Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Йеуда Фридзон
Сказано в Талмуде: «Три признака есть у этого народа (то есть у сынов Израиля): они сострадательны, стыдливы и готовы бескорыстно помочь» (Йевамот, 79а). В первой же главе Таньи (с. 6а) Алтер Ребе называет только два качества: сострадательные и готовые бескорыстно помочь – что соответствует и некоторым версиям текста Гемары. Итак, со стыдливостью не совсем ясно: присуща она евреям или нет? Однако в тех разделах еврейского законодательства, где обсуждается проблема выбора жениха или невесты, перечислены все три черты характера (Рамбам, Мишне Тора, Законы о запрещенных половых сношениях, 19:17; Шульхан арух, Эвен а-эзер, 2:5; Кицур Шульхан арух, 145:6).
Любавичский Ребе Менахем-Мендл Шнеерсон анализирует вопрос о типичном еврейском характере на основе сказанного в обоих Талмудах – Вавилонском и Иерусалимском – и выясняет, считают ли они эти качества присущими евреям изначально или приобретенными лишь со временем.
То, что евреи обладают тремя качествами, характерными именно для народа Израиля, – сострадательностью, стыдливостью и готовностью к бескорыстной помощи, – Вавилонский Талмуд (Йевамот, 79а) доказывает, приводя примеры из Торы. Моше обещает, что за исполнение Его воли Всевышний «одарит тебя состраданием» (Дварим, 13:18); а в словах, обращенных к народу после дарования Торы, Моше подчеркивает, что Творец тогда открылся всему Израилю для того, «чтобы осталась боязнь Его на ваших лицах» (Шмот, 20:17), то есть стыдливость (как истолковывает Гемара в другом месте [Недарим, 20а. См. также ком. Марша к Йевамот, 79а]). Готовность к бескорыстной помощи, как указано в Талмуде (Йевамот, 79а), – это типичное свойство семьи Авраама, о котором Всевышний Сам сказал: «Ибо узнал Я его (то есть возвеличил и превознес – так объясняет Рамбам) ради того, чтобы заповедал он сынам своим и дому его после себя, и будут они... творить милость и справедливость» (Берешит, 18:19). И делается вывод: с каждым, кто обладает тремя этими качествами, следует сближаться и объединяться[1] – то же самое говорит и еврейский закон.
В Иерусалимском Талмуде (Кидушин, 4:1) повторяется почти то же самое, однако готовность евреев к бескорыстной помощи выводится из другого места Торы – из книги Дварим: «И хранить будет Г–сподь, Б–г твой, для тебя тот союз и ту доброту, о которых поклялся отцам твоим» (Дварим, 7:12). Кроме того, в Иерусалимском Талмуде сказано: не «три признака есть у этой нации», а «три хороших подарка дал Святой, благословен Он, Израилю».
Любавичский Ребе считает, что эти отличия в ссылках, приведенных в Вавилонском и Иерусалимском Талмудах, указывают на разницу в подходах (Ликутей сихот, т. 30, с. 61 и далее). Для Вавилонского Талмуда главное то, что три перечисленных качества естественны для «этого народа», потому в доказательство он приводит сказанное об Аврааме, который был именно таким по своей природе (см. Вавилонский Талмуд, Ктубот, 8б) и, естественно, передал это свойство своим потомкам (см. Танья, гл. 1, с. 6а, где указано, что это характерно для витальной души евреев). Иерусалимский Талмуд считает главным, что эти качества – дар Свыше, «три хороших подарка» Израилю от Самого Всевышнего. Следовательно, незачем говорить о доброте и готовности к бескорыстной помощи, присущей Аврааму (и его потомству) изначально, и потому-то Иерусалимский Талмуд приводит другую цитату: о том, что именно от Всевышнего зависит существование доброты в еврейском характере.
Можно задать вопрос: а не все ли равно? Какая разница, наследие ли Авраама доброта и готовность к бескорыстной помощи у евреев или же эти качества даны евреям в готовом виде как дар Свыше? В свете сказанного Любавичским Ребе необходимо также объяснить происхождение качеств сострадания и стыдливости – потому что цитаты, приводимые в Вавилонском Талмуде, противоречат на первый взгляд его собственной позиции. Ведь и обещание «одарить состраданием», и объяснение, что воздействием дарования Торы должно стать выражение «боязни Его на лицах ваших», означают дар Свыше, а вовсе не наследие Авраама?
Есть, правда, объяснение, что стыдливость вовсе не была присуща евреям изначально: напротив, по своей природе они «дерзки» (Марша к Йевамот, 79а; Ор а-Тора, Вайера, 96а; Ликут перушим ле-Танья, гл. 1, с. 46). Более того: в Талмуде (Бейца, 25б) сказано, что евреи «самые дерзкие из народов», и лишь столь грандиозное событие, как откровение Творца, произошедшее при даровании Торы, внедрило в их души свойство стыдливости[2]. Однако про способность к состраданию мы можем сказать, что она – наше наследие от праотца Авраама, отличавшегося этой чертой характера (см. Марша к Йевамот, 79а). Об этом недвусмысленно говорят наши мудрецы: «Тот, кто жалеет творения, свидетельствует о себе, что он – из потомства нашего праотца Авраама» (Бейца, 32б). Почему же Вавилонский Талмуд в трактате Йевамот приводит цитату, смысл которой в том, что способность к жалости и состраданию также дана Свыше – «и одарит тебя состраданием»?
* * *
При более внимательном рассмотрении выявляется еще одно различие между Вавилонским Талмудом и тем, что написано в Талмуде Иерусалимском. Речь идет о выводах, сделанных в них из сказанного. В первом Талмуде, как уже указывалось, устанавливается практическое правило, имеющее значение при выборе партнера в браке: «С каждым, кто обладает тремя этими качествами, следует сближаться и объединяться». А во втором рассказано, что царь Давид навеки запретил родниться с гивонитами[3], убедившись в том, что «нет в них ни одного из этих (указанных трех) качеств, он немедленно отдалил их».
Получается, что, согласно Иерусалимскому Талмуду, от сватовства отказываются только в тех случаях, когда в предполагаемой невесте или в намеченном женихе нет ни одного из свойств, типичных для народа Израиля. Если же не хватает двух из этих свойств, а уж тем более одного, это не имеет решающего значения. Однако в соответствии с простым смыслом слов Вавилонского Талмуда весьма желательно, чтобы были все три качества – сострадательность, стыдливость и готовность к бескорыстной помощи, и лишь с таким человеком «следует сближаться и объединяться».
Интересно, что Рамбам в этом вопросе следует Иерусалимскому Талмуду: соответственно написанному им (а он тоже приводит пример с гивонитами), необходимость «отдаления» возникает лишь тогда, когда нет ни одной из трех характерных черт еврейского характера (Мишне Тора, Законы о запрещенных половых сношениях). И, заметим, в современных изданиях трудов Рамбама, где текст заново выверен по рукописям, кроме дерзости, как самого дурного свойства натуры, называется также жестокость, ненависть к людям и нежелание оказывать им помощь (см. «Законы о запрещенных половых сношениях», 12:24 в изд. Френкеля. См. также Шульхан арух, Эвен а-эзер, 2:2).
Почему же Рамбам в данном случае изменил общему правилу, по которому в случае разногласий ориентируются именно на Вавилонский Талмуд?
* * *
Вот объяснение, дающее ответы на все поставленные вопросы. Вавилонский Талмуд не оценивает значения трех указанных свойств характера: он лишь видит в них «знаки» – признаки истинно еврейской натуры. Следовательно, в этом плане между ними нет особых различий: все они имеют один и тот же источник, общий для всех трех. В отличие от этого, Иерусалимский Талмуд говорит о них как о «трех хороших подарках», каждый из которых «хорош» сам по себе, ибо обладает неповторимыми достоинствами. Будь это иначе, речь шла бы только об одном «подарке» (но включающим в себя три составные части).
И очевидно, это различие между Талмудами вполне соответствует данным психологии. Хорошо известно, что чаще всего черты характера человека связаны между собой и зависят одна от другой – так, что одна из них естественным образом влечет за собой проявление другой. Применительно к нашей теме, человек скромный, с мягкой душой, как правило, также сострадательный, а это последнее качество делает его отзывчивым, охотно оказывающим помощь тем, кто в ней нуждается. Однако у некоторых людей характер противоречив, и его качества не обязательно связаны между собой и не зависят друг от друга. Поэтому случается, что такой человек помогает кому-то вовсе не потому, что жалеет его, а руководствуясь личными интересами. И даже если он обладает таким замечательным качеством, как стыдливость, это вовсе не означает, что в своих взаимоотношениях с другими людьми он ведет себя по-хорошему[4].
Теперь понятно, почему Вавилонский Талмуд приводит цитату об Аврааме – «ради того, чтобы заповедал он сынам своим и дому его...» – именно в подтверждение того, что у евреев есть готовность к бескорыстной помощи, а не сострадательность. Готовность помочь – чаще всего следствие того, что человек испытывает сочувствие к кому-то и стыдится не оказать ему помощь. Следовательно, готовность к бескорыстной помощи полностью связана со сферой действия. А вот ее проявления – и в самом деле чувства: сердечная доброта, душевная скромность (стыдливость), милосердие, жалость. В цитате же «ради того, чтобы заповедал он...» говорится вовсе не о них как таковых: «творить милость и справедливость» потомки Авраама должны не потому, что будут добрыми и отзывчивыми, но лишь в силу завещания и прямого повеления своего праотца.
Оправдано и то, что Иерусалимский Талмуд не приводит ту же цитату в подтверждение способности евреев оказывать бескорыстную помощь. Ведь с его точки зрения, это качество – проявление доброты. А она есть у каждого еврея не потому, что наш праотец Авраам «заповедал сынам своим и дому его после себя» быть добрым ко всем людям, но лишь по той причине, что Сам Всевышний внедрил это качество в сердце каждого еврея без исключения, исполняя Свое обещание «хранить... для тебя тот союз и ту доброту, о которых поклялся отцам твоим».
Кроме того, сказанное объясняет, почему именно Иерусалимский Талмуд отмечает, что у гивонитов не было ни одного из трех названных качеств, а Вавилонский Талмуд обходит это молчанием. Хотя по поводу натуры гивонитов Вавилонский Талмуд вполне согласен с Иерусалимским, он, как сказано, считает три обсуждаемых качества порождениями единого источника, отличными друг от друга только «местами», которые они занимают: готовность к бескорыстной помощи – в сфере действия, сострадательность – в сердце, стыдливость – в натуре еврейской души. Очевидно, что с этой точки зрения невозможно отделить одну из этих черт от других: если видна одна из них – неизбежно проявятся и остальные, но если одной из них нет, то обязательно выявится ее противоположность. Вместо стыдливости – дерзость, наглость, что повлечет за собой жестокость, а та – ненависть к людям и категорический отказ в помощи им. Поэтому незачем обращать особое внимание на то, что в гивонитах нет «ни одной из них»: это обусловлено тем, что все три характерных для Израиля качества на самом деле единое целое.
Так что в действительности между Вавилонским Талмудом и Иерусалимским нет противоречия. Они рассматривают разные аспекты одного и того же явления и дополняют друг друга. Поэтому в данном случае незачем следовать именно Вавилонскому Талмуду, и Рамбам был вправе выбирать для себя любой из этих двух источников. И он предпочел тот, где более подробно аргументирована точка зрения и выказана бóльшая гибкость, столь необходимая в тяжких условиях изгнания. _______________________
[1] И, заметим, именно поэтому Авраам послал Элиэзера искать жену для Ицхака среди своих родственников. Тот, желая узнать девушку, которую Всевышний предназначил Ицхаку, в качестве знака избрал именно готовность к бескорыстной помощи. [2] Поэтому наши мудрецы подмечают: «Бесстыдный сам свидетельствует, что его предки не стояли у горы Синай» (Недарим, 20а). [3] Обманувшими в свое время Йеошуа бин Нуна и глав народа Израиля (Йеошуа, гл. 9) и проявившими чрезвычайную жестокость к потомкам царя Шауля (Шмуэль II, 21:1–6). [4] Вспомним только двух персонажей – Альхен и Сашхен – из «Двенадцати стульев»!
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|