|
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44) "Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5) |
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям). У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать! |
Трума (Приношение): Исход 25:1-27:19
| |
Галилеянка | Отправлено в: Вторник, 16 Февраля 2010, 22:37 | Сообщение № 1 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Темы главы:
Единый призывает Моше собрать у народа пожертвование на создание переносного Храма (Мишкана). И сделают они Мне святилище, и Я буду присутствовать в них. Точное описание Храма и его утвари (семисвечника, стола, алтаря, ковчега и т.д.).
Всевышний помогает праведникам. Значит, праведники не должны смотреть по сторонам, переходя дорогу: Всевышний их убережет. (Есть праведники, которые так и делают. Ох, как тяжко приходится их ангелам-хранителям, да и водителям окрестных машин!)
Главное - делать добро. Значит, физику учить не надо: достаточно, чтобы дети отличали хорошее от плохого и были правильно воспитаны. (Есть школы, где программа так и построена. Несчастные дети.)
Хорошие люди всегда договорятся. Значит, не нужно никаких стандартов: зачем заучивать точные размеры винтов и гаек? Каждый раз, как будем что-нибудь вместе строить, условимся и сделаем. Авось выйдет. (А что бывает в результате такого строительства, мы все знаем очень хорошо).
Разумеется, всё это не так.
Вот почему целую неделю каждый год мы посвящаем главе "Трума", которая состоит вся, сплошь и рядом, из стандартов и протоколов. А некоторые специалисты изучают эту главу всю жизнь.
Открываем наугад: "длина каждого полотнища должна быть 30 локтей, ширина - 4 локтя; такого размера должны быть 11 полотнищ. Соединить отдельно 5 полотнищ, а отдельно - 6 полотнищ; шестое из этих последних сложить пополам со стороны входа в шатер..." (26, 8-9)
Примерно так выглядит вся глава. Кто записывает? Моше. А кто диктует? Да сам Единый, Творец Всех Миров, диктует. Про 4 локтя, про 6-е полотнище, сложенное пополам диктует, там дальше ещё и 50 медных крюков есть...
Как же так? Почему Единый занимается лично такими мелочами? Потому что на таких мелочах стоит мир.
Единый не позабыл продиктовать нашей вселенной универсальную гравитационную константу, а надвселенскому уровню математической абстракции (который тоже творился Им!) - все знаки числа "пи". Пропусти Он хоть один знак - всё было бы иначе. А точнее, скорее всего, ничего вообще бы не было.
Мишкан - лаборатория, дающая возможность работать с Вечностью (нэцах), неизмеримым временем Бога, где тысяча лет... как проходящий вчерашний день (псалом 90, ст. 4). Поэтому и другое название этого сооружения: оhэль моэд, Шатёр Времени. Мишкан должен взаимодействовать со всеми тонкими структурами бытия, и несоблюдение стандарта может навредить и земле, и Небесам; оттого и параметры его диктуются столь подробно.
* * *
Обычно первое или второе слово главы даёт название всей главе. Глава "Трума" называется аж по двенадцатому слову. Начинается она так: и заговорил Единый с Моше, говоря ему: скажи сынам Израиля, пусть возьмут Мне пожертвование (на иврите: трума); от всякого человека, чьё сердце расщедрится, возьмите Моё пожертвование. И вот то пожертвование, которое возьмёте от них: золото, серебро и медь... (25,1-3). Дальше перечисляются материалы, которые послужат для создания Шатра. Все они поставляются народом по доброй воле, и поэтому Шатёр Времени - плод совместного творчества. Говорит Единый (25,8): И сделают они Мне святилище, и Я буду присутствовать... в нём? Нет, в них.
Единый столь велик, что не может поместиться в храме; но Он может целиком поместиться в сердце, если оно открыто. Каждое сердце может стать храмом; каждый дом может стать храмом. Среди всех ивритских корней, означающих "жить, присутствовать" здесь использовано слово шаханти, однокоренное со словом шахэн "сосед": оно подчёркивает, что присутствие Единого в том или ином месте зависит от того, как будут вести и ощущать себя Его "соседи", те, кто приглашают Бога в себя. Отсюда и слово шехинá - прямое присутствие Единого в том или ином месте.
У индивидуума есть Личный Храм, у пары - Парный Храм, у общества - Общественный Храм (вовсе не обязательно иметь при этом в виду именно молельный дом). Что надлежит делать в этом храме? Работать, достигая состояния приближения к Богу. А куда же идти к Нему, если Он - везде? И тут еврейская мудрость вводит еще одно измерение, кроме трех пространственных и временного: измерение таhарá - чистота, или Близость К Творцу.
Обязанность человека - индивидуальная чистота. Обязанность пары - семейная чистота. Обязанность общества - коллективная чистота (ох, как это нелегко! Но работать над собой, индивидуально, еще труднее!).
Как еврейская традиция смотрит на первородный грех? Адам и Хавва, съев плод Познания Добра и Зла, пытались спрятаться от Всевышнего, то-есть - уйти от состояния Вселенной, где все сотворенное максимально приближено к Богу (максимальная таhарá). Такое состояние и называется раем ('Эден), и, прячась от Творца, первые люди отдалились, изгнали самих себя из рая. Мы не наказаны за грехи наших отцов, ибо Не умертвятся предки за потомков, а потомки да не умертвятся за предков (Дварим 24,16). Но мы пожинаем плоды этого греха согласно законам мира, проживая в состоянии отдаления от Творца; так же, как нынешнее поколение дышит отравленной атмосферой из-за экологических ошибок предыдущего: так устроил Творец свой мир, и именно в этом смысле он вспоминающий прегрешение предков на их сыновьях, внуках и правнуках, для тех, кто Меня ненавидит (Шмот 20,5).
Чтобы воссоздать в себе состояние рая, надлежит очищать - себя, свой дом (семью), свое окружение (компанию друзей, общество, мир). Этот процесс в Каббале называется тиккун - исправление. И, как бы ни было тяжело начать этот процесс, усердного ждёт успех. Как сказал рав Нахман из Браслава: если ты веришь, что можно испортить, верь, что можно исправить.
* * *
И сделай двух керувов из золота. Цельной конструкцией сделай их по двум сторонам покрытия (над ковчегом). И сделай, чтобы один керув был с одного конца, а другой керув - с другого конца; из самого покрытия сделайте керувов по обе его стороны. Пусть будут керувы простирать крылья ввысь, осеняя крыльями покрытие, а лица их пусть будут обращены друг к другу; в сторону покрытия пусть смотрят лица керувов. И помести покрытие на ковчег сверху, а в ковчег помести свидетельство, которое Я дам тебе. И Я буду совещаться с тобою там, и буду говорить с тобою с места над покрытием, между двумя керувами, которые на ковчеге свидетельства - всё, что Я буду повелевать тебе для сынов Израиля (25,18-22).
Давно ли нам повелевали: "не сотвори себе рукотворного кумира!" - и вдруг эти непонятные керувы с крыльями и лицами как часть антуража поклонения. За что же тогда, спрашивается, через две главы накажут строителей золотого тельца?
И что же это за непонятные существа - керувы, и что за свидетельство в ковчеге?
Вопрос о свидетельстве, наверное, самый лёгкий. Ещё в Талмуде отмечается единодушное понимание "свидетельства" как Торы: в ковчег (это русское слово мы употребляем здесь по традиции, хотя, пожалуй, следовало бы сказать просто "сундук" - в ивритском тексте стоит обыденное слово) помещается свиток Торы как свидетельство о заключённом договоре между Единым и евреями (возможно, поначалу это "книга Завета" - тот кусок главы "Мишпатим", который Моше уже записал на свиток к этому времени).
А что, всё-таки, за керувы и для чего они, если Единый - нематериален и абсолютен?
Начнём с того, что, в отличие от тельца, керувы не являются попыткой изобразить Бога. Это - фигуры (очевидно, крылатые), обозначающие неких существ; эти существа называются тем же словом, что и фигуры, их изображающие: керув, множественное число керувим. В русском языке (через греческий) это слово приобрело форму "херувим", причём форма множественного числа стала использоваться как единственное. В христианском восприятии херувим - один из ангельских чинов, отсюда представление о херувиме как о крылатой человеческой фигуре - "херувимчик" как синоним крылатого Амура, да и буква "х", которая в древнерусском называлась хер[увим]ъ, похожа на схематическое изображение человека с крыльями. В тексте ТАНАХа керувы упоминаются неоднократно, но нет никаких свидетельств, что они человекообразны. Наоборот: в мистических откровениях пророка Йехезкеля /Иезекииля/ одни и те же трансфизические объекты называются то керувим, то хайот "звери". Некоторые из керувов у Йехезкеля многоголовы - и один тип головы называется то "голова керува" (в смысле: типичная голова обычного керува?), то "голова быка". В храме - как реальном храме Шломо, так и том, который был показан в видении Йехезкелю - были изображение керувов: возможно, они походили на ассировавилонских сфинксов ламмасу. Но, думается, важнее всего не точная форма, а назначение этого странного существа. В текстах можно найти ровно три факта, связанных с керувами:
1. Единый говорит из места, находящегося между изображениями керувов в Храме. (Так и в нашей главе, и в Бамидбар /Числа/,7,89).
2. Единый, в каком-то смысле, "восседает" на керувах (!), а иногда даже "летает" верхом на них (!!). (Например, песнь Давида в Шмуэль Бет /2-я Царств/ 22,11 - она же псалом 18; "восседающий на керувах" - постоянный эпитет Единого в псалмах).
3. Керувы охраняют границу между утерянным раем и земным миром. (Берешит /Бытие/ 3,24).
Мы знаем уже, что обороты речи, которые нам кажутся "языческими" на первый взгляд, на самом деле описывают очень глубокие понятия. И понять суть керувов мы сможем, совместив две функции: проводников присутствия Единого в мире (и Его голоса) - и охраны границы рая.
Мы живём в Седьмом Дне творения - периоде, когда Бог (в человеческих понятиях) "отдыхает" от творения-из-ничего. Иными словами, в этом Дне творения - единственном, который мы знаем по нашему опыту - "из ничего ничего не творится" (так сказал о свойстве материи римский поэт Тит Лукреций Кар). Мы знаем этот основной закон как закон сохранения энергии.
Бог не нарушает собственных законов: это привело бы к обесцениванию Творения, превращению его в хаос. Присутствие Творца в мироздании в эпоху Седьмого Дня ограничено законом сохранения энергии. Любое "сверхъестественное" Его проявление явилось бы нарушением этого закона. Что же делать, если по божественному замыслу требуется прямое проявление Единого - как в случае с Исходом из Египта и основанием Храма? Нужно создать трансфизическую систему, которая бы являлась одновременно "проводником" Божественности в мир и "предохранителем" против нарушения законов мироздания. Там, где Единый проявляется в материальном мире не через своё творение, а напрямую - должны присутствовать и они: керувы, "трансформаторы" энергии Присутствия. Поэтому Престол Единого "покоится" на керувах, а Его голос звучит между фигур, которые являются рукотворными моделями керувов.
Потому и обозначают они границу между раем и земным миром. Выше мы уже говорили о рае. Рай - это та же Земля, только в состоянии, предшествовавшем наступлению Седьмого Дня. Наши мудрецы говорили, что прародители человечества должны были вкусить плод познания в "шаббатнюю трапезу" при смене Шестого Дня Седьмым; но из-за любопытства наша праматерь чуть-чуть опередила события и плод оказался незрелым... Рай - это состояние, когда закон сохранения энергии не действует, а энергонасыщенность любого объекта зависит от его духовной близости к Единому. От такого райского состояния наш мир "защищён" трансформаторами-керувами.
Отчего же керув изображается именно так, а не иначе? Этот вопрос вторичен. Почему буква "алеф" выглядит так, а не иначе? (Раньше, например, "алеф" изображался в виде головы быка). Форма керува - символ, которым можно манипулировать в работе (кстати, как мы видим из текстов, керувы могут сильно отличаться друг от друга!). Это - часть того предметного языка архитектуры Храма, который дан нам для налаживания прямой чудотворной связи с Богом: наряду со светильником-менорой (чьи семь стволов образуют схему семиэтажного строения Бытия); наряду с жертвенником и его решёткой в форме сетки - маасэ-решет...
Шаббат шалом! Эли Бар-Яалом ("Хатуль")
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |
Галилеянка | Отправлено в: Воскресенье, 28 Февраля 2010, 13:14 | Сообщение № 2 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Трума (приношение, пожертвование) "то, что должно быть поднято" в духовном смысле 1.Изготовление Скинии Завета 25:1-27:19
Слово трума происходит от корня рам – “высокий” и глагола леарим – “поднимать”. Смысл трумы – вознести материальную действительность на духовный уровень.
Слово Мишкан происходит от корня шахан, что значит “соседствовать”, “селиться”. Мишкан – это шатер, предназначенный для служения Творцу. Шхина (тот же корень — шин, каф, нун) - часть Духовного Мира, которая говорит о Творце, и ее в потенциале можно почувствовать. Ощущение Его Присутствие и является целью существования этого сооружения. Спинадель
Четыре из одиннадцати глав книги Исход посвящены различным аспектам строительства Мишкана (переносной Храм в пустыне), описаниям дизайна храмовых сосудов и одежды коэнов, а также - церемоний, связанных с посвящением в должность коэна гадоль. Эти описания занимают приблизительно сорок процентов книги Исход. Речь идет, очевидно, не о месте служения, но - о специальном пространстве, в котором планирует обитать сам Всевышний. С точностью до мельчайших деталей обозначив устройство Храма, Всевышний вооружил народ особой духовной технологией, которая позволяет оживлять в человеческом сознании встречу с Творцом у горы Синай. Люди входили в Дом Всевышнего и реально чувствовали Его присутствие. Вайс
Слово “Мишкан” образовано от корня, обозначающего понятие “проживать”, “обитать”. Это было место “проживания” Б-га в нашем материальном мире. Есть разница между понятиями “существовать” и “присутствовать”. Б-г существует везде в равной мере. Другими словами, нет такого места, где бы Его не было. Но Мишкан - это то место, в котором Его присутствие особенно ощутимо. Мишкан и был тем местом, где можно было увидеть “Льва” (фильм «Полосатый рейс») и испугаться. Все интеллектуальные сомнения отпадали. Оставался лишь священный трепет. Пурер
25:2 Комментаторы спрашивают, почему написано “и возьмут Мне труму”? Наверное, точнее было бы сказать: “и дадут Мне труму”. И объясняют: то, что человек отдает Творцу, и есть его истинное обретение. Это и есть то, что он получает от жизни и после нее. Спинадель
благорасположенного сердцем - В переносном Храме должен ощущаться чистосердечный порыв всего народа, готовность отдать все свои материальные ценности ради того, чтобы высокая духовность вечно пребывала среди народа. Сончино
Люди строили место пребывания Б-га на земле, но при этом они, прежде всего, исправляли свое сердце. Мешков
Здесь речь идет о трех долях - возношениях (слово повторено три раза): одна (из них) — бэка (половина шекеля) с человека, из чего были сделаны подставы (к брусьям), как разъясняется в разделе "И вот исчисления" [38, 26-27]; вторая - доля-возношение для жертвенника, бэка с человека в денежные короба, чтобы из этого покупать жертвы от общества; третья — доля-приношение для скинии, доброхотный дар от каждого в отдельности [Йерушалми IIIекалим]. Все тринадцать (15?) материалов, о которых говорится здесь, были необходимы для изготовления скинии (и того, что в ней находилось) или для одежд священнослужителей. Раши
25:6 Воскурения символизируют взятый во всем его великолепии идеал, который внутренне присущ каждому акту посвящения Б-гу. Вместе со светом (масло) они символизируют полное подчинение человеческого "Я" цели получения Б-жественного одобрения. Гирш
25:7 Материалы для строительства Мишкана олицетворяли три царства: животное, растительное и минеральное. Скиния стала образцом и залогом того, что Б-жественная цель творения исполнится и «будет Ему жилище в нижних». М.-М. Шнеерсон
Драгоценные камни упомянуты последними, поскольку 1) их последними принесли главы колен. 2) Для Всевышнего ценно то, во что вложены усилия дающего.
25:8 Не сказано: «Буду обитать в святилище», но: «среди них». Иными словами, и сооружение храма, и все то, что происходит в нем — овеществление стремления людей к Всевышнему и связывающих его с Ним отношений. Деятельность человека способна освящать мир. И Всевышний отвечает на усилия людей, обитая «среди них». Обитель Творца – не архитектурное сооружение, она находится в еврейских сердцах. (Алших) Храм нужен не Всевышнему — храм нужен человеку.
Среди размеров ковчега нет ни одного целого числа: тот, кто учит Тору, должен помнить о том, что он не совершенен, что он постоянно находится лишь в середине пути (р. Натан Адлер). Тору невозможно выучить до конца: сколько бы человек ни выучил, он должен знать, что дошел, в лучшем случае, только до половины (Пардес Йосеф). Штейнзальц
и Я буду обитать Иврит: вешаханти. От этого слова образуется часто используемое в Талмуде и комментариях слово шхина - "Божественное Присутствие".
буду обитать в среде их - Как только на очередной стоянке в центре стана воздвигался собранный Моше переносной Храм, его окутывало облако - символ постоянного пребывания Всевышнего среди сынов Израиля.
Божественное Присутствие проявляется не столько через сам Храм, сколько через народ, построивший его. Не Храм является причиной раскрытия Божественного Присутствия, а самоотверженное желание людей ощутить руку Всевышнего, управляющего миром везде и повсюду. Мистики рассматривают Храм как символическое изображение всего, что существует во Вселенной.
Мишкан был как бы материальным выражением смысла того пророческого откровения, которое было дано народу через Моше у горы Синай: "И будете вы Мне царством священнослужителей и народом святым". Сончино
Сефер hахинух: Он не нуждается в том, чтобы мы исполняли Его заповеди. Только великая любовь понуждает Его обратиться к тебе, для того, чтобы ты исправил собственное поведение. А теперь, дабы разум твой примирился с необходимостью исполнения Его заповедей, надо сказать, что нам было велено возвести Храм, творить в нем молитву и приносить жертвы, приготовляя, тем самым, наши сердца к священному служению... И вовсе не затем, чтобы Он мог якобы "обитать" среди людей, в роскошном жилище из кедров ливанских или из кипарисов. Ибо даже если небо и небеса небес не могут вместить Его, тем более эта обитель, возведенная руками простых смертных... Но все это произведено затем, чтобы оказать воздействие на наши поступки, ибо если мы будем постоянно совершать правильные и надлежащие действия, разум и сердца наши очистятся, а это именно то благо, которое Господь желает своим созданиям. Поэтому Он и повелел уготовить в пространстве место, предназначенное для высшей святости, чтобы очистить мысли человека и исправить его характер и направить сердце его к Богу...
Филон Александрийский сравнивал Мишкан с макрокосмом (О храме 1:1): В соответствии с нашим верованием, высший и наиболее сокровенный смысл святого Божьего Храма заключается в том, что он является отражением всей Вселенной, имеющей недоступное для человека святая святых – небеса. Лейбович
25:9 Все, как Я показываю тебе, образец скинии и образец всех сосудов ее, так и сделайте. Талмуд (трактат Санѓедрин, лист 16) подвергает фрагмент глубокому анализу и приходит к выводу, что слова «так и сделайте» означают — «так делайте во всех поколениях ваших». Заповедь построить святилище — «персональная» заповедь, подразумевающая, что каждый еврей — это «храм в миниатюре». Здание, само по себе, — объясняет рав Хаим (из Воложина), — даже если оно построено точно по проекту Творца, не способно установить истинную связь между человеком и Всевышним. Она, эта связь еврейского народа с Творцом в нашем мире, возникает, если Шехина находит достойное для себя место в большинстве еврейских сердец. Это и есть то основное условие, которое служит «фундаментом» для строительства реального, возведенного из указанных Небом строительных материалов, здания — Храма (будь то Мишкан или Иерусалимский Храм). Вайс
Семь раз – а число семь имеет особый смысл в Торе – при описании деяний Господа в рассказе о Сотворении мира встречается глагол, переводимый как «сделать». Этот же глагол около двухсот раз упомянут в пространном эпизоде, посвященном описанию деталей Мишкана, без каких-либо существенных вариаций или дополнительных нюансов. Разве этот повтор не имеет своей целью сопоставить практические человеческие действия с Божественным деянием, разве Тора тем самым не дает нам понять, что следует сопоставить один эпизод с другим?
Шесть дней творил Господь небо и землю. И хотя обязанность изготовить Храм и его детали Он целиком возложил на человека, прообраз его был Им "спланирован" в течение шести дней. На седьмой день Он взывает к Моше из облака, для того, чтобы ознакомить его с внешней формой Мишкана и составляющих его деталей. (Шмот, 16;18). БРЕЙШИТ 2:1 И ЗАВЕРШЕНЫ БЫЛИ НЕБО И ЗЕМЛЯ И ВЕСЬ СОНМ ИХ. 2:2 И ЗАВЕРШИЛ БОГ В СЕДЬМОЙ ДЕНЬ ДЕЛО СВОЕ, КОТОРОЕ ОН СОЗИДАЛ... ШМОТ 39:32 И ЗАВЕРШИЛАСЬ ВСЯ РАБОТА ПО СООРУЖЕНИЮ МИШКАНА, ШАТРА СОБРАНИЯ... 40:33 ...И ЗАВЕРШИЛ МОШЕ ЭТУ РАБОТУ. Б-г: и увидел… и вот… и благословил… (Берешит, 1:31; 2:3). Моше: и увидел… и вот… и благословил… (Шмот, 39:43).
Раши дает ключ к пониманию смысловых значений Храма. Господь сотворил небо и землю, и все, что их наполняет, для того, чтобы создать среду обитания для человека. На это у него ушло шесть дней, а в седьмой день Он, согласно сказанному в Писании, "почил". Точно также и Моше был зван на гору в седьмой день, вошел в облако, где ему был продемонстрирован прообраз Мишкана, который ему надлежало построить для того, чтобы было обиталище Всевышнего на земле. На человека возложена обязанность во всех своих путях следовать Господу, уподобиться Ему, выверять с помощью Торы собственные поступки и качества, и, тем самым, быть с Ним сообщником в непрекращающемся ни на миг Сотворении мира: 25:8 И СДЕЛАЮТ МНЕ СВЯТИЛИЩЕ, И Я БУДУ ОБИТАТЬ СРЕДИ НИХ. 25:9 СДЕЛАЙ ВСЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТЕМ ОБРАЗОМ МИШКАНА И ТЕМИ ОБРАЗЦАМИ ПРЕДМЕТОВ В НЕМ... 25:10 Сказано в мидраше "Шмот рабба" (34:1): Как появление света предшествовало возникновению остальных сотворенных объектов: "'И сказал Бог: 'Да будет свет'..." (Брейшит 1:3), так и при строительстве Мишкана Ковчег (являющийся олицетворением Торы) был изготовлен прежде всех остальных деталей Храма, ведь Тора является "светом": "Ибо заповедь – светильник, и Тора – свет..." (Мишлей 6:23)
По отношению ко всем деталям Храма сказано "и сделаешь", а по отношению к Ковчегу – "и сделают". Мидраш: «Пусть все придут строить Ковчег, чтобы у каждого была доля в хранимой в нем Торе». Тора не является ни уделом избранных, ни откровением для посвященных – это живое учение для целого сообщества, для целого народа. Тора может быть исполнена только всем Израилем как цельной общностью.
Учение, олицетворением которого являлся Ковчег, и Служение, символом которого был внешний жертвенник, на протяжении поколений способны перемещаться из одного места в другое, вместе с кочующим народом-изгнанником, Израилем. Однако Царство, которое символизирует стол, и Священство, олицетворяемое внутренним жертвенником, способны раскрыться в этом мире лишь тогда, когда евреи обитают на своей земле, Земле Израиля. Тора, при ее перемещении во времени и пространстве, не теряет своей истинности. Лейбович
Подобно тому, как шесты нельзя отделять от Ковчега, так и люди, жертвующие деньги на укрепление и продолжение еврейской традиции и еврейских знаний, неотделимы от мира Торы.
25:11 Ковчег Завета, комментирует рабейну Хананель, символизирует знатока Торы, который должен быть “золотым” как снаружи, так и внутри. Его характер должен соответствовать его поведению и манерам. И тогда Тора будет его венцом, а он - венцом Торы. Пурер
25:16 свидетельство В Ковчеге находились две Скрижали завета, которые были свидетельством союза, заключенного Всевышним с народом Израиля. (Ср. Млахим I, 8:9: "И не было в Ковчеге завета ничего, кроме двух каменных скрижалей".) Следовательно, условием для раскрытия Божественного Присутствия в мире является исполнение человеком Закона, данного Всевышним. Сончино
25:22 и буду говорить с тобою (там) поверх покрытия, меж двух керувим, которые на ков- чеге свидетельства А в другом месте сказано: "и говорил Господь ему из шатра собрания так" [И воззвал 1,1]. Это есть скиния вне завесы (за которой находился ковчег). Таким образом, два стиха отрицают друг друга; (но) приходит третий стих и разрешает (устраняет мнимое противоречие) между ними: "И когда входил Моше в шатер собрания, то слышал он голос, говоривший с ним над покрытием..." [В пустыне 7, 89]. - Моше входил в скинию, и как только он появлялся на пороге, глас спускался с небес (на покрытие ковчега) между керувим, и оттуда он исходил и был слышен Моше в шатре (вне Святая Святых; см. Раши к В пустыне 1, 89) [Сифре].
25:29 "Его чаши, блюда" — это форма, подобная форме хлеба; а хлеб напоминал собой ларец, открытый с двух сторон. Внизу у него дно, а с обеих сторон он поднимается вверх, как бы (образуя) стенки. Поэтому он называется "хлебом с лицами", ибо у него есть "лица" - поверхности, обращенные к обеим сторонам Дома (Святыни). (мое прим. на иврите Хлебы предложения названы "лехем паним" - "хлеб Лица", дословно). (Хлеб) в длину помещали по ширине стола, так что его стороны-стенки находились против края стола. Для него была изготовлена золотая форма и железная форма: в железной его выпекали, когда же (хлеб) вынимали из печи, его помещали в золотую (форму) до следующего дня, субботнего, когда (хлебы) раскладывали на столе. И эта форма называется чашей, блюдом.
ковши - Плоские чаши, сосуды, в которые клали пахучую смолу, левону. Два (сосуда) для двух горстей левoны, которую помещали на две стопы (хлебов), как сказано: "и положи на каждый ряд чистой левоны" [И воззвал 24, 7].
подставы (подпоры) В форме половины полого стебля, рассеченного в длину [Менахот 96а]. Подобное этому изготовляли из золота, и клали три (таких приспособления) на каждый из хлебов, чтобы другой (верхний) хлеб лежал на этих (рассеченных) стеблях: они отделяют один хлеб от другого, чтобы между ними проходил воздух и чтобы они не покрывались плесенью [Менахот 97а].
жерди Вертикальные части конструкции, на которой раскладывались хлебы. Подставы опирались на жерди, чтобы нижние хлебы не деформировались. Раши
25:30 Ваш хлеб станет "хлебом Присутствия (досл. “Лица”)", заработанным и съеденным перед Лицом Б-га; дарованным, защищенным и благословленным Его Присутствием. Гирш
25:31 Поскольку Моше видел в этом трудность, Святой, благословен Он, сказал ему: Брось талант (золота) в огонь, и (светильник) будет сделан, возникнет сам по себе. Поэтому не написано "сделай ты" (но "будет сделан") [Танхума]. Раши
25:40 Моше видел трудность в изготовлении светильника, пока Святой, благословен Он, не показал ему светильник огненный.
26:1 В каждую нить входили четыре вида материала: один льняной и три шерстяных: а каждая из нитей (одного вида) была сложена вшестеро. 26:5 . Длина (каждого) полотнища — двадцать восемь (локтей), а ширина — четыре. Когда пять полотнищ соединены вместе, их ширина — двадцать (локтей), и также второе соединение (из пяти полотнищ). А длина скинии — тридцать (локтей) с востока на запад, как сказано: "двадцать брусьев к стороне южной, направо" [36, 23]. И также для северной (стороны). А каждый брус имел полтора локтя (в ширину); таким образом, тридцать (локтей) с востока на запад. Ширина скинии с севера на юг — десять локтей, как сказано: "а для задней стороны скинии, к западу, (сделал шесть брусьев) и два бруса сделал для углов" [36, 27-28], всего десять (локтей). Полотнища разворачивают в длину по ширине скинии; десять локтей в центре служат покрытием внутреннего пространства скинии по ее ширине, и (еще) по одному локтю с обеих сторон (покрытием) для толщины верхних концов брусьев, а они толщиной в локоть. Остается шестнадцать локтей: восемь для северной стороны и восемь для южной, они покрывают вертикально стоящие брусья, высота которых - десять (локтей): таким образом, два локтя внизу остаются непокрытыми. Ширина полотнищ в соединенном виде составляет сорок локтей, двадцать локтей в каждом соединении (из пяти полотнищ). (Из этого) тридцать локтей служили покрытием внутреннего пространства скинии по ее длине, и один локоть над толщиной концов брусьев на западе, и один локоть для покрытия толщины столпов на востоке, так как на восточной стороне не было брусьев, но было пять столпов, а на их крючках висел развернутый полог, подобно завесе. Остается восемь локтей, свисающих позади скинии на западной стороне, а внизу два локтя непокрыты. Я нашел это в Барайте о сорока девяти измерениях. Однако в трактате Шабат [8 б] (говорится, что) полотнища не покрывают столпов на восточной стороне, а девять локтей свисают позади скинии. И сказанное в разделе подтверждает эту точку зрения: "и повесь завесу (отделяющую Святая Святых) под крючками" [26, 33]; в то время как, согласно Барайте, завеса находилась бы на один локоть западнее (т.е. дальше) крючков. [Получается – два варианта: или нижнее покрытие не накрывало восточные столбы, или столбы не выступали на восток за контур брусьев]. 26:7 Внутреннее тканое драгоценное покрытие названо скинией, а внешнее – из козьего волоса – шатром. Кроме них были ещё два покрытия (ст.14): И сделай покрытие для шатра из красненных бараньих кож и покрытие из тахашевых кож сверху. Размеры их не описаны.
26:8 Когда полосы шатра расстилают в длину по ширине скинии, как были разостланы предыдущие (нижние, длина которых составляла двадцать восемь локтей), то эти оказываются длиннее на один локоть с одной стороны и один локоть с другой, покрывая один из двух локтей, которые остались непокрытыми (в нижней части) брусьев. А один локоть в самом низу бруса, не покрытый полотнищем (из козьего волоса), входит в полость подножия, ибо подножия были высотой в один локоть.
26:9 сложи пополам шестое полотнище к передней стороне шатра. Половина ширины (полотнища в два локтя) свисала над завесой, которая на восточной стороне перед входом.
26:12 А свисающий излишек шатровых полотнищ, половина излишнего полотнища, Они были длиннее нижних на половину полотнища на западной стороне; так как половина одиннадцатого, дополнительного полотнища была сложена пополам к передней стороне шатра [26, 9], оставалось два локтя — ширина половины (полотнища) — сверх ширины нижних (полотнищ).
будет свисать на задней стороне скинии. Чтобы покрыть два локтя (в нижней части) брусьев [если принять первый вариант (см. комм. к ст.5); по второму варианту оказывается лишний локоть излишка шатровых полотнищ], остававшиеся непокрытыми. "Задняя сторона скинии" - это западная сторона. (Она названа "задней стороной"), так как вход на востоке, и это является передней, лицевой стороной. А северная и южная (стороны) называются сторонами правой и левой.
26:14 Эти покрытия (из кож) покрывали только намет, их длина — тридцать (локтей), а их ширина — десять (локтей). Таково мнение раби Нехемии (что речь идет о двух покрытиях). А по мнению раби Йеhуды, было одно покрытие: (одна) его половина из красненных бараньих кож, а (другая) половина из кож тахашевых [Шабат 28].
26:17 Делали выемку на брусе внизу посередине до высоты в один локоть, оставляя четвертую часть ширины с одной стороны и четвертую часть ширины с другой. Это и есть "выступы, шипы". А выемка — половина ширины бруса посередине. Шипы вставляли в полые подножия, высота которых - один локоть, и сорок (таких подножий) стояли вплотную друг к другу. Шипы бруса, входящие в подножия, обтесывали с трех сторон по толщине стенки подножия, так чтобы брус покрывал собой весь верх подножия. В противном случае (т.е. если бы шипы не обтесывали) между брусьями оставалось бы пространство, равное толщине стенок двух подножий, что отделяло бы их друг от друга. И об этом сказано: "и будут они совокупны внизу" [26, 24] - следует обтесать шипы, чтобы брусья плотно прилегали друг к другу.
26:23 Все восемь брусьев стояли в одном ряду, однако угловые (полностью) не были (видны) с внутренней стороны скинии, но только пол-локтя с одной и пол-локтя с другой стороны были видны извне, (таким образом) дополняя ширину (скинии) до десяти (локтей). А еще один локоть с одной стороны и локоть с другой стороны против локтя толщины брусьев скинии на северной и южной сторонах.
26:24 На каждом брусе сверху по ширине было сделано две выемки с двух сторон по толщине кольца. И (брус) вставляли в одно кольцо (с соседним), таким образом он плотно прилегал к брусу, стоящему рядом. А что касается углового бруса, кольцо (входило) в толщу южного и северного брусьев, и верх углового бруса в западном ряду входил в него (также). Таким образом, две стены были соединены друг с другом.
26:29 Не (следует понимать), что золото прикреплялось к засовам, потому что на них не было никакого покрытия; но на брусе закрепляли две золотые скобы наподобие двух частей полого стебля. Таким образом, засовы были покрыты золотом, когда их вставляли в брусья. Засовы выступали снаружи; кольца и скобы не были видны внутри скинии, но вся стена была гладкой изнутри.
26:31 работы парчевника Это тканье двустороннее (как покрытие) [26,1] и изображения с двух сторон не были одинаковы.
26:35 Стол стоял на северной стороне на расстоянии в два с половиной локтя от северной стены; а светильник — на южной стороне, удаленный от южной стены на два с половиной локтя. Золотой жертвенник находился против места между столом и светильником, несколько смещенный к востоку (см. Раши к 30, 6). Все они находились (в той части, которая) от половины (длины) скинии (не включая Святая Святых) внутрь. Как (следует понимать это)? Длина скинии от входа до разделительной завесы — двадцать локтей, а жертвенник, стол и светильник отдалены от входа к западной стороне на десять локтей.
26:36 работы вышивальщика Изображения сделаны на нем иглой: одно и то же на обеих сторонах (в отличие от покрытия и разделительной завесы). Размеры занавеса как размеры разделительной завесы — десять локтей на десять локтей. Раши
27:8 Сразу же за жертвенником, с западной стороны, начинался двор коhенов (священников). Сончино
27:9 Наподобие корабельных парусов (т.е. прикрепленные, как паруса к мачтам), дырчатые, плетеные, а не тканые. Раши
Подобно жертвеннику, двор, посреди которого тот установлен, сообщает нам, что мы стоим во дворе очищения. Главное впечатление, которое мы получаем, это впечатление белизны, в частности белого виссона, тонкого белого льняного полотна.
Создатель человеческой природы ныне созывает нас здесь. Он не требует от нас ничего такого, для чего Он не дал природных склонностей и способностей. Фактически, именно для этой чистоты Он и создал нас; только через такую чистоту мы можем по-настоящему продемонстрировать Б-жественную природу нашего существа, с которой Он нас создал. Фундаментальное понятие человечности - это моральная свобода, и первое ее проявление - это чистота. Гирш
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |
Хульда | Отправлено в: Вторник, 21 Февраля 2012, 23:07 | Сообщение № 3 |
Участник
Сообщений: 428
C нами с 20 Сентября 2009
Откуда: Латвия
Статус: Отсутствует
| Источник «брахи» Нахум Пурер
«И сделай стол из акации…» (25:23). Всем ясно, что Ковчег был главным предметом в Мишкане: в нем хранили скрижали Завета, притягивавшие в материальный мир Шхину, Б-жественное присутствие; его золотую крышку украшали крылатые крувы (херувимы), которые напоминали людям о существовании ангелов, порученцев Творца, поддерживающих связь между высшими мирами и нашим миром. «Но какую роль выполнял стол с ритуальным хлебом?» — спрашивает Рабейну Бахья (XIII–XIV вв., Испания). Далее он объясняет, что шульхан и его двенадцать хлебов служили источником благословения, которое Б-г посылает непрерывным потоком в материальный мир. Это благословение проявлялось каждый шаббат, когда коэны, слуги Творца, ели храмовые батоны, и, как сказано в талмудическом трактате «Йома», «коэн насыщался крошечным ломтем хлеба размером с горошину». Отсюда, продолжал Рабейну Бахья, и ивритское название стола — «шульхан»: от «шолеах», посылать. Б-г посылает столу Свое благословение, которое распространяется затем на весь мир, насыщая всех его обитателей. Стол, как и Ковчег, был сделан из дерева акации, на иврите «ацей шитим». Слово «шитим» можно представить как аббревиатуру четырех благ: шин — «шалом» (мир), тет — «това» (добро), йод — «йешуа» (спасение) и мем — «мехила» (прощение). Эти характеристики присущи обоим предметам, причем сегодня в гораздо большей степени, чем в эпоху Храма, поскольку у нас нет жертвенника. Его заменяет нам обычный стол, а жертвой служит хлеб, который мы режем и едим, предварительно омыв руки, как делали коэны перед службой, и произнеся соответствующие благословения. В более широком смысле стол — это символ единства семьи, тепла семейного очага и еще милосердия, потому что мы угощаем гостей за столом, а в шаббат приглашаем к нему бедняков, как требует давний еврейский обычай. Неслучайно мудрецы Талмуда (трактат «Брахот») говорили: «Тот, кто долго сидит за столом, удостоится долгой жизни». Речь идет не только о медицинской необходимости тщательно пережевывать пищу. Сидя за обеденным столом, религиозный еврей не глотает механически еду, а следит за тем, что он кладет в рот, чтобы сказать правильное благословение — в начале еды и в конце. Если надо, он проверит кошерность сомнительного продукта — это тоже важная заповедь. Ведь мы — народ-священник и не можем, извините, запивать свинину молоком. Еврей должен есть сдержанно, с достоинством, чтобы трансформировать будничное действие в святое, чтобы его стол походил на искупительный жертвенник. Неслучайно, добавляет Рабейну Бахья, благочестивые евреи Франции завещали хоронить их в гробу, вытесанном из стола, за которым они ели при жизни. Этот удивительный обычай служил напоминанием, что, отправляясь в последний путь, человек берет с собой прижизненные заслуги: пожертвования, которые он давал нуждающимся, и заповеди, выполненные за столом.
Лечение, прописанное до болезни «И сделай балки из прочных стволов акации (ацей-шитим) для Мишкана» (26:15). Рабейну Бахья приводит мидраш, который объясняет, почему именно акация (точнее, следуя оригинальному названию, дерево шитим) была выбрана в качестве материала для изготовления балок переносного Храма. Сыны Израиля распутничали с дочерьми Моава в месте под название Шитим (Бамидбар, 25:1–9), и там же, в Шитиме, их настигла кара — мор, унесший жизни 24 тысяч человек. Именно поэтому Б-г «исцелил» их деревом шитим, точнее, балками Мишкана, которые были сделаны из него. Обратите внимание: Мишкан был построен за сорок лет до событий в Шитиме. Таков принцип Всевышнего: готовить лечение до самой болезни.
Лучшее средство от отчаяния «И построят Мне Святилище, и Я буду обитать среди них…» (25:8). Состояние подавленности и отчаяния, или, как его принято называть, депрессия — один из самых распространенных недугов в развитых странах. По последним данным, им поражены 18,8 млн американцев старше 18 лет, или 9,5% взрослого населения США. Еще хуже положение у детей дошкольного возраста: более миллиона из них находятся в состоянии клинической депрессии, которая распространяется в этой группе с поистине бешеной скоростью — 23% в год. В информационном бюллетене статистического бюро при правительстве Австралии утверждается, что в ближайшем будущем от депрессии — своей или близкого человека — будет страдать практически каждый житель страны в тот или иной период своей жизни. По прогнозам, к 2020 году депрессия займет второе место по смертности после сердечно-сосудистых заболеваний. Уже сейчас она является одной из главных причин смерти от коронарных нарушений. В чем причина этого тревожного явления? Она лежит на поверхности. Говоря шершавым языком советских пропагандистов, во всем виноваты язвы современного общества. Есть ли лекарство от этих язв? Да, есть. Одно-единственное. Это Тора. Тору часто сравнивают со светом: «Заповедь — свеча, а Тора — свет». Сущность света заключается в том, чтобы раскрывать, показывать, высвечивать; такова его функция в нашем мире. У Торы та же цель — раскрывать основы мироздания, выметать паутину сомнений и мрака из нашего разума, показывать нам вещи такими, какие они есть. Когда это происходит, мы испытываем подлинное счастье. Как сказал выдающийся подвижник Торы Хазон-Иш (рав Авраам-Иешая Карелиц, 1878–1953), «нет печали в мире для того, кто знает правду». Тора сопровождает нас на всех этапах жизненного пути. Она радуется с нами в минуты торжества и утешает нас в горе. Б-г создавал мир по Торе, как по чертежу. Нет такой ситуации, на которую не распространялась бы Тора. Только она способна избавить нас от горечи, неуверенности и отчаяния. Она — наш верный друг до последних минут жизни. Усвоив эту истину, мы легко объясним следующий парадокс. Получив Тору, евреи вернулись к состоянию первого человека до его первородного греха. Им раскрылось присутствие Б-га в мире, и Его существование и всемогущество стали для них очевидным фактом. Затем произошла трагическая история с поклонением Золотому тельцу, после которой Б-г велел нам построить Мишкан (переносной Храм) и ввел некоторые ограничения в наше питание. Его целью было восстановить нашу связь с духовностью, которую мы утратили. Чуть позже, после греха разведчиков, принесших негативный отчет о Стране Израиля, Всевышний ввел в свод заповедей указание добавлять муку и вино к жертвоприношению животных. Недостойное поведение отдалило нас от Б-га, и Он дал нам дополнительное средство для возвращения и восстановления чувства близости к Нему. Но почему, когда евреи совершают грех, Б-г дает им больше заповедей? Ведь простая логика подсказывает, что должно быть наоборот. Чем больше ты грешишь, тем меньше рвения ты проявляешь в служении Ему. И так, действительно, бывает: когда человек отдаляется от Б-га, Всевышний тоже отдаляется. Любые отношения должны строиться на основе взаимности. Но в действительности происходит все наоборот. Когда мы отвергаем Б-га, Он не «хлопает дверью». Он всегда оставляет нам путь для возвращения. Как бы низко мы ни опускались, как бы далеко ни заходили в своих заблуждениях, Тора, Его слово, всегда рядом. Она сопровождает нас в нашем уходе от подлинной реальности. Когда наш праотец Яаков собирался уйти с семьей в Египет, самое гиблое место на земле, в мрак изгнания, туда, где царила духовная нечистота и реально грозила опасность ассимиляции, Б-г обещал, что спустится вместе с ним. Так было на всех этапах наших странствий. Как бы ни сгущалась тьма, Б-г был с нами, Тора была с нами. Депрессия — это тоже изгнание, изгнание души. Когда мы попадаем в черную дыру депрессии, Тора следует за нами. Она регенерирует в нас жизненную энергию и возвращает к Источнику жизни, правды и радости.
Утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего.
|
|
| |
| |