весь народ Единого ходил в пророках!»

Шаббат шалом!

По материалам Виртуальная Йешива "Маасэ Рэшэт"


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
Бейт-мидраш / Дом учения » МИССИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА » Пророки и Пророчества » О разнице между всеми пророками и Моше-рабейну
Страница 1 из 11
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz