Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Темы главы:
Назначение старейшин колен. Перепись мужчин старше 20 лет по коленам и семьям (кроме левитов). Становище Израиля делится на четыре фланга: в восточном - 186400 мужчин с семьями под началом Нахшона бен Аминадав из рода Йеhуда, в южном - 151450 мужчин с семьями под началом Элицура бен Шдейур из рода Реувен, в западном - 108100 мужчин с семьями, их командир - Элишама' бен Ахиhуд из рода Эфраим, в северном - 157600 мужчин с семьями, их командир - Ахиэзер бен Амишаддай из рода Дан. В центре - Шатёр Времени (во время переходов - в свёрнутом виде) и колено Леви при нём. Перепись мужчин колена Леви старше 1 месяца для священной работы, по семьям: Гершон - 7500, к западу от Шатра, старейшина - Эльясаф бен Лаэль; Кхат (Kehat; семья Моше и Аарона) - 8600, к югу от Шатра (кроме Моше, Аарона и сыновей Аарона), старейшина - Элицафан бен Уззиэль (двоюродный брат Моше и Аарона); Мерари - 6200, к северу от Шатра, старейшина - Цуриэль бен Авихайиль. К востоку от Шатра - по направлению движения, но за флангом Нахшона - располагались Моше, Аарон и сыновья Аарона с семьями; Элиэзер, сын Аарона, исполнял обязанности старейшины всех левитов. Ритуальная "замена" первенцев Израиля на левитов в священной работе. 22273 первенца среди не-левитов и 22000 не-первенцев среди левитов "меняются местами". За "лишних" 273 первенцев назначается выкуп, который платится роду Аарона: 5 шекелей за человека. Семья Кхат назначается ответственной за переноску священной утвари Шатра Времени. Перед переноской священная утварь закрывается, чтобы её не видели несущие.
На самом деле глава - и книга - называется не Ба-мидбар, а Бе-мидбар - "в пустыне": И говорил Единый, обращаясь к Моше, в пустыне Синай, в Шатре Времени, первого числа второго года по исходу их из земли египетской... (1,1). Но, поскольку книги Торы принято называть одним словом, мы не называем четвёртую книгу Торы "В-пустыне-Синай" - бе-мидбар Синай - а просто БА-мидбар - "в Пустыне (в Той Самой Пустыне с большой буквы)". Другой Пустыни с большой буквы у нас нет, кроме той, где мы сформировались, как народ, медленно продвигаясь с запада к востоку (и немного - с юга к северу), готовясь войти в Землю Израиля.
РаШар (р. Шимшон бен Рафаэль Гирш), комментируя эту главу, пишет: в конце Второй Книги Торы рассказано о создании Храма Учения, а вся Третья Книга была посвящена требованиям, которые этот Храм выставляет Израилю... Теперь Четвертая Книга возвращается к национальной действительности, и показывает нам Израиль, как он есть. В самом деле, если многие заповеди книги Вайикра носят столь мистический характер, что прикладной их смысл оказывается непонятным, то, едва открыв книгу Бамидбар, мы видим повеления, очевидные по своей практической необходимости.
Мы движемся на восток? Значит, восточный фланг должен быть больше всех остальных (а северный фланг должен быть больше южного): опасность нас может ожидать не сзади, со стороны Египта, а, в первую очередь, от народов, окружающих Ханаан или населяющих его. Если же нас обогнут и нападут сзади, как это делал Амалек - что ж, задний фланг пусть самый немногочисленный, но зато самый монолитный по своей структуре: он состоит всецело из потомков Рахели - роды Йосеф (Эфраим и Менаше) и Биньямин. Вообще при группировке колен и делении их на фланги главную роль играет генетический фактор. Генетический... но не расовый. Как же так?
Колена Израиля по сути своей - разные. Каждое колено в своей уникальности, каждая семья в своих особых свойствах смогут преосуществить общую функцию Дома Израиля, придать этой функции вещественность и передать её потомкам, научив их ей (РаШаР). Мудрецы Каббалы много трудов посвятили распределению задач между родами - это распределение восходит к благословению Яакова своим сыновьям в конце книги Берешит. Мы видим, что каждый человек обладает свободой выбора - но, при назначении его на должность, учитываются и его наследственные склонности и качества. Так родители, отдавая ребёнка в музыкальный кружок, говорят: "у него дедушка - музыкант, у бабушки - абсолютный слух, наверняка и у него проявятся склонности к музыке". Когда ребёнок подрастает, он сам решает, продолжить ли ему занятия или нет. Так же и с еврейским народом: в Ханаане каждый может выбрать, где жить и чем заниматься, но в Пустыне, в начале своего пути, все должности распределены по семейному происхождению, по генетическому фактору. Но - не по расовому.
Как мы знаем, большой процент вышедших из Египта составляли неевреи по рождению, выбравшие еврейский путь. В нашем же перечне они не выделяются среди остальных. Из этого мы видим, что каждый из новообращённых евреев примкнул к одному из колен. Закон исходит из предположения, что новообращённые выбрали себе колено, ближайшее к его внутреннему складу и духу. В конце концов, мы же знаем, что случайностей не бывает, что всё соответствует Высшему предначертанию. Таким образом потомки Яакова, помнящие свою родословную, стали костяком Израиля, и все остальные - их родственники, слуги, друзья - структурировались по ним.
Исключение представляет собой колено Леви - его сущность настолько связана с генетикой, что в переписи значатся не военнообязанные мужчины, а дети от месяца и старше (РаШИ: как только становится ясно, что это не выкидыш - т.е. что ребёнок выживет - считают его, называя хранителем священной стражи). Дело в том, что левитам надлежит преобразовывать энергию мироздания, а это - работа, которую выполняет человек даже неосознанно (РаШИ цитирует мнение р. Йехуды, что левит ещё в материнской утробе начинает "действовать" как левит).
Мог ли нееврей, примкнувший (по духовному соответствию) к колену Леви стать настоящим левитом? Мы не видим таких примеров, и поздняя традиция показывает, что левитом "стать" невозможно. В этой связи любопытна история Шмуэля (Шмуэль-Алеф /1-я Царств/, гл. 1 и 2): юноша из колена Эфраим, воспитанник великого коэна Эли, служит в Храме и выполняет очевидно левитскую должность (правда, генеалогия в книге Диврей hа-Ямим Алеф /1-я Паралипоменон/, гл. 6, возводит родословную Шмуэля к колену Леви).
Впрочем, в Храме можно служить по-разному, и, когда наш Храм возродится, нам будет указано, кто и как будет в нём служить. Изначально первенцы всех колен должны были работать в Храме; после золотого тельца священная работа стала привилегией левитов - отсюда необходимость ритуального "обмена" левитов на первенцев. Из пророчеств (Шмот 19,6; Йешайяху /Исайя/ 61,6) можно понять, что в будущем, когда всё человечество обратится к работе перед Единым, священная работа станет уделом еврейского народа. В то время не гены, а личный выбор будет решающим фактором: еврейский путь превратится в часть единого пути Восьмого дня творения, и каждый сможет идти по нему. Те, кто захотят, смогут находиться в Шатре Времени (как бы он ни выглядел) постоянно: для этого надо будет только быть - или стать! - евреем. Остальные будут работать вокруг Храма - так же, как в Синайской пустыне стояли не-левиты.
* * *
Откуда взялись 600 тысяч (точнее, 603550, не считая левитов) военнообязанных мужчин, если в Египет пришло 70 человек, а из Египта вышли далеко не все евреи? Чтобы дать ответ на этот вопрос, надо понять, сколько лет евреи провели в Египте.
Аврааму (Берешит 15,13-14) было сказано, что его потомки будут рабами в чужой стране 400 лет. Очевидно, что евреи провели в рабстве намного меньше лет: ведь Моше - всего лишь правнук Леви, сына Яакова! Комментаторы (в частности, РаШИ) говорят, что эти 400 лет надо считать не с начала рабства и даже не с прихода евреев в Египет, а с рождения Ицхака (!), и, следовательно, в Египте евреи провели 210 лет.
Тем не менее, такую цифру трудно согласовать с текстом Торы, где постоянно упоминаются живые и явно не дряхлые правнуки Леви (в частности, Корах и Элицафан).
В мидраше Шир ха-Ширим Рабба говорится, что, когда Моше пришёл к старейшинам евреев Египта и рассказал о приближении освобождения, они отказались принимать его слова: "в самом деле, нам обещали 400 лет рабства, время ещё не пришло!". Как такое поведение было свойственно евреям во все времена! До сих пор многие говорят: не время строить Храм, не время заселять Землю Израиля, подождём Машиаха; но Машиах - не коммивояжёр, он не придёт к тем, кто его не приводят своими действиями, решительно, не ссылаясь ни на какие отговорки.
Моше сказал тогда старейшинам: "если Единый хочет вас освободить, календарь Eму не помеха". Эти слова, мне кажется, актуальны и в наши дни.
Таким образом мы можем предположить, что прошло даже меньше, чем 210 лет. Но можно представить себе, что прошло 150 лет, и, следовательно, с того дня, как 70 людей Яакова прибыли в Египет, смогло смениться 7 поколений (не меньше - в 20 лет у мужчины уже дети). Будем считать, что среди тех семидесяти было 30 мужчин детородного возраста. Будем считать, что у каждого мужчины в среднем выживало 8 детей (вполне реальная по тем временам цифра), и что 4 из 8 были мальчиками. Тогда первое поколение, родившееся в Египте, насчитывало 30х4 мужчин, второе - 30х4х4, пятое - 30 на 4 в пятой степени (30720), шестое - 30 на 4 в шестой степени (122880), а седьмое - 30 на 4 в седьмой степени, то-есть 491520. Даже если мы предположим, что только три поколения взрослых мужчин участвовало в переписи, получаем 30720+122880+491520 = 645120! На самом деле, конечно, картина сильно упрощена: были бездетные мужчины, многие умирали молодыми, да и немало евреев осталось в Египте; зато присоединились многие, не происходившие от Яакова, но выбравшие еврейский путь. Но это вычисление может показать, откуда в принципе могли взяться люди.
* * *
Комментатор Авраам Корман отмечает, что тактический ход - деление народа на четыре макро-формации, по три колена в каждом - не вносит раздора или ненужных границ в еврейский народ, а, напротив, является шагом к созданию единого еврейского государства. Позднейший - уже на Земле Израиля - распад народа на южное царство (Иудею) и северное (Израиль) не имеет отношения к делению на фланги. Этот распад произошёл не по границам "флангов", а по позднейшим географическим границам.
Иерархическая система способствует развитию личной ответственности. Например, человек из колена Звулун понимает, что за все его действия отвечает не только он, но и старейшины его семьи, глава его рода Элиав бен Хелон, а затем - Нахшон бен Аминадав из колена Йеhуда, и сам Моше - из колена Леви!
То, что при этом 4 колена из 12 оказываются "привилегированными", не смущает никого. О многих спорах и ссорах рассказывает нам хроника - евреи хотели еды и воды, скучали по сытной жизни в Египте, поклонялись идолам; родовитый левит Корах возжелал должности своего двоюродного брата Аарона. Но этот шаг - подчинение 12 колен старейшинам четырёх - не послужил причиной ни одной ссоры! Надо же было выбрать четырех старейшин: пусть будут именно из родов Йехуда, Реувен, Эфраим и Дан, если Моше так решил. Наверное, те, кого это могло заинтересовать, понимали, что решение не случайно и не предвзято: именно Единый (2,1) назначает старейшин и формирует фланги. Моше лишь передаёт Его волю.
Собственно, в Божественном откровении все и дело. Любая цепочка власти действует, если в конце ее по-настоящему стоит Бог. Много копий было сломано из-за вопроса о демократии и монархии: какая система лучше? А лучше та система власти, в которой энергия идёт к Богу и от Бога, не задерживаясь в какой-либо точке земной власти. Среди лучших периодов в еврейской истории были и военный режим (Моше), и выборная демократия (Дебора), и монархия (Шломо), и та самая "власть профессуры", о которой мечтали утописты 19-го века (Синедрион в Явне). Среди худших периодов была монархия Ахава и Ирода, и нынешняя наша демократия - тоже не кандидат на звание золотого века.
Каждый режим может быть "плохим" и "хорошим". Хорошим он будет тогда, когда во главе государства будут стоять хорошие люди. Хорошим он будет тогда, когда в сердцах людей будет Бог.
* * *
Часто задают вопрос: для чего нам, по прошествии веков, все эти имена и цифры? (Их будет немало в книге Бамидбар, которую древние называли "книга о перечисленных" - хумаш hа-пкудим, а русский перевод вслед за греческим так и называет "Числа"). Зачем абсолютный, сверх-вселенский, всемогущий и так далее Творец Всех Миров так персонально и так точно следит за судьбой этой группы людей, зачем нужна Ему геометрия крестообразного лагеря, для чего Ему ритуалы с Ковчегом завета, который - не более, чем ящик? Зачем Ему жертвоприношения, кровь животных? Почему не удовольствоваться абстрактной моралью, обобщенными законами?
Могу высказать предположение.
Многие из нас очень хорошо знают теоретически, что такое "хорошо" и как именно надо поступать. Когда же дело доходит до реального действия, делается в точности наоборот. Сотрудник, гордящийся своей нужностью на работе, садится за компьютер и полдня пролетает на Интернете. Муж и жена, любящие друг друга и в сердце желающие друг другу только добра, наносят друг другу рану за раной, день за днем. Люди, которые искренне верят в "не укради", спокойно присваивают себе чужие льготы, чужие права. Люди, которые знают, что сплетничать нехорошо, но - "ты знаешь, что она сделала? Не поверишь, ты только никому не рассказывай..."... А почему после каждого кровавого теракта на израильской земле просвещённые правительства Свободного Мира и международные организации так или иначе осуждают именно Израиль?
Возможности человека к самообману безграничны. Привязка к реальной жизни, к конкретным цифрам, формам и действиям, помогает нам не теряться в сетях самообмана.
Рыцарский орден "Израиль" был основан, чтобы производить реальную работу, не теоретическую, а практическую. Эта работа должна иметь привязку в материальном мире. Она часто выглядит как ритуал, как игра: какая, в самом деле, разница, какое мясо есть? Какие слова произносить? На какой земле жить?
Но без материальной привязки все принципы и заповеди тают, улетучиваются; падают при первом дуновении ветра, как бутафорские деревья без корней. Такие деревья поставил в 1918 году первый мэр Тель-Авива Меир Дизенгоф, чтобы создать видимость красивого города, когда в него въехал британский генерал Алленби. Конечно же, подул ветер, конечно же, деревья повалились. Алленби с тонким британским юмором заметил: "мистер Дизенгоф, без корней у вас здесь ничего не выйдет".
Корни, материальная привязка - разница между бутафорией и Работой. "Показуха" требует минимальных усилий, а Работа постоянно выставляет работающему свои требования. И, пока законы духа не вросли в нас, не стали нашей второй природой, мы продолжаем идти по Пустыне - ба-мидбар, и Пустыня продолжает обучать нас.
Шаббат шалом! Эли Бар-Яалом ("Хатуль")
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|