[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!

  • Страница 1 из 1
  • 1
Ки Таво (Когда ты прийдешь): Второзаконие 26:1-29:8
ГалилеянкаОтправлено в: Суббота, 03 Декабря 2011, 15:29 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Темы главы:

Повеление о церемонии приношения первых плодов, во время которой вспоминают историю народа. И скажешь перед Единым, Богом твоим: "арамеем бедствующим был мой предок, и ушёл (букв. спустился) в Египет, и жил там малым числом людей, и стал там многочисленным, большим и могучим народом...".
Когда десятины отданы, человек будет просить Единого о благословении народу и земле.
Евреям надлежит соблюдать законы Единого; Израиль возвысил Единого, а Единый возвысил Израиль над народами.
Повеление записать Тору на больших камнях прямо после перехода через Иордан, и поставить эти камни на горе Эйваль; там же надо поставить алтарь Единому и радоваться перед Единым. Внимай и слушай, Израиль: в этот день ты стал народом для Единого, Бога твоего.
Дальше надо будет половину народа поместить на горе благословения, Гризим, а половину - на Эйвале, горе проклятия, и зачитать двенадцать предостережений-проклятий, которые приводятся в тексте. Народу надо отвечать амен ("воистину так") на каждое из них.
Перечень благословений, которые достанутся Израилю при соблюдении закона Единого, и проклятий, которые будут его уделом в противном случае. В конце главы Моше ещё раз призывает народ соблюдать договор с Единым, вспоминая чудеса и победы, которые достались евреям благодаря милости Творца.

Название главы - ки таво - означает "когда придёшь" (первые слова главы: когда придёшь в страну). Как мы уже говорили, эти слова можно вполне было бы поставить в заголовок всей книги Дварим: в ней Моше, исходя из предыдущего (сорокалетнего) опыта народа в восприятии Учения Единого, объясняет применение Учения к жизни в своей стране. Предыдущие главы, в основном, занимались конкретными вопросами, которые могут возникнуть после прихода в Ханаан. Начиная с нашей главы и до самого конца Пятикнижия Моше переходит к финальной теме: взаимоотношения Израиля, Торы и Единого в свете прошлого и будущего. Это - как бы послесловие к Торе. И основной лейтмотив этого послесловия - Выбор.

Выбор, сделанный единожды при заключения договора с Богом, должен ежедневно повторяться на уровне каждого человека - и целого человеческого общества, которое и называется в Торе "народ Израиля". Да, Израиль - народ, но он - более, чем народ: это новый образ существования, при котором человек осознанно живёт в диалоге с Творцом Вселенной. Именно в этом смысле сказано: Единого ты возвысил сегодня, чтобы Он стал тебе Богом (элоhим, буквально - авторитетом), и чтобы ты шёл Его путями и хранил Его законы, заповеди и принципы, и слушался Его голоса. А Единый возвысил сегодня тебя, чтобы ты стал Ему народом особого свойства, как Он говорил тебе, и чтобы ты хранил Его заповеди. И сделать тебя высшим над свеми народами, которые Он сотворил (26,17-19). Евреи не "выше всех народов" по какому-то природному праву. Евреи - это единое сообщество тех, кто идёт Путём Единого, и можно войти в это сообщество и стать, таким образом, евреем. Но, войдя в это сообщество и не выполняя законы Единого, ты ставишь под удар всё сообщество: ведь "возвышение" Израиля условно, оно для того и делается, чтобы ты хранил Его заповеди. Для этого и повторяется каждый раз, в праздник Шавуот, в церемонии принесении первых плодов, вся история Израиля от Авраама до Моше. Для этого и пишется Тора на больших камнях-монументах, чтобы её слова издалека напоминали о себе. Для этого и произносятся после входа в Ханаан всем народом двенадцать проклятий, как бы обозначающих предел, преступая который, человек ставит под удар весь народ, а потому - проклят и отвергнут. Вот они:

1) Проклят создающий себе кумира своими руками.
2) Проклят заставляющий своих родителей терпеть лишения.
3) Проклят нарушающий границы владений другого.
4) Проклят направляющий слепого по ложному пути.
5) Проклят неправедно судящий иноземца, сироту или вдову.
6) Проклят тот, кто переспит с женой своего отца.
7) Проклят тот, кто переспит с животным.
8 ) Проклят тот, кто переспит со своей сестрой.
9) Проклят тот, кто переспит с матерью своей жены.
10) Проклят тот, кто тайно ударит своего друга.
11) Проклят берущий взятку, от которой пострадает невиновный.
12) Проклят тот, кто не сохранит этого Учения.

Обратите внимание на специфику проклятий 6-9. Казалось бы, все они умещаются в одно. Но речь идет далеко не только о сексуальных отношениях. Это 4 разных границы, переход через которые является тяжким кармическим нарушением: 4 различных рода нарушений.

6 - нарушение иерархической линии преемственности от отца к сыну.
7 - нарушение границ биологического рода.
8 - нарушение генетических границ внутри поколения.
9 - нарушение линии преемственности мать - дочь.

Каждое из этих нарушений может принять и форму, совершенно не связанную с интимными отношениями. Вообще эти двенадцать проклятий имеют и буквальное, и переносное значение (как и Десять Заповедей).

* * *

Символично (и неслучайно, с точки зрения Каббалы) число проклятий - 12, как и число колен Израиля. Последнее, двенадцатое, обеспечивает сохранность Учения Единого в веках. Для этого в тексте часто разделены слова "хранить" и "выполнять": сегодня Единый, Бог твой, велит тебе выполнять эти законы и эти судебные повеления, а ты их будешь хранить и выполнять всем сердцем и всей душой (26,16).

Присмотримся к этой фразе. Что это такое? Пророчество? Увы, нет. Это - предпосылка. Бог доверяет нам законы, исходя из того, что мы можем их выполнять.

Мы уже обсуждали, что заповеди, помимо общественного, морального или ритуального смысла несут в себе еще и метафизический смысл: выполняя их, мы участвуем в Творении. В этом (насколько нам дано понять) смысл существования человека. Получив заповеди, мы получили палитру и кисть, не выходя из картины, на которой нас нарисовал Бог - и теперь можем помогать Ему в работе над этой картиной.

Думаю, что в наши дни может прозвучать другая аналогия: с пользователями большой компьютерной системы, которым доверили частично администраторские функции. Это означает, с одной стороны, доступ к закрытым банкам данных, возможность менять настройки системы; с другой стороны - обязательство действительно делать работу системного администратора.

Что делают с провинившимся пользователем? Могут закрыть ему компьютерный счет (если он раскается и поплачет в жилетку руководству компании - откроют опять). А на провинившегося администратора подадут в суд. Он должен будет всячески искупать ущерб, им же нанесенный; а администраторских паролей ему, скорее всего, больше никогда не доверят.

После перечня двенадцати проклятий - список неисчислимых бед, которые падут на голову нарушителя. Их-то как раз можно рассматривать как сбывшиеся пророчества: беды, от которых мы в самом деле страдали на протяжении нашей истории.

Больше всего удивляет история о двух волнах врагов, перед которыми будет бессилен еврейский народ (28,36-57). РаШаР Гирш отмечает, что в этих строках точно описаны и ассирийцы с вавилонянами, и римляне, с присущими только им свойствами. Первое Изгнание предсказано больше чем за 8 веков, а второе - больше чем за 14.

Но удивительно ли это предсказание? Если мы видим человека, который сидит на суку и пилит его, мы понимаем, что он упадет. Нам дали законы. Мы нарушили их. Мы получили по заслугам.

Но у нас не отнимали шанса. Контракт, заключенный с нами, включает возможность возвращения к Богу и к Торе. И не меньше места, чем последствия проклятий, занимает в нашей главе описание благословений, которые ждут тех, кто будет выполнять заветы Единого.

А хороший, достойный системный администратор - это радость и директору фирмы, и пользователям системы. И в этом смысле и следует понимать слова "Единого ты возвысил сегодня... а Единый возвысил сегодня тебя".

* * *

Церемония вспоминания истории, которую предлагается проводить в праздник первых плодов (в других местах Торы он называется "Шавуот"), начинается с фразы "арамеем бедствующим был мой предок" (26,5). Какой же наш предок был арамеем, тем более - бедствующим?

Название племени арам (согласные Алеф-Реш-Мем) встречается во втором тысячелетии до н.э. на широком пространстве от Сирии до Месопотамии (сама Месопотамия называется на иврите Арам-наhарайим - "Арам двух рек"). Судя по всему, это - вариант слова амар-, амур-, эмор- (согласные Алеф-Мем-Реш), которое означает "говорящие, владеющие речью". Этим словом - амореи - называли себя некогда западные семиты; в Торе оно употребляется в значении "западные семиты-язычники". Форма арам вместо амар представляет собой явление, аналогичное варианту, создавшему слова-близнецы "еврей" ('иври, ранее 'ибри, от Ъайин-Бет-Реш) и "араб" ('араби, от Ъайин-Реш-Бет). Эти слова могут вновь напомнить нам, насколько мы близки по происхождению, языку и быту к нашим нынешним противникам поневоле - арабам, и к нашим исчезнувшим недругам - амореям-язычникам и арамеям. Недаром даже Амалек - потомок Авраама и Ицхака!

Постепенно диалекты западносемитского языка, на котором говорили арамеи и амореи, разошлись, создав арамейский и аморейский языки. Один из диалектов аморейского, двигаясь со своими носителями - родом Авраама - из Месопотамии в Ханаан, видоизменился и превратился в иврит - язык Торы. Так язык, существующий вне времени, язык, кодами которого (согласно Каббале) создавалась Вселенная, возник и начал развиваться внутри измерения времени, чтобы стать не только языком Торы, но и языком народа Торы.

Авраам происходит из аморейского рода, но территория, где он родился, - "арамейская". Основное население Ура, родного города Авраама, говорило на аккадском языке - тоже семитском, но принадлежащем к другой, восточной, ветви. Но западносемитское меньшинство в этих краях называлось арамеями, а не амореями, поэтому для западных семитов Ур относился к арамейской территории - Араму Двух Рек; и сам Авраам был "бедствующим" (то-есть странствующим, кочевым) арамеем.

Собственно арамейский язык также приобрёл для евреев особое значение, но позже: со времени Вавилонского пленения он на несколько веков стал разговорным языком евреев. На нём написаны некоторые поздние части ТаНаХа, ряд молитв и большая часть Вавилонского Талмуда - энциклопедии еврейского мышления, архива первого в истории гипертекстового форума.

Никогда не терял еврейский народ связи с языком иврит; но в течение многих столетий живое общение на иврите было крайне ограниченным. Массовое возвращение евреев к ивриту как к языку повседневной речи есть чудо, в котором можно видеть предвестие Спасения.

* * *

Много споров, диспутов и войн вызвал вопрос о границах Израиля. Но, если географические границы Обещанной Земли были даны и уточнены ранее, этические границы Израиля определены здесь, в недельной главе "Ки таво".

И в тот день, когда вы перейдете Иордан, попадая в страну, которую завещал вам Единый, Бог каждого из вас: поставьте большие камни и покрасьте известью; и напишите на них все слова этой Торы, как только вы вступите в страну; чтобы вы действительно вступили в страну, которую Единый, Бог каждого из вас, дарует вам (27,2-3).

Граница Израиля - Учение (Тора), Закон. Выполняющий Закон находится внутри Израиля, а не выполняющий - вне его: даже если он проживает на территории Израиля, он не является "действительно вошедшим". Если еврей временно проживает вне земли Израиля, но он живёт этикой Торы (именно этикой - одна обрядность не даёт ничего), он всё же причастен к Земле Израиля, находится в её границах. При этом, несомненно, нормальным является состояние, при котором еврей живёт на Земле Израиля физически: это следует напрямую из текста Торы.

Мы можем сказать, что перечень проклятий - словесное описание границ этического Израиля, а камни, на которых написан текст Торы - его пограничные камни. Если Выбор - основная тема всей последней части книги дварим, то лейтмотив собственно нашей главы - установка границ. Слово гвуль "граница" родственно общему каббалистическому понятию гвура, которое обозначает все принципы, ограждающие часть пространства от другой части: границы семьи, личности, времени, страны и языка. Только внутри гвуры может присутствовать хесед, энергия человеческого сочувствия, благодати и любви; и только если человек обеспечивает две эти силы, Небо посылает нам рахамúм - благословляющее нас Милосердие Единого.

Шаббат шалом!
Эли Бар-Яалом ("Хатуль")


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz