Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Темы главы:
В ответ на требование Йосефа оставить Биньямина своим рабом (этим кончалась предыдущая глава), Йеhуда предлагает себя взамен Биньямина. Йосеф не может сдержаться и открывается братьям. Он приглашает их переселиться в Египет, чтобы переждать голод, и посылает через них приглашение Яакову. Он отправляет с братьями множество подарков. Фараон поддерживает приглашение. Братья сообщают отцу, что Йосеф жив и правит Египтом. Яаков вначале не верит, но, увидев подарки и экипажи, присланные Йосефом, "оживает духом" и намеревается отправиться в Египет к Йосефу. Во сне Единый говорит ему: не бойся ухода в Египет, ибо великим народом Я сделаю тебя там; Я сойду с тобою в Египет, и Я же подыму тебя оттуда. Семья Яакова переселяется в Египет. Перечень всех идущих в Египет: 66 потомков Яакова с семьями. Йеhуда направляется к Йосефу впереди отряда. Йосеф встречает караван. Встреча Йосефа с отцом. Йосеф инструктирует отца и братьев, как говорить с фараоном. Фараон встречается с пятью из 11 братьев Йосефа и с самим Яаковом. Те (согласно совету Йосефа) подчёркнуто говорят, что они - скотоводы; фараон даёт им для проживания землю Гошен (подходящую для выпаса скота). Голод продолжается. Население Египта покупает хлеб у Йосефа: когда кончаются деньги, платят имуществом, и в конце концов отдают землю в собственность короны (исключая земли, принадлежащие жрецам - они питались за счёт фараона). Египтяне продолжали обрабатывать землю, но пятую долю урожая обязаны были отдать юридическому владельцу земли - фараону. Род Яакова-Йисраэля живёт в земле Гошен и растёт.
Он долго держался, но чувства переполняли его. Чисто выбритый египтянин, одетый, как подобает сановнику, хладнокровный, неожиданно срывается, кричит на всех слуг - писца, переводчика, камердинера - "убирайтесь!"; остаётся один с гостями-просителями - бородатыми, косматыми мужчинами в рубахах - и, с трудом сдерживая слёзы, обращается к ним на их родном языке, на чистом иврите: я - Йосеф; жив ли ещё наш отец?.
Но этот Йосеф уже сильно изменился. Мы помним заносчивого юношу, свои пророческие сны (мы бы теперь сказали "глюки") толкующего однозначно: "вы все будете мне поклоняться! Я - самый-самый!".
Нынешний Йосеф понял бы этот сон иначе: если я вижу (через ту или иную символику), что мои братья склоняются передо мной, значит, они это делают из благодарности; если они мне благодарны, значит, я им сделал что-то важное и хорошее. А поскольку все мои чудеса я должен сделать сам, я сейчас же попробую понять, какое хорошее дело я могу сделать для своих братьев - и незамедлительно его сделаю!
Может, тогда не было бы ни продажи, ни рабства Йосефа; ни его возвеличения, ни прихода к нему братьев; ни плена египетского, ни чуда Исхода. Было бы хуже? Мы не можем сказать. Йосеф мог бы, обладая таким пониманием жизни, передать его своим братьям, и они поднялись бы на такой духовный уровень, что сразу смогли бы получить Тору...
Но выбор был сделан по-другому. И история потому не терпит сослагательного наклонения, что нашими руками (нашими душами) делает выбор Сам Единый.
Будь Йосеф уже тогда на достаточно высоком уровне понимания, ему не нужны были бы эти испытания. Если бы на этом уровне были братья, ситуация тоже разрешилась бы по-другому. А ведь испытанию подвергся и Яаков, их отец!
Что он подумал, услышав, что Йосеф, которого он несколько лет считал погибшим, не умер? Конечно, он не поверил. Но почему же он поверил изначально, что Йосефа растерзал дикий зверь?
По природе своей плохой новости мы верим легче, чем хорошей. Плохие новости кажутся как-то естественней. Мы надеемся на хорошее, но это скорей мечта, чем надежда – но люди, склонные верить добрым новостям, считаются простаками, их одёргивают, ставят на место, глядишь – и они уже такие же, как и все. Ждут своей скудной порции регламентированного добра, мечтают о большем добре, но... уже не верят. Спросишь их: «куда потерялась надежда? Где исчезнувшая вера?» - и они начинают объяснять, что это-де их жизнь сделала такими. Неужели жизнь?
В нашей жизни, в нашем диалоге с Единым, есть место и утешительным, и гневным фразам, есть место и благоприятным событиям, и досадным. Ничего в ней нет такого, чтобы учить нас именно пессимизму и отчаянию. Не жизнь – школа отчаяния, а сами мы создаём эту школу. В нашей власти не впадать в отчаяние и вновь обрести надежду. Тем более – и это, по-моему, один из уроков нашей главы – что даже в самый тяжелый момент нам дозволено подумать: может быть, когда-нибудь кто-нибудь придет к нам и скажет: од Йосеф хай - «Йосеф ещё жив»?
* * *
Вернёмся к встрече Йосефа с братьями. Открывшись им, он сказал:
- А теперь не печальтесь, и пусть не вызывает вашего гнева (на самих себя) то, что вы продали меня сюда: ибо для пропитания послал меня Бог перед вами (45,5)
и -
- Итак, не вы послали меня сюда, а Бог. И сделал Он меня отцом фараону, хозяином всего его дома и правителем всей земли египетской (8).
Иными словами: вашими руками помогли мне, а моими руками помогут вам. Кто поможет? Единый.
Да, наши личности самостоятельны. Да, всё, что мы делаем, - наш выбор. Но Единый - в нас, и мы можем стать проводниками Его воли и Его добра по отношению к другим людям.
Братья были такими проводниками неосознанно, и против своей воли: они хотели Йосефу зла, а сделали добро. Йосеф же - проводник осознанный, по своей воле.
Мы в каждой жизненной ситуации можем занять позицию братьев или позицию Йосефа. Путь Йосефа - путь добра и мудрости. Если мы недобры, несправедливы, неумны - через нас всё равно совершится (в конце концов) справедливость, но нас это не оправдает.
Величие Йосефа не очищает его братьев (а вот его прощение - очищает их). Так же, например, можно сказать, что из самого чудовищного преступления двадцатого века - уничтожения еврейского народа нацистами - тоже была извлечена польза: многие отмечают, что возрождение еврейской государственности в Израиле не произошло бы, не случись Катастрофа (мнение достаточно тяжелое для восприятия, и я призываю сейчас не спорить о нём). Но это никак не очищает Гитлера и сотни тысяч его сообщников, хладнокровно сделавших свой чудовищный выбор.
Вообще, я думаю, нам может очень помочь в жизни постоянное ощущение того, что всё, что мы делаем, отражается и на других людях. И нам стоит попробовать быть осознанными, добрыми посланниками Единого ко всем, кто нас окружает: именно такие посланники и носят название мал'ахим - ангелы.
Даже "осознанный" посланник, чаще всего, не осознаёт всех последствий своей миссии. Йосеф думал, что спасает свою семью от голода. Настоящая же причина была открыта Яакову во сне Единым: не бойся ухода в Египет, ибо великим народом Я сделаю тебя там; Я сойду с тобою в Египет, и Я же подыму тебя оттуда (46,3-4). В Египте, став после смерти Йосефа рабами, потомки Яакова приобретут навыки, необходимые для построения своего государства. Египет - как бы инкубатор, где семья Йисраэля-человека становится Йисраэлем-народом, Израилем. Но Единый ясно говорит Яакову, что этот будущий народ - продолжение самого Яакова: Я же подыму тебя оттуда. Об этом мудрецы сказали: не умрёт Яаков, пока жив Израиль.
Шаббат шалом! Эли Бар-Яалом ("Хатуль")
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|