[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!

  • Страница 1 из 1
  • 1
Бейт-мидраш / Дом учения » КНИЖНАЯ ПОЛКА » Недельные Чтения Торы » Толдот (Родословие): Бытие 25:19-28:9 (нед. чтение)
Толдот (Родословие): Бытие 25:19-28:9
ГалилеянкаОтправлено в: Суббота, 03 Декабря 2011, 19:20 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Темы главы:

Ривка, жена Ицхака, беременеет. Из-за болей и судорог она обращается к Единому и узнаёт, что два народа в чреве твоём... и старший (из них) станет работать на младшего. У неё рождаются близнецы, Эсав (старший) и Яаков. Эсав становится охотником, Яаков сидит в шатрах. Ицхак проявляет больше любовь к Эсаву, Ривка - к Яакову.
Голодный Эсав продаёт Яакову первородство за порцию чечевичной похлёбки.
В Ханаане голод; Единый запрещает Ицхаку покидать Ханаан, и тот вместо Египта направляется в Герар, к Авимелеху. Там он выдаёт свою жену Ривку за сестру, чтобы избежать опасности для жизни. Авимелех, случайно посмотрев в окно, видит нечто, что показывает ему, что Ицхак и Ривка - муж и жена. Он журит Ицхака и издаёт указ, защищающий его и Ривку. Ицхак сеет злаки в Гераре, его урожаи удачны. Он богатеет, и Авимелех советует ему уйти из Герара, чтобы не быть мишенью для зависти. Ицхак откапывает заваленные местными жителями колодцы, которые выкопал впервые его отец, и выкапывает новые колодцы на месте обнаруженных им источников. Авимелех заключает с Ицхаком союз, в честь которого новый найденный колодец получает имя "Шивъа" (клятва) - одна из причин для того, что город назван Беэр-Шева.
Эсав берёт в жёны двух местных жительниц-хетток.
Ицхак говорит Эсаву, что он намерен его благословить. Ривка грубо гримирует Яакова под Эсава, и Ицхак благословляет Яакова. Пришедшему после брата Эсаву достаётся другое благословение, более ограниченное. Эсав гневается на Яакова. Ривка советует Яакову бежать к Лавану, её брату, в Харран. Ицхак зовёт Яакова (по почину Ривки) и, благословляя его, просит его взять в жёны дочь Лавана, и не брать жён из населения Ханаана. Эсав, услышав это, берёт себе третью жену - дочь Ишмаэля.

Страдающая беременная Ривка обратилась к Единому, и Он ответил: два народа в чреве твоём... и старший (из них) станет работать на младшего (25,23). Старшим оказывается некто Эсав, младшим - некто Яаков. Что мы можем сказать о Эсаве? Груб? Да. Резок? Несомненно. Глуп? Ни в коем случае. Отчего же Эсав продаёт Яакову первородство за пустяк - за миску супа? Только ли оттого, что он адски голоден и ни о чём, кроме еды, думать не может? Оттого ли, что Эсаву наплевать на право первородства? Вряд ли. Это совершенно не соответствует образу Эсава, каким он предстаёт перед нами. Здесь должно скрываться иное.

Заметим, что у Эсава отлично работает разведка. Ривка говорит Ицхаку (27,46), что ей не нравятся местные уроженки, и что она не хотела бы, чтобы Яаков взял одну из них в жёны. Ицхак призывает Яакова (только его, наедине!) и наставляет его, чтобы он не женился на ханаанке (28,1). И тут же - и увидел Эсав, что негожи дочери Ханаана в глазах Ицхака, отца его; и пошёл Эсав к Ишмаэлю и взял Махалат, дочь Ишмаэля, сына Авраама, сестру Невайота, себе в жёны в дополнении к тем жёнам, которые у него были (28,8-9). Отчего не предположить, что Эсав знал о пророчестве, сулящем старшему сыну-народу быть слугой у младшего?

А что происходит, когда Эсав (в полном, кстати, соответствии с обычаями того времени) продаёт первородство Яакову? Старший теперь Яаков, и это он должен будет служить Эсаву, а не наоборот! В продаже первородства Эсавом видится великолепный обманный манёвр Эсава. Клиент (Яаков) должен думать, что совершил выгодную сделку (получил первородство), а на самом деле выгода всецело принадлежит торговцу (Эсаву): избавление от страшного первородства, грозящего обернуться рабством - плюс тарелка вкусного супа впридачу! Словом, как сказали бы братья Стругацкие, каждому казалось, что он получил телёнка за курицу.

Избавившись от первородства, Эсав избежал угрозы порабощения - в самом деле, царство Эдом (Эсав) если и служило Израилю (Яакову), то только эпизодически, а вот евреи (Израиль) тысячами лет находились в услужении и рабстве народов европейской цивилизации, которую с римских времён считают наследницей Эдома-Эсава. Но по всей Торе утверждается иная функция первородства: функция приносителя жертв, держателя канала между землёй и небом, функция коэна. Эта роль осталась за Яаковом, и еврейский народ сохранял его через изгнания и порабощения.

...В этой главе всё не так, как выглядит с первого взгляда. Не тем плох Эсав, что материальное (суп) дороже ему, чем духовное (первородство), а тем, что... материальное (свобода от порабощения) дороже ему, чем духовное (коэнство). Не в том заслуга Яакова, что он купил первородство у брата за бесценок, а в том, что для него первородство (то-есть дело родителей и служба Единому от их имени) было достаточно важным, чтобы вообще задумываться о такой сделке (а предложил сделку Эсав). На протяжении всей этой главы маска сменяет маску, и не так легко углядеть за ними несомненную, невыдуманную истину. Но именно такова наша цель в этом комментарии.

* * *

Голос - голос Яакова, а руки - руки Эсава (27,22).

После такого саркастического замечания очень трудно поверить, что Ицхак не догадывался о том, кто перед ним. Так и представляется старик, хмыкающий себе под нос: "Ндааа... руки-то руки, а голос...".

В самом деле, мы знаем об особой близости между Ицхаком и Ривкой, его женой (это первая пара, о которой сказано "и полюбил он её"). Если бы это был обман, разгаданный Ицхаком - если не по голосу, то после визита разъярённого Эсава - разве призвал бы его через короткое время Ицхак снова для очередного благословения? Меж тем и призвал Ицхак Яакова, и благословил его (28,1).

Обмана здесь быть не могло. Здесь был заговор, и, чем больше перечитываешь нашу главу, тем яснее он становится. Заговор Яакова и Ривки против Эсава? Нет! Заговор Ицхака и Ривки, нацеленный на Яакова и Эсава. Испытание.

Мы знаем, что Ицхак в юности оказался участником тяжелейшего испытания, устроенного его отцу Самим Всевышним. Мы знаем, что переживания нашего детства и ранней молодости часто влияют на те методы, которые мы избираем для воспитания наших собственных детей.

Ицхак сказал Эсаву: пришёл твой брат с обманом и забрал твоё благословение. (27,35). Ривка, до этого, говорит Яакову: Я слышала, как твой отец говорит с Эсавом... а теперь, сын, слушайся и поступай так, как я тебе приказываю... чтобы он благословил тебя перед смертью (27,6-10). Что, не нашлось бы у Ицхака одинаковых по силе благословений для обоих сыновей? У самого-то Яакова к старости нашлось для всех двенадцати!

Что такое благословение? Молитва Единому. А у Единого-то запас не оскудеет!

Нет, Ицхак и Ривка не могли не спланировать это испытание вместе. Яаков был спокойный человек, сидящий в шатрах (25,27): ему испытание на энергичность, на целеустремлённость. Будет ли он готов, пусть по материнскому наущению, пройти этот ритуал? Оказалось, что да. А Эсав - человек, умеющий охотиться, человек поля (25,27): ему дано испытание на спокойствие. Будет ли он готов простить близнеца-хитреца - не чужого человека, а знакомого с материнской утробы, родного: мы не знаем многого о их детстве, но можем представить, что, как любые близнецы, провели много времени вместе. Эсав не выдержал "тест", хотя, много позже, простил брата (в главе "Вайишлах").

Непростыми оказались Ицхак с Ривкой. Изначально поделили они функции - и полюбил Ицхак Эсава, ибо об охоте речь его, а Ривка любила Яакова (25,28; а РаШИ понимает "об охоте речь его" как "он (Эсав) ловит отца в капкан ложно благочестивыми речами"). Можно представить себе, что любящая, рабочая пара Ицхак-Ривка смогла хорошо поставить воспитание детей: охотником больше занимался отец, сам немалый хитрец (см. 26,7-13), а нежным и спокойным "сидящим в шатрах" - мать. И спектакль с благословением они разыграли неплохо. А если нас смущает моральная сторона - фактически Яаков мог подумать, что мать призывает его обмануть отца! - то стоит вспомнить, что наши дети умнее, чем нам обычно кажется: моральные принципы и этику Яаков, наверное, воспринял и так - в тех многочисленных эпизодах из жизни этой примечательной семьи, которые остались за гранью повествования Торы...

* * *

Надо добавить ещё одно. Описывая события с точки зрения Яакова, Тора говорит нам прямым текстом: и не узнал его (Ицхак - Яакова), ибо были руки его как руки Эсава, брата его, волосатые; и благословил его (27,23). Как мы видим, понимать эти слова буквально - то же самое, что посчитать Ицхака, упаси Единый, круглым дураком. Это именно с точки зрения взволнованного Яакова вещи выглядели так. Что мы можем из этого заключить о Торе? Да, Тора говорит простым языком. Но иногда, чтобы понять, что именно она говорит, первого и простейшего прочтения не хватает. Надо перечитывать, обдумывать, сравнивать... и понимать новые вещи: в Торе и в жизни.

Шаббат шалом!
Эли Бар-Яалом ("Хатуль")


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
Бейт-мидраш / Дом учения » КНИЖНАЯ ПОЛКА » Недельные Чтения Торы » Толдот (Родословие): Бытие 25:19-28:9 (нед. чтение)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz