[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!

  • Страница 1 из 1
  • 1
Бейт-мидраш / Дом учения » КНИЖНАЯ ПОЛКА » Недельные Чтения Торы » Шлах Леха (Пошли от себя): Числа 13:1-15:41 (нед. чтение)
Шлах Леха (Пошли от себя): Числа 13:1-15:41
ГалилеянкаОтправлено в: Суббота, 03 Декабря 2011, 19:12 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Темы главы:

По приказу Единого, Моше посылает двенадцать разведчиков - от всех нелевитских колен. Хошеа бин-Нун идёт разведчиком от Эфраима и получает имя Йеhошуа. Они получают приказ: разведать страну, узнать, насколько плодородна земля и насколько опасны её жители. Разведчики выполняют задание. Все, кроме Йеhошуа и Калева (разведчика колена Йеhуда) сообщают, что завоевание страны невозможно. Поднимается ропот. Народ готов побить Калева и Йеhошуа камнями.
Единый предлагает уничтожить еврейский народ и создать его снова из потомства Моше. Моше заступается за народ. Единый сообщает, что все роптавшие умрут в пустыне, и завоевание страны откладывается на сорок лет. Клеветавшие разведчики гибнут. Народ предлагает завоевать страну, но Моше предостерегает, что без помощи Творца это не удастся. Война начинается, Израиль терпит поражение.
Повеление сопровождать любую мясную жертву подношением из хлеба и вина. Повторяется важность единого закона для евреев и чужеземцев, живущих с ними.
Повеление об отделении жертвы от любого хлеба (халла).
Повеление об искуплении ошибок.
Человек, собирающий сучья в шаббат, приговаривается к смерти.
Цицит - кисть с голубой нитью, которая должна быть на одежде, чтобы напоминать о заповедях.

И говорил Единый, обращаясь к Моше, так: пошли себе людей, чтобы они изучили землю ханаанскую, которую Я даю сынам Израиля:по одному человеку на каждое колено, согласно его происхождению (13,1-2). Шлах-леха: "пошли себе". Многие комментаторы (РаШИ, Ибн-Эзра, РаМБаН) видели в этой необычной формулировке снисходительность Единого: мол, если тебе нужно, пошли их, а Мне этого не надо. И в самом деле, сорок лет спустя Моше в своей предсмертной лекции вспоминает эти события так: Гляди! Дал Единый, Бог каждого из вас, эту землю: "заходи, унаследуй, как говорил тебе Единый, Бог предков твоих, не трепещи и не бойся". Но вы все приблизились ко мне и сказали: "давай пошлём людей перед нами, пусть перероют эту землю для нас и ответят нам по существу: какой дорогой мы пойдём, в какие города будем входить. И понравилась мне эта идея, и отобрал я от вас двенадцать человек, по одному человеку на колено" (Дварим /Второзаконие/ 1,21-23). Моше говорит об идее послать разведчиков так, как будто он принял её по инициативе народа, а не по повелению Единого.

Но есть ли противоречия между двумя версиями? Каббала указывает нам, что наше прирождённое чувство, говорящее нам, что хорошо, а что плохо - это голос Единого в нашей душе. Слои самообмана, ложного воспитания, привычек и обычаев могут притупить это чувство, но за всеми завесами оно безошибочно и верно. Это чувство подарено человеку Единым и восходит к той сверхмировой конструкции, которую на доступном нам языке называют "древо познания добра и зла". В той малой мере, в которой мы можем прислушаться искренне к своему внутреннему голосу - каждый из нас пророк. Когда Моше говорит "и понравилась мне эта идея", он фактически говорит "Единый в душе моей одобрил эту идею".

Но если понимать "пошли себе" как "посылай, если тебе это нужно", то это повеление Единого теряет свой "одобрительный" характер. Тогда получается, что Единый как бы уступает натиску народа, принимая "популистское" решение - что отнюдь не свойственно Творцу Вселенной. Да и РаШаР справедливо замечает, что если бы "пошли себе" (шлах-леха) означало "посылай, но Мне это не надо", то и "иди себе" (лех-леха) - приказ Аврааму, с которого началась история нашего народа (Берешит /Бытие/ 12,1) - тоже надо понимать, как "иди, но Мне это не надо"! А "возьми себе (ках-леха) благовония" (Шмот /Исход/ 30,23)? Нет, у этого "себе" какой-то другой смысл!

Единый не только безоговорочно сказал Моше послать разведчиков - Он перечислил их поимённо! "По одному человеку на каждое колено, согласно его происхождению" - кроме левитов. И отсутствие левитов в списке может уже навести нас на мысль о том, для чего был предназначен отряд разведчиков.

Израилю была обещана земля. Перед тем, как навсегда поселиться в Ханаане, представители колен, которым даны наделы, должны познакомиться поближе со страной, для того, чтобы сделать всё необходимое, чтобы подготовить свой род к условиям своего надела, чтобы рассказать, как надлежит строить дома и обрабатывать землю. Перед входом в страну народ должен собраться и подготовиться, и эти двенадцать человек должны были быть инструкторами. Неслучайно сказано, что среди них всякий - вельможа (2). Левитам такая подготовка будет излишней - им лучше изучать свежеполученные законы о храмовой работе. Речи о том, чтобы проверить, "хороша" или "плоха" земля, не было. Однозначно, хороша - иначе не дал бы её Бог. Не разведать должны были эти двенадцать, а изучить: и два замечательных комментатора девятнадцатого века - НаЦИВ Берлин и РаШаР Гирш - показывают, что глагол ва-ятуру означает не "разведать", а именно "изучить". По воспоминаниям Моше в книге Дварим, именно этого просили евреи изначально.

Что же говорит этим двенадцати вельможам Моше? И вы увидите землю: какова она? И народ, живущий на ней: силён он или слаб? Мал он или велик? А та земля, которую этот народ занимает - хорошая она или худая? И в каких городах он живёт: в палаточных или в укреплённых? А сама земля - плодородная или тощая? Есть в ней деревья, нету ли? (18-20). Итак, сам Моше сформулировал задачу не так, как просившие его евреи, и не так, как это сделал Единый в начале главы. Моше описал исследователей именно как разведчиков, изучающих вражескую территорию, чтобы прикинуть: стоит ли завоёвывать страну или пока подождём?

Эта речь Моше - один из редчайших случаев, когда не сказано "и сказал Единый, обращаясь к Моше: скажи народу то-то и то-то", а сказано "и сказал Моше". Все места в Торе, где о словах Моше, обращённых к народу, сказано "и сказал Моше" без уточнения, что это - слова Бога, говорят о проблематичных ситуациях, где Моше так или иначе сам поставлен перед выбором. Перед чудесным переходом через море (Шмот 14,13-14) Моше успокаивает народ, и об этих словах не сказано, что они исходят от Единого. Но сразу же, в следующем стихе, Единый делает Моше замечание: народ-то ты успокаиваешь, но в нашем с тобой безмолвном разговоре ты кричишь! Ещё один страшный случай, когда сказано "и сказал Моше" без упоминания Единого, мы увидим в главе "Матот": это уничтожение пленных мидйанитян.

В данном случае, по-видимому, через Тору нам намекается, что Моше говорил эти слова без вдохновения Единого. Сам Моше обозначил задание как разведку, и такое обозначение спровоцировало разведчиков на пессимистический отчёт. Виноват ли Моше в грехе разведчиков?

Всё же нет. Ибо грех разведчиков состоял вовсе не в том, что они собрали более или менее правдивую и объективную информацию о Ханаане, и представили её народу. Грех разведчиков в том, что после слов Калева несомненно, мы войдём и унаследуем её, ибо мы точно можем с ней справиться (30), десять разведчиков неожиданно возразили: не сможем мы войти к (тому) народу, ибо он сильнее нас (31). Это "не можем" после Красного моря, Синая, манны - вот грех разведчиков. Да, объективная информация говорит против заселения Ханаана. Но тут должна придти вера и сказать: "а мы всё равно сможем - Единый с нами". Именно этого не произошло.

* * *

Какова же была часть Моше в этой истории? Своей изменённой формулировкой приказа разведчикам он создал... провокацию. В исходной формулировке она не столь ясна. В варианте же "хорошая земля или худая" силён стимул найти плохое, сломаться, не поверить. Что и произошло.

В прошлой главе - Беhаалотха - евреи говорили о египетском обилии мяса, хотя и здесь, в пустыне, у них были большие стада. РаШИ на это сказал: они ищут провокацию. Сознательно ли Моше провоцирует теперь евреев, чтобы нащупать у них слабое звено - неверие в Бога и в самих себя? А, может быть, через Моше это делает Сам Творец?

В самом деле, если бы евреи, с их массовым неверием (это в окружении-то знамений!), с их рабской пассивностью, рабским пессимизмом и рабским же оптимизмом, завоевали страну, они не могли бы пустить в ней корни, не могли бы стать Народом Единого. Мы зачастую видим следы этого поведения даже у виднейших политиков Израиля. Свободный человек отличается от раба тем, что он готов отвечать за свои решения. Раб требует - именно требует! - ответственности у хозяев. Раб не делает ничего себе, для себя, под свою ответственность перед небесными и земными судьями. Вот что означает, наверное, "пошли себе разведчиков"! Себе - под свою ответственность, как свободный человек. И - свободы не получилось. Да, когда евреи у подножия Горы сказали наасэ ве-нишма, "будем делать и будем слушать" - в них проснулась свобода. Но в целом евреи продолжали быть рабами. "Искушение разведкой" продемонстрировало ярко эти качества всем, в том числе и самому Моше.

Мы видим нити, связывающие предыдущую главу и нынешнюю: евреи провоцируют Моше там, Моше евреев здесь. Злословие Мирьям на Моше в частной беседе там, тогда как здесь разведчики клевещут даже не на землю, а на Единого, обещавшего её евреям (эта симметрия, связанная со злословием, отмечена средневековыми комментаторами); р. Зелиг Плискин говорит, что, сопоставляя злословие Мирьям и злословие разведчиков, мы можем понять, что не стоит плохо говорить не только о человеке - даже о земле, о предмете, о вещи: злословие может просочиться в любую щель.

А по основной структуре "искушение разведкой" напоминает скорее другое искушение: историю с Адамом, Хаввой /Евой/, неведомым змеем и древом познания, о котором мы уже говорили. Но как изгнание из рая дало человечеству опыт и мудрость, которые теперь могут пойти на пользу, дать человеку возможность лучше работать в мироздании - так и сорокалетнее изгнание от границ Обетованной Земли очистило народ от многих бед и болезней духа.

* * *

Разведчики вышли из оазиса Кадеш в восточном Синае, прошли через Негев и за сорок дней смогли достичь Галилеи и вернуться назад в восточный Синай: северная граница их путешествий - город Хамат, на месте которого стоит теперь Тверия. Мимо малозаселённой Беэр-Шевы они могли пройти, даже не заметив. Первым городом, встретившимся на их пути, был, несомненно, Хеврон. И он-то и поразил их воображение более всего. Просматривая сообщение разведчиков, можно заметить, что фактически все аргументы связываются именно с увиденными в Хевроне рослыми людьми из племени анакитов: и там мы видели исполинов, сынов Анака, из исполинского рода, и мы казались себе кузнечиками, а для них мы и были такими (33). Разведчики уже сами верят, что вся земля полна исполинскими анакитами - тогда как на самом деле они живут лишь в Хевроне, и это подкрепляется многими цитатами. Да и древнее название Хеврона - Кирьят-Арба - означает "город Арбы", где Арба - имя влиятельного человека из анакитов (кн. Йехошуа /Иисус Навин/ 14,15; 15,13; 21,11).

Неужели вельможам, виднейшим представителям колен, свойственна такая торопливость, непереваренность впечатлений? Рахель Спектор объясняет это, представляя себе, как сорок дней ожидания выглядели в Кадеше. Тот самый народ, который ещё недавно ждал Моше с Синая, ждёт - не дождётся возвращения разведчиков. Нервы на пределе. И вот, наконец, часовой, вглядевшись, объявляет: они идут! Ясно, что разведчики будут окружены толпой народа ещё до того, как переступят черту становища. Ясно, что от них потребуют немедленной информации, что посыпется шквал вопросов. И ясно, что при таком раскладе даже самому опытному и добросовестному вельможе будет трудно составить объективный рассказ, и он начнёт с первого, что запомнилось. А первое было - укреплённые города анакитов в Хевроне...

Ещё одну черту характера, общую для всех людей в той или иной степени, раскрывает РаШИ по словам и пошли и пришли (26). С чем пошли, говорит РаШИ, с тем и пришли: кто изначально не верил в возможность заселения страны, тот и в увиденном нашёл только подтверждение своих взглядов. У всех нас бывает так и в наши дни: одно и то же событие два человека толкуют по-разному - и каждый считает его доказательством своей правоты.

* * *

Здесь стоит обсудить вопрос: а насколько мы имеем право на нашу землю? По какому праву мы отнимаем заселённую страну у её законных жителей, наводим там свои порядки? Какое право мы имеем атаковать город, не перешедший на нашу сторону?

Приходится ответить: это право, дарованное Творцом Мира. Те, кто жили на этой земле, потеряли право на неё. Потеряли не сразу: Бог говорит Аврааму, заключая с ним союз в главе "Лех-леха": четвёртое поколение вернётся (из Египта) сюда, ибо вина амореев (здесь - местных жителей) не будет полной до тех пор (Берешит 15,16). Не по нашим заслугам даётся нам эта земля; завоёвывая землю, мы работаем фильтрами: те города, обычаи которых противоречат Торе, стираются с земли, как стёрлись бы во время Всемирного потопа - но жителям этих городов даётся шанс измениться или уйти. Да, человек не может решать, кто прав, а кто нет. Но Бог - может.

"А что, если у ханаанцев был свой Бог, который им тоже диктовал всякое?"

Мысли, навеваемые ушедшим двадцатым веком. Но Бог один, Бог реален. Такие мысли могут возникнуть только тогда, когда "Бог" - условность, метафора. А настоящему Богу нельзя отказать в праве иметь свое мнение в конфликте цивилизаций.

Жителей страны разведчики описывают как аншей миддот (13,32). Это чаще всего трактуется как "люди высокого роста" (мы знаем, что анакиты были выше ростом, чем евреи). Но аншей миддот можно перевести и как "люди с (высокими) моральными качествами". Может ли быть, что отсрочка в завоевании страны имела ещё одну причину - моральную? Ведь, как мы знаем, Исход из Египта произошёл раньше, чем было обещано Аврааму. Мидраш вкладывает в уста Моше слова, обращённые к старейшинам евреев-рабов, не желавшим уходить до срока, обозначенного в пророчестве Авраама: "Богу не нужна арифметика, чтобы вас спасти". Может, оценив ханаанцев как "людей с моральными качествами", разведчики тем самым отодвинули наказание местным жителям?

Открытая археологами переписка ханаанских царьков с фараонами Аменхотепом III и Эхнатоном проливает новый свет на ситуацию. Через примерно сорок лет после Исхода Ханаан, с его десятками царств и укреплённых городов, вовсе не был самостоятельным. Все эти города-государства - Шхем, Иерусалим, Мегиддо, Гат - были в той или иной зависимости от Египта. Наличие в городе египетского гарнизона было для царей этих предметом гордости. Национальным их спортом было доносительство фараону друг на друга. Больше, чем друг друга, эти царьки боялись разве что хабиру - бездомных бродяг, завоёвывающих их земли. Друг друга цари обвиняли в пособничестве хабиру, и жаловались, что те или иные люди становятся хабиру, "переходят в хабирство". Наверное, можно не объяснять, что хабиру - аккадская форма слова 'иври, от которого и пошло русское слово "еврей".

Ко времени завоевания Ханаана местные цари сами променяли свою свободу на египетское рабство, призвав к себе Египет. И, может быть, сменяя египетскую власть на еврейскую, Йеhошуа открыл жителям Ханаана дорогу к духовному освобождению...

Шаббат шалом!
Эли Бар-Яалом ("Хатуль") - Эта беседа посвящается памяти моего деда, Исара Шейнкара, сына Мордехая. Он написал ниггун - мелодию к стихам этой главы: Бамидбар 13, 21 и 23.


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
ХульдаОтправлено в: Среда, 13 Июня 2012, 10:59 | Сообщение № 2

Участник
Сообщений: 428
C нами с 20 Сентября 2009
Откуда: Латвия
Статус: Отсутствует
Экскурсия длиною в сорок дней.

Нахум Пурер

«И послал их Моше из пустыни Паран по слову Б-га; все они — достойные мужи; главы сынов Израиля они» (13:3).
По жизни можно идти двумя путями: как турист или как инспектор. Турист ищет впечатлений, а инспектор ищет неприятностей.
Туристом быть, конечно, лучше, чем инспектором. Вспомним наше детство золотое. С каким нетерпением мы ждали лета, предвкушая обещанную родителями поездку к тетушке в Житомир или, наоборот, из Житомира в Москву в зимние каникулы. Или как мы рвались в двухдневный поход на лыжах с классом и ужасно огорчались, когда поход отменяли из-за 20-градусного мороза. Да, туристом быть приятно — в любом возрасте и в любое время года. Отпуск лучше командировки.
Но какая связь у этого ностальгического предисловия с сегодняшним разделом Торы? Очень тесная.
Целое поколение евреев вымерло в пустыне в результате истории с разведчиками. При первом чтении испытываешь невольное удивление и даже чувство протеста. Кажется, что тяжесть наказания не соответствует вине. Да, сыны Израиля не поверили во всесилие Б-га, в Его способность благополучно привести их в Землю Обетованную. Но ведь они не виноваты: их сбили с толку разведчики. Это они посеяли панику своим негативным отчетом о пребывании в Эрец Исраэль.
И еще вызывает недоумение то, что Тора называет разведчиков «достойными мужами, главами сынов Израиля». Другими словами, речь идет не о каких-то случайных людях, а о праведниках.
Почему же тогда пострадал весь народ? За что их постигло столь тяжкое коллективное наказание? И почему так странно повели себя эти «достойные мужи»?
В принципе, Б-г не возражал против ознакомительного похода разведчиков. Он сказал, обращаясь к Моше: «Шлах леха (пошли людей, если вам так хочется) ве-ятуру эт а-арец кнаан (и пусть они осмотрят страну Ханаан)». Обратите внимание, в Торе употреблено слово «ятуру» — обойдут и осмотрят страну. От этого корня и произошло современное слово «туризм».
Само участие в походе не было грехом. В конце концов, двое из двенадцати разведчиков, Иегошуа и Калев, были не только не наказаны, а, наоборот, возвеличены. Но этот поход должен был состояться как экскурсия. Б-г рассуждал, наверное, так: пусть разведчики прогуляются по стране, подышат ее чистым воздухом, впитают в себя ее святость, проникнутся любовью к ней и затем вернутся, окрепшие и уверенные в том, что Б-г ведет их в нужном направлении.
Короче, выходя из стана, разведчики ничем не провинились. Наоборот, они отправлялись на важное задание, санкционированное самим Творцом.
Однако народ снаряжал их не в сорокадневный отпуск, не в турпоездку. Он ждал не восторженных впечатлений и не сувениров в виде гигантских плодов, включая тяжеленную гроздь винограда, которую едва могли нести четыре человека.
Народ требовал инспекции, проверки. И детального нелицеприятного отчета. Какая это земля: плодородная или бесплодная? Прокормит ли она нас и наши семьи? Желательно обосновать выводы образцами местных фруктов. И что представляют собой аборигены? Не опасны ли они?
Люди забыли, что эти вопросы — успешное покорение страны и экономическое процветание — находятся в полном ведении Всевышнего.
Именно жесткие требования народа сбили с толку разведчиков и привели их к тяжкому греху. Поэтому последующий гнев Б-га был направлен не только на десятерых разведчиков, принесших панический и, по существу, лживый отчет о Святой земле, но и на весь еврейский народ, спровоцировавший эту трагическую ошибку.
В результате сыны Израиля были отправлены в самую долгую экскурсию по пустыне, которая продолжалась сорок лет — по году за каждый день, бесславно проведенный разведчиками в Эрец Исраэль.

Аксельбанты солдат Всевышнего


«И сказал Б-г, обращаясь к Моше: «Говори сынам Израиля и скажи им, чтобы делали они себе цицит на краях одежды своей во всех поколениях их…» (15:37–38).
В конце раздела «Шлах» дана заповедь ношения цицит. Ее формула настолько важна, что мудрецы сочли необходимым включить этот отрывок в молитву «Шма».
Евреи носят два талита: один, малый талит, на теле с утра до вечера, вторым талитом («талит гадоль») они покрываются во время утренней молитвы. Талит представляет собой прямоугольную одежду с цицит, особо сплетенными кистями из нитей на ее углах.
Мир похож на талит. У него тоже четыре стороны. Мы говорим о четырех концах света. Свисающие цицит создают впечатление незавершенности талита. Наш мир тоже «незавершен» и, увы, он несовершенен. Эта аналогия учит нас, что человек должен улучшать этот мир своими действиями, упорным трудом.
На кистях цицит завязывают пять узлов, напоминающих о пяти Книгах Торы. Ибо мир достигнет совершенства, только если приблизится к Торе. Пять узлов соответствуют также пяти органам чувств, которыми еврей должен служить Творцу.
Цицит состоят из восьми нитей. В еврейской традиции восемь — это трансцендентальное число, выходящее за рамки физического бытия. В неделе семь дней; в музыке семь нот. Мы знаем семь чудес света. Это рамки нашего мира. Восьмерка выводит нас из него в бесконечность. Даже графически число восемь превращается в математический значок бесконечности, если положить его горизонтально.
Восемь нитей цицит напоминают о брит-миле, обрезании, которое делают еврейским мальчикам на восьмой день после рождения, вводя их в Союз с Б-гом. Восьмерка — это грань между физическим и метафизическим.
В Торе 613 заповедей. Гематрия «цицит» (числовая сумма букв этого слова) составляет 600. Если прибавить к этой цифре пять узлов и восемь нитей, то получится как раз 613. Вот почему сказано: «И будут у вас цицит, и, глядя на них, будете вы вспоминать ВСЕ заповеди Б-га и исполнять их» (15:39).
Религиозного еврея можно выделить из толпы не столько по головному убору, сколько по кистям цицит. Цицит — это еврейский знак отличия, аксельбанты солдат Всевышнего.
У пророка Зехарьи (8:23) сказано, что когда наступит эпоха Мошиаха, «в те дни схватятся десять человек из всех народов разноязычных, и держаться будут за края (цицит) одежды еврея, и скажут: «Мы пойдем с вами, ибо слышали мы, что с вами Б-г».


Утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего.
 
ХульдаОтправлено в: Среда, 13 Июня 2012, 11:49 | Сообщение № 3

Участник
Сообщений: 428
C нами с 20 Сентября 2009
Откуда: Латвия
Статус: Отсутствует
Quote (Жанна)
Целое поколение евреев вымерло в пустыне в результате истории с разведчиками.

На иврите "разведчики" - "мераглим".

מרגלים

В главе Шлах сказано, чтобы Моше послал "анашим" - выдающихся людей из колен.

Слово "разведчики" (мераглим) добавляется в ТаНаХе в книге Иегошуа.

Вот мнение Гедалии Спинаделя:

Творец говорит Моше: шелах леха анашим веятуру эт эрец… - пошли себе людей, и осмотрят (веятуру) землю. У Иегошуа читаем: (И послал Иегошуа бин Нун из Шитима) шнаим анашим мераглим хереш лемор леху реу эт аарец… - двух людей, разведчиков (мераглим) тайно, сказав: пусть пойдут и увидят (реу) эту землю.

Кому должны служить посланники, отправленные Моше, неясно. У Иегошуа это звучит определенно.

Далее у Иегошуа к слову анашим (то есть выдающихся людей), как и в первом случае, добавлено слово - мераглим (разведчиков). Афтара так и называется - Мераглим. Этим же словом, мераглим, нередко называют и посланников Моше, что, по сути, неверно. В этом как раз и заключается отличие посланников Моше. По-русски точнее было бы назвать их «туристами», от слова ятуру (глагол латур - осматривать достопримечательности).

http://www.evrey.com/sitep/nedglav/arkhiv.php?zik=2&glav=shelah

А вот мнение Реувена Пятигорского:

Посмотрите, какой глагол употреблен в первом, приведенном нами, стихе: чтобы высмотрели — веятуру. А как называются на иврите те разведчики? — Мераглим. Два слова — тиур и ригуль. И то и другое — смотреть (путешествуя), высматривать, разведывать; шпионить, если хотите. Но оттенок у двух слов разный. На это обращает наше внимание раби Яаков Цви из Мекленбурга. Первый глагол означает пойти

и высмотреть хорошее. (Он и теперь употребляется в том же смысле: летаер — путешествовать, таяр — турист.) Например, во время похода высмотреть удобную стоянку (см. 10:33). Но совсем другой по значению глагол лерагель — смотреть на плохое, в прямом смысле шпионить, чтобы причинит вред. (Так сказал о братьях правитель Египта, он же Йосеф: шпионы вы, мераглим, пришли выведать плохое в Египте, — см. Берешит 42:9). Итак, Всевышний сказал: пошли людей высмотреть хорошее, а они пошли и обратили внимание на то, что привело к вреду для евреев. Народ поверил посланцам. И в наказание сорок лет блуждал по пустыне. До тех пор пока все, кто не был способен изжить в себе пугливого раба, не скончались…

Так что надо разобраться в слове "мераглим" - "разведчики", а именно так их всё время и называем - 12 разведчиков!


Утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего.

Отредактировал/а: Жанна - Среда, 13 Июня 2012, 18:03
 
ГалилеянкаОтправлено в: Суббота, 24 Июня 2017, 08:45 | Сообщение № 4

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
р. Хаим Динович

Недельная Глава "Шлах". Истоки еврейской "левизны" в Торе.

Парадоксальность еврейского народ не поддаётся никакой логике! Народная мудрость говорит: "Любое начало трудно!" И не только трудно. Всякое начало - это корень и причина всего, вытекающего из этого корня.

Первый бунт Израиля в пустыне повлиял на всю дальнейшую историю еврейского народа. Мы видим парадокс: с одной стороны - народ, который привязан нерушимыми узами к стране, из которой изгнан и который из года в год не уставая произносил: "В будущем году в Иерусалиме" и три раза в день произносил в молитвах "...верни в Иерусалим..." Народ, который был в тяжелейшем изгнании и почти был уничтожен, но вернулся в свою страну и создал одно из самых крепких и устойчивых государств в мире. Но с другой стороны, это народ, который с самого своего зарождения презрел Землю Обетованную и мечтал о возвращении в Египет. Народ, который и сейчас готов отказаться от самых святых мест в Израиле и разделить с другими город, про который говорили наши отцы: "Если я забуду тебя, Иерусалим..."

Они говорят, что это для спасения жизни, что борьба - это людские жертвы. Удивительно, но то же самое говорили и разведчики из нашей недельной главы! Они были первыми, сказавшими: "Лучше народ без земли, чем человеческие жертвы. Человек предпочтительнее земли!"

С этой логикой трудно не согласиться. Проблема только в том, что Творец не согласен с ней. Поэтому, их отказ войти в Эрец Исраэль Бог расценил, как бунт против Него. Они не желали принять такую Тору, которая ставит человека в опасность ради идеалов государства и Земли. Они объявили себя руководителями народа, заботящимися о его безопасности. Ради этого они хотели убить Калева и Еошуа. Они хотели защитить вверенный им народ от двух ультранационалистов, ставящих под удар весь еврейский народ ради своей радикальной идеологии!

Они сказали: "Ваш неправильный бог - это не наш правильный Бог. Мы являемся настоящими евреями. Мы - лагерь мира, который стремится к миру и делает все для его достижения!" Но, увы, этот "лагерь мира" привел наш народ к самым большим катастрофам - к разрушению Первого и Второго Храмов, четырем изгнаниям, включая и нынешнюю катастрофу евреев Европы. Как так получается, что эти люди мира смогли причинить нам такие беды? Очевидно, ответ заключается в смысле нашей миссии в этом мире.

Что такое "добро и зло"? По человеческой логике, невозможно познать до конца, что лежит за этими понятиями. Но мы не одни в этом мире. Есть у нас Компаньон, и мы должны с Ним считаться. Все в жизни не так просто. И даже религиозный лагерь - не всегда на сто процентов прав. И нет у религиозных евреев вождя и руководителя. Так что же делать? Проявить немного скромности и попросить религиозные авторитеты признать, что они не являются единоличными обладателями Божественной истины, а "хилоним"- "атеистам" - прекратить воображать, что они могут обойтись без Творца. Может быть, тогда, с Божьей помощью, мы сможем стать единым народом на нашей земле.


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
Бейт-мидраш / Дом учения » КНИЖНАЯ ПОЛКА » Недельные Чтения Торы » Шлах Леха (Пошли от себя): Числа 13:1-15:41 (нед. чтение)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz