Галилеянка | Отправлено в: Суббота, 03 Декабря 2011, 19:10 | Сообщение № 1 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Темы главы:
Единый даёт Своему народу выбор между благословением и проклятием. После вступления в Ханаан благословение должно быть символически произнесено на горе Гризим, а проклятие - на горе Эйваль (обе горы-соседки находятся в окрестностях Шхема). Надлежит уничтожить все капища идолов на Земле Израиля. Служение Единому должно быть сосредоточено в одном месте для всего народа. Там должны приноситься все жертвы всего народа и собираться все десятины. Напротив, запрет на забой скота вне Храма (данный в главе "Ахарей мот") отменяется с приходом в Землю Израиля: есть мясо "в своё удовольствие" отныне можно повсюду, ибо расширит Единый твои границы, как обещал тебе, и "избранное место Единого" может оказаться далеко от места жительства еврея (в отличие от Мишкана в пустыне). Нельзя идти по пути народов Ханаана и служить их богам, каким бы естественным такое поведение ни казалось. Даже прорицатель или гадатель, аргументирующий призыв к идолопоклонству предсказанием, которое действительно сбывается, не должен убеждать еврея поклоняться идолам; напротив, такое сбывающееся предсказание - не более, чем испытание, и прорицатель-идолопоклонник заслуживает смерти. Смерти заслуживает и любой подстрекатель, побуждающий евреев к идолопоклонству, даже если он - близкий родственник. Такой человек подлежит публичному побиению камнями, и первым камень пусть бросит в него тот близкий человек, которого он побуждал отойти от Пути Единого. Если целый еврейский город отходит от Пути Единого, и полностью переходит к идолопоклонству, город должен быть уничтожен со всеми жителями-идолопоклонниками и их имуществом. Такой город нельзя отстраивать, и имущество идолопоклонников не должно переходить ни к кому из евреев. Идущие еврейским путём - "дети Единого" и не должны уродовать себя в знак траура, как это делают народы Ханаана. Евреям надлежит есть только мясо разрешённых животных. Кроме известного признака (жвачное животное с раздвоенным копытом) приведён ещё список из десяти распространённых разрешённых животных. В этот список входят бык; порождение овцы и порождение козы; лось и олень, а также пять животных, чьи названия переводятся по-разному. Напоминаются животные, которых есть нельзя, хотя один из двух признаков в них присутствует (верблюд, заяц, даман, свинья). Напоминаются законы о разрешённых рыбах и птицах, данных ранее в главе "Шмини". Объясняются и расширяются законы о десятине ("маасэр"; см. главу "Корах") и о субботнем годе ("шмита"; см. главу "Беhар"). Десятину - как и жертву первых плодов (биккурим) - можно обменять на деньги и принести в Храм в денежном эквиваленте. Предостережение: не скупиться на ссуду для бедняка даже в преддверии субботнего года, ибо за это дело благословит тебя Единый, Бог твой, во всех твоих поступках и во всех твоих занятиях. Постановление о слугах-евреях. Расширенное рассмотрение законов, данных впервые в главе "Мишпатим"; отпускаемый на волю по истечению срока еврей-слуга должен получить часть богатства своего хозяина. Все первенцы домашней скотины посвящены Единому (расширение закона, данного в главе "Бо" - кн. Шмот, гл. 13). Повторение заповедей о праздниках Песах, Шавуот и Суккот.
Реэ - "взгляни!": так называется глава. Можно это слово перевести и так: "посуди сам!". РаШаР Гирш комментирует это слово так: это не учение, которое надо принимать из-за веры в чью-то особую компетентность; это - моё обращение к тебе, чтобы ты, исходя из виденного тобой самим... пришёл к ясному выводу, что Единый передал твоё будущее в твои же руки - чтобы оно обратилось в благословение или проклятие - посредством Учения, переданного Им тебе через Моше.
Еврейское Учение - это учение о свободном выборе и об ответственности за последствия этого выбора. Жизнь может быть благословением или проклятием, но свою жизнь делает благословенной или проклятой сам живущий. Взгляни! Я представляю вам сегодня благословение и проклятие. Благословение - поскольку вы будете следовать заповедям Единого, Бога вашего, которые я завещаю вам сегодня; а проклятие - если вы не будете следовать заповедям Единого, Бога вашего, и отойдёте от пути, который я завещаю вам сегодня, уйдя за иными богами, которых вы не знали (11,26-28). Речь вовсе не идёт здесь о наказании: человек сам, идя наперекор своему пути, может превратить свою жизнь в ад. Мы помним, что слово "элоhим" означает не только "сверхъестественное существо, божество": в первую очередь это слово означает "судья, авторитет". "...Уйдя за иными авторитетами, которых вы не знали" - актуальный и в наше время рецепт потери самого себя.
Но закон Торы - это не закон строго прописанного пути, где все развилки исчезают после какого-то одного, единожды сделанного, выбора, и шаг вправо или влево считается побегом. Напротив: в этой главе, разбирая отличие кочевого образа жизни от оседлого, Моше формулирует центральный тезис оседлой жизни еврейского ордена. Делает он это между делом, обсуждая жертвоприношения, но эта фраза его - один из ключей к пониманию Торы: ...и радуйтесь любым своим занятиям - вы, и семьи ваши, которыми каждого из вас благословил Единый, Бог ваш. Не делайте (более) так, как мы всё время делаем здесь сегодня; (напротив), каждый (пусть делает) всё, что правильно в его глазах (12,7-8).
В рамках закона, в рамках системы Учения, в рамках установленной системы суда и власти Моше от Имени Единого объявляет полную свободу - свободу личности. Еврейское государство оказывается построенным на уникальном в древнем мире (да и в наши дни не общепринятом) принципе: "каждый пусть делает всё, что правильно в его глазах".
У этой свободы есть хорошо очерченные границы: свобода слова не включает в себя права на дезинформацию и подстрекательство к отходу от Пути Единого. Свобода поступков не включает в себя права на организованный мятеж, на бунт против основной этической системы народа: поэтому город, все жители которого отступили от Пути Единого, подлежит уничтожению. Потому что свобода, разрешающая уничтожение свободы - не свобода. Республика, в которой к власти смог легально придти Гитлер, не оправдается на суде истории всеми своими временными "свободами". Мы привыкли соотносить понятия "свобода" и "демократия" - хотя афинская демократия не была свободной по нашим меркам, да и современное американское общество (общепризнанный эталон демократии) далеко не всегда является эталоном личной свободы: строгое законодательство запрещает даже многие формы самовыражения, перекрывая свободу слова.
С другой стороны, мы знаем недемократические общества, где царила свобода: такой была, например, Окситания (южная Франция) эпохи раннего Средневековья. Общество Торы - не демократическое по своей структуре: его главная административная ячейка - семья; его движущая сила - мораль и этика; основа гражданского долга - принятие реальности ведущего Провидения, и слышание Его голоса; судьи - основные представители власти - выбираются, но контроль над их деятельностью опять-таки предается в руки Высших Сил (без посредника!). При этом оно ориентировано на свободу слова и поступка - причем и слово, и поступок ограничивается критерием "каждый будет делать всё, что правильно в его глазах". Таким образом, общество Торы оказывается даже более свободным, чем типовая демократия (основной ориентир которой - не свобода личности, а власть большинства).
Примечание: о культуре Окситании замечательно рассказывает мой добрый друг Александр Певзин в своём курсе лекций "Культура южной Франции XI - XIII веков" (на Интернете он доступен по адресу http://kor.mk.ru/~dekanat/Istoria.htm ).
* * *
Народ, как и человек, обладает правом выбора. Йехошуа бин-Нун /Иисус Навин/, выполняя завет Моше из нашей главы, собрал народ после перехода через Иордан между двух гор у города Шхема: горы Гризим, зеленой даже знойным летом, и горы Эйвал, бесплодной и пустынной даже дождливой зимой. Эти горы служили наглядным пособием, мнемоническим правилом. Учителя народа вновь рассказали людям о пути благословения, Пути Единого, указывая на гору Гризим; и, указывая на гору Эйвал, напомнили им о проклятии, содержавшемся в отходе от этого Пути. Но выбор людям предстояло сделать самостоятельно.
За все годы, прошедшие со смерти Моше, общество Торы (пока!) так и не было построено. Близкое к этим принципам общество существовало в течении около 300 лет непосредственно после дней Йехошуа (т.н. "период судей"); ранняя монархия тяготела к законам Торы, но искажений было всё больше и больше; затем, с явного попустительства царей, Тора была и вовсе забыта. Это тоже был выбор, и он во многом сформировал судьбу нашего народа, в которой смешались проклятие и благословение. Тем не менее, в основе еврейского пути лежит вера, что настоящее общество Торы построено будет. Именно о таком обществе мы говорим, молясь о приходе Машиаха - Помазанника. Не о "тёмной теократии", не о "диктатуре религии", а о свободном обществе, построенном на принципах морали, этики и одухотворённости. И сейчас, когда Единый дал нам возможность вновь обрести свою землю, это общество строить необходимо.
Шаббат шалом! Эли Бар-Яалом ("Хатуль")
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |