В моменты, когда мы обращаемся к Творцу, как к Всевышнему Авраама, мы иначе выражаем идею, что Всевышний является Владыкой вселенной. Потому что Авраам - первым установил Царство Всевышнего, неустанно объясняя людям, что Всевышний - Единственный Владыка мира. Но как мы в принципе можем отнестись к идее об «установлении Царства Всевышнего»? Разве утверждение, что Всевышний и есть Владыка вселенной - не простое признание существующего факта? Возможно, это - факт, который осознают не все. Ведь есть люди, которые не верят в существование Всевышнего. Но это не означает, что Царство Всевышнего нуждается в том, чтобы его кто-то устанавливал. Верующий человек, принимающий существование Творца не должен «устанавливать» Его Царство. Оно объективно существует, и Всевышний - Владыка, потому что имеет власть над всем.
Какова же роль Авраама в «установлении» Его царства? Виленский Гаон (раби Элиягу из города Вильно; Литва, вторая половина 18-го века) объясняет: Всевышний - Царь еврейского народа, потому что евреи признали Его Царем над собой и приняли на себя соблюдение Его законов. В языковой системе иврита титул царя подразумевает конституционный принцип: чтобы заслужить свой титул, царь должен получить добровольное признание подданных. Мы выражаем эту идею дважды в день в молитве Амида: «Слушай, Израиль, Всевышний наш, Всевышний Один!» (Дварим, гл. 6, ст. 4)…
Сегодня Творец - Всевышний еврейского (и никакого другого) народа. Но в будущем Он станет единым Всевышним для всех народов мира. Установление Царства Всевышнего будет достижением всего человечества. Его царство объединится свободной волей людей, которые признают Его над собой Царем.
Поэтому мы и говорим, что Авраам - первым установил Царство Всевышнего. Еврейский народ воспринял его учение и принял на себя Царство Всевышнего, реализуя проницательность и видение Авраама. Еврейский народ принял Царство Всевышнего и за это удостоился мимолетной возможности увидеть своего Царя. Строительство Мишкана - следствие этого выбора.
Об этом в аллегорической форме рассказывается в одной из книг Танаха. Есть в ней такая строка: «О, пусть он целует меня поцелуями уст своих!..» (Шир а-Ширим - «Песнь Песней», гл. 1, ст. 2).
Фабула такова. Царь решил жениться на женщине благородного происхождения, из хорошей семьи. Он послал сватов, чтобы спросили ее согласия. Она ответила, что, возможно, не достойна столь высокой чести. Но, если он принял решение вступить с ней в брак, она хотела бы услышать предложение из его уст…
Аналогичной была и просьба еврейского народа - «мы хотели бы увидеть нашего Царя». В Торе по этому поводу написано: «И передал Моше слова народа Всевышнему» (Шемот, гл. 19, ст. 9). Всевышний открыл себя народу - чтобы дать «избранной невесте» возможность, хотя бы мимолетно, взглянуть на Него. После того, как еврейский народ воспринял Всевышнего как своего Царя, Его Присутствие стало важной частью существования еврейского народа.
Выдержка из парашат шавуа,
автор раввин Носон Вайс