Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| В начале нашей главы читаем: «И умолял я (речь - о Моше) Всевышнего в то время, говоря: Всевышний! Ты начал показывать рабу твоему величие Твое и крепкую руку Твою; да кто же - на небе и на земле, сделал бы подобное деяниям Твоим и подвигам Твоим? Дай перейду я и посмотрю на эту землю добрую, которая за Ярденом, на эту гору прекрасную и на Леванон» (гл. 3, ст. 23-25).
Анализируя этот фрагмент, Раши (раби Шломо бен Ицхак, величайший комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Франция, 11 век) объясняет, что ивритское слово ваэтханан (И умолял я Всевышнего), происходит от слова тхина, а это - один из десяти терминов, использованных в Торе для обозначения понятия «молитва». Оно употребляется обычно, когда некто просит об одолжении, которого он не заслуживает.
Так почему же тогда здесь мы находим именно это слово? Дело в том, что и праведные люди, как бы показывая присущую им скромность, никогда не просили что-то в награду, ибо не считали себя достойными. Такова была форма их обращения к Всевышнему. Так и Моше: вместо того, чтобы просить Всевышнего, чтобы Он позволил ему войти в Эрец Исраэль - в награду за великие дела и труды - умоляет об этом как о незаслуженном благе.
Итак, если всех добрых дел Моше было недостаточно для того, чтобы Творец мог пойти навстречу его просьбе, то у Моше не было другого выхода - ему пришлось просить Всевышнего об одолжении. Но Всевышний не внял его мольбе. Почему? Разве смысл нашего существования в этом мире не состоит в том, чтобы, используя наше право свободного выбора, исполнять заповеди (на иврите - мицвот) Торы и заслужить награду? Какой смысл в наших усилиях, если в конце мы не получаем то, что пытались заработать в поте лица? Почему Моше не получил то, что заслужил и к чему так отчаянно стремился?
Давайте немного расширим этот вопрос и включим в него все молитвы вообще. Почему мы молимся Всевышнему? Если мы верим, что Всевышний помещает каждого из нас именно в те жизненные условия, в которых мы сможем осуществить задачи, ради выполнения которых мы пришли в этот мир; если мы верим, что все люди, в конце концов, получают то, что заслужили, то зачем нужна молитва? Как вообще, благодаря молитве, можно чего-то достичь? Ведь если мы достойны получить то, о чем просим, то мы должны получить это и без просьб. А если - не достойны, то разве молитва способна что-либо изменить?
Давайте начнем сначала. Именно в нашей недельной главе появляется одна из наиболее известных заповедей Торы - каждый еврей, дважды в день, обязан читать молитву Шма Исраэль, то есть читать отрывок из этой главы, начинающийся словами: «Слушай, Израиль. Всевышний - один. И люби Всевышнего твоего, всем сердцем твоим и всей душой твоею, и всеми силами твоими» (гл. 6, ст. 4). Этот фрагмент называют также «принятием бремени царства Всевышнего».
Но как идея о едином Творце сочетается с идеей о Царстве Всевышнего? Похоже, Раши уже задавался этим вопросом, потому что он написал: «В наше время Всевышний - для Израиля (а не для всех наций), но в эпоху грядущего окончательного избавления Он будет принят всем человечеством как единый и единственный». И все же концептуальная связь между двумя идеями: идеей единства Всевышнего и принятием Его царства всем человечеством не столь прозрачна. Что мы понимаем под словами «Всевышний - Один»?
Комментаторы объясняют (см. Нефеш Ахаим, гл. 3): фраза «Всевышний - Один» означает, что существует только Всевышний, и нет ничего кроме Него. Но нам как раз кажется, что наряду с Творцом существуем мы - в окружении Вселенной. Мы принимаем факт, что Всевышний сотворил этот мир, но теперь, после завершения акта творения, мир, сам по себе, стал реальностью. По нашим представлениям, с одной стороны, существует Всевышний, а с другой - мы, часть созданной Им Вселенной и сама Вселенная. Но если следовать этой логике, получается, что существуют два Всевышних, а не один, то есть существует Всевышний и отдельно от Него - Его энергия, которая, отделившись от Него, больше Ему не принадлежит. Эта энергия была Им использована для создания «автономной» реальности. Если продолжить нашу логическую цепочку, можно прийти и к тому, что Всевышний потерял контроль над своей, затраченной на процесс Сотворения энергией. Эта энергия ушла от Него (правда, по его собственному желанию). Согласно Его Торе, Вселенная была отдана человеку, и с тех пор человек контролирует ее, руководствуясь свободой воли. Человек вправе делать со Вселенной все, что он сочтет нужным. Несомненно, Всевышний, если пожелает, может в любое время разрушить ее, но строго говоря, в настоящий момент Он Вселенную не контролирует. Его Царство ограничено Им самим.
Так вот, читая Шма, Исраэль, мы утверждаем нечто совершенно противоположное. Мы утверждаем, что после создания Вселенной, ничего не изменилось: как до создания Вселенной, так и после этого, существовал и существует только Всевышний - и нет ничего, кроме Него. Если бы мы могли посмотреть на Вселенную с позиций Всевышнего, то увидели бы, что акт Творения ничего не изменил: как и до создания не существовало ничего, кроме Всевышнего, так и теперь - то же самое. Нам трудно это понять, но именно мы декларируем, говоря, что Всевышний - «один». Читая Шма, мы должны сфокусироваться на том, что мы говорим и на идее, которая кроется за словами. Если мы в своих мыслях отвлеклись от этого, чтение Шма следует начать заново. Потому что, если мы не сосредоточились на значении слов первого стиха, мы тем самым не выполнили свою обязанность. Так говорит раби Меир (один из крупнейших Учителей Мишны, 2-й век). «В этом вопросе ѓалаха (практический закон) следует точке зрения раби Меира», - говорит Рава (величайший Учитель Талмуда; Вавилон, 4-й век).
Учителя подчеркивают: тому, кто растягивает слово «один» - эхад, Небеса удлиняют (растягивают) дни и годы жизни, потому что процесс осмысления идеи единства Всевышнего, естественно, займет у него больше времени. Раввин Аха бар Яаков говорит, что это относится к акцентированию звука «д», обозначенному в слове эхад последней буквой - далет. В Талмуде (трактат Брахот, лист 13) по этому поводу рассказывается такая история. Раби Иермиягу сидел как-то раз рядом с раби Хией бар Аба и наблюдал, как раби Хия невероятно долго произносил слово эхад. И сказал раби Хие раби Иермиягу: - Как только ты мысленно утвердил его царство в четырех концах света, а также - вверху, на Небесах и внизу - под землей, этого достаточно, и нет необходимости дольше удерживать на этом свои мысли...
Раши дает к этому рассказу такой комментарий: важно сосредоточиться на том, чтобы мысленно сконцентрироваться на идее, что Всевышний - один в Небе, на земле и в любом из четырех направлений Вселенной; и этого достаточно... Теперь мы сумеем, пожалуй, воспринять идею молитвы. Мы всегда читаем молитву Шма перед нашей основной молитвой - Шмонэ эсре. Если исходить из предположения, что мы живем в двойной реальности, то есть мы и Всевышний - сосуществуем, то рациональное объяснение смысла молитвы, мягко говоря, очень туманно. Ведь, согласно этому предположению, Всевышний создал мир по определенным правилам, и даже Ему не так просто изменить их. Так зачем же молиться?
Молитва основана прежде всего на том, что мы приняли на себя «бремя Царства Всевышнего» и Его Единство, то есть - осознали, что Он - один, что с позиции, на которой Он находится - позиции, с которой Он отвечает на наши молитвы - существует только Он (а мы и Вселенная - не существуем). В действительности, мы и Вселенная находимся в постоянном процессе становления. Мы формируемся и «корректируемся». Это и есть ответ на наши молитвы к Нему. Мы молимся - и Всевышний, откликаясь на наши молитвы, формирует и изменяет Вселенную и нас в ней. В этом и состоит сила молитвы. Наша реальность - не застывшая данность. Всевышний постоянно создает ее заново - так, как считает нужным и правильным. В нашей реальности, находящейся в стадии формирования, все возможно. Человек может получить то, о чем просит в своей молитве. Более того, цепь между прошлым и настоящим остается неразрывной. Это реализуется, пока мы живы и в состоянии молиться. Только когда мы оставим позади эту фазу нашего существования, все станет неизменным. Тогда у нас уже не будет возможности как-то влиять на переформирование реальности с помощью молитвы, каждый получит свое место - в соответствии со своими делами.
Мы говорим о фазе, когда процесс становления окончился и начинается процесс существования. Поскольку все существующее связано с Творцом, наше существование больше не противоречит представлению о единстве Всевышнего. Мы больше не представляем себя автономно существующей частичкой Божественной энергии, свободно блуждающей в пространстве без контроля Всевышнего. Молитва требует прежде всего принятия Единства Всевышнего. Он - один. Только внутри этой концепции процесс творения становится «совместным» предприятием - нашим и Всевышнего. Предприятием, где наше участие желанно и ценно... Удивительная иллюстрация вышесказанному - в дополнительной фразе к нашей молитве Шма, которую мы читаем шепотом: «Благословенно славное имя царства Его во веки веков!». Это необычно, согласитесь - включить дополнительное предложение в стих Торы, которую мы, как правило, переносим в молитву дословно, не меняя ни одной буквы. Необычно и то, что ежедневно мы читаем это предложение вполголоса - за исключением дня Йом Кипур, когда мы произносим эту фразу громко.
На страницах Талмуда (трактат Песахим, лист 56) Реш Лакиш (величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век) объясняет это, рассказывая такую историю. В Торе написано - «И призвал Яаков сыновей своих и сказал: соберитесь и я возвещу вам, что случится с вами в конце дней» (Берешит, гл. 49, ст. 1). Но тут, еще до того, как он успел сделать это, силы оставили его. И подумал Яаков: может быть что-то не так с моими сыновьями, ведь уже был случай, когда у моего дедушки Авраама родился Ишмаэль, а мой отец Ицхак родил Эсава. Но его дети заверили его: «Послушай, Израиль, Всевышний - Творец наш, Он - один и единственный!.. И тогда сказал Яаков: «Благословенно славное имя царства Его во веки веков!». И собрались Учителя, чтобы посовещаться и вместе решить, вставить это в молитву или нет. «Моше, наш великий учитель не говорил этого, но Яаков сказал эту фразу. Должны ли мы произносить ее в молитве?» - спрашивали они. И постановили: читать эту фразу в молитве необходимо, но - вполголоса... Метафорически ситуацию поясняет рассказ о принцессе, которая обожала подъедать то, что оставалось на дне кастрюли. Если бы все об этом узнали, это смутило бы ее. Поэтому наиболее приближенные к ней слуги потихоньку подавали ей это лакомство.
В своем комментарии к нашей недельной главе Рамбам объясняет, что Царство Всевышнего может реализоваться только через созданную Им Вселенную; пока Он один, и ничего больше не существует, у Него не может быть царства, ибо нет царства без поданных. Но с другой стороны, наличие Вселенной, как отдельной сущности, заключает в себе двойственность, посягающую на Его абсолютное единство. Мы должны понять, что эта двойственность создана с единственной целью - установить Его Царство. Иными словами, Вселенная - это материализованное выражение Его Царства. Если бы Вселенная каким-то образом вышла из-под контроля Всевышнего, она мгновенно прекратила бы свое существование. В этом и заключается смысл фразы - «Благословенно славное имя царства Его во веки веков!».
Оставшаяся часть молитвы Шма показывает, как мы реализуем этот принцип в нашей жизни. Далее мы произносим: «Люби Всевышнего твоего всем сердцем своим, и всей душой своей, и всем существом своим». Слова «всем сердцем своим» означают, что все наши наклонности, как хорошие, так и плохие, должны быть использованы для служения Всевышнему. Выражение «всей душой своей» подразумевает, что в определенных ситуациях мы должны быть готовы пожертвовать жизнью ради Всевышнего. Слова «всем существом своим» указывают, что в случае, если на чашах весов оказываются приобретенные нами материальные блага и соблюдение мицвот (заповедей), мы должны отказаться от благ, но не нарушить заповеди Торы.
Дальше читаем: «И будут эти слова, которые я заповедал тебе сегодня, в сердце твоем». Это значит, что человек все время должен думать о Торе, в любой ситуации - стараться понять, что Всевышний ожидает от него. В словах - «И повторяй их детям своим, и произноси их, сидя в доме своем, находясь в дороге, ложась и вставая» заключена идея непрерывной передачи традиции. Конкретно здесь сказано о том, что основой для общения родителей с детьми должна стать Тора.
Фраза - «И повяжи их как знак на руку свою, и будут они знаками пред глазами твоими, и напиши их на дверных косяках дома своего и на воротах своих» означает, что каждый, кто встретит еврея на улице или пройдет мимо его дома, должен сразу понять: это идет слуга Всевышнего или это - дом слуги Всевышнего... В любых своих проявлениях в мире, еврей может с гордостью сказать, что он - слуга Всевышнего и что Всевышний - его единственный Царь. Все, чем он владеет, все, что он собой представляет - составляет Царство Всевышнего. И еврей - живое свидетельство единства Творца. И действительно, последняя буква первого слова в молитве Шма (слово «шма»), буква аин - по размеру больше остальных. Так же - последняя буква последнего слова молитвы - буква далет. Вместе эти буквы составляют слово эд, что в переводе означает - «свидетель». И в самом деле, существование евреев - живое свидетельство единства Всевышнего.
Моше был на таком высоком духовном уровне, что не было четкой границы между его душой и Всевышним. О Моше написано, что Творец говорил «устами его». Через связь с Творцом Моше буквально ощущал Его единство, и это ощущение было неотделимой внутренней сущностью Моше. Для Моше не было ничего - вне Всевышнего. Поэтому он и не сказал ничего о Его Царстве - он просто жил в нем.
Яаков же не достиг такого уровня. Он жил в нашем мире. Но он все свое существование и существование своей семьи посвятил тому, чтобы свидетельствовать об единстве Творца. Яаков первым сказал: «Благословенно славное имя царства Его во веки веков!».
Моше не просил у Всевышнего в награду - дозволения войти в Землю Израиля. Ситуация тут гораздо сложней. Творец создал этот мир таким, что он не мог вместить Моше. Наш мир не был для этого приспособлен. В молитве своей Моше просил Всевышнего переделать наш мир, изменить его таким образом, чтобы он, Моше, мог заслужить «честь» и в дальнейшем выполнять Его заповеди - на святой Земле Израиля. Моше владело единственное желание - распространять Его Царство, Царство Небес на земле.
Нашу недельную главу принято читать после шаббата, следующего за 9-м Ава. Афтора этой недельной главы содержит отрывок из книги Иешаягу (глава 40). И начинается она словами: «Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Всевышний ваш». Наше утешение после разрушения Храма - в молитве Шма. Наша задача - установление Царства Всевышнего. Отсутствие Святилища в значительной мере усложняет реализацию этой задачи. Однако, труднее задача, тем значительнее наши достижения, тем весомее награда за них.
Если мы будем жить, воплощая в действительность идеи молитвы Шма, мы сможем достичь поставленной перед нами цели. Благодаря тому, что наши жизни будут живым свидетельством Единства Творца. Как сказано: «На гору высокую взойди, вестница Циона! Возвысь мощно голос твой, вестница Иерушалаима! Возвысь, не бойся, скажи городам Иегуды - вот Всевышний ваш! Вот, Всевышний в силе придет... Вот, награда Его с ним, и вознаграждение Его пред лицом Его» (Танах, книга Иешаягу, гл. 40, ст.9-10).
Автор текста раввин Носон Вайс Иерусалим
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|