Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Вопрос: «Почему человек, которому ты неоднократно помог в трудный для него момент (долги или помощь во всех смыслах), в дальнейшем, когда он поднимается, он тебя ненавидит? Особенно - когда у тебя, наоборот, дела идут вниз, а у него - круто вверх?»
Ответ: В своем вопросе Вы затронули болезненную и в практическом смысле — далеко неоднозначную тему.
На первый, поверхностный взгляд, может показаться, что проблемы тут никакой и нет. Сделали тебе доброе дело (дали деньги в долг, когда ты оказался в трудном финансовом положении, помогли переехать на новую квартиру и т.д.), нормальная реакция нормального человека на это — чувство благодарности, которое как будто бы должно навсегда оставаться в памяти. И ты вправе рассчитывать, что тот, кому ты помог — поможет тебе, если тебе понадобится помощь.
Однако в действительности все это выглядит иначе. Обратился к человеку, которого ты когда-то поддержал — а он, пряча взгляд, избегает тебя и, того хуже —- проявляет по отношению к тебе ненависть.
Безусловно, такое поведение не заслуживает одобрения. Но оно, как это ни парадоксально прозвучит, для нашего, земного мира — вполне естественно.
В нашей традиции есть понятие — «а-карат а-тов», что в переводе означает — «благодарность за добро». Это — императив Торы, заповедь, связанная с высшими мирами.
Для того, чтобы в земном мире выполнять ее, так же, как и другие заповеди Всевышнего — надо работать над собой, трудиться над формированием и развитием в себе качества а-карат а-тов, способности ощущать и сохранять в себе чувство благодарности Творцу и людям, вершащим добро. Ибо оно, это качество, не возникает само по себе, автоматически. А если его (это качества) в человеке нет, это, как говорят наши Учителя в Талмуде — равносильно безбожию.
Конечно же, есть люди, у которых оно возникает, благодаря их тонкой чувствительности, под влиянием воспитания в семье и особой среды, в которой формируются их личности. Но таких — меньшинство, примерно 10 процентов от общего числа (может, чуть больше или чуть меньше).
Остальные, если они не занимаются строительством в себе этого высокого качества — способны испытывать благодарность в основном в моменты, когда им — трудно, и на помощь приходит кто-то, кто вытаскивает их из проблем. То есть — в период, когда помощь осуществляется. Потом, когда дела идут на лад, человек быстро забывает о благодарности тому, кто ему помог.
И через год, пять лет — и не вспомнит о тех, кто помог ему выбраться на поверхность из водоворота житейских бед.
Он поглощен своими заботами и руководствуется общепринятыми в земном мире принципами, которые определяются в основном практической пользой и выгодами. Его подсознанием управляет мысль, что глупо тратить усилия, свое драгоценное время и деньги на то, что в перспективе благ тебе не сулит.
Такой человек, чтобы прослыть в обществе добрым и благородным, может даже сам кому-то помочь. Но, скорее — не тому, кто когда-то ему помогал. Потому что контакт с благодетелем из прошлого для него — болезненное напоминание, что в его сердце нет чувства благодарности.
Но если человек не помнит добра, его душа все равно знает, что это чувство благодарности должно быть. В конфликте с собственной душой рождаются муки совести. Накапливающееся внутри жгучее недовольство собой трансформируется в ненависть и требует выхода. Ненавидеть себя — невозможно. Проявлению ненависти нужен внешний объект. Этим объектом, как правило, и становится тот, к кому человек за все сделанное ему добро — не испытывает чувства благодарности.
Классический пример такой ненависти — антисемитизм. Когда люди, которые не признают существования Всевышнего (а их души знают, что только Он управляет миром), ненавидят носителей Его Имени, то есть — евреев.
Тот же известный и вечный «механизм» действует на всех уровнях человеческих взаимоотношений...
Автор текста рав ЭлиягуЭссас
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|