|
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44) "Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5) |
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям). У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать! |
Есть ли награда за мицву (соблюдение заповеди) в этом мире?
| |
Галилеянка | Отправлено в: Четверг, 29 Сентября 2011, 23:24 | Сообщение № 1 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Существует общий талмудический принцип: "Схар мицва беай алма леика - Нет награды за мицву в этом мире". Мы выполняем заповеди здесь, а награда за них уготована нам в Мире Грядущем. Этот мир имеет пределы, и все действия в нем ограниченные, завершенные. В отличие от него Мир Грядущий бесконечен; результаты наших прижизненных поступков выражаются в нем в беспредельных величинах. Земная мицва оплачивается там в эквивалентных величинах, и мера этому эквиваленту - бесконечность.
Примечательно, что почти все мицвот представляют собой физические действия; лишь немногие выполняются мысленно или только посредством намерения. Это значит, что мицва "срабатывает" при выполнении физического действия, которое находит отклик в духовной сфере. Короче, действие происходит здесь, а его результаты - там. В нашем мире нет награды, потому что награда за мицву - это сама мицва. Подлинная награда заключена в тех последствиях, к которым приводит эта мицва и которые наша душа, "нешама", испытывает на себе в Мире Грядущем. Изменения и духовный рост, происходящие в душе человека, который совершает мицву, и есть сама награда. Связь между этим и Грядущим Миром поддерживается с помощью мицвот. Тело совершает мицву, а душа ощущает ее результат. Поскольку наш мир - это обитель тела, а высший мир - обитель души, мицва перебрасывает мост между двумя мирами.
* * *
Рассмотрим эту тему подробнее. Когда тело занято исполнением мицвы, нужен соответствующий настрой разума. Пока тело совершает свою работу в материальной среде, разум выходит за рамки физических ощущений, и в результате физическое начало преобразуется в духовное. Если человек, выполняющий мицву, действительно настроен совершить духовное действие, считая его одним из элементов своего служения Творцу, его физические усилия достигают уровня духовности и устанавливают прямую связь между материальной и духовной средой. Если же мицва выполняется не с возвышенными намерениями, она остается только в физическом мире.
Закон духовного мира гласит: за все надо платить той же мерой. Поэтому чисто физическое действие может иметь только физические последствия. И наоборот, если действие запущено в трансцендентальную сферу тем компонентом человеческой личности, который сам по себе трансцен-дентален, т.е. разумом, такое действие может жить и в высшем мире. Вот почему "кавана" - настрой, намерение - играет такую важную роль в исполнении заповедей. Надо каждый раз твердо осознавать, что мицва совершается лишь ради самой мицвы, потому что Б-г заповедовал нам ее выполнять.
В действительности, засчитывается даже та мицва, которая совершалась без надлежащей духовной мотивации ("кавана"); если она отвечает минимальным галахическим требованиям, предъявляемым к данной мицве, она наверняка оставит след в вечности. В книге "Месилат йешарим" сказано, что Б-г воздает даже за самые бездуховно исполненные мицвот, потому что "А-Кадош барух ху эйно мекапеах схар коль брийа - Пресвятой, благословен Он, не лишает награды Свои творения". Если человек совершает мицву ради какой-то выгоды, например, дает "цдаку", пожертвование, в расчете заслужить уважение окружающих, нет сомнений, что свою награду он получит, но при условии, что он хотя бы частично намеревался выполнить данную мицву.
Однако в самом подборе слов в выражении "эйно мекапеах схар коль брийа" скрыто важное и суровое предостережение: здесь имеется в виду награда, которую Тора приготовила собакам. Хумаш сообщает: когда евреи уходили из Египта, ни одна собака не лаяла. В награду за это молчание Тора велит бросать собакам останки мертвых животных. Получается, что Б-г справедливо вознаграждает даже собак и других живых существ, у которых нет свободной воли: "Б-г не лишает награды свои творения". Отсюда мы делаем вывод, что даже плохо исполненная мицва, т.е. совершенная с абсолютно минимальным намерением, будет по достоинству вознаграждена. Но сколько издевки скрыто в самой фразе из "Месилат йешарим", где награда за мицву, совершенную без надлежащего духовного настроя, уподобляется падали, брошенной собакам за молчание в ночь Исхода!
В то же время даже одна-единственная мицва, исполненная "лешем шамаим - во имя Небес", может обеспечить человеку вечное пребывание в Мире Грядущем. Заповеди совершаются в физическом мире, но "инвестировать" их надо не здесь, а в Мире Грядущем. Если мы хотим получить настоящую жизнь в том возвышенном духовном мире, мы должны посвящать ему все наши земные дела.
* * *
Правда, некоторые последствия совершенных мицвот мы ощущаем и в этом мире, иногда даже получаем за них нечто вроде награды. В свете изученного нами принципа ничего удивительного тут нет: дела живут там, куда они были "вложены". Когда мицва способствует непосредственному улучшению какого-то аспекта этого мира, она может проявиться не только в Мире Грядущем, но и здесь, на Земле. Мишна сообщает, что за некоторые благие дела прибыль выплачивается в этом мире, а сам капитал можно востребовать в Мире Грядущем: "Вот добрые дела, плоды которых человек пожинает в этом мире, но заслуга его сохраняется (в виде капитала) и для Мира Грядущего...".
Можно привести и более наглядный пример того, что мицва, образно выражаясь, живет лишь там, где она посажена. Нередко спрашивают: почему праведники так часто страдают, а негодяи процветают. Один из классических ответов гласит: страдания избавляют праведников от их немногих недостатков и грехов, совершенных в этом мире, чтобы они могли перейти в Мир Грядущий чистыми, "как стеклышко". Ведь даже самые достойные люди иногда совершают нехорошие поступки, и тогда, чтобы получить истинное, ничем не замутненное блаженство духовного мира, им приходится пройти через грехоочистительные страдания здесь, на Земле.
И наоборот, плохой человек может испытывать счастье в этом мире; все его желания исполняются в награду за те немногие мицвот, которые он совершил (заслуги есть даже у законченных негодяев). Но не стоит ему завидовать: в Мире Грядущем он не получит никакой награды, потому что за все его достижения и заслуги с ним уже расплатились - здесь, в земной жизни.
Однако возникает трудный вопрос: если подлинная награда за мицвот дается не здесь, а в Мире Грядущем, как мы только что узнали, то где справедливость? Ведь даже грешник заслуживает, чтобы его мицвот оценивались как мицвот, т.е. по масштабам Мира Грядущего. Нам известно, что даже одна мицва достойна вечной награды. Почему же к его заслугам отношение не такое, как к заслугам праведников?
В том-то все и дело: злодей по своей сути не заинтересован "инвестировать" свои заслуги куда бы то ни было, кроме этого мира. Такой человек живет здесь и только здесь. Все его достояние находится в этом мире; кроме земных благ для него больше ничего не существует. А мы учили, что человек живет лишь там, где он строит свою жизнь. Если он не создает духовную среду для себя, не растет духовно, то это измерение для него просто не существует. Мицвот, совершаемые таким человеком, это не более чем физические действия в физическом измерении. Проще говоря, как может он получить награду в том мире, в той среде, где его попросту нет? Конечно, заповеди содержат безмерно огромный потенциал, но их надо совершать с осознанием этого факта. Если личность зажата в узкие рамки физического бытия, ее действия испытывают на себе такие же ограничения; она не в состоянии преодолеть границы своего естества. Когда человек предпочитает конечное бесконечному, он способен реализовать себя только в действиях, ограниченных физическими рамками. Ему не полагается награда в высшем мире - ведь его там попросту нет.
* * *
Мицва и разум, тело и душа. Эти две пары могут влиять на запредельные сферы. Высший союз физического и духовного начал в крошечной обители человеческой личности, - это и есть та многообразная реальность, которая отражает Б-га и Его Творение. Вкладывая тело и душу в сознательно выполняемые мицвот, мы становимся живым воплощением Высшего Союза.
Акива Татц
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |
Натаниэль | Отправлено в: Пятница, 30 Сентября 2011, 03:17 | Сообщение № 2 |
Участник
Сообщений: 668
C нами с 01 Сентября 2011
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Спасибо большое, Галилеянка, хорошая статья!
Всё то,что проходит рядом Всё то,что пролетает вновь Может искру свою оставить И зажечь светильник вновь Главное не стать слепым Главное не стать глухим Главное увидеть Б-га И всё то,что строится Им.
|
|
| |
Louiza | Отправлено в: Четверг, 06 Октября 2011, 22:57 | Сообщение № 3 |
Участник
Сообщений: 1318
C нами с 22 Июня 2009
Откуда: Украина
Статус: Отсутствует
| Иудаизм учит, что, когда человек покидает этот мир, он получает награду или наказание за все, что делал в течение своей жизни. Под наградой понимается степень приближения к Богу. “Праведники пребывают в лучах Божественного Присутствия”, – говорит Мидраш. Другое древнее изречение утверждает: “Награда за мицву – мицва”, т.е. наградой за исполнение заповеди является духовное совершенство.
Я могу только предоставить Вам информацию. Убеждения Ваши Вы должны формировать сами.
|
|
| |
Галилеянка | Отправлено в: Четверг, 06 Октября 2011, 23:13 | Сообщение № 4 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Quote (Louiza) наградой за исполнение заповеди является духовное совершенство я думаю, это и есть смысл нашей жизни.
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |
Галилеянка | Отправлено в: Суббота, 03 Декабря 2011, 00:29 | Сообщение № 5 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| К чему приводит неполное соблюдение законов Торы
Крупнейшие мировые религии основаны на Торе, только их авторы взяли то, что им понравилось, и выкинули то, что им понравилось меньше.
Взять, например, арабов. Традиционной восточной ментальности представления о сострадании к ближнему и гуманизме совершенно не свойственны. Сдаться в плен арабу означает не дать ему возможность проявить свое благородство, а дать ему возможность хорошенько поиздеваться. Типичным арабом движут в основном здоровые животные инстинкты и польза своего семейного клана. Поэтому изобретатель ислама включил в свою теорию монотеизм и выкинул заповедь "люби ближнего своего как самого себя". И теперь арабы считают себя в полном праве издеваться над пленными – ведь так они понимают службу Творцу. У мусульман нет никакой моральной проблемы убивать, например, женщин и детей "неверных": ведь они считают это служением абсолютной истине! Однако любви они не испытывают и к своим собратьям, и это в сочетании с отсутствием экономических рычагов стабилизации общественных отношений приводит к концентрации власти и денег в руках нескольких десятков семей и повальной нищете миллионов простых арабов, используемых в качестве "пушечного мяса".
Носители римско-греческой культуры, напротив, идею "любви" подняли на щит, но настоящий монотеизм оказался им не по душе. И как, в результате, христиане любят друг друга своей христианской любовью? Сначала они грабят и убивают, а потом приходят в церковь и говорят: "ведь Господь же добрый, весь мир построен на любви, разве будет Господь сердиться на меня слишком долго? Наверняка он меня уже простил!" А еще можно какому-нибудь "святому" помолиться – чтобы составил "наверху" протекцию. И вот они выходят из церкви с просветленными лицами – грабить и убивать дальше.
А марксизм очень развил теорию равенства и справедливого общества. И даже подвел под это базу, объявив придуманные им законы объективными законами природы. Поэтому так много евреев и ушли в компартию прямо из иешив – коммунисты обещали реализовать то, к чему Тора обязывает, но что на практике выполнялось плохо. Однако идеологи марксизма пренебрегли богобоязненностью, без которой справедливость очень быстро превратилась в фарс, а любовь к ближнему преобразовали в любовь индивидуума к обществу в целом (т. е., ни к кому конкретно). К чему это привело? Если не считать первых лет после революции, то, что говорили классики марксизма, не имело никакого отношения к тому, что происходило на деле. Все – и простой народ, и власть имущие - жили так, как хотели, а не по теории.
Вывод из всего этого таков. Тора по-настоящему хороша только тогда, когда она соблюдается целиком, без компромиссов и без разделения на то, что нравится, и то, что нет. Частичное соблюдение Торы может привести даже к худшим последствиям, чем полное ее несоблюдение.
По материалам журнала "Свет Меноры".
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |
Victor-R | Отправлено в: Четверг, 19 Января 2012, 21:22 | Сообщение № 6 |
Участник
Сообщений: 76
C нами с 21 Августа 2011
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
| Quote (Галилеянка) Крупнейшие мировые религии основаны на Торе, только их авторы взяли то, что им понравилось, и выкинули то, что им понравилось меньше.
Каббала о народах мира
Тора задает истории главные направления развития. В главах о праотцах евреи сталкиваются с братьями - Ишмаэлем и Эйсавом. Качества этих персонажей определили характер двух величайших цивилизаций - европейско-христианской и азиатско-мусульманской. Именно в среде этих двух групп народов проживали до недавнего времени подавляющее большинство евреев, сформировав ашкеназскую и сефардскую «модели» еврейского бытия. Эта глобальная история прошла через три ключевых этапа - этап праотцев, этап формирования монотеистических религий и этап современности. Проанализируем суть этих этапов с помощью каббалистических идей, взятых из Торы. Три праотца - Авраам, Ицхак и Яаков представляют три сфиры - хесед, гвуру и тиферет. Согласно Каббале, Ишмаэль - сын Авраама, представляет избыток хеседа, Эйсав - сын Ицхака, представляет избыток гвуры. Начнем с Ишмаэля. Хесед иногда переводится как доброта (loving-kindness), на самом деле, хесед - это стремление системы к распространению, безграничность, «педаль газа без педали тормоза». В человеке избыток хеседа приводит к «горячему» темпераменту, свойственному «южному» человеку, склонности к разврату, неумению ограничивать свои страсти. Перейдем к Эйсаву. Гвура - это строгость дисциплины, «педаль тормоза», умение контролировать себя, возможность развития интеллекта благодаря дисциплине. В человеке избыток гвуры приводит к «холодности» темперамента, свойственного более северным народам, жестокости. При этом Эйсав был умный, он умел «перехитрить» своего отца, его голова похоронена в пещере Махпела вместе с праотцами. Наши праотцы формировались во взаимоотношениях со своими братьями - Ишмаэлем и Эйсавом. Этим Тора подчеркивает историческую связь евреев с народами Ишмаэля и Эйсава. Вторым этапом развития этих народов стало появление у них монотеистических религий, пришедших благодаря евреям. Ешу, будучи евреем, создал христианство, вложив важные вещи из иудаизма. Магомет подробно знакомился с иудаизмом для создания мусульманства. Обе эти религии пришли, чтобы компенсировать чрезмерные отклонения в характере (проблемные зоны) у соответствующих народов. Мусульманство - жесткая религия гвуры, пришедшая нейтрализовать разгул хеседа у ишмаэльтян. Это позволило мусульманам стать действенной силой в мире. Христианство проповедовало любовь. Это «теплая» религия, пришедшая нейтрализовать жестокость и холодность чрезмерной гвуры потомков Эйсава. Этот баланс также позволил христианам завоевать лидирующие позиции в мире. Итак, религия была «выкроена» под характер «заказчика» и позволила ему «подняться» до мирового влияния. На самом деле именно в этом и состоит роль «правильной» религии. Вс-вышний хочет, чтобы человек реализовал себя, осознав также и особенности своего характера. Третий этап - эпоха модерна, современная история. Цивилизация постепенно подошла к идее прогресса. На формальном уровне прогресс и религия оказались оппонентами друг друга. Европа, осознав это, решила, что «если религия мешает прогрессу, долой ее». И развитие прогресса сопровождалось стремительной потерей влияния религии на общество. Мусульманский мир посмотрел на эту же ситуацию с противоположной стороны: «Если прогресс мешает религии, долой прогресс». В результате у мусульман почти отсутствует прогресс, но зато религия имеет сильнейшее влияние. У этой ситуации, характеризующей сегодняшний мир, есть два объяснения. Во-первых, религии «выкраивались» под характер «заказчика». В результате жесткая религия мусульман победила в своем регионе, мягкая религия христиан проиграла в борьбе за влияние. Во-вторых, «модель» Эйсава с гвурой более «продвинутая» в интеллекте, чем модель Ишмаэля. Недаром голова Эйсава удостоилась покоиться вместе с праотцами. С другой стороны, имя Ишмаэль переводится как «И услышал Б-г», следовательно, ишмаэльтяне, в конце концов, более преуспели в «общении» со Вс-вышним. Так структуры Торы и Каббалы помогают нам понять логику развития истории.
Автор: р.Mеир Брук ------------------- Каббала́ (ивр. קַבָּלָה, «получение, принятие, предание»)Каббала связана с осмыслением Творца и Творения, роли и целей Творца, природы человека, смысла существования. Это постижение Торы
Отредактировал/а: Victor-R - Четверг, 19 Января 2012, 22:28 |
|
| |
Натаниэль | Отправлено в: Четверг, 19 Января 2012, 23:39 | Сообщение № 7 |
Участник
Сообщений: 668
C нами с 01 Сентября 2011
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
|
Всё то,что проходит рядом Всё то,что пролетает вновь Может искру свою оставить И зажечь светильник вновь Главное не стать слепым Главное не стать глухим Главное увидеть Б-га И всё то,что строится Им.
|
|
| |
ivga54 | Отправлено в: Суббота, 21 Января 2012, 09:50 | Сообщение № 8 |
Участник
Сообщений: 242
C нами с 07 Марта 2009
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
| Даже удивительно. Там, где нет препятствий, волны идут себе и идут. А где маяк или корабль-такое вздымается.
|
|
| |
| |