[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!

  • Страница 1 из 1
  • 1
Бейт-мидраш / Дом учения » КНИЖНАЯ ПОЛКА » Недельные Чтения Торы » Шофтим (Судьи) - Второзаконие с 16:18 по 21:9 (нед. чтение)
Шофтим (Судьи) - Второзаконие с 16:18 по 21:9
ГалилеянкаОтправлено в: Вторник, 16 Февраля 2010, 22:44 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Темы главы:

По всей территории Израиля должны быть судьи и исполнители закона (на нашем современном языке - полиция). Суд должен быть справедливым и нелицеприятным. ...И не бери взяток, ибо взятка ослепляет глаза мудрых и искажает слова праведных. Справедливости за справедливостью достигай, чтобы ты жил и унаследовал землю, которую Единый, Бог твой, даёт тебе.
Нельзя сажать деревьев у алтаря Единого (чтобы не создавать впечатления, что это - алтарь ханаанской богини-матери Ашеры, чей символ - дерево); нельзя ставить у алтаря Единого камня или другого памятника (хотя так делали предки; но в Ханаане это ассоциируется с языческими культами).
Не приносить в жертву Единому увечных животных.
Человек, поклоняющийся идолам в еврейских пределах, заслуживает публичной казни. Свидетелей должно быть не менее двух, желательно - трое, и первые камни должны в преступника бросить сами свидетели.
Вопросы судебного и ритуального характера, которые не могут решить судьи на местах, должны быть решены в "центральном месте, избранном Единым" (столице), где будут коэны и (верховный) судья, которым надлежит решать все спорные вопросы. Решение их обязательно к исполнению; тот, кто идёт против их постановления, подлежит смерти.
Если евреи захотят, подобно окружающим народам, избрать себе царя, это им не запрещается; но царь в таком случае должен быть утверждён Самим Единым; еврейский царь не должен быть неевреем, чужеземцем; ему запрещено накапливать чрезмерное имущество (жён, деньги, коней) и возвращать народ в Египет; он должен изучать Тору и соблюдать её законы; он не должен считать себя выше своих подданных,
Коэнам-левитам и всему роду Леви не будет удела на Земле Израиля; кормить их должны жертвы, приносимые Единому. От жертвенного животного - плечо, челюсти и желудок идут в пищу коэнам, и первые сжатые злаки и первую состриженную шерсть надо отдать им. Левит, приходящий в столицу из любого места, имеет право на равную долю среди всех левитов, стоящих в Храме; дележу не подлежат только "именные" доли, оговоренные той или иной семье левитов.
Колдовство и гадание, исключающее Бога из картины мира, запрещено. Для любого метафизического совета Единый даст народу пророков, ясно слышащих Его Голос (так, как весь народ слышал этот Голос у Синая; но, согласно просьбе народа, Голос Единого больше не будет слышен всему собранию - для этого и будут пророки). Тот, кто не поверит словам пророка, сказанным от Имени Единого, понесёт ответственность за это перед Единым. С другой стороны, пророк, говорящий народу не то, что говорит ему Единый (или вещающий от имени идолов), подлежит смерти. Если пророк предсказал событие, и оно не сбылось - пророк говорил не то, что ему сказал Единый, и не надо бояться такого пророка.
Повторение и расширенное рассмотрение заповеди о городах-убежищах (см. главу "Масъэй").
Нельзя человеку расширять свои границы за счёт удела другой семьи.
Одного свидетеля недостаточно для всякого судебного разбирательства: нужны двое или трое. Лжесвидетель наказывается так, как наказан был бы человек, осуждённый по его свидетельству.
Законы о войне: не страшиться врагов - Единый с нами; перед войной коэну надлежит говорить с народом. Освобождаются от воинской повинности во время войны: человек, построивший новый дом и не освятивший его; человек, посадивший виноградник и не собравший первого урожая; человек, посватавшийся к женщине и не сыгравший свадьбу (после свадьбы человек освобождается от воинской повинности на целый год по закону, приведённому в главе "Ки тецэ" - Дварим, гл. 24). Любой человек, испытывающий страх, освобождается от военной службы без всяких последствий для себя. Любому городу, с которым ведётся война, надо вначале предложить мир. Только в случае отказа город надлежит завоевать. Правила завоевания городов "семи народов" и других городов. Запрет рубить плодоносные деревья вокруг вражеского города.
Закон о мертвеце, найденном в поле. Искупительная жертва, которую должны принести старейшины города, ближайшего к месту, где найден мертвец.

Слово шофтим - название главы и первое слово в ней - означает "судьи". Тем же словом (сефер Шофтим - "Книга Судей") называется и отдельная от Торы летопись первых веков после заселения Земли Израиля, которая вошла в раздел "Пророки" в ТаНаХе. Первая из общечеловеческих заповедей Сыновей Ноаха /Ноя/ - "назначай себе судей". Это заповедь, обязательная к выполнению не только для человеческих сообществ, но и для людей в индивидуальном порядке. Человек не может быть судьёй самому себе. Если у человека нет внешнего индикатора, который говорит ему, верной ли он идёт дорогой, то, каким бы праведным он ни был в начале пути, он обязательно с него собьётся. Примером тому - коммунисты рубежа XIX-XX веков, многие из которых действительно были изначально пламенными альтруистами и борцами за добро. Не обязательно внешний индикатор - другой человек. Им может быть и Единый, если я доверю Ему это право и попробую слушать Его голос в собственной душе. А в человеческом обществе, в государстве, судьи должны быть людьми, как и исполнители закона (полицейские/милиционеры).

Лекции Моше, образовавшие книгу "Дварим", посвящены главным образом переходу от кочевого образа жизни к оседлому; но одновременно с переходом к оседлому образу жизни народ переходит к жизни без Моше, и Моше это знает. Поэтому - фраза "ибо взятка ослепляет глаза мудрых и искажает слова праведных" (16,19), неожиданная в законодательном тексте, напоминающая скорее формулы из Книги Притч. Моше пытается передать наследникам своё этическое чувство. И - сразу после этой фразы - следует формула, которая, возможно, является ключевой для всей этой главы: справедливости за справедливостью достигай (в оригинале: цедек цедек тирдоф), чтобы ты жил и унаследовал землю, которую Единый, Бог твой, даёт тебе (20).

Эволюция, развитие - один из четырёх способов творения, известных в Каббале. Вот все четыре: первое - творение вообще из ничего (глагол бара'); второе - созидание из существующего сырья (глагол яцар); третье - "делание", при котором создаётся не новый предмет, а новое действие с уже существующими предметами (глагол 'аса); и, наконец, четвёртое - эволюция, когда предмет, развиваясь, превращается постепенно в нечто новое (глагол кана). Матери, создающей в себе ребенка, дан именно этот, четвёртый метод творения: первая мать, Хавва /Ева/, жена Адама, после первых родов в истории человечества сказала я развила (в оригинале канити - от глагола кана) человека с помощью Единого (Берешит 4,1). Первого ребёнка в истории человечества она и назвала "Каин" - буквально "плод эволюции".

Еврейский народ не был сотворен из ничего: он был "развит", "выведен" Единым. Ам зу-канита, народ, который Ты создал эволюцией (Шмот 15,16) - говорит Моше о евреях в Песни Моря (см. также в Талмуде: Авот, гл. 6). Фразой "справедливости за справедливостью достигай" Моше завещает еврейскому народу путь постоянной этической эволюции. Да, Тора остаётся застывшей, зафиксированной книгой, в которой слова - и даже буквы - не будут меняться. Но в каждом поколении мы оказываемся способны прочитать Тору иначе, и в каждом поколении она говорит с нами на нашем языке. В этом уникальное свойство этой многослойной Книги.

Судьи - а каждый из нас, в некотором роде, судья - не должны судить людей по меркам древних времён. Руководствуясь Торой, они тем не менее должны судить по тем этическим меркам, которых они смогли достичь в своём развитии - и не бояться дальнейшего развития этики; достигать справедливости за справедливостью. Это вовсе не означает, что мы должны перенимать нравственные мировоззрения тех, кто нас окружает (язычников - в те дни, "светского" общества - в наши); напротив, развиваясь в рамках Пути Единого, мы можем служить нравственным эталоном для окружающих. Именно таким видели пророки назначение евреев - стать тем, что позже назовут ор ла-гойим (свет народам мира); быть энергоносящим двигателем эволюции всего человечества - вплоть до исполнения пророчества об объединении всех народов в единое целое, живущее в полном мире и согласии и служащее Единому - каждый на своем языке, но без войн и раздоров (Йешайаху /Исайя/ 2,2-4; Миха /Михей/ 4,1-4).

* * *

Законы о царе - один из примеров эволюции в действии.

Когда ты придёшь в страну, которую Единый, Бог твой, даёт тебе, и унаследуешь её, и заселишь её, и скажешь: "поставлю-ка я себе царя, как все народы, которые окружают меня". (Тогда) ты действительно поставишь над собой царя, которого изберёт Единый, Бог твой; из ряда братьев своих поставишь над собой царя, не сможешь поставить над собой царя-чужака, который не брат тебе (17,14-15). По-моему, несомненно, что здесь нет однозначного повеления назначить царя. Здесь (и в следующих стихах) есть ограничения, которым нужно следовать в том случае, если народ - помимо системы судей, описанной в этой главе - всё же захочет царя. Если бы назначение царя было заповедью, это сделал бы перед смертью Йеhошуа. Если бы это было заповедью, не так отозвался бы Единый пророку Шмуэлю на желание народа короновать царя через три с половиной века после заселения Земли Израиля: это не ты (Шмуэль, верховный судья) надоел им: это Я надоел им, царствуя над ними (Шмуэль Алеф 8,7). Поэтому неверным надо признать вывод, сделанный мудрецами Талмуда (р. Йеhуда, р. Йосе и др.: Санхедрин 20-б), согласно которому назначение царя - заповедь обязательная в любом случае. Скорее можно представить себе, что "и заселишь её, и скажешь: поставлю-ка я себе царя" - пророчество Моше о том, что случится.

Не то, чтобы сама идея монархии была плохой: власть доброго, мудрого и справедливого царя - лучший, пожалуй, вид власти, который можно придумать. Он лучше демократии - ведь пресловутое "большинство" далеко не всегда знает, чтó ему нужно. Беда в том, что цари редко бывают добрыми, мудрыми и справедливыми. Законы Торы о царе, данные в нашей главе, призваны направить монарха на путь добра, мудрости и справедливости. История еврейского царства показала, что наличия этих законов недостаточно: даже Шломо, строитель Храма, копил себе и богатства, и коней, и жён, что хорошо соответствовало тогдашней мировой политике, но не соответствует нашему закону о царях. Оттого и погибло первое единое царство Израиля. Во времена Второго Храма войны между престолонаследниками привели евреев под римскую власть, а оттуда дорога оказалась недолгой и в изгнание. Но остаётся надежда на истинное царство, когда царь будет соблюдать законы Единого и не возвышаться над своими подданными: такой царь и имеется в виду, когда говорят о приходе Машиаха - Помазанника. Это должен быть живой человек, возвращающий в общественную жизнь дух Закона, описанного в Торе. Приход Машиаха не призван нарушить или изменить Тору - он должен реализовать ее. Да, он будет реформатором; но если "реформисты иудаизма" пытаются сделать так, чтобы евреи шагали "в ногу со временем", то Машиах, когда он придет, сможет сделать так, чтобы евреи шагали в ногу с Богом. Дай Единый!

* * *

Законы о войне, данные в нашей главе, являются живейшей иллюстрацией принципа этической эволюции и "справедливости за справедливостью достигай".

Если ты приблизишься к городу, чтобы воевать с ним, вначале призови его к миру. Тогда, если миром ответит он тебе, и откроет тебе ворота, тогда все люди, находящиеся в городе, выплатят тебе дань и пусть работают на тебя. Но если он (город) не согласится на мир с тобою, пойдет на тебя войной - осаждай его. И даст его Единый, Бог твой, в руки твои, и истребишь ты мужей его мечом. Только женщин и детей, и скот, и всё, что в городе будет, все трофеи забери себе - и будешь питаться захваченным у врагов, которых отдал тебе Единый, Бог твой.
Так делать будешь со всеми городами, (расположенными) очень далеко от тебя, которые не относятся к городам этих народов, что здесь.
Только от городов этих народов, что Единый, Бог твой, дает тебе на поселение, не оставляй в живых ни одной души; ибо запрет наложишь ты на них - на хеттов, амореев, ханаанеев, перизитов, хивитов и иевусеев, как повелел тебе Единый, Бог твой: чтобы они не научили вас делать всю их мерзость, которую они делали ради своих богов, и вы не согрешили бы перед Единым, Богом вашим. (20,10-18).

Здесь речь идёт о двух видах войн. В случае, если Земля Израиля и еврейская власть над ней в опасности, война является необходимостью и заповедана Торой. Так происходит, если враги начинают вести войну на территории еврейского государства - такая война называется по современной терминологии "оборонительной". В уникальном случае, когда еврейский народ возвращается на свою землю, эта война будет завоевательной, но евреи завоёвывают не чужую, а свою исконную землю, землю Авраама, маленькую страну, чьи границы очерчены строго. Как мы видим (и это отдельно отмечает, например, РаМБаМ в "Законах о царях и войнах", гл. 6) мир изначально предлагается любому вражескому городу - даже городам "семи народов", населяющих Ханаан. РаМБаМ также говорит о древней традиции, согласно которой еврейское войско, осаждая город, всегда должно оставить одну сторону свободной для беженцев. Таким образом, даже если руководители города решили не сдавать его, все желающие могут покинуть город прежде, чем он будет уничтожен.

Все мужчины, оставшиеся в городе, по определению считаются воинами и уничтожаются. Женщины, дети, скот и имущество забирают победители. А в случае "семи народов" уничтожению подлежат и женщины, дети и даже скот. Как мы говорили, обсуждая заповедь об уничтожении Амалека, дети (а во многих аспектах - и женщины) воспринимались в древнем мире как имущество, и уничтожение их означало всего лишь одно: "я не буду пользоваться имуществом своего врага, ибо он нечист перед Единым; я уничтожил его не в корыстных целях, а для своей безопасности на своей земле по воле Творца". (ср. также беседу по главе "Матот").

Это кажется жестоким? В наши дни - несомненно. Но ещё в середине двадцатого века Америка - символ свободы личности и демократии - уничтожила, не подумав дважды, Дрезден, Хиросиму и Нагасаки, вместе с младенцами и женщинами. В те дни это считалось нормальным: на войне, как на войне. Но всего через одно поколение, во Вьетнаме, подобные действия уже вызвали массовый протест у самих американцев. Этическая эволюция в действии на наших глазах. Впрочем, мы можем наблюдать её во всех областях жизни, не только в связи с войной: в той же Америке в столь близкое время - пятидесятые годы двадцатого века - существовал апартеид и сегрегация чёрного населения: практически такая же, за которую та же Америка осуждала ЮАР поколение спустя.

Не так далеко от нас во времени и пространстве отстоит викторианская Англия, описанная Конан-Дойлем; но в "Собаке Баскервилей" одна из движущих сил сюжета - общепризнанный факт, что незамужняя женщина, отправляющаяся в гости к неженатому мужчине, навеки покрывает себя и его клеймом позора. А в мусульманском мире по сей день, в двадцать первом столетии, нравственный закон велит брату убить (без суда!) сестру, которая на виду у всех гуляла с мужчинами и вела себя "недостойно". Подобные убийства так часты среди арабского населения Израиля, что юридический термин "убийство за честь семьи" стал общеупотребительным. Так же распространена по сей день у арабов (не только у мусульман!) и кровная месть, и массовое уничтожение врагов, включая детей. Резня в Сабре и Шатиле (Ливан, 1982) вошла в поговорку. Группировка арабов-христиан вошла в лагеря, где жили арабы-мусульмане, и вырезали их (включая младенцев). Эта чудовищная резня стала известна во всем мире - но, в основном, из-за того, что в ней удалось обвинить евреев: как же, ведь израильская армия в этот момент удерживала эту часть Ливана (территориальная ответственность!), да и арабы-христиане, совершившие резню - традиционные союзники израильтян. На самом деле резня была ответом на волну убийств, изнасилований и пыток христианского населения южного Ливана, которые совершали мусульмане Сабры и Шатилы, члены организации, председателем которой был Ясер Арафат. Но общественному мнению Запада оказалось более удобным обвинить в резне еврея Ариэля Шарона...

Этическая эволюция, принцип нашей главы, велит нам в каждом поколении воспринимать справедливость по-своему. Но в любом поколении справедливость должна защищать не только врагов, но и своих. И даже в далёкие времена фраза Торы "чтобы они не научили вас делать всю их мерзость" (20,18) комментировалась так (в различных источниках): если они (люди этих народов) раскаиваются и обязуются изменить свои обычаи, их оставляют в живых. По сути дела, эта заповедь служила чем-то вроде стратегического оружия. Под угрозой уничтожения многие племена Ханаана оставляли свои обычаи, противоречившие этике Торы, и становились евреям добрыми соседями, а зачастую входили в состав еврейского народа, как это было с обратившимися к пути Единого жителями Иерихона во главе с блудницей Рахав. Аравна-иевусей (иевусеи - один из "семи народов") не только не был уничтожен Давидом: Храмовая гора была куплена Давидом у Аравны за полную цену. А Урия-хетт, воин Давида, не подвергался никаким преследованиям за своё происхождение (возможно, он или его предки просто перешли в еврейство): пострадал он только за то, что у него была красавица-жена, а великий Давид не последовал на этот раз закону Торы...

* * *

Даже осаждая город, мы не имеем права рубить плодоносящие деревья (20,19-20). Люди города провинились перед нами? Пусть так; но деревья ни при чём - они ещё послужат нашим потомкам, а, может, и жителям города, если они встанут на путь мира и останутся в живых. Ибо сам человек - дерево полевое (19): мы не можем здесь и сейчас предугадать, чьи корни мы подрубаем, рубя это дерево. Мы ограничены временем, а справедливость вечна; оттого и надлежит нам следовать центральной заповеди этой главы: цедек цедек тирдоф - Справедливости за справедливостью достигай.

Шаббат шалом!
Эли Бар-Яалом ("Хатуль")


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
Бейт-мидраш / Дом учения » КНИЖНАЯ ПОЛКА » Недельные Чтения Торы » Шофтим (Судьи) - Второзаконие с 16:18 по 21:9 (нед. чтение)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz