Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| «Моя сестра крестилась, затем вышла замуж за нееврея и родила ребенка. Наша мать утверждает, что ее ребенок — еврей. Так ли это? Если иудаизм — это религия, то человек, отказавшийся от него, евреем не является, не так ли?»
На вопросы читателей портала Chabad.org отвечает раввин Залман Нельсон:
Следуя обычной логике, я должен с вами согласиться. Если иудаизм — это религия, значит, тот, кто отказался от иудаизма, уже иудеем не является. Но на самом деле все обстоит несколько иначе. В Торе мы не раз встречаем истории о евреях, нарушавших заветы Всевышнего и поклонявшихся идолам. Тем не менее, обращаясь к ним с упреком, пророки говорят: «Народ мой, Израиль».
В Талмуде (Сангедрин 44a) большое внимание уделяется известной истории Ахана, который упомянут в рассказе о падении Иерихона (см. Книгу Йешуа бин Нуна 7:1–26). «Израильтяне согрешили, — сказал Всевышний, — они нарушили Мой указ, который Я дал им». Несмотря на то что, читая эту историю, мы понимаем, что единственным, кто нарушил запрет, был Ахан (он присвоил драгоценности горожан), он все равно считается одним из народа Израиля. В Талмуде по этому поводу сказано: «Несмотря на грех, народ Израиля остается самим собой».
Выбор эпизода с Аханом в данном случае более чем уместен, и слова, употребляемые в рассказе, дают нам скрытый намек: Ахан нарушил «Мой указ, который Я дал им»! Эта фраза упомянута в Талмуде для обозначения не конкретного случая, но закона Торы в принципе. Тем не менее Ахан не просто остается евреем — он часть народа Израиля.
Это правило распространяется не только на евреев по рождению, но и на геров — тех, кто перешел в иудаизм. В трактате Йевамот (48a) мы читаем о том, что когда человек исполняет все требования для перехода в иудаизм, он в любом случае считается «частью народа Израиля». В Талмуде эти слова объяснены следующим образом: даже если гер возвращается к религии своих отцов, а он «женат на еврейке, то этот гер все равно приобретает статус еврея-вероотступника, но они при этом считаются женатыми».
Почему в Талмуде обсуждается еврейство в связи с действительностью брака? Причина есть: если этот гер будет забивать скот или, скажем, работать машгиахом (тот, кто следит за кошерностью пищи), он не будет отличаться от любого нееврея. Но все это — детали, зависящие от внешних обстоятельств. Сам брак является настоящей проверкой на еврейство. Даже если нееврей женится на еврейке, сделав хупу и пригласив раввина, который проведет церемонию бракосочетания «по всем правилам», этот брак не будет считаться освященным в соответствии с еврейским законом. И именно с помощью фразы «считаются женатыми» Талмуд изящно объясняет: «да, этот человек все еще остается евреем».
Однако, на основании приведенной выше цитаты из Талмуда, свод еврейских законов (Шулхан Арух, Эвен Ха-Эзер 44:9) указывает на то, что брак между евреем и еврейкой, которая перешла в христианство, признается действительным. Следовательно, дети, рожденные в этом браке, считаются евреями и также могут создавать семьи с евреями.
Вернемся к вашему вопросу. Еврейка стала следовать законам другой религии и вышла замуж за нееврея. В этом случае, поскольку еврейство передается по материнской линии, ее дети также считаются евреями (Рема, Шулхан Арух, Эвен Ха-Эзер 44:9).
Очевидно, еврейство не является ни конфессией, ни этносом. Человек может стать частью еврейского народа (что невозможно, если речь идет об этнической принадлежности к любому другому народу), но не может отказаться от него (как это происходит в других конфессиях). Как и в истории с Аханом, едва человек становится частью народа Израиля, он представляет весь еврейский народ. А поскольку Израиль вечен, человек приобретает незыблемую, нерушимую и вечную связь со своим народом.
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|