[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!
Книга Мириам Исраэли Страна Аслана. Еврейский секрет Нарнии. "Хроники Нарнии" сквозь призму иудейского мировоззрения


Страница 1 из 11
Бейт-мидраш / Дом учения » КНИЖНАЯ ПОЛКА » Недельные Чтения Торы » Пкудей (Повеления): Исход 38:21-40:38 (нед. чтение)
Пкудей (Повеления): Исход 38:21-40:38
ГалилеянкаОтправлено в: Суббота, 03 Декабря 2011, 19:07 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5431
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
В невисокосные годы эта глава читается вместе с предшествующей главой "Ваякхэль".

Темы главы:

Отчёт о сборе и распределении средств на Мишкан.
Отчёт об изготовлении одеяния великого коэна.
Смотр всех деталей Мишкана.
Сборка и освящение Мишкана, приуроченные к первому дню первого месяца (т.е. нисана) второго года - за пятнадцать дней до первой годовщины Исхода.



Мишкан и окружающий его закрытый двор: общий вид по описанию в книге Шмот.
Чертежи всего Мишкана и его утвари (в том числе и этот), сделанные по точным описаниям в книге Шмот, находятся на сайте "Даат" www.daat.ac.il/daat/tanach/mishkan/1.htm (сам сайт - на иврите).

Слово "Пкудей" - сокращение от "Пкудей ха-Мишкан": "перечень, или отчёт, по Мишкану".

Мы говорим, что Тора - книга, где нет лишних слов и нет недостающих слов. Но глава "Пкудей", завершающая книгу "Шмот", как может показаться, свидетельствует об обратном. Описанию Мишкана - первого, переносного, святилища Единого - посвящено уже несколько глав Торы. Для чего повторять эту информацию лишний раз?

Вот детальный отчёт о Мишкане, Обиталище Свидетельства, составленный по приказу Моше руками левитов под управлением Итамара, сына Аарона-коэна (38,21) - так начинается глава. Итак, в Тору включён служебный документ, составленный некоей комиссией по приказу Моше после завершения работы над всеми составляющими Мишкана, но до сборки его. Текст и стиль документа явно показывают, что он составлялся именно для служебных целей: никакой литературной обработки, много цифр, подробно изложены даже очевидные детали.

Всё меряется на шекели и кикары. 1 кикар в те времена = 3000 шекелей (десятичная система счисления, принятая в Египте; позднее - 3600 шекелей, под влиянием вавилонской шестидесятиричной системы); вес шекеля использовался разный в зависимости от того, что измерялось, и указывалось название эталона. Эталон "священный шекель" весил приблизительно 12 грамм. Половина шекеля называлась "бэка'": археологи нашли в Эрец-Исраэль много гирь с надписью "бэка'", весом от 5.66 до 6.65 грамм.

Из отчёта видно, на что пошли какие средства, собранные у народа:

Всё золото, годное для работы, (пошло) на (оборудование для) всякой работы внутреннего святилища: золото, собранное из пожертвований - двадцать девять кикар и семьсот тридцать шекелей по эталону "священный шекель" (т.е. 87730 шекелей).
А серебро переписи населения (см. главу "Ки тиса") - сто кикар и тысяча семьсот семьдесят пять шекелей (т.е. 301775) по эталону "священный шекель": по бэка' с человека, то-есть половина шекеля по эталону "священный шекель" (о, чудесный канцелярский язык XV века до н.э.!) для всех, подпадающих под перечень, от мужчины двадцати лет и старше, что составляет шестьсот три тысячи пятьсот пятьдесят. Из них сто кикар серебра пошли на отливание подпорок внутреннего святилища и подпорок для занавеси: итого сто подпорок на сто кикаров - кикар на подпорку. А тысяча семьсот семьдесят пять (шекелей) пошли на изготовление крючков для столбов, на покрытие верхушек (столбов) и обручи для них.
А медь, собранная из пожертвований - семьдесят кикар и две тысячи четыреста шекелей (т.е. 212400); из них были сделаны подпорки для входа в Шатёр Времени, и медный алтарь, и медная решётка к нему, и вся утварь алтаря. Также подпорки окружающего двора и подпорки ворот, ведущих во двор, и все клинья Мишкана и все клинья окружающего двора. А из (пожертвованных) голубой ткани, багрянца и алого шёлка сделали парадное одеяние для службы во внутреннем святилище, и священные одежды для Аарона, согласно тому, что повелел Единый, говоря с Моше (38,24 - 39,1).

Я думаю, что любому человеку, который участвовал в работе над каким-либо большим проектом, ясна цель этого документа. Но как он попал в Тору? Почему писцы не пожалели драгоценного папируса, чтобы переписать этот текст и внести его во все экземпляры Книги Завета? Почему, наконец, Единый, освятивший эту книгу как особый текст на все времена, вдохновил этот поступок?

Комментирует Рахель Спектор: этот документ - свидетельство о том, что Моше представлял свою работу на суд общества. Моше, Бецальэль, Охолиав и все, кто работал над Мишканом, действовали от имени еврейского народа: как бы высока ни была степень доверия народа к ним, они чувствовали себя обязанными отчитаться публично. Это - скрытый моральный урок в главе, в которой (на первый взгляд) нет моральных заповедей. Как мы увидим, таких уроков в нашей главе можно найти немало.

* * *

Если посмотреть внимательно на перечень, мы обнаружим, что там недостаёт одной категории пожертвований. Мы знаем, что собирались золото, серебро и медь (35,5). Золото и медь учтены, но где же серебро? Ведь серебро, упомянутое в отчёте - не добровольное, а обязательное серебро переписи! Неужели добровольное серебро забыли, или, хуже того, намеренно скрыли? Как же это сопоставить с известной нам точностью и полнотой Торы?

Вспомним предыдущую главу - "Ваякхэль": и пришли все мастера, делающие всё, необходимое для священной работы, каждый - от той работы, которую он делает; и сказали они Моше так: люди слишком много жертвуют - больше, чем необходимо для работы, о которой повелел Единый! И приказал Моше сообщить по всему становищу: мужчины и женщины! Больше не надо делать никаких пожертвований для священной работы! И прекратил народ жертвовать (36,4-6).

Профессор Яаков Эфрати (Бар-Иланский университет) говорит, что перепись населения, в отличие от сбора пожертвований - процесс долгий. В процессе переписи могли выясняться и уточняться необходимые ресурсы золота, серебра, меди и тканей. Мне кажется, что вывод однозначен: оказалось, что серебра переписи достаточно для построения Мишкана. Значит, по той же логике, по которой был приостановлен сбор пожертвований, собранное добровольное серебро было возвращено владельцам. И в этом - тоже урок для нас.

* * *

Золото, серебро, медь. РАШАР (р. Шимшон бен Рафаэль Гирш; 1808-1888) отмечает, что в Мишкане различаются "круги" святости: всё, что относится к внутреннему кругу, сделано из золота, промежуточное - из серебра, внешнее - из меди. Сама конструкция Мишкана с его внешним двором - удивительный атрибут для переносного сооружения! - представляет собой пространство в пространстве. Позднейшие храмы в Иерусалиме тоже сохраняли этот принцип.

И это - тоже урок. Любая святость, любая духовная работа начинается с установления системы приоритетов. Не могут все вещи обладать одинаковой важностью. Семья - работа - родители - увлечения - друзья... Если мы хотим двигаться вперёд и работать перед Единым, мы должны понять для себя, какие вещи мы делаем первыми, на что (и в каком соотношении) идёт наша духовная энергия. Мы не сбрасываем со счетов те вещи, которые оказываются в конце списка: все они - Мишкан, и без внешних кругов не было бы внутренних. Но позабудь о системе кругов - и исчезнет сама святость.

* * *

Мишкан назван в начале отчёта мишкан hа-эдут: Обиталище Свидетельства. Более поздний Храм в Иерусалиме назывался "дом Единого". Значит ли это, что Храм в Иерусалиме был более святым - ведь "обиталище Единого" звучит более значительно, чем "обиталище свидетельства"?

Наоборот. Комментаторы единодушно подчёркивают духовное превосходство Мишкана над Храмом в Иерусалиме. В частности, р. Овадия Сфорно (ум. 1550) отмечает, что средства, собранные на Мишкан - малая толика того капитала, на который строились Первый и Второй Храмы - при том, что ни Первый, ни Второй Храм не достигли святости этого простого переносного шатра, на котором постоянно ощущалось Присутствие Единого. Не богатство храма освящает его.

Можем добавить, что формулировка "обиталище свидетельства" показывает большую щепетильность и точность: мы понимаем, что Единый не живёт в одном, отдельно взятом, доме (как и в отдельно взятой стране) - Он всюду, а Его присутствие с нами зависит от нашей духовности. Храм, который мы строим - это обиталище именно свидетельства: всего, что свидетельствует о нашей причастности к Единому. В Мишкане (и в Первом Храме) это были алтари священной работы, скрижали и книга Завета.

При освящении Первого Храма царь Шломо /Соломон/ особо пояснил, что "дом Единого" - понятие условное: ведь разве может Бог жить на Земле? Даже небо и то, что над небом не могут вместить Тебя полностью - что же говорить об этом доме, который я построил! (Мелахим Алеф /3-я Царств/ 8,27). Скромное название "обиталище Свидетельства" лишний раз подчёркивает это, не умаляя святости Мишкана.

Ещё одно преимущество Мишкана над Храмом Шломо в Иерусалиме приводит р. Овадия Сфорно: над иерусалимским Храмом работали и мастера-язычники, а Мишкан сооружался только еврейскими руками. И в этом, по-моему, тоже есть для нас урок.

Шаббат шалом!
Эли Бар-Яалом ("Хатуль")
Прикрепленный файл: 3371530.gif(4Kb)


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
Бейт-мидраш / Дом учения » КНИЖНАЯ ПОЛКА » Недельные Чтения Торы » Пкудей (Повеления): Исход 38:21-40:38 (нед. чтение)
Страница 1 из 11
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz