[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!

  • Страница 1 из 1
  • 1
Бейт-мидраш / Дом учения » КНИЖНАЯ ПОЛКА » Недельные Чтения Торы » Ва-Йишлах (И послал): Бытие 32:4-36:43 (нед. чтение)
Ва-Йишлах (И послал): Бытие 32:4-36:43
ГалилеянкаОтправлено в: Пятница, 12 Марта 2010, 19:50 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Темы главы:

Яаков посылает гонцов к Эсаву и готовится к встрече с ним; он переводит всех своих людей через переправу Ябок.
И остался Яаков один; и боролся с ним человек до наступления рассвета. Яаков получает имя "Йисраэль".
Встреча Яакова и Эсава проходит благополучно; Эсав не гневается на брата. Обещав нанести Эсаву визит, Яаков селится в Шхеме.
Шхем, сын местного хивитского старейшины (тёзка города) насилует Дину, дочь Яакова, и забирает её к себе. Хамор, отец Шхема, направляется к Яакову, чтобы сосватать Дину за Шхема. Он говорит с сыновьями Яакова, а не с самим Яаковом; сыновья Яакова решают отомстить и говорят, что согласны породниться с родом Хамора, если все мужчины этого города сделают обрезание. Мужчины города делают себе обрезание; сразу после этого Шимъон и Леви, сыновья Яакова, врываются в город и убивают беспомощных мужчин. Яаков сурово порицает этот поступок сыновей, но они отвечают: разве позволено с нашей сестрой поступать, как с блудницей?
Яаков собирается в Бейт-Эль. Перед отправлением он просит всех домочадцев сдать своих идолов, чтобы начать жизнь в служении Единому. Сданных идолов Яаков хоронит под деревом и прибывает в Бейт-Эль, где строит жертвенник. Там умирает Двора, кормилица Ривки, и там её могила.
Единый вновь даёт Яакову имя "Йисраэль" и обещает сделать его предком народов.
Рахель рожает сына и умирает при родах. Перед смертью она даёт ребёнку имя Бен-Они ("сын моих страданий", но возможен и перевод "сын моей силы!"), но отец называет его Биньямин ("сын правой руки", также "сын силы"). Яаков хоронит Рахель возле Бейт-Лехема, и ставит памятное сооружение на её могиле.
Реувен, старший сын Яакова, спит с Билhой, наложницей своего отца и матерью своих братьев Дана и Нафтали; Яаков (Йисраэль) узнаёт об этом.
Родословие сыновей Яакова. Ицхак умирает, Яаков и Эсав хоронят его.
Жёны и дети Эсава. Родословная потомков Эсава. Родословная хурритских начальников земли, где поселился Эсав. Цари, правившие в Эдоме "до того, как коронован был царь у сынов Йисраэля".

Очень непохожие получились близнецы – Яаков с Эсавом. Вот они, наконец, встречаются. Яакову есть за что бояться брата, которого он лишил отцовского благословения. Он готовится к худшему: делит свой лагерь надвое – Эсав побьёт половину, вторая уцелеет; шлёт перед собой богатые подарки – авось купится брат; говорит с ним, как слуга с господином, льстит. А Эсав? Эсаву не надо подарков; он простил брата; он ласков с ним и добр к нему.

Кто симпатичней? Абстрагируемся от мидрашей, от комментаторов, которые Эсава иначе как «Эсав-злодей» (!) не именуют. Посмотрим только на текст Писания. Кто симпатичней? По-моему, честный, прямой и великодушный Эсав выигрывает в сравнении с Яаковом, хитрым, расчетливым и льстивым.

Манипулятор, выманивший у родного брата-близнеца юридическое первородство за миску похлебки (хотя, возможно, Эсав "поддался" намеренно - см. комментарий к главе "Толдот"); обманщик, укравший благословение, которое предназначалось этому брату, коварно воспользовавшись слепотой отца-Ицхака (хотя это был очевидный спектакль, разыгранный родителями - но Яаков-то верил!). Почему мы до сих пор зовёмся бней Йисраэль - потомками Яакова?

Эсав – предтеча «западного дипломата» в современном понимании. Он гуманен (у него, как минимум, неплохой пи-ар), незлопамятен и благороден – профессионально благороден; в жёны он берет трёх женщин из соседних родов (хиттиянку, хивитку [точнее, полухивитку-полухиттиянку] и дочь дядюшки Ишмаэля), хотя ему предназначена Лея из далекой Месопотамии: брак – заключение дипломатического союза, и намного более выигрышно заключать такой союз с соседями, от которых иначе грозила бы опасность...

А у Яакова никакого пи-ара нет. Он «простой человек из шатра» (Берешит 25,27), и, как любой «простой» человек, выглядит значительно менее красиво, чем политический деятель Эсав. Да, он хитрит. Да, он льстит. Да, он защищается. Он же боится! Эсав умеет не показывать страха, подчинять свой страх своим интересам: это часть профессии политика. У Яакова нет интересов, у него есть Цель и есть Бог, и есть собственная жизнь и жизнь своей семьи. Эсав берет себе в жены хиттиянок-идолопоклонниц, несмотря на недовольство родителей, а Иаков ждет возможности найти себе жену из своего рода, потому что родительское слово для него свято - затем он и полез в ловушку с переодеванием в Эсава, что так дорожил родительскими словами!

Через многие века писатель Александр Дюма сыграл с нами в ту же игру. Головорез-хитрец д'Артаньян, притворившийся графом де Вардом в спальне миледи, вызывает у нас симпатию намного больше, чем раненный тем же д'Артаньяном ни за что ни про что граф де Вард. Конечно, д'Артаньяну мы можем делать скидки – семнадцатый век, да и не брат ему этот Вард, да и мы не ищем в нем эталон справедливости и мудрости, а ищем просто развлечения на сон грядущий. Но свойства, которые подчёркивает Дюма в характере д'Артаньяна - те же, что мы видим у Яакова: любовь к жизни, простота, святая преданность словам матушки и батюшки, оставшихся в далёкой Гаскони... Такой человек обхитрит, обманет - но не предаст друга. И, если у него будет дело, настоящее Дело с большой буквы, можно быть уверенным, что оно будет выполнено.

Так от кого бы вы произвели народ Торы, от Эсава или от Яакова?

* * *

И остался Яаков один; и боролся с ним человек до наступления рассвета. И увидел, что не может с ним (с Яаковом) справиться, и дотронулся до сустава его бедра. И вывихнулся бедренный сустав Яакова, когда тот с ним боролся. И сказал(человек Яакову): отпусти меня, ведь уже рассвет настал. И сказал (Яаков в ответ): не отпущу, если не благословишь меня. И сказал тот ему: как твоё имя? И ответил: Яаков. И сказал тот: не "Яаков" будет произноситься имя твоё отныне, а Йисраэль; ибо ты мерялся силой с Богом и людьми - и выдержал.
И спросил Яаков так: скажи мне своё имя.
И сказал тот: а отчего это ты спрашиваешь о моём имени? И благословил его там. (32,25-30)

Очень странный эпизод. Загадочный. В особенности если отрешиться от множества знакомых с детства комментариев, картин, пересказов и переводов. Отложим до поры заголовки типа "поединок с ангелом" (или даже "с Богом"), и попробуем увидеть, что говорит нам Тора на простейшем уровне - ведь недаром сказал мудрый сын рава Хуны, что никакой комментарий не имеет права противоречить простейшему, буквальному смыслу!

И остался Яаков один; и боролся с ним человек до наступления рассвета. Если остался один - откуда взялся человек, который с ним боролся? Тора отличается точностью в таких вопросах, она приводит точное количество домочадцев Авраама и точный расклад евреев по коленам в Синае. Так один ли был Яаков - или с ним был кто-то ещё?

И сказал: отпусти меня, ведь уже рассвет настал. Если противник Яакова был столь силён, что от его прикосновения Яаков охромел, почему же он не мог покинуть его, если Яаков его не "отпустил" официально? Почему надо было срочно отпустить его перед рассветом?

И сказал тот ему: как твоё имя? И ответил: Яаков. /.../ И спросил Яаков так: скажи мне своё имя. И сказал тот: а отчего это ты спрашиваешь о моём имени? Что это за удивительный сарказм в голосе неведомого противника, когда Яаков задаёт ему вопрос? Не оттого ли, что ответ уже был дан ранее в этом диалоге? И ответил: Яаков.

По простейшему прочтению Яаков боролся с "человеком", будучи при этом один - а ведь в других случаях, когда сверхчеловеческие посланники Единого являлись людям, не говорилось, что эти люди были "одни": описано, как посланники приходят к Аврааму и Саре, и вели они себя как обычные гости...

Вывод, к которому я прихожу, читая историю о поединке: Яаков боролся с самим собою. "А отчего это ты спрашиваешь о моём имени?". Самая тяжёлая, самая удивительная, самая героическая битва: битва с собой.

Нам не сказано, в чём она заключалась конкретно. Но порой битва человека с самим собой является актом столь героическим, что о ней можно сказать: ибо ты мерялся силой с Богом и людьми - и выдержал. (Если понимать эту фразу дословно, как описывающую "поединок с Богом" - то о каком "поединке с людьми" мирного жильца шатров Яакова идёт речь?).

И именно в глубоком понимании себя, в единоборстве с собственными проблемами, с собственным прошлым, настоящим и будущим, в героическом противостоянии всему в самом себе, что не даёт двигаться вверх, - именно в таком поединке и начинается Божественное откровение каждому из нас, кто на это отважится. И назвал Яаков имя этому месту: Пниэль ("Откровение Божье"), "ибо я увидел Бога лицом к лицу, и спаслась душа моя" (32,31).

* * *

Люди, читавшие этот отрывок, толковали его по-разному. Некоторые говорили, что противником Яакова был ангел-хранитель Эсава. Были и такие, которые поняли слова Яакова буквально и считали, что он "боролся с Богом" (как? С бесконечным Единым - во плоти?). Но Бог Сам называл Своё имя Яакову - например, в нашей главе: Я - Бог Всесильный (35,11); а, борясь, с ангелом-хранителем Эсава (как-то воплощённым), Яаков не был бы "один" во время поединка...

Впрочем, поединок с собой - это и поединок со всеми своими страхами (а каково было Яакову - накануне встречи с Эсавом?). Это - признаться себе в том, что эти страхи существуют (и, для Яакова, ангел-хранитель Эсава вполне мог явиться, как воплощение страха перед братом, чувства вины перед братом). Это - понять их причину. И - выйти на следующий уровень самоосознания, осознания мира и Единого.

Этот уровень и называется Йисраэль, сложное имя, которое можно перевести: тот, над кем никто не властен, кроме Самого Бога.

Три вопроса остаются при таком рассмотрении; попробуем ответить на них.

Первое: ибо ты мерялся силой с Богом и людьми - и выдержал. Но мы ведь сказали, что Яаков находился в единоборстве с самим собой? Почему - с Богом и людьми?

Настоящий поединок с собой - это последовательное сдирание покровов самообмана. В этом процессе человек вновь встречается со всеми людьми, чей образ живёт в его сознании: это - переоценка ценностей, где человек по-новому учится понимать своих родителей, братьев, любимых, учителей...

...и Бога. Представление человека о высших силах тоже часто скрыто от него самого пеленой самообмана. Я знал человека, для которого переход от религии к атеизму был шагом к Богу: всё религиозное ощущение, которым он обладал с раннего детства, было основано на глубоком самообмане (при том, что религия-то была наша, еврейская!).

Второе: И светило ему солнце, когда он прошел мимо Пнуэля; а он хромал на бедро (32,32). Почему хромал, если победил?

Поединок с собой - вещь болезненная. Даже победителю будет трудно триумфально идти, подпрыгивая и улыбаясь. Победа над собой - дело непростое, и временная хромота - вещь, которую можно ожидать и не надо стыдиться. Это и у Яакова было.

Третье: отпусти меня, ведь уже рассвет настал. А почему было важно закончить единоборство до рассвета?

А потому, что поединок с собой - важнейшая вещь; но она не заменяет реальной работы, делания дела. Настал рассвет? Пора работать!

Шаббат шалом!
Эли Бар-Яалом ("Хатуль")


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
ГалилеянкаОтправлено в: Пятница, 12 Марта 2010, 19:58 | Сообщение № 2

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Ваишлах (и послал)
1. Встреча Яакова и Эйсава 32:4-33:17
2. Жизнь семьи Яакова в Стране 33:18-35:20
3. Потомки Эйсава 36:1-36:43

32:4 Яаков говорит об Эсаве как о брате, прежде всего, чтобы раскрыть предназначение своей связи с ним — привести его к Творцу, сделать так, чтобы он стал Яакову братом и в духовном смысле. Эссас

Я не стал знатным и важным (человеком), но оставался пришельцем, чужеземцем. Тебе незачем ненавидеть меня из-за благословения, которое дал мне твой отец: "будь властелином для братьев твоих" [27, 29], - ведь оно не исполнилось, что касается меня.

32:6 (Мы пришли к тому), о ком ты говорил: "Он брат мой". Однако он относится к тебе (не как брат, а) как преступный Эйсав; он по-прежнему ненавидит тебя [Берешит раба 75].

32:7 "Устрашился" - как бы ему не погибнуть; "и тесно стало ему" - не (пришлось бы) ему убивать других [Танхума].

32:8 Он готовил себя к трем действиям: к молитве [32:9], к дароприношению [32:22] и к битве "то будет оставшийся стан спасен" (32:8 или 33:1) [Танхума]. Раши.

Два непримиримых принципа противопоставлены друг другу в лице Яакова и Эсава, и исход борьбы между ними определяет ход мировой истории. Яаков представляет семейную жизнь; быть счастливым и делать счастливыми других; Эйсав воплощает политическую власть и могущество. Гирш

32:10 Почему он вновь называет Имя (-тетраграмму, "Господь", после "Б-г моего отца Авраама и Б-г моего отца Ицхака)? Однако пред Святым, благословен Он, Йааков сказал так: "Ты дал мне два обетования. Одно при моем уходе из отчего дома, из Беер-Шевы, когда Ты сказал мне: "Я Господь, Б-г Авраама, отца твоего, и Б-г Ицхака" [28, 13], и там же Ты сказал мне: "и хранить тебя буду везде, куда бы ты ни пошел" [28, 15]. А в доме Лавана Ты сказал мне: "Возвратись на землю отцов твоих и на родину твою, и Я буду с тобой" [31,3]. И там Ты открыл Себя мне через Твое Имя (-тетраграмму), как сказано: "И сказал Господь Йаакову: Возвратись на землю отцов твоих..." - С двумя этими обетованиями я предстаю пред Тобой". Раши

32:11 Самый простой и самый глубокий комментарий состоит в том, что "от рук Эсава, убийцы, ты меня спаси", но еще точнее - "спаси меня от рук Эсава, который ведет себя как брат". Яакову очень приятно было бы пойти с Эсавом, но тогда это было бы ценой цельности. И как пример для подражания или пример для размышления - вся эта сцена встречи демонстрирует нам, как встречаются с Эсавом и при этом остаются Яаковом. Дашевский

Эсав опасен для Яакова в двух отношениях – и как брат, и как враг. Исторический пример того, как действует аспект «брат», мы находим в событиях, связанных с Ханукой, а действие с позиции «враг» – в событиях Пурим. Б. Зильбер

32:22 А где была Дина? Он спрятал ее в сундук и запер, чтобы Эсав ее не приметил. И Йааков был наказан за то, что не дал ее (в жены) своему брату, - быть может, ей удалось бы повлиять на него благотворно, - и поэтому она досталась Шхему [Берешит раба 76].

32:24 Мудрецы разъясняли, что то был ангел-покровитель Эсава [Берешит раба 77]. Раши

32:25 Он чувствует себя одиноким и всеми покинутым и не ощущает защиты Всевышнего, навсегда обещанной ему. Яакову кажется, что он может полагаться только на свои собственные силы. И тут вступает в борьбу с ним посланец Всевышнего. Это ангел, который так часто испытывал людей и побеждал их благодаря своему запасу энергии, настойчивости и хитрости. Однако на этот раз он терпит поражение - и Яаков становится "Исраэль". Сончино

В этих словах комментаторы усматривают не только описание конкретной жизненной ситуации одного из праотцев, но и пророчество о судьбе евреев в истории. Штейнзальц

Эта борьба была прообразом борьбы, которая будет продолжаться в течение всей истории; она и является основным содержанием мировой истории. Пока ночь царит на земле, пока сознание человека затуманено, а путаница явлений превышает возможности разума, так что явления не могут быть понятыми надлежащим образом, Яакову следует ждать борьбы и конфликтов. Гирш

Если Яаков остался один, то с кем он боролся? Сам с собой. Встреча с загадочным существом, являющимся отображением дурного начала Яакова, произошла в тот момент, когда он умышленно остался один - не только физически, но и в духовном смысле слова: он позволил чувству оставленности и забытости Вс-вышним, зародившемуся в его сердце в эту тревожную ночь перед встречей с ненавидящим его братом, охватить все его существо специально для того, чтобы преодолеть его раз и навсегда. Он хотел ощутить, что даже в тот момент, когда кажется, что человек остался без помощи свыше, нить прямой связи с Тв-рцом не оборвалась. (Поскольку Яаков стремился полностью уничтожить корень всего дурного - чувство оторванности человека от Б-га, он столкнулся с ангелом скрытия Б-жественного Присутствия. Именно поэтому Тора один раз называет его противника “человек”, а другой - “ангел”: начав со столкновения с дурным началом в самом себе, Яаков в этой схватке добирается до самого корня всего дурного.)

Мидраш Раба утверждает: “Яаков пришел искать кувшин Хануки”. Иными словами, он пришел в темноту ночи искать скрытый источник света, который можно обнаружить, только если преодолеть дурное начало в самом себе - осознать, что человек никогда не бывает один. Ангел скрытия (Б-жественного света) Сам’эль. Мешков

Конфликт между Эйсавом и Яаковом - не только вселенский конфликт цивилизаций, но и борьба сил тела и души внутри нас самих. Лев Кацин

32:26 меня благословишь (благословенным признаешь) Признай за мной благословения, которые дал мне мой отец и которые Эсав оспаривает. Раши
Яаков, когда получает благословение, бежит не потому, что он слабый, а потому, что он не чувствует за собой правоты. Это вообще общий принцип: человек проигрывает не тогда, когда он слабее, а тогда, когда он не совсем уверен, что он прав. Яаков от образа Эсава в своей душе добивается наконец согласия, что он поступил правильно. И это есть конечный пункт, когда он понимает, что он прав и не зря это взял. После чего Эсав с ним мирится и совершенно с ним не воюет. Полонский

32:27 Противник Яакова может сражаться, лишь пока на земле властвует ночь: в это время если он и не побеждает, то кажется более сильным. Но как только утро озарит землю, ситуация коренным образом меняется, и уже Яаков ставит условия прекращения борьбы. А условие, поставленное Яаковом для завершения борьбы и являющееся единственной целью поединка, - это признание того, что Яаков заслуживает благословения и поддержки, а не преследования, что признав это, и народы получат благословение, и таким образом осуществится обещание "и благословятся в тебе и в твоем потомстве все земные племена" (Берешит 28:14).

Цель истории не в том, чтобы принудить Яакова смешаться с массой народов. Как раз наоборот, народы должны прийти к пониманию того, что те самые принципы, которые защищал и отстаивал Яаков в этой борьбе, составляют также счастье и тех народов, которые примут эти принципы. Для их воплощения народы должны добровольно отдать весь свой духовный и материальный потенциал и на деле считать их осуществление своей единственной целью. Гирш

История рождения и противостояния Эсава и Яакова отражает общую картину противоборства добра и зла. Эсав - воплощение зла. Он, по замыслу Всевышнего, появился на свет первым. И стал испытанием, которое Яакову предстояло выдержать. Чтобы выжить, Яакову надо было одолеть олицетворенные в Эсаве силы зла. Как любое зло, Эсав в определенном смысле «неподотчетен» Творцу. Его мощь увеличивается или уменьшается в зависимости от количества света, который привносит в мир Яаков.

Когда интенсивность света, порожденного отношениями между Яаковом и Всевышним, слабеет и становится ниже определенного уровня, зло Эсава набирает силу - до неистовой ярости. Обретая способность причинять вред Яакову и его потомкам, сокрушая праведников вместе с грешниками. Результатом может стать массовое разрушение, катастрофа.

Каждому из нас, прежде всего, следует научиться контролировать зло в себе. Это возможно, если мы будем выполнять заповеди Торы. Если мы сумеем рассеять поселившуюся внутри нас тьму - зло нашего мира тоже попадет под контроль разума. Вайс

32:28 Ангел спрашивает об имени Яакова не потому, что оно неизвестно ему, а потому, что имя указывает на сущность. Яаков в ближайшем будущем должен получить новые качества, которые принципиально изменят его. В связи с этим у него появится и новое имя. Цель вопроса ангела - довести до сознания Яакова предстоящее изменение, в чем собственно и заключается благословение.

32:29 Яаков не утрачивает своего прежнего имени полностью (как Авраам), однако имя 1)Исраэль становится основным. Имя, указывающее на одержанную победу. Его можно перевести как "правящий силой Бога". Это имя становится основным и для потомков Яакова. Сыны Израиля - те, через кого раскрывается проявление воли Всевышнего в мире. Сончино

2)Поясним суть слова Исраэль. Оно состоит из двух слов: Иср (будет победа - в будущем) и Эль (одно из Имен Всевышнего, означающее «Силу управления»).

3)Исраэль переведем так: «В будущем проявится Правление Силы Всевышнего». Эссас

4)“Сар” — важный, уважаемый человек, а еще — вельможа, министр, “сар Э-ль” — большой человек перед Г-сподом. Зильбер
Имена Яаков и Исраэль отражают две стадии служения Б-гу, каждая из которых уместна в своё время. Яаков преодолевает стремление к греху, когда жизнь – лишь ряд препятствий, мешающих обретению цельности. Прогресс Израиля лежит в области духовного, где невозможно сокрытие и не нужна борьба. По окончании Субботы говорят: «Не страшись, раб Мой Яаков», поскольку еврей с уровня субботнего служения «Израиль» возвращается на будний уровень «Яаков». Перемена имени означает переход черты, отделяющей раба Б-жьего от сына Б-жьего, от существования под знаком борьбы и раздоров – к существованию, исполненному гармонии, к истинному осуществлению связи с Б-гом. М.-М. Шнеерсон
Ангел заявляет: Ты хотел не быть поверженным и сумел.

32:30 У нас (ангелов) нет постоянного имени, наши имена меняются в зависимости от поручения, которое нам велено исполнить, с которым мы посланы. Раши

32:32 Уходил – закат. Возвращается – рассвет.

32:33 Бедренная жила символизирует физическую силу, на которую не должен рассчитывать Израиль. Если Яаков побежден, то это происходит не потому, что он уступает Эсаву физически (это заведомо так), а потому что не понял, как сохранить для себя защиту своего Б-га. В духовности Яаков непобедим. Эсав может повредить Израилю, лишь ослабив тех евреев, которые поддерживают ешивы материально.
Книга Берешит перечисляет четыре Б-гоустановленных института: Шаббат, радуга, обрезание и запрет есть бедренную жилу. Первые два важны для всего человечества; последние два имеют подобное же значение для еврейского народа. Шаббат обеспечивает сохранение духовного и морального призвания всего человечества; обрезание гарантирует сохранение миссии Израиля. Радуга символ истории человечества; бедренная жила - символ еврейской истории.

33:3 Всякий раз, когда еврей кланяется врагу, на самом деле он склоняется перед волей Б-га и всегда об этом помнит.

33:4 По этому поцелую и слезам мы понимаем, что Эсав все-таки потомок Авраама. Гирш

33:7 Что касается всех (остальных, то) матери подходили перед детьми; что же до Рахели, (то) Йосеф подошел пред нею. Он подумал: "Моя мать прекрасна видом. Как бы тот преступный не приметил ее! Стану же я пред нею, (заслоню ее) и помешаю ему рассмотреть ее". Этим (поступком) Йосеф заслужил благословение [49, 22] (дурной глаз не властен над его потомством) [Бeрешит раба 78].

33:9 Пусть будет тебе то, что у тебя. Признал за ним (право) на благословения. Раши

33:10 Он объясняет, что его ночная встреча похожа на встречу с самим Эйсавом (словно он боролся с ним самим), но смысл этой борьбы, происходившей в духовном мире, не в том, чтобы определить, кто сильнее, а в том, чтобы раз и навсегда выяснить, кто правдив, а кто обманул. В мире ангелов, где нельзя скрыть обман, Эйсаву пришлось признать правоту Яакова. Сончино

33:11 есть у меня всё Все необходимое. А Эсав говорил заносчиво: "Есть у меня премного" - намного больше, чем мне нужно.

33:18 Невредим телесно, потому что он исцелился от своей хромоты. Невредим, что до его имущества, потому что ничего не убавилось, несмотря на все то приношение (Эсаву). Невредим, цел, что до его Учения, потому что в доме Лавана он не забыл изученного им [Шабат 33 б]. Раши

33:18 Яаков пришел цельным (в Шхем), потому что он ничего не принял у Эсава. Дашевский

33:20 Отличие жертвенника из одного камня от сложенного из нескольких камней. Здесь, на этой земле люди должны построить такой "монумент" Б-жественного Откровения, который раскрывал бы Б-га посредством человеческих деяний и в них самих. Вопрос не только в том, чтобы признать, что человек получает все из рук Всевышнего и поблагодарить за это, но в том, чтобы превратить все земное и материальное в нечто, приносящее Б-гу высшее удовлетворение исполнением Его воли. Гирш

34:10 Те обещания, которые Хамор дает Яакову, резко отличаются от того, что он объясняет своим соплеменникам (см. стих 23). Им он говорит о преимуществах этого договора, которые позволят полностью абсорбировать семью Яакова и завладеть ее имуществом, ибо знает, что в противном случае его предложение будет отклонено. Сончино

34:25 Пока люди на земле будут уважать лишь тот закон, который поощряет насилие, Яаков будет вынужден держать меч в руках. В тот момент сыновья Яакова не желали действовать благоразумно. Они хотели заставить других бояться их, чтобы впредь никто никогда не смел так с ними поступить. Не будут дочери Яакова зависеть от милости других народов. Однако, наказывая невинных людей за преступление, совершенное правителями, сыновья Яакова зашли слишком далеко.

Только средства, к которым обратились Шимон и Леви, чтобы дать выход своей ярости, заставляют нас осуждать их. Чувства же, которыми они были охвачены, цель, которую они преследовали, - самые святые и оправданные. Гирш

34:30 Иными словами: "Ты прав, отец, что мы маленький народ, но именно поэтомy мы не можем себе позволить оставить престyпление без наказания. Иначе окрестные жители решат, что с нами всегда можно так постyпать, и мы не сможем выжить среди ниx. Политика возмездия является абсолютно необxодимой для нас". Полонский

Впоследствии, благословляя детей, Яаков упрекает братьев не за сам поступок, а лишь за избыток чувства гнева, который сам по себе является опасным качеством (см. 49:5-7). Сончино

35:1 За то, что ты задержался в пути, (другой вариант: промедлил исполнить обет), ты наказан, и тебя постигла эта (беда) с твоей дочерью [Танхума]. Раши

Авраам хотел исправить мир, разъяснив людям, что Б-г – добро, и обязанность человека - быть Его подобием: любить ближних и творить добро. Оказалось, что добро не входит в мир само собой - для этого нужно изменить весь порядок жизни. Ицхак решил, что только сильный властитель сможет заставить людей отказаться от идолопоклонства, искоренит несправедливость и порабощение. Ицхак хотел дать Эсаву, наделенному природной силой, смелостью и пониманием людей, преимущество перед Яаковом, отличавшимся способностями в постижении Торы, чтобы Эсав смог стать властителем, способным повлиять на весь мир. Яаков решает, что общество можно исправить, указав ему путь развития - научить правилам торговли, обработки полей, обустройства жилья. Т.е. он хотел не убеждать людей и не заставлять их, а незаметно для них самих изменить их образ мышления. Только Йосефу он разъяснил, как должно выглядеть общество - его внутреннее устройство и экономика, чтобы сам порядок жизни мог в значительной степени исправить людей.

Всевышний, отвергший и путь исправления мира, избранный Авраамом, и путь, избранный Ицхаком, отверг также и стремление Яакова исправить весь мир. Человечество не может справиться собственными силами. Для того чтобы исправиться, люди должны ощутить духовную составляющую бытия: благо придет в мир только вместе с раскрытием Б-жественного присутствия, и начнется это в Храме, построенном народом, прочно обосновавшимся на Святой Земле. Мешков

35:11 Единый по отношению к гоим, внутри себя Израиль разнообразен (колена), что показывает народам возможность подчинить себя Б-гу, не теряя своеобразия и не ограничивая занятия.

35:29 Приход обоих братьев на похороны отца напоминает приход Ицхака и Ишмаэля, пришедших проводить Авраhама в последний путь. Сончино


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
Верящий_в_любовьОтправлено в: Пятница, 12 Марта 2010, 19:59 | Сообщение № 3

Участник
Группа: христиане
Сообщений: 8
C нами с 08 Апреля 2008
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
Это не Бог боролся с Иаковом, а Иаков "боролся" с Богом. Вообще это образ, и означает он то, что Иакову очень трудно было примириться с Божьей воле, которая гласила, что Иакову нужно вернуться в Ханаан, где жил его брат Исав, с которым он крупно поссорился и из-за которого убежал из Ханаана. Иаков боялся, что Исав его убьет, и потому в нем происходила внутренняя борьба, которая в Бытии образно описана как борьба с Богом
 
Бейт-мидраш / Дом учения » КНИЖНАЯ ПОЛКА » Недельные Чтения Торы » Ва-Йишлах (И послал): Бытие 32:4-36:43 (нед. чтение)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz