Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Темы главы:
Йитро, тесть Моше, услышав о случившемся с народом его зятя, отправляется к нему с Циппорой (отосланной женой Моше) и сыновьями Моше и Циппоры, Гершомом и Элиэзером. Моше рассказывает Йитро обо всём, что случилось. И сказал Йитро: благословен Единый, который спас вас от руки Египта и от руки фараона; Тот, Кто спас народ из-под руки Египта. Ныне я знаю, что Единый более велик, чем все боги (авторитеты). Йитро приносит жертвы Единому. Аарон и старейшины Израиля едят с ним хлеб. Йитро видит, как Моше собственноручно судит народ с утра до ночи. Он предостерегает Моше, что в таком режиме воистину завянешь и ты, и народ этот, который с тобой; ибо чересчур тяжко это дело для тебя, не сможешь ты делать его в одиночку. Он советует Моше завести иерархию начальников: тысячников, сотников, пятидесятников и десятников, чтобы те судили народ "на местах", оставляя Моше только самые трудные случаи. Если ты сделаешь таким образом, и (так) повелит тебе Бог - то и ты сможешь выстоять, и весь этот народ дойдёт с миром до своего места. Моше принимает совет Йитро. Йитро возвращается в свою страну. В третьем месяце от Исхода кочующий Израиль оказывается в пустыне Синай напротив горы (имеется в виду гора Хорев). Единый возвещает Моше, что, если евреи будут хранить Его заветы, им будет дана особая миссия среди народов мира. Моше передаёт старейшинам народа эти слова; народ соглашается. Единый назначает особую процедуру очищения, после которой Божественное откровение будет дано всему народу совместно. С Синайской горы (Хорев) является откровение на глазах у всего народа. Моше также находится со всеми, внизу. Гора охвачена дымом и огнём, звучит рог, и в этом величии Единый открывает народу Десять Речений, они же Десять Заповедей (см. отдельную статью о них). Народ находится в особом состоянии восприятия: а весь народ видел голоса. Народ просит Моше быть посредником - они боятся не пережить такого откровения. Единый - уже через Моше - объясняет народу, что работа перед Ним несовместима со служением серебряным и золотым идолам. Жертвенник же Единому надо делать из земли или из неотёсанных камней, и нельзя подниматься на этот жертвенник по ступенькам, чтобы нагота приносящего жертву не оказывалась над алтарём.
Наша история начинается здесь, в этой главе: потому что можно быть потомком Авраама – и не быть частью Народа Торы: таков Ишмаэль. Можно быть потомков Яакова – и не быть частью Народа Торы: таковы те евреи, что остались в Египте и не ушли с Моше в первое пасхальное утро (согласно комментариям, большая часть рабов-евреев побоялась уйти!). Даже исход из Египта, краеугольный камень нашей коллективной памяти, не сделал нас Народом Торы. Народом Торы нас сделала Тора, а точнее – союз с Единым, заключенный в месяце сиване Первого Года от Исхода, который, по-видимому, соответствует 1443 году до н.э.
Без Талмуда обошлись караимы и эфиопские евреи; но они тоже – Народ Торы. Без книг Пророков, без псалмов Давида, даже без Иерусалимского Храма обошлись самаритяне, удивительная община, за все тысячи лет не покидавшая Эрец-Исраэль; но они – тоже Народ Торы (см. талмудический трактат «Кутим»).
Мудрецы Каббалы говорят, что душа каждого еврея присутствовала в этот день у подножия горы Синай; и душа всякого человека, решившего стать евреем, тоже там присутствовала – ведь ТАМ нет времени, и причинно-следственный закон может действовать из будущего в прошлое.
Но вот что важнее всего: не как-нибудь бестелесно, а физически, в своем, обычном, настоящем теле, более миллиона человек видели одновременно такое, что трудно поддается описанию человеческим языком, а материалистическому описанию вообще не поддается; видели и сохранили в памяти для своих потомков. Не встречу с пришельцами-инопланетянами под кучу киношных спецэффектов от Спилберга; не проповедь вождя, сопровождаемую пиротехническими трюками жрецов; а проекцию Голоса Единого.
Минимальными, простыми средствами, как всегда в Торе, нам намекают на пространственно-временные смещения, происходившие в тот момент, на смену плоскости восприятия: а весь народ видел голоса (20,15).
Дальнейшие указания передавались через Моше; но десять речений, или заповедей, были сказаны так, что их увидел весь народ.
* * *
Это великое событие могло бы быть под угрозой, если бы Моше продолжал выполнять свою работу столь же ревностно, как он это делал вначале.
Моше, как уполномоченный Единым пророк, был общепризнанным судьей. Вот он и судил народ – с утра до вечера. Единственный судья – по вопросам наследования в колене Биньямин и кражи козы в колене Иссахар. Один судья на миллион.
Добросовестный, самый лучший судья, он хотел всем помочь, выполнить свой долг до конца. Но даже Моше не в силах работать в одиночку. И старый тесть Моше, мидйанский шаман Йитро, сказал: «нехорошо ты делаешь; завянешь и ты, и народ этот, который с тобой. Тяжело это для тебя, не потянешь в одиночку». Йитро помог Моше наладить иерархию власти; со всеми своими недостатками, только такая система может помочь лидеру руководить народом. Урок Йитро звучит и для каждого из нас: даже делая самую важную работу, не надрывайтесь – иначе «завянешь и ты, и народ этот».
* * *
Неужели Моше, выросший при дворе фараона, не мог додуматься сам до иерархической системы? Ведь Египет - образец иерархического государства! Некоторые комментаторы считают, что действительно не мог: что Моше-де был настолько наивен в политике, и своими успехами обязан только и исключительно прямому ведению Единого. Не могу согласиться: наше чувство истины, наша мудрость и наша интуиция суть как раз проявления Голоса Единого в нашей душе; не может дурак быть проводником мудрости Единого, а человек, лишённый чувства справедливости - проводником Его правосудия. Дело в другом. Скорее я соглашусь с мнением Рахель Спектор: Моше хотел судить народ единолично, чтобы каждый суд был уроком на многие поколения. Вспомним Шломо (Соломона) и его суд о разделе ребёнка между двумя матерями: обычный судья тоже мог бы разобраться в деле по совести, но только гений Шломо сделал из этого бытового случая урок народам мира на все времена (выражение "соломонов суд" распространено повсюду!). Моше, дальний предшественник Шломо (между ними - почти пять веков), ещё не знает о предстоящем откровении Единого всему народу, и хочет написать Тору собственными судебными прецедентами! И вот что важно: Единый не смог бы открыться всему народу на Синае, если бы Моше, под влиянием Йитро, не отказался от этого плана. Иначе получилось бы, что Творец Вселенной Сам не проявляет уважения к выбору, сделанному человеком, которого Он Сам избрал. Как же после этого давать людям Учение, основанное на уважении и на выборе?
Наверное, это одна из причин, по которой Йитро заслужил, чтобы его именем называлась такая важная часть Торы, как глава о Синайском откровении. Без Йитро этого откровения просто не было бы.
И ещё: такое название главы подчёркивает нам интернациональность Торы. Из текста можно понять (и так говорит мидраш), что впоследствии Йитро принял еврейский путь. Его потомки - мидйанский род кенитов - вошли в еврейский народ наравне с коленами, происходящими от Яакова. Кениткой (как минимум, женой кенита Хевера) была великая героиня войны евреев с ханаанеями, Яэль. Но сам Йитро постоянно называется в тексте именно "мидйанским коэном". Величайшее еврейское сокровище - заповеди - даны не только для евреев, но для всего человечества. Евреи - носители этого сокровища, но не обладатели монополии на него. И то назначение, которое нам заповедано в этой главе - быть царством священнослужителей и народом священным (19,6): мы должны быть святее других не по определению, а по профессиональному долгу, чтобы указывать путь человечеству своей праведностью и добром.
Если бы мы выполняли договор с Единым с самого начала, мы не ушли бы в страны рассеяния: прямо из Земли Израиля могли бы мы подавать пример народам, и стали бы образцом праведности, как Спарта стала образцом жестокого аскетизма, а Египет - эзотерической мудрости. Оттого и направили нас в изгнание среди народов, чтобы мы продолжали свою работу не так, так эдак: уже не как положительный пример, а как вечное напоминание. Теперь же, когда нам дан новый шанс на своей земле, сумеем ли мы удержаться и не скатиться вновь в пропасть? Вопрос этот не стоит: мы обязаны удержаться, потому что этот шанс - последний: первое еврейское царство пало из-за нарушения первой из двух Скрижалей, данных в нашей главе; второе - из-за нарушения второй Скрижали. Третьей не дано; на третье падение программа не рассчитана. Отступать некуда: позади Вселенная.
Шаббат шалом! Эли Бар-Яалом ("Хатуль")
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|