[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!
Книга Мириам Исраэли Страна Аслана. Еврейский секрет Нарнии. "Хроники Нарнии" сквозь призму иудейского мировоззрения


Страница 1 из 11
Бейт-мидраш / Дом учения » ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ТВОРЦОМ И ЛЮДЬМИ » Человеческие отношения - Яхасей-Энош » Беспричинные любовь и ненависть
Беспричинные любовь и ненависть
M-SHULAMОтправлено в: Среда, 21 Ноября 2012, 07:23 | Сообщение № 1

Фесвитянин-самбатианец
Сообщений: 1902
C нами с 20 Марта 2008
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
Беспричинные любовь и ненависть

Часто приходится слышать, что, поскольку Храм разрушен из-за того, что мы проявляли взаимную беспричинную ненависть (син'ат-хинам), он будет восстановлен, только если мы начнем проявлять взаимную беспричинную любовь (аават-хинам).

Обычно тот, кто смотрит на такие советы как на прямое руководство к действию, просит дать ему определение всех трех терминов – "любовь", "ненависть" и " беспричинный". Ибо трудно привести пример совсем беспричинной ненависти. На ровном месте ненависть возникает только у законченного мизантропа[1], который ненавидит всех – изначально и глубоко.

Легче всего определить термин "любовь". Как часто указывают (я приводил цитаты и ссылки во множестве статей своих блогов и даже посвятил этой теме видео-урок), любовь – не просто состояние духа, а вполне реальная практика, т.е. ряд конкретных действий, совершаемых нами в адрес тех, кого мы уже любим[2].

Если говорить коротко, все эти действия ("поступки любви") формируют четыре группы.

Кого я люблю:

(1) того прощаю (если он совершил проступок);

(2) тому уступаю (отдаю – иногда безвозвратно – свое);

(3) тому сопереживаю (несу за него ответственность; радуюсь, когда он рад; печалуюсь, когда он в печали, и т.д.);

(4) тому помогаю (даже если не обязан помогать; ко всему прочему здесь содержится и такое действие как готовность к защите: я его люблю, поэтому защищаю).

Когда я люблю человека, все эти четыре группы поступков и действий свидетельствуют о моем к нему отношении. В недокомплекте любви не получится.

Понятно, что любое из указанных действий ограничено разумными рамками. Нельзя бесконечно прощать предосудительные поступки даже горячо любимому человеку – ибо по отношению к нему такая безграничность может обернуться "медвежьей услугой". (Хотя мы уже отметили: несу за него ответственность.)

Все это понятно и долгих объяснений не требует.

Но что такое ненависть? – Скорее всего, речь идет тоже о некой конкретике, а не просто о переживаниях, которые в прямых действиях никак себя не обнаруживают[3].

Сначала отметим, что вряд ли ненависть выражается в ряде известных негативных деяний – бить, ругать, обманывать и т.д., – ибо по отношению к любому еврею каждый из них запрещен особым предписанием.

Скорее всего, под ненавистью понимается именно отсутствие любви[4]. Другими словами, если я не собираюсь простить человека ни при каких условиях или я ему не согласен уступить ничего из принадлежащего мне, или не буду ему помогать (хотя мог б помочь, если б я его любил) и т.д. – это и называется ненавистью.

Тогда что понимается под выражением "беспричинная ненависть"?

Самым простым ответом представляется такой. "Причинная" ненависть – когда я его не люблю в силу того, что он сделал мне плохо. (Это тоже запрещено, но хотя бы психологически объяснимо.) Тогда "беспричинной" ненавистью будет отсутствие моей любви в его адрес (т.е., я его не прощаю, ни в чем ему не уступаю и т.д.) не потому, что он сделал мне плохо, а просто потому, что не хочу.

За это и был разрушен Храм.

И чтобы его восстановить, надо – так нас учат – перестать беспричинно ненавидеть друг друга. Но отсутствие ненависти и есть любовь, если исходить из выше приведенного рассуждения. В таком случае "беспричинная" любовь – это когда я еврея прощаю, уступаю ему, сопереживаю ему и помогаю, даже когда не обязан это делать.

Все понятно, кроме маленького замечания. Дело в том, что такое поведение мне вменено в прямую обязанность Торой (см. Ваикра 19:18). Поэтому оно не может быть названо "беспричинным".

Следовательно, единственной возможностью остается такая.

Храм разрушен потому, что еврей не любит другого еврея, который не сделал ему ничего плохого. Только это и можно назвать беспричинной ненавистью[5]. (Боюсь, что мы и теперь продолжаем так поступать – в указанном смысле.)

Храм можно восстановить, только если еврей начнет любить другого еврея, даже когда тот сделал ему плохо[6]. Только это и можно назвать беспричинной любовью.

** **

Заодно, чтобы сэкономить на постах, приведу свое соображение, откуда взялись четыре действия, свидетельствующие о любви одного человека к другому.

Уступать – качество Сары, нашей праматери, которая отказалась от своего права жены и предложила Аврааму египтянку Агар.

Сопереживать, нести ответственность – качество Ривки, которая сделала все, чтобы отцовское благословение досталось тому, кто его заслуживает.

Прощать – качество Рахели, не таившей в сердце обиды на сестру, которая подменила ее на ложе Яакова.

Помогать – качество Леи, отдавшей мандрагоры (дудаим) бездетной сестре.

Понятно, что все эти качества во многом перемешались во всех указанных поступках наших праматерей (Рахель уступила Лею Яакову, Лея уступила мандрагоры сестре и т.д.). Но в целом ход мысли виден и легко прочитывается, не правда ли?

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

[1] Даже спартаковцы ненавидят динамовцев не просто так, а именно из-за того, что те не-спартаковцы. Т.е. причина налицо. И их трудно не понять, поскольку очевидно, что только законченные злодеи могут радоваться, когда Спартаку "закатывают банку".

[2] Согласно "Бейт-Алеви", для возникновения в нас любви к другому человеку надо проявлять по отношению к нему эти качества – и любовь возникнет в нашем сердце. Т.е. не от сердца к поступкам (что бывает, но не часто), а наоборот: от поступков к сердцу (что работает всегда и в любом случае. Проверено!).

[3] Как предельно четко прописано (Ваикра 19:18): "Люби своего ближнего", так за два стиха до этого приказано: "Не ненавидь в своем сердце своего брата". И понятно, что то и другое – вполне конкретные действия.

[4] Что прекрасно выражено средствами русского языка, в котором, строго говоря, нет терминов для чистой ненависти, но любое ее проявление выражается именно через отрицание положительного качества: я его люблю/не-люблю, "навижу"/не-навижу, он мне нравится/не-нравится. В то время как в святом языке есть вполне конкретное независимое выражение – син'а (ненависть). Поэтому возникает вопрос: является ли син'а просто отрицанием любви? В статье рассматривается именно такое предположение.

[5] Но если тот сделал ему плохо, нелюбовь в его адрес не может называться беспричинной. За такую нелюбовь Храм не разрушают.

[6] Но если тот не сделал ему плохо, он обязан его любить – согласно предписанию Торы. За одно это Храм не восстанавливают.

Рав Реувен Пятигорский


Лучше говорить в пустоту, чем оставить ложь без ответа.
Думай головой, а не Новым Заветом.
 
LouizaОтправлено в: Среда, 28 Ноября 2012, 16:19 | Сообщение № 2

Участник
Сообщений: 1318
C нами с 22 Июня 2009
Откуда: Украина
Статус: Отсутствует
Проблема излишка беспричинной ненависти и дефицита беспричинной любви актуальна и спустя две тысячи лет


Я могу только предоставить Вам информацию. Убеждения Ваши Вы должны формировать сами.
 
LouizaОтправлено в: Четверг, 29 Ноября 2012, 07:45 | Сообщение № 3

Участник
Сообщений: 1318
C нами с 22 Июня 2009
Откуда: Украина
Статус: Отсутствует
ПОСЛЕ 9-ГО АВА--КАК ИЗБЕЖАТЬ СИНАТ ХИНАМ (беспричинная ненависть )

Как мы все знаем, второй Храм был разрушен из-за беспричинной ненависти (синат хинам). И очевидно, мы до сих пор это не исправили. Если бы исправили, то вчера не отмечали бы Тиша бъАв. Исправление заключается в беспричинной любви. Что такое беспричинная любовь описано рав Пятигорским вот тут.
А вопрос, который я хотел бы поставить перед собой и перед вами- как построить в себе беспричинную любовь к другому?

Исчерпывающего ответа у меня естественно нет, но могу поделиться некоторыми соображениями, которые хотя бы мне помогают. Йецер ара на синат хинам бывает двух разновидностей: индивидуальная и коллективная.

ЕГО НЕ ЛЮБЛЮ

Индивидуальная-это когда я испытываю неприязнь к какому-то отдельному человеку. Как бороться с этим мы уже писали вот тут , однако уместно вкратце повторить некоторые вещи:

1. Все евреи братья. Братья друг друга любят, несмотря на все, и от брата не откажешься.

2. Нужно стараться видеть в людях хорошее. Почему? Во-первых см. пункт №1. Во-вторых, потому что также как мы смотрим на других, на Небесах смотрят на нас. Тот кто ищет хорошее в другом человеке, удостаивается того, что и в нем ищут хорошее. А наоборот...расскажу вам одну историю.

У одного моего родственника была дочь-диссидентка. Ее, естественно, арестовали, а потом посадили в психушку. Мой родственник регулярно ездил туда и задабривал врачей лестью, конфетами и прочими подарками, чтобы его дочь не слишком сильно "лечили".

Один раз, в беседе с главным КГБшным врачом он сказал,--знаете, если внимательно присмотреться, то у каждого из нас есть отклонения от нормы. Правильно,--ответил ему КГБшник,--нужно вести себя так, чтобы меньше присматривались!

Так и мы--если мы будем очень пристально присматриваться к чужим недостаткам, то и в нас наверху очень быстро найдут "отклонения" от нормы установленной Торой.

ИХ НЕ ЛЮБЛЮ

Вторая разновидность йецер ара--коллективная, то есть неприязнь и предвзятое отношение к целой группе людей.

Это было всегда и обычно выражалось (и сейчас тоже выражается) в неприязни по этническому признаку. Вот пример:

100 лет тому назад рав Шрага-Файвел Мендлович, будущий основатель ешивы "Тора вДаат" в США, направлялся из Венгрии в Америку. Путь его пролегал через Германию. В одном из немецких городов он зашел в синагогу помолиться. После молитвы к нему подошел габай и дал немного денег. Спасибо, но мне не нужны деньги,--ответил р. Шрага-Файвел. Что? Ост-юде (восточноевропейский еврей), который не принимает подачек?--возмутился габай.

Однако, в последнии 250 лет в еврейском народе добавились и другие споры и причины для неприязни. Перечислим их в хронологическом порядке:

Спор между хасидами и противниками хасидизма (митнагдим).

Спор о правильном отношение к светским наукам и мудрости.

Спор о правильном отношение к сионизму и еврейской государственности.

И тут тоже очень много нужно постараться чтобы не впасть в "синат хинам" и не ввести в это других. Поэтому приведу несколько историй и выражений Хафец Хаима по этому поводу.

1. Один раз Хафец Хаим услышал как кто-то критиковал хасидов.

Разве Талмуд в котором при напечатание были допущены ошибки, это не Талмуд,--возразил он.--Даже если мы считаем, что они где-то ошибаются, но ведь они верят в Б-га и следуют Торе всем сердцем, обучает ей своих сыновей и выдают своих дочерей замуж за тех кто ее соблюдает. И что нам еще от них надо?

2. Один раз у Хафец Хаима кто-то спросил: почему евреи такие разные. Спрашивали правда не про форму одежды, а про обычаи, нусахи (варианты молитвы) и т.д. Не проще ли было бы всем согласиться на какой-то общий вариант и ему следовать.

Хафец Хаим улыбнулся и ответил, как полагается еврею, вопросом на вопрос--а сколько разных видов войск у царя? Есть кавалерия, пехота, артиллерия, саперы, флот. Не проще было бы выбрать самый главный род войск и в него записать всех солдат? Ответ простой, у каждого рода войск есть своя специальность и лишь взаимодействуя они могут выиграть войну. Так и с евреями, ответил Хафец Хаим, каждый тип евреев имеет свою особенность, которая тоже нужна в этом мире.

3. Хафец Хаим говорил своему сыну: cуществует три разные дороги--правая, левая и средняя. Правая-это дорога хасидизма, левая-дорога тех, кто мудрствует (митхакем) и философствует. Средняя дорога-это Тора в простом (неточный перевод фразы "лфи пшута"), как объясняется в Мишне и Гемаре (прим.: в отличие от хасидута, который во многом использует понятия Кабалы, и от философского пути, который использует понятия философии и прочей нееврейской мудрости).

4. Заговорили один раз с ним насчет хасидим и митнагдим. Ответил Хафец Хаим: мудрецы сказали, что в будущем Творец возьмет Тору и скажет--тот, кто занимался ей, пусть придет и возьмет награду. Вот, совсем не написано, что спросят в к какому направлению человек принадлежал. Если он выполнял то, что написано в Торе (кием аТора), то хорошо. А если, ндБ, нет, то не поможет ему принадлежность ни к какому направлению.

5. Один врач спросил у Хафец Хаима, что ему сделать, чтобы заслужить олам аба (грядущий мир). Ответил Хафец Хаим: в Торе написано, что дерево жизни (эйц хаим) находилось в середине Ган Эдена (см. Таргум Ункелос). Какая нам разница, где находилось дерево жизни? Однако Тора нам намекает на важный урок. К тому что находится в центре, можно подойти с любой стороны. Так и здесь, каждый человек может подойти к дереву жизни, и тот кто учится целый день, и тот, кто занимается мирскими делами, как сказано во всех путях своих--знай Его (бхол драхеха даэу). См. также Гемара Таанит 21, история про Аббу-врача.

Примечание: этот машал также подходит и к разным подходам в служение Творцу. Два мудреца могут дать два противоположных ответа на один вопрос, и тем не менее, оба из них ведут к дереву жизни. В качестве примера приведем реакции Хатам Софера и р. Гирша на возможность участвовать в нееврейской общественной и культурной жизни.

И наконец, самое главное:

6. Брах мин амахлокет--беги от споров.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
П.С. Вы спросите--а как же необходимая иногда критика? Вкратце--два правила:

1. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

2. Перед тем как критиковать, сначала отметьте положительные качества того, которого критикуете. Так один из моих учителей критиковал позицию Сатмарского Ребев вопросах связанных с Эрец-Исраэль. Сначала он минут 15 говорил, о том, насколько велик был Сатмарский Ребе и сколько добрых дел делают его последователи, а потом лишь добавил, что в некоторых вопросах мы не следуем его мнению и объяснил почему.

Рав Арье Лейб

(Источник )


Я могу только предоставить Вам информацию. Убеждения Ваши Вы должны формировать сами.
 
АркадийОтправлено в: Пятница, 30 Ноября 2012, 12:05 | Сообщение № 4

Участник
Сообщений: 535
C нами с 24 Апреля 2011
Откуда: Молдова
Статус: Отсутствует
Выскажу тривиальный тезис, что любовь это принцип общежития.
Соответственно, и её антипод - ненависть тоже принцип общежития.
И то и другое, как добро и зло, заложены в творении от начала.
Любовь и ненависть есть внешние проявления доброго и злого начал.
Бог только любит, а творения и любят и ненавидят.


Не закрывай глаза на правду.
 
LouizaОтправлено в: Пятница, 30 Ноября 2012, 13:15 | Сообщение № 5

Участник
Сообщений: 1318
C нами с 22 Июня 2009
Откуда: Украина
Статус: Отсутствует
Quote (Аркадий)
Бог только любит, а творения и любят и ненавидят.

Давид говорит: «Г-сподь, по утрам слушай мой голос, [каждое] утро я стану готовить [мою молитву] к Тебе и буду ждать»Твоей поддержки ,потому что (стих шестой) «не устоят распутные»,т.е. считающие, что все в мире происходит по естественным законам, «перед Твоим взором»,и «ненавистны Тебе все творящие беззаконие»,полагающие, что мир — бесхозное имущество.

Полный разбор псалма (ТЕИЛИМ 5 )

Но в данной теме мы говорим о другом : о человеческой беспричинной любви и ненависти.


Я могу только предоставить Вам информацию. Убеждения Ваши Вы должны формировать сами.
 
АркадийОтправлено в: Суббота, 01 Декабря 2012, 10:15 | Сообщение № 6

Участник
Сообщений: 535
C нами с 24 Апреля 2011
Откуда: Молдова
Статус: Отсутствует
Quote (Louiza)
Но в данной теме мы говорим о другом : о человеческой беспричинной любви и ненависти.

"Безпричинная" значит без видимой причины. Видимо, надо исследовать не любовь и ненависть, а невидимую причину.
Невидимая это духовная, невидимая изнутри исходящая, невидимая от невидимых приходящая.
Какая то причина есть.
Проклятие или наговор или благословение - всё это невидимое.


Не закрывай глаза на правду.
 
LouizaОтправлено в: Суббота, 01 Декабря 2012, 16:40 | Сообщение № 7

Участник
Сообщений: 1318
C нами с 22 Июня 2009
Откуда: Украина
Статус: Отсутствует
Quote (Аркадий)
"Безпричинная" значит без видимой причины. Видимо, надо исследовать не любовь и ненависть, а невидимую причину.
Невидимая это духовная, невидимая изнутри исходящая, невидимая от невидимых приходящая.
Какая то причина есть.
Проклятие или наговор или благословение - всё это невидимое.

«Ничто не является собственной причиной. Каждому следствию предшествует причина, и опять мы двигаемся по цепочке причин. Должна существовать первая причина, ее и называют Богом». (Фома Аквинский )

Проклятие или наговор - это разъединение человека и Б-га.
Благословение - это единение человека с Богом.

Но причина " беспричинной ненависти " у человека кроется в его йецер ара, "беспричинной любви " - в йецер атов.

Человеку следует уподобиться в своих поступках действиям тринадцати высшим Качествам Милосердия.
Эти качества зашифрованы в стихе из пророка Михи (7:18—20):
[BibleQuote]«Кто подобен Тебе, Б-г, выносящий грех и убирающий преступления остатку Своего наследия, не держит вечно Своего гнева, ибо Он желает добра. Он снова смилуется над нами и покорит наши беззакония. И Ты ввергнешь в глубины моря все их грехи. Ты явишь верность Яакову, милость Аврааму, о которой Ты клялся нашим отцам с давних времен».
[/BibleQuote]
Таким образом, нужно чтобы были в человеке эти тринадцать качеств.


Я могу только предоставить Вам информацию. Убеждения Ваши Вы должны формировать сами.
 
Бейт-мидраш / Дом учения » ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ТВОРЦОМ И ЛЮДЬМИ » Человеческие отношения - Яхасей-Энош » Беспричинные любовь и ненависть
Страница 1 из 11
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz