Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Темы главы:
Имена сыновей Яакова-Исраэля, пришедших в Египет. Семья Яакова в следующих поколениях растёт и становится большим народом. Новый фараон видит в роде Исраэля (евреях) опасность и боится, что в случае войны евреи поддержат врагов и из земли Гошен (выделенной для евреев) распространятся по всему Египту. Издаётся указ о порабощении евреев; тем не менее, численность евреев продолжает расти. Каторжный труд евреев. Фараон говорит двум старейшинам еврейских акушерок, женщинам по имени Шифра и Пу'а, умерщвлять всех младенцев мужского пола. Распоряжение не выполняется. Рождение Моше из рода Леви. Усыновление Моше дочерью фараона. Мать Моше нанимается в качестве кормилицы усыновлённого ребёнка. Моше растёт во дворце, но проявляет внимание к страданиям своих соотечественников. Он убивает египтянина, бьющего еврея, считая, что его никто не видит. Позже, когда он пытается разнять двух дерущихся евреев, один из них бросает ему не убить ли ты меня хочешь, как ты убил египтянина? Поняв, что его поступок известен, он бежит в пустыню к мидйанитам. Он женится на мидйанитке Циппоре, дочери Рэ'уэля (он же Йитро). В Египте сменяется фараон. Моше испытывает откровение Единого (видение неопалимого куста) у горы Хорев в Синае. Единый говорит Моше, что тот избран для ведения народа и вывода его из рабства. Моше получает возможность доказать старейшинам свою миссию чудесными знамениями. Поскольку Моше считает себя косноязычным, Единый предлагает ему использовать старшего брата, Аарона, для переговоров. Моше прощается с тестем и отправляется в Египет с женой и сыновьями. По дороге на постоялом дворе Циппора, обрезая младшего сына, заключает "договор кровью" с Единым. Аарон, по вдохновению Единого, идёт навстречу брату. Они показывают народу сверхъестественные знамения и становятся посланниками к фараону от еврейского народа. Фараон не желает отпускать евреев и утяжеляет условия их работы. Официальные еврейские функционеры бранят Моше и Аарона за то, что они портят репутацию евреев в глазах египтян. Единый обещает евреям избавление.
Слово Шмот - название главы и всей второй книги Пятикнижия - означает "имена"; в самом деле, с перечня действующих лиц начинается космический спектакль Исхода из Египта и дарования Учения, и таких перечней немало на протяжении этой книги. Конечно, названием это слово стало оттого, что книга начинается с фразы ве-эле шмот бней Йисраэль hа-ббаим Мицрайма: и вот имена сыновей Исраэля, пришедших в Египет (1,1). Но это имя подходит книге и по более глубоким причинам. Здесь описан договор, который мы заключили с Единым у горы Хорев в Синайской пустыне: все вместе и каждый по отдельности. В главе "Йитро" нам даются основные условия этого договора - Десять Заповедей; в главе "Мишпатим" народ подписывает этот договор словами наасэ ве-нишма': "будем делать и будем слушать". Согласно словам мудрецов, душа каждого человека, родившегося евреем или ставшего евреем, находилась в зримом или незримом облике у подножия Синайской горы; следовательно, все наши подписи, все наши имена во веки веков стоят под этим договором.
Главный герой книги Шмот - Моше /Моисей/: основатель еврейского пути, пророк и судья, первый лидер еврейского народа, первый сионист-подпольщик. Наши мудрецы любили называть его царём Израиля, хотя никто не короновал его. В некотором роде он - антипод Йосефа, главного героя последних глав книги Берешит, первого "галутного еврея", прообраза всех сынов Израиля, когда-либо удачно интегрировавшихся в чужой стране. Во многом он - почти его двойник: еврей, ставший египтянином, живущий во дворце, он начинает свою сознательную жизнь так, как Йосеф окончил свою.
Глава "Шмот" - экспозиция, где мы знакомимся с положением дел и вводим в повествование главного героя. Мне хотелось бы рассказать историю более близких к нам времён о другом человеке в другой стране.
Думаю, что многие (увы, не все!) читатели начала XXI века знакомы с историей еврейского подполья в СССР образца 60-ых годов XX-го столетия, действовавших при старом фараоне, противном и злом, но не особо жестоком (Н.С. Хрущеве), а после - при новом, изощренно-садистском фараоне (Л.И. Брежневе). Еврейское подполье началось с общих разговоров интеллигенции на тему "какая у нас нехорошая власть и что неплохо бы с ней сделать". Потом некоторые прославились как "подписанты", бомбардировали советские учреждения и прессу письмами демократического содержания (ответ если и приходил, то в сапогах), некоторые устраивали демонстрации и голодовки; немногие ушли в террористы... а некоторые евреи задумались: имеют ли они право "обустраивать Россию"? Ведь, в конечном счете, даже многие "демократы"-неевреи морщились от обилия Лифшицей и Коганов в их рядах. Ведь миф о том, что жиды устроили революцию, набирал силу, и намерение жидов завершить дело контрреволюцией зачастую отвращал "представителей коренных национальностей" от демократических идей (и толкал их прямиком в объятия "органов"; помните - "у них и лазер, и рáдар, и ротор / и верный кадр - дворник дядя Фёдор...").
И среди этих евреев стала назревать мысль, что решение всех вопросов для евреев Советского Союза состоит в том, чтобы эти евреи получили возможность из этого Союза уехать. Не в Канаду, нет: довольно многовековых скитаний. В Ханаан, на Землю, обещанную Аврааму и Саре.
Среди первых основателей еврейского движения был мой отец, Хаим-Зеэв Могилевер (пусть продлит Единый его дни). Воспитанный в стройных рядах фараон-югенда - пионерии и комсомола, он далеко не сразу понял, что находится в рабстве; тем не менее, он это понял намного раньше многих своих соотечественников. Для него и для немногих его единомышленников путь в Ханаан лежал через внутреннюю алию - через изучение истории своего народа, языка своего народа. Мой отец был одним из первых преподавателей иврита в Союзе. Он бы с радостью делал это легально, во Дворце Культуры, например - да вот беда: не признавал фараон такого права для евреев. Вот если бы папа был тунгусом...
На пути в Ханаан он прошел через мордовские лагеря. И, если каждый год заключения считать за десять (что вполне оправдано), как раз сорок лет и получится.
Глава "Шмот" рассказывает нам историю превращения воспитанника фараона, носящего египетское имя "Моше", из молодого египетского интеллигента в государственного преступника, изгнанника, кочевника... и, наконец, в пророка. Я осмелился здесь рассказать вкратце историю о моем отце - за прошедшие 3500 лет технология производства пророков-подпольщиков не претерпела существенных изменений, а хорошо знакомые советские реалии могут приблизить этот рассказ к нашему сознанию - и помочь нам осознать то, что произошло тридцать пять веков назад.
Голос Единого зазвучал в ушах Моше, когда тот смотрел на горящий куст в пустыне. Но произошло это не раньше, чем он познал несправедливость рабства и горечь изгнания. До этого он не был готов слышать этот Голос. Каждый созревает для этого Голоса по-своему (многие его вовсе не слышат!), и, даже поняв, что Голос говорит, не все могут передать слова другим. Но тем, чья вера сильна, будут посланы знаки. Те, чья вера сильна, смогут творить чудеса. И во всех испытаниях Единый будет с ними, а Голос Его - в их сердце.
* * *
Перед Исходом всегда становится тяжелее. И вернулся Моше к Единому и сказал: Господи, зачем Ты навредил этому народу, для чего послал Ты меня? Ведь с тех пор, как я пришёл к фараону, чтобы говорить от Твоего Имени, хуже стало этому народу, а спасти-то Ты Свой народ не спас! (5,22-23).
Что ещё можно сказать? На персональном уровне человеку являются знаки и знамения, и он уже уверен, что он – не кто-нибудь, а посланник Самого Творца всего сущего. И обещают ему чудеса, зримые и понятные всем: а Я протяну Свою руку, и поражу Египет всеми Моими чудесами, которые я буду творить среди него; а затем он отпустит вас (3,20). Но вот посланник идёт к народу, и оказывается, что чудеса видны только ему, а народу всё хуже и хуже по вполне бытовым причинам: работать надо, платят всё меньше, требуют всё больше… Идёшь к Единому, а Он тебе: жди указанных сроков. Всё будет. А как знать, что всё это – не галлюцинация, не заблуждение? Подтверждения же нет…
Уточним: в случае Моше подтверждение было: старейшины еврейских родов и многие другие евреи своими глазами видели некие сверхъестественные явления. Ну и что? Мы очень легко забываем чудеса, отмахиваемся от них. Вот совсем недавно - в 1991 году - Ирак обстреливал нас шквалом ракет. Как объяснить, что, при том, что они были вполне настоящими и смертоносными, они не попали ни в одну стратегическую цель? Что за несколько недель обстрела был только один человек, гибель которого можно связать с иракскими ракетами? Неужели ни капельки не странно, неужто нет ощущения чуда?
И сразу появляются евреи, которые срывают свою досаду именно на тех, кто пытается выбраться из болота: и встретились они с Моше и Аароном, которые стояли у них на пути, возвращаясь от фараона. И сказали им (эти люди): да поглядит на вас Единый и да судит вас (можно понять и как "и да осудит вас"!) за то, что вы сделали наш (т.е. всех евреев) запах зловонным в глазах фараона («запах в глазах» – так в оригинале!) и в глазах слуг его, и тем самым дали им в руки оружие, чтобы нас убить (5,20-21).
Знакомый и по нынешним временам способ рассуждения. Привычная ситуация, где вражда евреев к евреям оказывается страшнее, чем все муки, которые мы сносим от других народов. Но позвольте – разве с этого началось? Ведь изгнание Моше в пустыню было вызвано не тем, что он убил египтянина, избивавшего еврея-раба: и вышел (Моше) на другой день, и вот – два человека-еврея ссорятся, и сказал (Моше) злодею: чего ж ты бьёшь своего друга? И ответил тот: кто назначил тебя должностным лицом и судьёй над нами? Не убить ли ты меня собрался, как ты убил того египтянина? И испугался Моше, и сказал: да, действительно о том деле узнали… (2,13-14).
* * *
Давайте попробуем понять, в чём, собственно, дело. Почему евреям так трудно договориться друг с другом? Почему на двух евреев приходятся три различных мнения? Да, многие народы говорят это о себе (у греков бытует пословица "два грека - три партии"), но у евреев это пагубное свойство заметнее всего.
Каббала отвечает на этот вопрос так. Когда у нескольких людей есть общее дело - хобби, работа, политические взгляды - над ними образуется незримый купол, который как бы становится отдельной сущностью. Именно этот купол (он относится к категории явлений, которые называют гевурá - стенка, заслон, сосуд, преграда) удерживает впоследствии этих людей вместе, и существует до тех пор, пока люди относят себя к тому, что этот купол олицетворяет.
Если купол существует во Имя Единого, он - как бы храм. Если не во Имя Единого, он - как бы капище идола. Но с момента союза, заключенного Авраамом с Единым, капища на еврейской территории потеряли свою жизнеспособность. Итак, всё святое держится, а всё несвятое разрушается быстрее, чем обычно. Значит, рушится стена, держащая людей вместе - и они ссорятся.
Сказано в трактате Авот: всякому сборищу, которое во Имя Неба, суждено продолжить жить; а всякому сборищу, которое не во Имя Неба, не суждено продолжить жить.
Пока мы поддаёмся соблазну считать земное - первичным, а небесное - вторичным, пока страх, корысть и эгоизм движут нами, наши идеи и сборища разрушаются. Единственный наш шанс - всегда ощущать ведущую Руку Единого. Тогда нам не будет столь необходимо публичное подтверждение наших знамений. И вот тогда-то они сбудутся.
Шаббат шалом! Эли Бар-Яалом ("Хатуль")
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|