|
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44) "Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5) |
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям). У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать! |
Хайей Сара (Жизнь Сарры): Бытие 23:1-25:18
| |
Галилеянка | Отправлено в: Суббота, 03 Декабря 2011, 14:55 | Сообщение № 1 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Темы главы:
Сара умирает в возрасте 127 лет, в Хевроне. Чтобы похоронить её, Авраам покупает у хетта Эфрона пещеру Махпела и поле вокруг неё (хотя изначально хетт предлагает Аврааму всё это бесплатно). Авраам заклинает своего слугу найти Ицхаку жену в Месопотамии, на родине его семьи. Слуга обращается к Единому и загадывает, что первая женщина в городе, куда он пришёл, которая в ответ на просьбу дать воды предложит выпить и ему, и верблюдам, и есть та женщина, которую Единый предназначил Ицхаку. Такой девушкой оказывается Ривка, внучка брата Авраама. Слуга Авраама дарит ей украшения и приглашается в дом отца и брата Ривки; решено выдать Ривку за Ицхака. Слуга возвращается в Ханаан с Ривкой, которая при виде Ицхака падает с верблюда. Ицхак вводит Ривку в шатёр Сары, женится на ней и влюбляется в неё. Ктура, дополнительная жена Авраама, и её сыновья от Авраама. Авраам завещает своё имущество Ицхаку, а остальным сыновьям делает подарки. Смерть и похороны Авраама. Двенадцать сыновей Ишмаэля, сына Авраама от Агари, и места их проживания. Смерть Ишмаэля.
А Эфрон сидит среди народа хеттов; и ответил Эфрон, хетт, Аврааму при свидетелях-хеттах, при всех, кто пришёл к воротам его города, так: "/.../ поле я передал тебе, и пещеру, которая в нём, тебе я передал её, на глазах у своих единоплеменников /.../ за землю - четыреста шекелей серебра между тобой и мной - пустяк! А мертвого своего похорони". И послушался Авраам Эфрона, и отвесил Авраам Эфрону серебро, о котором говорил при свидетелях-хеттах: четыреста шекелей разменного серебра. И стало Эфроново Поле, которое в Махпеле, около Мамрэ - поле, и пещера, которая в нём, и всякое дерево, которое в поле, которое между всех его границ, окружающих его - Аврааму имуществом при свидетелях-хеттах, всех, кто пришёл к воротам его города. (23,10-18 )
Это - купчая. Аналоги этому договору есть в различных документах, найденных по всей Передней Азии. Имя хетта-продавца приведено здесь в семитизированном варианте (Эфрон бен Цохар), но это тоже часто случалось. Но - зачем она здесь, эта купчая? Какой смысл она имеет в Торе, зачем она сохранена на память народу, который и так должен унаследовать - не поле и пещеру, а весь Ханаан? Зачем она была включена в историческую память народа и переписывалась из свитка в свиток в годы, когда народ Израиля владел всей землёй Израиля - и потом, в годы изгнаний? Зачем, в этой же главе, фрагмент завещания - и дал Авраам всё, что ему принадлежало, Ицхаку (25,5)?
Это - опора. Ты, физический и духовный наследник Авраама (всякий, кто принимает путь Авраама, преображается и становится его потомком), несёшь в мир Слово Единого. Не навязываешь его другим, а личным примером, как сам Авраам, показываешь этот путь. Не навязываешь - но, как Авраам, не миришься с омерзительным идолопоклонничеством, со злом и неправдой.
И многие восстанут и скажут: у тебя нет права ни на что. И ты вспомнишь этот документ и скажешь себе: я - наследник этого человека, и он завещал мне то, что у него было.
И многие будут рады оболгать тебя и сказать: у тебя нет корней даже в твоей земле, и ты пришёл на неё, как чужак, попирая права других. А ты вспомнишь этот документ и скажешь себе: эту землю в городе Хевроне купил Авраам по закону и передал своему сыну Ицхаку; твои предки жили здесь до ухода в Египет, и вернулись более многочисленными на свою землю; и земля их не забыла, и ждала сотни лет, а потом - тысячи.
И многие захотят обратить твои слова против тебя, и будут говорить, что твоё учение - не то, что ты говоришь, а нечто другое, что ты скрываешь; и будут обманывать людей, приписывая твоему учению свои домыслы, или разрывая связи между твоими словами и перекраивая их так, как им удобно. А ты вспомнишь эту купчую и скажешь себе: я - владелец этого поля. А теперь моё учение - это моё поле, и никто не имеет права сказать обо мне "не верьте ему - его учение не таково": но только то, что я говорю, и есть моё учение и моё поле.
И выдумают о тебе, что ты живёшь ради денег (а сделают это для того, чтобы представить тебя презренным). И если нет у тебя денег, осмеют тебя, а если есть - станут попрекать тебя ими. И, слушая эту ложь, ты и сам ненароком начнёшь думать: а действительно, не служу ли я мамоне? Но ты раскроешь этот документ, и, прочтя "четыреста шекелей серебра между тобой и мной - пустяк!", вспомнишь, что Авраам не придавал значения богатству, но уважал границы между своим и чужим - те самые, без которых человек теряет свой человеческий облик. Авраам угощал любого, кто приходил к нему, и не скупился на подарки. Но он не требовал от других подарка; и, прежде чем похоронить жену в своей собственной стране - ведь к тому времени Ханаан был обещан ему Самим Творцом! - оформил свои права на территорию, заплатив за неё сполна.
Для этого и хранят порой потомки любой клочок бумаги, оставшийся от давнего прапрадеда: чтобы напомнить не другим, а самим себе о семейной связи. Мы - семья Авраама; двери этой семьи не закрыты, и наследство наше - его честность, которую мы обязаны сохранить; его Слово, которое мы должны воплощать в жизнь; его доброта, которой нам надо следовать; и его земля, на которой нам жить.
Мы уже говорили, что Единый говорил с Авраамом через Сару. Даже смертью своей она сослужила великую службу: необходимость похоронить её привела к тому, что Авраам заключил договор с Эфроном: наше юридическое владение землёй начинается со смертью Сары; если Авраам живёт в нас постольку, поскольку мы идём Путём Единого, то Сара живёт в нас постольку, поскольку мы заселяем Землю Израиля. Может, поэтому глава, начинающаяся со смерти Сары, называется "жизнь Сары": хайей Сара.
* * *
Ицхак, сын Авраама, не выбирал, идти ли ему к алтарю в качестве жертвы. Авраам выбрал за него, а Ицхак принял этот выбор. Теперь, перед тем, как умереть, Авраам решает за Ицхака, кого он возьмет в жены. Более того, в поход за невесткой он снаряжает своего домоправителя, Элиэзера из Дамаска, и право решить, кто же будет женой сына, переходит к самому Элиэзеру. Примечателен диалог между ними:
Авраам: Заклинаю тебя Единым, Богом Небес и Богом Земли, что ты не возьмешь для моего сына жену из дочерей ханаанцев, среди которых я живу. В мою страну (имеется в виду Месопотамия!), на мою родину ты пойдешь и возьмешь жену для сына моего, для Ицхака. Элиэзер: Может, женщина не захочет идти за мной в здешние места; вернуть, что ли, тогда сына твоего в ту страну, откуда ты родом? Авраам: Ни в коем случае не возвращай его!
Оставим в стороне взаимоотношения Авраама с его «доисторической родиной» и посмотрим, как оба говорят об Ицхаке. Ицхак – взрослый человек, живущий отдельно от Авраама! (Ряд комментаторов отметили важность этого обстоятельства в оценке личности Ицхака и значения, которое сыграло заклание в его жизни). Но для знавших его всю жизнь Авраама и Элиэзера он – пассивная личность. «Его» нельзя «возвращать». «Ему» надо «брать» жену. Авраам ходил повсюду сам; Ицхаку он даже не завещает путешествие в Месопотамию – боится?
Напротив, Ривка, его невеста, активна. Она принимает решение ехать в Ханаан к незнакомому мужчине; ранее она принимает Элиэзера и предлагает ему ночлег и воду для верблюдов. Как мы знаем, и в дальнейшем (история с благословением Иакову и Исаву, до которой мы дойдем, Бог даст, в соответствующей главе) такое деление ролей сохранилось.
Писатель Дов Эльбойм, автор книги «Моя жизнь с праотцами» (Хаяй 'им ха-Авот), посвятил целую главу этого художественного произведения академическому анализу отличия Ицхака от его отца, Авраама, и сына, Иакова. Он заметил, что Ицхак не упоминается в описании похорон Сары – Авраам сам хоронит ее; но горе Ицхака по своей матери велико; сказано особо, что, женившись на Ривке, он «утешился». Когда Ривка увидела Ицхака впервые, она упала с верблюда. Некоторые комментаторы связывают это с ее скромностью и смущением, но Эльбойм полагает, что она испугалась своего жениха. Изначально пассивный, ведомый, Ицхак, оставшись без отца, становится тенью. Его вид может напугать незнакомого человека.
В этом загадочном свойстве Ицхака видят последствия заклания: побывав на алтаре, он как бы заглянул в невидимые миры, недоступные обыкновенным людям. Преображённый, он и сам видит мир иначе, и видится людям не таким, как все: даже его внешность намекает на потустороннее.
Мудрецы Каббалы говорят, что трое праотцов воплощают в себе три основных силы, двигающие любой процесс: поддержание, рост и развитие. Поскольку поддержание не может быть первым - ещё нечего поддерживать! - Авраам стал воплощением развития; Ицхак - воплощение поддержания, Яаков - роста (он - отец двенадцати колен, давший им благословение, которое разделило их функции, превратив еврейский народ из семьи в систему). Поддержание - самое незаметное, внешне пассивное из трёх: поэтому деятельность Ицхака тоже незаметна. Но за внешней пассивностью скрывается огромная духовная работа: не будь её, всё бы угасло.
* * *
Ицхак пассивен по своей природе; но стоило Ицхаку встретиться с Ривкой, и он начинает действовать. Сказано, что Ривку Ицхак поселяет в шатре Сары. Не Элиэзер ее поселяет, а сам Ицхак. Если в паре Авраам-Сара оба супруга были активными, то в паре Ицхак-Ривка, очевидно, роль ведущего достается жене. И тот, и другой способ (и третий, в котором активным началом является муж: такова большая семья Иакова) могут быть достойными, говорит нам Тора.
Многие комментаторы обращают внимание на фразу «и взял он (Ицхак) Ривку, и стала она его женой, и полюбил он ее». Современный комментатор Нафтали Краус отмечает, что это – первый раз в Торе, когда сказано явно, что муж любит жену. РАШАР Гирш говорит об этом так: «среди народов мира зачастую любовь кульминирует браком, а затем идет затухание чувства. Любовь по еврейскому пути становится сильнее и сильнее после брака, свадьба – не пик цветения, а корень любви».
Шаббат шалом! Эли Бар-Яалом ("Хатуль")
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |
Галилеянка | Отправлено в: Четверг, 07 Февраля 2013, 00:10 | Сообщение № 2 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Все что ни делается…
Все что ни делается — к лучшему, говорят люди, перефразируя слова мудрецов Талмуда: «Все, что делает Всевышний, — к добру!» Легко сказать, но как зачастую трудно бывает принять эту простую истину человеку, стоящему перед лицом испытаний или трагедии. Иногда мы просто не понимаем, как какое-либо событие может быть к добру. Что ж, и в этом свой смысл, ибо существует особая причина, по которой будущее сокрыто от нас. Сам факт, что мы не знаем, почему какое-то событие к добру, тоже к добру, утверждал один ребе…
— Кого следует любить в первую очередь? — спросил меня мой сосед, доктор психологии, в то время как я, не торопясь, проходил мимо его дома. Этот жизнерадостный человек недавно перенес вторую операцию в связи с опухолью мозга. К несчастью, в результате операции он частично потерял зрение, но сумел сохранить оптимизм и общительность. Он любит задавать каверзные вопросы и давать на них неожиданные ответы. Однако на этот раз я решил опередить его.
— Прежде всего следует любить себя самого! — ответил я, решив не отвечать стандартно, что следует прежде всего любить свою семью, свой народ.
— Откуда ты это знаешь? — удивился он.
— Сказано в Торе: «Возлюби ближнего, как самого себя!»…
— Неужели нам нужно учиться любить себя? — спросит читатель. — Разве любовь к себе не является врожденным и естественным?
Зачастую мы живем с затаенной обидой на судьбу, на Б-га, на самих себя. Мы отказываемся принять определенные события нашей жизни. Нам бывает чрезвычайно трудно принять некоторых людей такими, какие они есть. Есть люди, которым не нравится их лицо, тело. В результате они живут с затаенной обидой на судьбу, на Б-га, на самих себя. Это вызывает внутреннее раздражение, которое в конце концов выливается в гнев на других. Ибо мы проецируем наши чувства к себе на окружающих людей.
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках». Один человек может оказаться в автомобильной пробке и сгорать от гнева и стресса, другой в это время, понимая, что не может ускорить движение, расслабляется, слушая приятную музыку или аудиокассету урока Торы.
Когда человек начинает принимать свою судьбу, он делает первый шаг на пути к любви к Б-гу и к людям. Когда он осознает, что все события в его жизни произошли по воле Всевышнего, что все они имеют какой-то смысл, то он в конце концов скажет: «Все что ни делается — к лучшему!» Даже испытания, которые посылает Всевышний человеку, — для его же блага. Преодолевая испытания, человек становится сильнее, возвышается духовно и в заслугу удостаивается награды.
Настанет день!
Три года назад я узнал, что Шева, семилетняя дочка моего соседа Яакова, заболела страшной, неизлечимой болезнью. В первый день праздника Суккот этого года Шева скончалась. Родные, друзья и соседи пришли, чтобы проводить ее в последний путь.
Отец Шевы обратился к нам: В эти дни праздников, по традиции, не оплакивают умерших, однако я хочу прочитать вам несколько слов, написанных моей дочерью, которые могут побудить нас к раскаянию. Когда Шева попала в больницу три года назад, врачи, поставив диагноз, сообщили ей, что она очень тяжело больна. Вскоре психологи попросили Шеву письменно ответить на вопрос: «Думаешь ли ты, что твоя болезнь — это несправедливо?» Моя семилетняя дочка написала в ответ: «То, что делает Всевышний, не может быть несправедливо…». Читая эти слова, отец заплакал. С ним плакали все.
«Несмотря на тяжелую болезнь, Шева продолжала быть любящей дочерью и сестрой, — продолжил отец. — Даже в последние месяцы, когда она могла передвигаться только в инвалидном кресле, она продолжала с особой любовью заботиться о своих младших братьях и сестрах…»
Тогда я вспомнил о трагедии, которая произошла 9 августа 2001 года в самом центре Иерусалима, когда террорист ворвался в ресторан «Сбарро» и, взорвав пояс шахида, убил 15 человек, 130 получили ранения. Пятеро погибших были членами одной семьи выходцев из Голландии, детьми переживших Катастрофу людей: Мордехай и Цира Швивашудер и трое их детей — Рая (14 лет), Авраам (4 года), Хемда (3 года). Хая 11 лет и Лея 18 лет были ранены, два их брата в момент трагедии находились в иешиве и не пострадали. 10 августа состоялись похороны семьи, на которые Лею принесли прямо на больничной кровати. В присутствии Ариэля Шарона 11-летняя Лея сказала, что не знает, почему произошла эта трагедия, но твердо верит, что настанет день, и она узнает, что «все что Всевышний делает — к добру!» 18-летняя Хая была тяжело ранена и не смогла присутствовать на похоронах, но она из больницы передала следующие слова: «Ничто в этом мире не происходит без причины. Всевышний хочет сказать нам, что мы должны стать лучше…».
Великое испытание
«И было жизни Сары сто лет и двадцать лет, и семь лет — годы жизни Сары. И умерла Сара в Кирьят-Арбе, он же Хеврон». (Берешит 23:1—2)
Почему Тора повторяет «годы жизни Сары»? Для того чтобы научить нас, что «все годы жизни Сары были одинаково хорошими», объясняет Раши.
«Но разве жизнь Сары была легкой? — возразит читатель. — Ее отец Харан был брошен в огонь Нимродом и погиб. Сара была в плену у египетского Фараона и царя Авимелеха. Много лет она страдала из-за бездетности. Узнав о том, что Авраам увел Ицхака для жертвоприношения, Сара умерла».
Потому мудрецы учат нас, что в глазах праведницы Сары все годы ее жизни, даже годы испытаний и страданий, были прекрасны. Ибо счастье внутри нас!
История смерти Сары считается, по мнению мудрецов, последним, десятым, и самым великим испытанием Авраама. Даже более великим, чем жертвоприношение Ицхака. Тогда Авраам получил благословление, что его дети станут народом вечности. Однако, вернувшись вместе с Ицхаком домой, Авраам столкнулся с трагедией, которая, казалось, произошла по его вине. Сара умерла, узнав, что он хочет пожертвовать сыном. Авраам мог винить в ее смерти Б-га, мог винить себя, мог выразить сожаление о том, что исполнил волю Всевышнего. Тогда он потерял бы заслугу «жертвоприношения Ицхака» и великое благословение Всевышнего. Ибо точно так же, как человек, совершивший дурной поступок и сожалеющий об этом, стирает этот грех из своего прошлого, так же и человек, совершивший что-то хорошее, может стереть сожалением об этом свою заслугу.
Авраам не выразил сожаления, не потерял благословения для своих потомков, а принял смерть Сары как еще одно испытание, которое он с честью преодолел. Потому Тора подчеркивает — «это годы жизни Сары», она прожила все то время, которое отвел ей Всевышний в этом мире. Аврааму лишь оставалось не сожалеть о выполненной заповеди, а с любовью принять от Всевышнего все, что Он делает.
Лев Кацин
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |
| |