[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!
Книга Мириам Исраэли Страна Аслана. Еврейский секрет Нарнии. "Хроники Нарнии" сквозь призму иудейского мировоззрения


Страница 1 из 11
Бейт-мидраш / Дом учения » СМЫСЛ БЫТИЯ » Исправление Мира - Тикун Олям » Четыре ступени восхождения
Четыре ступени восхождения
ГалилеянкаОтправлено в: Суббота, 04 Февраля 2012, 01:52 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5419
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Один царь, решив выбрать наследника из трех своих сыновей, отправил их посмотреть мир и набраться опыта. Однажды сыновья достигли границ прекрасного сада, который охраняли трое – старик, царь и мудрец. Старик сказал: «Можете войти, но знайте, что это лишь на время». Царь сказал: «Можете брать что хотите, но с собой ничего не заберете». Мудрец сказал: «Увидите здесь хорошее и плохое – к хорошему тянитесь, плохого избегайте». Царевичи вошли в сад, подивились его роскоши, а затем пути их разошлись. Первый запомнил слова старца, что пребывание в саду временно, и решил потратить время на то, чтобы набрать побольше золота и драгоценностей. Второй обратил особое внимание на слова царя и решил, пока он в саду, есть и пить в свое удовольствие. А третий решил поступить по совету мудреца и начал искать хорошее, к которому следует тянуться. Нашел книги, где были описаны тайны мироздания, и старательно их изучил. Прошло время, и братья вернулись домой к отцу, который, разумеется, поинтересовался, как они провели время. Хорошо провел, сказал старший брат, ел изысканные яства, пил тонкие вина – жаль, что потом пришли стражи сада и выгнали меня. Плохо провел, угрюмо сказал средний. Набрал золота, сколько мог унести, все карманы бриллиантами набил, а на выходе у меня всё отобрали. А третий сын начал рассказывать отцу о том, что он узнал в саду, о чудесах мироздания. Он-то и стал наследником престола.

Это очень старая хасидская притча, которая рассказывает историю каждого из нас – каждой живой души, которую Б-г посылает в этот мир. Жизнь, в которую мы приходим, подобна прекрасному саду, но у него есть три сторожа, которые объясняют нам ограниченность наших возможностей. Первый сторож, «старик», – это Первый человек, Адам, который первым узнал, что жизнь конечна. Второй сторож, «царь», – это Давид, поучавший, что нет смысла в стяжании богатств, в гроб человек их с собой не возьмет. Третий сторож, «мудрец», – это Моше рабейну, который поставил народ перед выбором и потребовал, чтобы люди выбирали правильные вещи, даже если достижение их дается нелегко. Таким образом, поучение Адама заключается в том, что целью жизни не может быть потребление, поучение Давида – что целью жизни не может быть стяжательство. А поучение Моше представляет своего рода противовес первым двум: его смысл в том, что человек должен использовать предоставленные ему годы жизни, чтобы познавать.

Мудрецы нашего народа учат, что бытие человеческой души проходит четыре этапа. Первый, предшествующий рождению, душа проводит пред лицем Б-га. Рядом с Ним всё прекрасно, душа получает энергию духовности непосредственно от Создателя, но одного она всё-таки не имеет – возможности выбирать.

Второй этап – жизнь в тварном мире. Для того чтобы вступить в эту жизнь, Б-г облекает душу в тело. Тело – ограничитель возможностей, своего рода материальная завеса, скрывающая от души Б-жественное сияние. Но именно утратив ясность и ощущение однозначности Его славы, человек получает возможность свободного выбора. Это испытание души – она должна преодолеть «зов низа», дурные инстинкты, все обманы мира сего… От того, насколько успешно душа преодолела испытание свободой выбора, зависит «награда», которую она получит после смерти.

А после смерти начинается третий этап. Душа, сбросив обветшалую телесную оболочку, начинает долгий процесс подъема – в раю или в аду. «Рай» в еврейском понимании – это пребывание в непосредственной близости от Б-га. Душа, которая использовала свое пребывание в тварном мире с толком, может оказаться даже ближе ко Всевышнему, чем до момента рождения в телесной оболочке. Но надо понять, что попадание в рай – это не «вознаграждение», а «результат» телесной жизни. В раю человек получает от совершенных на земле хороших дел такое удовольствие, какого мы и представить себе не можем, – потому что Б-жественный свет, в котором оказывается душа, пробуждает в ней новое чувство, которого в телесной оболочке она была лишена. Это можно сравнить с прозрением: пока человек слеп, он не может ощутить радость от красоты голубого неба или прекрасного цветка. Так же и душа: пока она находится в теле, она воспринимает мир только через пять чувств. А когда душа оказывается вблизи Создателя, освобожденная от телесных ограничений, она может напрямую получать удовольствие – как от тех хороших дел, которые человек успел совершить в тварном мире, так и от занятий в раю. Недаром наши мудрецы говорят: «Вознаграждение за выполнение заповеди – это само выполнение заповеди».

Что касается ада – еврейское представление о нем очень сильно отличается от средневековых легенд, поэзии Данте или фильмов ужасов. Это не «наказание», а такой же, по сути, результат земной жизни, как и рай, такой же самоотчет. Тот, кому уготован ад за земные дела, осознает тщетность сделанного. К примеру, родители, не воспитавшие своего ребенка как следует, видят, как этот ребенок пошел по дурной дорожке и плохо кончил. Конечно, очень больно узнавать о себе ТАКУЮ правду – но это такое же очищение души, как и в раю, только очищение не через удовольствие, а через боль.

В раю и в аду душа, как и до рождения, существует без телесной оболочки. Отсутствие «материального ограничителя» позволяет ей видеть правду. Но рай и ад тоже конечны, пребывание в них души – не навсегда. «Навсегда» – это ситуация, которая возникнет на четвертом этапе, с приходом Мошиаха и наступлением «Олам аба», «мира грядущего». В этот период наша традиция предрекает воскресение из мертвых, то есть обретение душами новых тел, восстановление человека в его цельности. После того как душа всё увидела, всё осознала и очистилась, она вновь окажется в теле – но на сей раз совершенно иного рода. Тело в мире грядущем будет уже не ограничивать, а дополнять душу. Разумеется, в силу ограниченности своего восприятия в тварном мире мы не можем себе даже представить, как это будет выглядеть, но в мире грядущем цельный человек обретет неограниченные возможности. Совсем как тот мудрый царевич, которого отец сделал наследником престола.

Главный раввин России Берл Лазар


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
ХульдаОтправлено в: Пятница, 23 Марта 2012, 11:21 | Сообщение № 2

Участник
Сообщений: 428
C нами с 20 Сентября 2009
Откуда: Латвия
Статус: Отсутствует
Quote (Галилеянка)
Мудрец сказал: «Увидите здесь хорошее и плохое – к хорошему тянитесь, плохого избегайте».


Quote (Галилеянка)
Второй обратил особое внимание на слова царя и решил, пока он в саду, есть и пить в свое удовольствие


Quote (Галилеянка)
В раю человек получает от совершенных на земле хороших дел такое удовольствие, какого мы и представить себе не можем, – потому что Б-жественный свет, в котором оказывается душа, пробуждает в ней новое чувство, которого в телесной оболочке она была лишена.


Помогите, пожалуйста, разобраться, кто как понимает слово "удовольствие"?

Из Википедии:

Слово «удовольствие» является суффиксальным производным от древнерусского слова «удоволъ», имеющего то же значение и однокоренного современным словам «довольный», «воля».

Согласно другой теории, изложенной В. Э. Орлом в книге 1977 года, слово «удовольствие», буквально, означает «воля уда», где «уд» — это мужской половой орган. Изначально слово удовольствие обозначало мужской оргазм, но потом, постепенно перешло на практически всё, что вызывает положительные эмоции.

На иврите это обозначается словом "онег" עונג. Есть такое выражение "онег шабат".

Нахум Пурер:

Интересно, что на иврите слово “нега”, язва от болезни “цараат”, и “онег”, удовольствие, состоят из одинаковых букв: нун, гимел, айн. Вся разница в положении буквы “айн”. Но “айн” - это также “глаз”. Если вы поставите “айн” не там, где надо, то получите духовную болезнь, которая проявится в форме язвы, “нега”. Но если “айн” займет подобающее ему место - вас ждет “онег”, удовольствие. Это будет удовольствие от правильного взгляда на вещи.

Я считаю, что всё же слово "удовольствие" - это ближе к материальности, настоящий "онег" здесь, на нашей земле, невозможен. Возможно, я не права. Может быть, я не туда смотрю, и вместо "удовольствий" получаю "язвы". Просто боюсь ошибок молодости. когда от удовольствий получались "язвы" в душе. Возможно, излишний аскетизм вреден для души?


Утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего.
 
LouizaОтправлено в: Пятница, 23 Марта 2012, 12:09 | Сообщение № 3

Участник
Сообщений: 1318
C нами с 22 Июня 2009
Откуда: Украина
Статус: Отсутствует
Дорогая Жанна, недавно я работала над книгой Рава Рафаэля Айзенберга
и там в разделе Израиль и человечество 5. Модель Торы говорится :
"Согласно Торе, Б-г создал мир, чтобы Его творения, щедро получив от Его доброты, поднялись до возвышенного удовольствия любви к Нему. С этой целью Он создал все живые существа лишенными средств к существованию, без которых их жизненные функции прервутся, и ощущающими нужду в таких средствах.

Человек — главный объект Б-жественной щедрости. Именно по этой причине он один осознает свои потребности и нужды, а поэтому может размышлять о новых актах Б-жественной доброты. Такие размышления ведут его к пониманию того, что не кто иной, как Б-г, обеспечивает его всем необходимым. Это понимание порождает в нем огромное счастье любви к Создателю. Основываясь на учениях наших мудрецов, Рамхаль (раби Моше Хаим Луцатто) утверждает, что человек был создан с одной-единственной целью — радоваться Б-гу и наслаждаться сиянием Б-жественного Присутствия. Это значит, что смысл нашего существования — воспринимать Б-жествен-ное великодушное руководство и провидение во всей вселенной, а также в нашей повседневной жизни — каждому отдельно и всем вместе, мы должны научиться ощущать счастье от близости Б-га — состояние, которое Тора обозначает как Присутствие Б-га (Шехина), Его «пребывание» среди нас. Одно это «есть истинное наслаждение и величайшая из всех радостей».

Рабби Моше Хаим Луццато с гениальной простотой даёт определение предназначению человека:

«Человек создан наслаждаться Всевышним и получать сияние Его света (зив шхинато), — ибо вот что есть подлинное наслаждение и величайшее удовольствие, какое только может быть. Но место этого наслаждения — мир грядущий (олам а-ба), который для этого создан и должным образом приготовлен. А путь, который мы должны пройти, чтобы достичь желаемого грядущего мира, пролегает через этот мир… Средства же, при помощи которых можно достичь этой цели — это заповеди(мицвот) Всевышнего. И исполнить эти заповеди можно только в этом мире. Поэтому Человек и был изначально помещён в этот мир, чтобы с помощью выполнения заповедей он смог приобрести право достичь места, предназначенного ему в будущем мире и там наслаждаться благом, которое он приобрёл себе при помощи этих средств» («Месилат Яшарим», начало первой главы).


Я могу только предоставить Вам информацию. Убеждения Ваши Вы должны формировать сами.
 
ГалилеянкаОтправлено в: Пятница, 23 Марта 2012, 15:41 | Сообщение № 4

Администратор
Сообщений: 5419
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Quote (Жанна)
Я считаю, что всё же слово "удовольствие" - это ближе к материальности, настоящий "онег" здесь, на нашей земле, невозможен
я тоже так думаю. Более того, в последнее время всё больше приходу к выводу о том, что единственный истинный "онег" для нас в мире грядущем - это приближение к Творцу. Этот мир скрывает Его от нас, почему и называется на иврите "олям" (от "неелям" - скрываться, исчезать). А наша задача опять приблизиться ко Всевышнему, как это было в Ган Эдене. Думаю, что только в таком состоянии человек будет способен получить истинное наслаждение.


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
ХульдаОтправлено в: Суббота, 24 Марта 2012, 22:37 | Сообщение № 5

Участник
Сообщений: 428
C нами с 20 Сентября 2009
Откуда: Латвия
Статус: Отсутствует
Спасибо за ваше мнение, дорогие Louiza и Галилеянка. Я тоже такого мнения. Мне не нравится само слово "удовольствие", на русском языке я вижу более привязанность к материальному, говорят: "получить удовольствие от вкусной еды", другие удовольствия бывают. Мне больше нравятся такие слова, как "счастье", "радость". Ашрейну! Счастливы мы!

Хасиды часто говорят такие пожелания детям: "Расти для Торы, хупы и добрых дел!" Мудрецы говорят, что в мир грядущий мы сможем взять только свои добрые дела. Я испытываю счастье, когда открывается смысл слова на иврите из Торы. Хотя бы того же слова "удовольствие" - "онег" на иврите очень похоже на слово "нега" - "язва". Ещё я считаю, уровень удовольствий зависит от того, женат ли (замужем) человек, или нет.

Вот мнение раввина по этому вопросу - наслаждений, удовольствия.

ВЛЮБИТЬСЯ ПО УШИ В ИУДАИЗМ

Рав Нахум Браверман

Я всегда знал, что я – еврей. Я гордился своим народом, когда мы одерживали победы и переживал, когда нас преследовали. Но я никогда не зажигал ханукальных свечей, у меня не было Бар мицвы.

Иудаизм у меня ассоциировался с монотеизмом – какое-то бледное, пустое слово, ничего в сущности для меня не значащее. Синагога привлекала меня каким-то чувством принадлежности, но это чувство было слишком неопределённым, чтобы по-настоящему заглянуть внутрь.

Я вырос в Нью-Йорке, учил философию в Йельском Университете, а в 1978 году приехал на лето в Израиль. На выходных я оказался в Иерусалиме. Приятель предложил заехать в йешиву. «Не хотелось бы тебе встретиться с еврейским философом?» - спросил меня друг. Мне действительно стало интересно, и я согласился. Однако то, что я увидел повергло меня в культурный шок. Это учебное заведение было больше похоже на академию Платона, чем на какой-либо современный университет.

В Йельском Университете всё держалось на сроках сдачи, экзаменах и поступлении. В йешиве не ставились оценки, не было никаких сроков сдачи. Просто чистая и незамутнённая интеллектуальная работа. Есть ли Вс-вышний? Что делает жизнь значимой? Есть ли определение любви? На все эти вопросы я искал ответы ещё в Йельском Университете. Когда я понял, что здесь я действительно могу получить долгожданные ответы, я решил остаться в йешиве до вечера. Я остался на пять лет.

Как часто мне хотелось уехать! Некоторые идеи шокировали и пугали меня. Я вдруг сталкивался с такими аспектами собственного «я», о которых я бы предпочёл не знать вовсе. В подавляющем большинстве ни семья, ни друзья не понимали меня, я чувствовал себя одиноким, покинутым и брошенным.

Но я остался, потому что нашёл настоящее определение самому себе. Я понял, что я – искатель истины, и почувствовал, что перестану быть им, как только уеду из места, полного духовности просто потому, что ответы, которые я нашёл здесь, покажутся мне слишком непривычными и тревожными.

Я узнал, что такое быть настоящим евреем. В язычестве люди служат богам. В еврейском взгляде на мир Вс-вышний хочет для нас только наслаждения. «Вс-вышний, Отец наш» хочет для нас того, чего хочет отец для своих детей – роста, радости и наслаждения.

СОЗДАНЫ ДЛЯ НАСЛАЖДЕНИЯ

Вс-вышний создал нас для наслаждения. Его нужно чётко отделять от другого концепта – комфорта. Комфорт – отсутствие боли, тёплая ванна и сон. Наслаждение - это воодушевление и энергия. Существует пять степеней наслаждения, каждая из которых несёт собственную энергию.

Вино, секс и лежание на пляже – это виды наслаждений, и для них в иудаизме найдётся место. В шаббат мы надеваем лучшие одежды, едим прекрасную пищу, занимаемся любовью с нашими жёнами. Написано в Талмуде, что пожилым людям нужно сидеть на солнце, чтобы помнить о том, что существовать на свете – это прекрасно. Мы можем получить за деньги практически любое физическое удовольствие. Существуют ценители еды и одежды, музыки и машин. Они – эксперты в получении физических наслаждений.

Любовь – совершенно иной вид наслаждения, превосходящий вино, еду и секс. Однако и добиться любви тяжелее, чем простых физических удовольствий. Принятие на себя обязательств, верность и терпение – необходимые составляющие любви. Многие не готовы заплатить эту цену. Огромное наслаждение, которое испытывают родители, воспитывая ребёнка, они могут испытать, лишь вложив в него множество усилий. Ценителей любви не так много. Многие даже не понимают, что это такое. Они путают любовь с одним, куда более дешёвым продуктом – влюблённостью. Это такой момент, когда на пляже, освещённым солнцем, она была такой красивой, и всё вокруг было так прекрасно! Любовь, напротив, это способность почувствовать силу, красоту и достоинства другого человека. Когда мы видим доброту и искренность, это наслаждение даёт нам любовь.

Но и у любви есть свои пределы. Муж, жена или любимый человек не могут внести в нашу жизнь смысл. Любовь не может быть целью нашей жизни. Этого не достаточно. Родители, борющиеся за внимание своих взрослых детей, крах романтических отношений, внутренняя пустота, которую мы ощущаем, когда наша любовь терпит крах. Всё вышеперечисленное – свидетельства тому, что любовь – не цель нашей жизни.

Человеку необходим смысл в жизни. Когда мы чувствуем, что у нашей жизни есть определённая цель, она больше не кажется нам бессмысленной. Ощущение смысла даёт нам силы. Человек очень хочет посвятить себя служению чему-то большему. Для этого он порой готов даже рисковать собственной жизнью.

Однако есть наслаждение, большее чем «наличие смысла». Это возможность создать что-то самому, ощущение власти и творчества. Талмуд предписывает каждому человеку говорить: «Этот мир создан для меня», Этот мир я сам должен формировать и создавать. Из этого наслаждения проистекает удовольствие от участия в социальной, общественной и политической жизни. Доброта – также частный случай творчества. Когда я помогаю другому человеку открыть и воплотить в жизни свой потенциал, я создаю что-то прекрасное из ничего. Наслаждение от преподавания и воспитания детей также исходит из этого желания творчества. Когда человек творит, он получает возможность подражать Творцу всего живого.

На вершине человеческих удовольствий стоит любовь к Б-гу. Еврейский взгляд на мир основан на том, что Вс-вышний создал людей для того, чтобы они познали всю глубину жизненных удовольствий. В этом мире мы можем любить, находить смысл и творить, подобно Вс-вышнему. Когда мы ощущаем благодарность за всё это, мы приходим к любви к Вс-вышнему.

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ЖИЗНИ

Для того, чтобы помочь нам достичь всех удовольствий, Вс-вышний дал нам Тору – «Торат Хаим» - путеводитель по жизни. Сегодня мы понимаем необходимость учиться определённым знаниям у специалистов. В важнейших жизненных вопросах, однако, большинство людей никогда не получают образования. Какой процент людей чётко знает важнейшие принципы для построения счастливого брака или счастливой жизни? Тора учит нас важнейшим определениям и различиям: Как отличить любовь от влюблённости, наслаждение от комфорта?

С течением времени я преодолел чувство дискомфорта. Я влюбился по уши в Израиль, Иерусалим и Тору. Сейчас я раввин. Почему я выбрал именно эту специальность?

Есть ещё так много людей, которые до сих пор не решаются заглянуть в синагогу и увидеть её внутреннюю красоту – и я хочу помочь им влюбиться в иудаизм.

Quote (Галилеянка)
А когда душа оказывается вблизи Создателя, освобожденная от телесных ограничений, она может напрямую получать удовольствие – как от тех хороших дел, которые человек успел совершить в тварном мире, так и от занятий в раю.


Утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего.

Отредактировал/а: Жанна - Суббота, 24 Марта 2012, 22:56
 
Бейт-мидраш / Дом учения » СМЫСЛ БЫТИЯ » Исправление Мира - Тикун Олям » Четыре ступени восхождения
Страница 1 из 11
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz