[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!

  • Страница 1 из 1
  • 1
Вы все стоите сегодня перед Вс-вышним
M-SHULAMОтправлено в: Понедельник, 24 Ноября 2008, 13:14 | Сообщение № 1

Фесвитянин-самбатианец
Сообщений: 1902
C нами с 20 Марта 2008
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
Вы все стоите сегодня перед Вс-вышним...
Недельный комментарий главы Торы
Хонан Ротенберг

Ваши предводители, роды (колена), которые они представляют, старейшие из вас, служители закона, вообще все мужчины Израиля; ваши дети, ваши жены; чужаки, примкнувшие к вашему стану: от дровосека, рубящего вам дрова, до водоноса, носящего вам воду.

Слова «атэм ницавим», с которых начинается первая из 2-х глав, которые читаются в эту неделю – последнюю неделю перед Рош а-Шана – означают «вы стоúте» (Дварим 29:9-14): Вы все стоите сегодня перед Вс-вышним, перед вашим Б-гом. Ваши предводители, роды (колена), которые они представляют, старейшие из вас, служители закона, вообще все мужчины Израиля; ваши дети, ваши жены; чужаки, примкнувшие к вашему стану: от дровосека, рубящего вам дрова, до водоноса, носящего вам воду. Всем вам предстоит перейти в состояние договора с Вс-вышним, вашим Б-гом, войти в клятвенный союз, который Вс-вышний, ваш Б-г, сегодня заключает с вами. Таким образом вы - каждый из вас - будете преобразованы в Его Народ, а Он станет вашим Б-гом (т. е.,Б-гом каждого из вас), как Он говорил каждому из вас, и как он обещал вашим предкам - Аврааму, Ицхаку и Яакову. И не только с вами одними я заключаю этот договор и этот клятвенный союз; ведь я это делаю и с теми, кто стоит с нами сегодня перед Вс-вышним, Б-гом нашим, и с теми, кого здесь сегодня с нами нет.

В этот день более чем трехтысячелетней давности, в пустыне, Моше подписывает договор между Вс-вышним и народом Израиля. Это не только групповой (племенной, народный) договор, но и индивидуальный: от имени каждого человека, который когда-либо будет считать себя принадлежащим к единству, именуемому «народ Израиля». Каждого, кто родится евреем или станет им по убеждению. Еврейские мудрецы говорят, что сущность каждого человека, который когда-либо был или будет евреем, преодолев преграды пространства и времени, незримо стояла у горы Синай, даже если в то время эта сущность не была материально воплощена среди евреев; и каждая из этих сущностей подписала Синайский договор.

Что это за договор? Это - сама Тора. Ее высокий настрой, законы моральной и физической чистоты, неуловимая математика ее букв, - инструмент, дающий возможность человеку стать рыцарем Вселенной, энергоносителем Земли, человеком Бога.

Привилегия ли это? Нет, это работа. Повод ли это для гордости? Да, но не автоматически; и, если повод - то для гордости, не для гордыни.
/В иврите для обозначения слова "гордый" и "гордость" используется нейтральный термин "гээ", только в случае бунта он приобретает негативный оттенок, прим. адм./
Гордым можно быть, если всю жизнь тебе удавалось сохранить чистоту. А так - какой же ты рыцарь, если весь в грязи вымазан? А что возможность стать рыцарем у тебя есть - так у любого она есть. Кто не родился евреем - может стать евреем, если очень сильно захочет и окажется достойным. И пойдет его сущность сквозь пространство и время под Синайскую гору...

...Позвольте, а разве можно подписать договор, не прочтя его полностью и не поняв? Как же, в таком случае, подписываем мы договор с Творцом - ведь понимание Торы занимает всю жизнь?
Не волнуйтесь: «Что скрыто от нас - то в руках Вс-вышего, Б-га нашего; а что доступно нам - то в наших руках, и в руках наших потомков, вовеки; так мы будем выполнять всё сказанное в этой Торе» - говорит Моше (29:28). Таким образом Вс-вышний разделяет с нами ответственность за выполнение договора. Удивительно и достойно похвалы, что евреи сказали: «Всё, что сказал Вс-вышний, мы будем делать и будем слушать» (Шмот 24,7; не «слушать и делать», но «делать и слушать»!) за сорок лет до того, как Моше произнёс «что скрыто от нас - то в руках Вс-вышнего», формулу разделения ответственности между людьми и Богом.

Если вы нарушите договор со Вс-вышним, вы пропадёте, говорит Моше. В этой главе он рисует столь точную картину печальной судьбы евреев в эпоху Изгнания, что она кажется срисованной с натуры; материалист поспешил бы объявить её подделкой, поздним описанием случившихся событий, вложенным в уста пророка древности - но древние свитки Торы, найденные в Иудейской пустыне, свидетельствуют даже материалисту, что текст подлинен. Дварим, 29:21-24:

И скажет позднейшее поколение - потомки ваши, которые произойдут от вас, и чужеземец, который придёт из далёкой страны - когда увидят удары, постигшие эту землю, и язвы, которые на неё наслал Вс-вышний: серу, соль и пожарище; всю её почву, которую невозможно засеять, и не взрастит она ничего, и никакая трава не поднимется в ней, подобно той катастрофе, что была в Содоме, Гоморре, Адаме и Цвойиме - той катастрофе, что совершил Вс-вышний гневом и яростью Своими. И скажут все народы: за что сделал Единый так этой земле - что это за гнев великий? И ответят: за то, что оставили союз с Единым, Богом их предков, союз, заключённый Им с ними, когда Он вывел их из земли египетской.
Для чего столь подробные описания последствий ошибки? Для облегчения выбора. Оказывается, Тора - в первую очередь, не свод законов и уж тем более не историческая хроника. Она - книга-предупреждение. В следующей главе «Вайелех» Моше говорит (Дварим 31:26-27):

Берите эту книгу Торы и поместите ее в боковую часть Ковчега Завета Вс-вышнего, и будет там, чтобы свидетельствовать перед тобой; ведь я знаю вашу мятежность и твердолобость - при моей жизни, до сих пор, вы поступали наперекор Вс-вышнему, так ведь и будет после моей смерти!

Выбор был предоставлен, и пророчество записано: после смерти Моше Израиль выберет неверно, нарушит заветы Творца и пострадает за это. Но пророчество не ограничивает выбор. Если мы видим человека, пилящего сук, на котором он сидит, мы можем сказать: «ты упадёшь». Если он продолжает пилить этот сук, а мы не желаем его падения, мы будем снова и снова повторять наше «пророчество», пока он не упадёт и не посмотрит на нас с удивлением: «шаман, однако». Пророчество дано для того, чтобы подчеркнуть наличие выбора, возможности выбора и подсказать благоприятную возможность. Увы, часто всё это не помогает. Так было и с нашим народом. И никто не смеет сказать: «Моше нам накаркал, а мы-то причем?». Моше предупреждал; без Моше ещё труднее было бы выбирать.

Что мы можем понять о новом выборе? Это - выбор мировоззрения. Дварим, 29:17-18: Вдруг есть среди вас мужчина, или женщина, или семья, или племя, у которого сердце отклоняется сегодня от Вс-вышнего... и, услышав эти слова, он благословит самого себя в сердце своем, говоря: со мной все будет в порядке, ведь я иду по велению сердца моего!

Мы знаем, что если сердце человека настроено на Всевышнего, то в этом сердце звучит Его голос; а если оно настроено только на самого человека, в нем не звучит ничего.

Итак, предлагается правильный вариант выбора. Попробуем записать его аксиоматику, исходя из пройденного нами материала.

1) Вс-вышний, Первопричина всего, Творец Миров, Б-г - персонально присутствует в моей жизни, ведет ее; всё, что происходит со мною - от Него. Ибо Вс-вышний, Б-г твой, Он Сам идет с тобою - не отпустит тебя и не оставит тебя (Дварим, 31,6).

2) Я существую в системе коллективной ответственности. Отвечая за собственные поступки, я еще связан неразрывно с другими людьми. В первую очередь это - моя семейная ячейка (муж /жена, дети, родители); во вторую очередь, мое ближайшее окружение (друзья, коллеги, родственники); в третью очередь, мои соседи /единоплеменники /знакомые; в четвертую - мое племя /народ... и так далее. Мой завет с Творцом неотделим от моего завета с моими родными, причем степень связи должна увеличиваться при приближении к моей семейной ячейке. Первые слова нашей главы («Вы все стоите... ваши предводители, роды... вообще все мужчины Израиля; ваши дети, ваши женщины; чужаки, примкнувшие к вашему табору: от дровосека... до водоноса») своим порядком указывают на эту структуру.

3) Все люди, находящиеся в завете с Творцом, неразрывно связаны друг с другом и должны содействовать друг другу (Тора называет всех людей Завета в единственном числе, как единое целое!). Эта связь - не биологическая, даже не идеологическая: она духовная. Связывающее звено – Б-г, Вс-вышний.

Мне кажется, что, если мы примем сегодня такую систему ценностей, мы вновь войдем в систему Прямого Присутствия Творца, как было во времена Моше.

*****
Глава «Вайелех» называется по первому слову (31:1): «И пошёл Моше, и говорил все эти вещи всему Израилю». Много было вариантов толкования первой фразы нашей главы. В самом деле, куда это пошёл Моше? Тора умалчивает об этом. Есть много комментариев на это место в Торе, однако, здесь мы остановимся на следующем объяснении. Полностью первая фраза звучит так: и пошёл Моше, и говорил все эти вещи, (обращаясь) ко всему Израилю. Не о последних словах Моше идёт речь! Ведь сказано: и говорил все эти вещи. Известно, что, начиная с главы «Ки таво» и до конца книги Дварим – слова Моше являются как бы послесловие к Торе. Значит, мы можем понять эту фразу так: всё, что говорил Моше Израилю, он говорил, идя к нему.

В этом видится большой нравственный урок. Учитель не может обучать своих учеников, глядя на них свысока: пусть сами приспосабливаются. Пророк не может пророчить из башни. Чтобы донести свои слова до людей, необходимо первым сделать движение духа, вложить свою энергию, приблизиться к слушающим, как бы встать на их позицию. Все мы «учились понемногу», и знаем разницу между учителем, которому действительно важно, чтó понимают его ученики, и учителем, игнорирующим свою аудиторию. Моше шёл к народу, поэтому его слова звучали в сердцах людей. Но Моше не подлизывался, как некоторые учителя - он нёс им, не отступая, слово Вс-вышнего: и говорил все эти вещи.



Лучше говорить в пустоту, чем оставить ложь без ответа.
Думай головой, а не Новым Заветом.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz