Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Темы главы:
Предисловие: здесь будут переданы слова, которые Моше говорил народу в заиорданской степи начиная с первого числа одиннадцатого месяца сорокового года Исхода. Даётся точное указание места, и цель: авторский комментарий к Торе (Учению Единого). Моше даёт введение: история договора Единого с Израилем. Назначение глав колен и иерархии управления. Передача судебных функций судьям и наказ о справедливом и нелицеприятном суде. История разведчиков, их греха и наказания. Дальнейшая история путешествия и войн Израиля. Заселение Заиорданья коленами Реувен, Гад и Менашше. Моше велит Йеhошуа, своему преемнику, не страшиться царей Ханаана, и повторяет народу, что Сам Единый борется вместе с ним.
Эле hа-дварим - Вот слова, которые говорил Моше всему Израилю в Заиорданье, в пустыне, в степи, напротив Суфа, между Параном, Тофелем, Лаваном, Хацерот и Ди-Заhавом: одиннадцать дней пути от Хорева через гору Сэир до Кадеш-Барнеа. И было (это) на сороковом году, на одиннадцатом месяце, первого числа... (1,1-3).
Слово давар (мн.ч. дварим), давшее название главе и всей книге, перевести трудно. Давар - одновременно "слово", "фраза" и "вещь", "нечто". От этого слова происходит глагол ледабер "говорить", но и мидбар "пустыня" (изначально "пастбище", буквально "там, где есть нечто"). Давар - и суть, и слово, эту суть передающее. Греческий эквивалент этому слову - логос. Это и есть то, что на протяжении всей книги передаёт народу Моше: не только и не столько слова, сколько суть и дух Учения (Торы) Единого. В Заиорданье, в стране Моав соизволил Моше пояснить это Учение.
Мы вплотную подошли к вопросу: что же это такое - Учение (т.е. Тора)? В тексте Книги Учения (собственно Торы, "пятикнижия") это слово упоминается 32 раза, в разных значениях. Да, Учение неотъемлемо от текста Книги Учения - но оно важнее даже этой Книги. Неоднократно (начиная с первого года Исхода!) Моше записывал Учение - на скрижалях, в свитках - и это ещё не был полный текст Книги, которая имеется у нас, Книги, где описываются последние дни Моше и его смерть. Мудрецы Талмуда тоже осознавали, что Книга Торы сама по себе - ещё не всё. Сказал р. Йоханан: лучше, чтобы буква была вырвана из текста Торы, чем чтобы Имя Единого было предано публичному позору (Йевамот 79а); и даже - пусть лучше вырвется [буква из текста?] Торы, чтоб не забылась (сама) Тора в Израиле (Тмура 14б). Итак, при всей невероятной точности переписывания текста Торы, буква Торы менее важна, чем её дух.
Учение, которое дал нам Моше - дух, облечённый в слова. Не воспринимая духа Торы, мы не можем воспринять Тору и жить по ней. А именно жизнь по Торе - цель её дарования: Мои законы и правила, которые будет соблюдать человечество и жить по ним (Вайикра 18,5). Слова Торы важны, но важнее всего - дух её, и духовное самосовершенствование и очищение, которое и есть путь Торы. Книга Вайикра посвящена жертвоприношениям во всех подробностях, но там же и находится предупреждение: если мы не воспримем законы справедливости и добра, жертвоприношения не помогут: если в этом вы не пойдёте по пути Моей этики (ло тивасру ли - глагольное производное от мусар "этика, нравственность"), /.../ Я дам ваши города на разрушение, и сделаю ваши храмы опустошёнными, и не принюхаюсь к вашим (жертвенным) благовониям (Вайикра 26, 23 и 31). А пророк Амос (8 в. до н.э.) поясняет от Имени Единого: Я не буду принюхиваться к вашим (жертвенным) собраниям; ибо если вы будете приносить Мне жертвы всесожжения и подношения - Я не захочу их, /.../ уберите от Меня множество ваших песнопений, /.../ пусть (лучше) откроется правосудие, как (текущая) вода, и жертвенность ради ближнего, как река полноводная (Амос 5,21-24).
* * *
Первые четыре книги Торы описывают историю мира и создания Израиля как функционального элемента мироздания, и попутно приводят законы и заповеди в том порядке, в каком они были получены свыше - от сотворения Вселенной до прихода евреев в Моавские степи; пятая - конспект курса лекций, который Моше прочел народу в Моавских степях в 11-м и 12-м месяцах 40-го года от Исхода (ок. 1403 до н.э.). При этом последняя глава четвёртой книги - "Масъэй" - плавно переходит в первую главу пятой книги - "Дварим". Повествование не нарушается. Но всегда находились люди, желавшие поставить под сомнение истинность Торы, авторство Моше - а, впоследствии, и его существование. В XIX веке приобрела популярность в Европе теория т.н. "критики Библии", согласно которой Тора была составлена во времена Второго Храма (!) на основании текстов, частично сфальсифицированных при царе Йошийаху /Осии/ (7 век до н.э.). Исходя из разных языковых приемов, применяющихся в разных частях Торы, исследователи распилили ее на части, которым приписали разное происхождение. Вся книга Дварим, в частности, считается отдельным источником, "найденным" (разумеется, понимающе кивают "библейские критики", не найденным, а написанным) в 622 г. до н.э. во время ремонта (Первого) Храма.
Мне довелось видеть пародийное (но вполне научное) исследование, в котором с точки зрения таких же приёмов рассматривается "Винни-Пух" А.А.Милна; разумеется, методы неопровержимо доказывают, что никакого А.А.Милна не существовало, а "Винни-Пух" - компиляция из различных источников...
Один из обычных доводов, которыми пользуются "библейские критики" - наличие анахронизмов в тексте Торы. Часть этих анахронизмов, впрочем, отмечается в Талмуде, что не мешало мудрецам Талмуда верить в божественность и подлинность Торы. В 12 веке р. Авраам Ибн-Эзра составил список этих анахронизмов (мы его упоминали в комментарии к главе "Ахарей-мот"). Но Ибн-Эзре это не помешало верить в подлинность Книги!
Кажется, настало время уточнить, что мы имеем в виду, называя Моше "автором Торы". Попытаюсь сделать это при помощи наглядного примера - рассматривая совершенно другую книгу: "Курс дифференциального и интегрального исчисления". Трёхтомник, который считается "священным писанием" математического анализа не только в русскоязычном мире. На корешке этой книги проставлено имя автора: Г.М.Фихтенгольц. Вопрос: кто написал эту книгу? Хор голосов: конечно же, Фихтенгольц! Вроде бы верно. Но эта книга составлена из конспектов лекций, которые более тридцати лет читал Григорий Михайлович в ЛГУ. Конспекты писались студентами, редактировали их тоже ученики Фихтенгольца. Может, они авторы?
С другой стороны, описанные в книге теоремы и методы созданы не Фихтенгольцем, даже не Ньютоном и Лейбницем, а Единым, Творцом Всего Сущего. Это Он придал числам - нулю, единице, двойке, числу "пи" и числу "е" - их значения, и сотворил закономерности, выражаемые нами в теоремах матанализа. Более того, Единый создал самого Григория Михайловича и вдохновил его на этот труд. Значит, Единый - автор...Но что же, в таком случае, означает имя Фихтенгольца на обложке? То, что он - канал, через который в мир пришло знание, изложенное в этой книге так, как оно в ней изложено.
То же самое нам следует сказать и о Моше и его Книге. И ничего удивительного нет в том, что в конце книги Дварим рассказано о смерти Моше: книга была закончена и сформирована после его смерти и в таком виде передавалась из поколения в поколение. Поэтому, наверное, кажущиеся анахронизмы. Например, почему сказано, что наши предки строили город Раъмсес (Шмот 1,11)? Ведь этот город получил такое название только при Рамсесе II, до этого он упоминается в египетских источниках под именем Ровута! Есть исследователи, которые как раз относят Исход ко временам Рамсеса Второго или его преемника; но традиция, сохранённая в книге Млахим (и подтверждённая археологическими находками), позволяет нам отнести Исход к намного более ранним временам, когда правил Аменхотеп II. Почему же в Торе дано позднее название? А потому, что иначе потомкам не было бы ясно, какой это город! Да, может быть, эти слова появились в тексте после смерти Моше. Может быть, они там были изначально, ведь Тора - книга пророческая. В любом случае, значения это не имеет. Мы знаем, что Тора была с нами с тех пор, как мы стали народом. Каббала же говорит нам, что Тора существует вообще вне времени, что она - вся, вплоть до букв и их порядка - описывает Вселенную, является ее генетическим кодом. Наши мудрецы сформулировали это арамейской фразой "истакель бе-Орайта у-бера альма: "(Единый) смотрел в Тору и (по ней) творил Вселенную" (Зоhар, гл. Трума).
Мы можем, не теряя аналогии, сказать то же самое о книге Фихтенгольца: Единый смотрел в трёхтомник "Курса дифференциального и интегрального исчисления" и по этой книге творил математический анализ; ведь никто не сможет сказать, что первичнее: предмет или его описание. Мудрые говорят, что весь наш мир - книга, и отношения между нами и Единым напоминают отношения между героями книги и её автором. Автор мира, Автор Учения, Автор Книги Торы - Единый (в некотором смысле Он - Автор всех книг, написанных когда-либо). А человеческим автором Торы можно назвать только одного человека: того, кто дал еврейскому народу Учение, того, кто сформировал сам еврейский народ. Чьей бы рукой ни была записана эта книга впервые в том виде, в котором мы её читаем сейчас (это мог быть писец-редактор, через некоторое время после смерти Учителя), только сам Моше может и должен называться человеческим автором книги. И - несмотря на это - Тора постоянно даёт нам объективную характеристику Моше, с его ошибками и слабостями - и с его необычайной добротой и самоотверженностью. Тора нередко поправляет ошибки и погрешности Моше; в буквах Торы по сей день находят множество зашифрованных слоёв - часть их намекают на события, которые произошли через сотни и тысячи лет после Моше (в том числе и на события наших дней). Тора не говорит от имени Моше: иначе фраза а Моше - человек очень скромный, скромней всех людей на Земле (Бамидбар 12,3) содержала бы в себе противоречие. Голос Моше звучит в ней лишь тогда, когда явно говорится: "и сказал Моше". В этом смысле книга Дварим - уникальна, в этом конспекте последнего курса лекций голос Моше звучит на протяжение почти всей книги. Многие заповеди даются в нём заново, многие - не упомянуты вовсе, многие - даются впервые. По какому признаку разделены заповеди?
РаШаР Гирш убедительно показывает, что признаком разделения является страна. Повторённые заповеди - те, которые надо переосмыслить по-новому, поселившись в своей стране. Данные впервые - те, которые принципиально невозможно было дать в пустыне. Те, которые не упоминаются в книге Дварим - заповеди, которые можно одинаково соблюдать в пустыне и на своей земле. Поэтому для нас книга Дварим приобретает новую актуальность. Возвращаясь на свою землю, нам надо заново осознать нашу связь с землёй и с Единым. И для нас - и для всего человечества - необходимо понимание ключевой, последней фразы нашей недельной главы: Не бойтесь... ибо Творец, Бог ваш, борется на вашей стороне (Дварим 3,22). На нашей стороне, на стороне тех, кто смело и честно идёт по пути Единого, будет Сам Единый. А это значит - и мироздание, и судьба.
Шаббат шалом! Эли Бар-Яалом ("Хатуль")
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|