[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!

  • Страница 1 из 1
  • 1
Бейт-мидраш / Дом учения » ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ТВОРЦОМ И ЛЮДЬМИ » Евреи и Народы » Завет ("Брит"): значение основных трех заветов со Всевышним
Завет ("Брит"): значение основных трех заветов со Всевышним
ГалилеянкаОтправлено в: Суббота, 13 Августа 2011, 16:53 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
В настоящем очерке оценивается значение трех заветов, которые, в частности, определили путь развития иудаизма в истории. Благодаря этим заветам, у народа Израиля появился закон (а также образ жизни), превосходящие по своему масштабу законы государства, по нему определялось, как Израиль будет судить себя и других, и как его будет судить Бог.

Автор: Мэтью Ла Грон.

Этимология слова "брит" (завет), являющегося важнейшим понятием для изучения смысла иудаизма, неизвестна. Это слово, вероятно, заимствованное из аккадского языка, приблизительно означает близость, связь между двумя сущностями. Несмотря на то, что в Торе упоминается множество примеров заключения соглашений между отдельными людьми, подобно договору Авраама с Авимелехом о правах на воду (Бытие, 21), слово "брит" специально употребляется по отношению к устойчивым, неразрывным взаимоотношениям между Богом и человечеством. Условия завета устанавливаются Богом, Израиль же обладает свободой воли (по крайней мере, возникает представление об этом), чтобы принять, или отвергнуть эти условия. В Торе говорится, что подчинение Израиля божественной воле, в соответствии с заветом, гарантирует благополучие народа (см., например, центральный раздел молитвы "Шма"). Даже если Израиль нарушит нормы, установленные заветом, сам по себе завет не отменяется, хотя договоренность оказывается нарушена. Израиль может восстановить прежние условия с помощью жертвоприношения, или искреннего стремления исправиться. (1) В отсутствие завета с обещаниями и обязанностями, заложенными в нем, иудейская вера, объединявшая евреев между собой и являющаяся связующим элементом между Богом и людьми, приходила в упадок.

В этом очерке оцениваются три завета, в частности, повлиявшие на путь исторического развития иудаизма: во-первых – завет Бога и Ноя с его потомками, представляющими, фактически, все человечество, во-вторых – завет между Богом и Авраамом, согласно которому устанавливались исключительные отношения между Богом и большой семьей, позднее называемой еврейским народом, третий – между Богом и Израилем, ищущим возможности собрать рассеянных по земле изгнанников в единый священный народ.

Повествование является одним из наиболее популярных жанров в мировой литературе. После потопа Ной и его семья оказываются единственными людьми в мире. Клеймо преступления против нравственности смыто, человечеству предоставляется еще один шанс. До наступления этого события не существовало очевидного стандарта поведения людей по отношению друг к другу (т.е. того, как следует вести себя людям между собой) и организации общественных отношений (как нужно поступать в политике). Бог сообщил Ною о существовании универсального закона:

Всех животных я отдаю вам в пищу… Но не ешьте мяса, в котором есть жизнь – то есть кровь. И за вашу кровь – за отнятую жизнь – Я взыщу с того, кто прольет эту кровь, будь то зверь, будь то человек, отнявший жизнь у брата своего. Если кто прольет кровь человека, Кровь убийцы другой пусть прольет. Ибо человек создан как образ Божий. Будьте же плодовиты и многочисленны… Бог сказал Ною и его сыновьям: "Я заключаю договор с вами и вашими потомками, и со всеми живыми существами, вышедшими из ковчега… впредь уже воды потопа не станут губить все живое…" (Бытие, 9:3-11). (2)

Бог опустошил мир, начав с сыновей Ноя, из-за того, что люди предавались насилию. Завет, заключенный Богом с Ноем и его потомками, не предусматривает ничего, что людям следовало бы утверждать в отношении Бога. Более того, эти отношения демонстрировали так же ясно, как и божественное повеление, то, что следовало постичь человеческим разумом — а именно, что убивать запрещено, поскольку человеческие существа были созданы в соответствии с нравственным обликом Бога (бе-целем элоким). Законы записываются, потому что предполагается, что их могут нарушать. Из того, что Бог по своей воле разрешил людям размножаться, следовало, что ему пришлось положиться на свободу выбора человеческих существ. Это с большой вероятностью означало, что люди продолжат нарушать основные нормы морали. Мы – существа, подчиняющиеся законам морали и действуем, руководствуясь доброй волей, поэтому мы можем совершать ошибки, хотя, по словам Леона Касса, наша способность подчиняться закону "способствует развитию возможности самоконтроля и самоограничения." (3) Непостоянство индивидуального и группового подчинения или непокорности божественной воле – сырье для нравственных поисков в духовной жизни.

Завет, заключенный с Ноем, уникален в силу того, что его условия распространяются на все человечество. Допуская существование гражданского общества в самом широком смысле, этот завет не основывается ни на каких примерах из исторического контекста, или на общей исторической памяти какой-либо отдельной общины. Заимствуя высказывание из антропологии, завет с Ноем был ни то, ни се – ни толстый, ни тонкий, его сильной стороной была универсальность, однако его условия неприменимы к формированию жизненного уклада отдельной общины. Тем не менее, он столь примечателен именно в силу его универсальности. Благодаря этому завету, повсюду утвердились стандарты поведения людей по отношению друг к другу, для каждого человека и на все времена. Позднее раввины сформулировали отдельное понятие шева мицвот Бней Ноах (семи заповедей сыновей Ноя, включая запреты убивать, грабить, вступать в незаконные половые отношения, предаваться идолопоклонству и т.д.) для оценки соответствия нормам морали представителей других народов. Евреи могли жить в иноэтничной среде, если ее представители вели себя согласно нормам завета с Ноем.

Если завет, заключенный с Ноем, выражал связь Бога с миром на макро-уровне, то в завете с Авраамом представлен микро-уровень, поскольку соглашение было заключено с отдельным человеком и, со временем, с его семьей. В договоре, принятом Авраамом, объединились три не связанных между собой элемента: земля Ханаана, потомки (следует отметить, что в Торе узаконена забота о плодовитости) и благословение, которое получат все, кто благословит евреев, те же, кто проклинает их, сами будут прокляты.

Будучи в прошлом уроженцем Месопотамии, патриарх Авраам, руководствуясь гласом Божьим, покинул дом своего отца, оставив друзей, родню и идолов, чтобы внимать Богу Невидимому – нелепой для языческого мира идее, и рискнуть отправиться в чужую страну. Он пожертвовал привычным ради неизвестного, пренебрег домашним комфортом во имя веры в обещания завета. Эта вера (эмуна) станет фундаментальным понятием для тех, кто мыслит категориями завета. Она является твердой убежденностью в том, что Бог держит свои обещания, даже если обстоятельства тому противоречат.

О завете Авраама рассказывается в двух повествованиях. Первое из них отличается своеобразием. Говоря словами современного языка, в нем рассказывается о "завете частей". Тора гласит:

“Приведи мне сюда трехлетнюю корову, трехлетнюю козу, трехлетнего барана, принеси горлицу и голубя. Авраам привел животных и разрубил их пополам, а половины положил одну против другой… Солнце зашло, и наступила тьма. Тогда явились и прошли меж рассеченными животными жаровня дымящаяся и факел пылающий. В тот день Господь заключил с Авраамом договор: "Я отдаю твоему потомству всю эту землю от Египетского потока до великой реки Евфрат". (Бытие, 15:9-10, 17-19).

Подобный ритуал был широко распространен на Ближнем Востоке в древности. Идея, описанная в вышеприведенном отрывке, состоит в том, что жертвенные животные, разрезанные пополам, представляют собой две стороны договора (или же, в данном случае, – завета). Обе стороны проходят между разложенными отдельно частями, а потом соединяют их вместе. Символический смысл этих действий очевиден: то, что было разделено, становится единым. Если какая-то из сторон нарушит договор, то ее представители будут принесены в жертву, подобно животным. Конечно, в Торе не поощряется жертвоприношение какой-либо из договаривающихся сторон, там используются образы, доступные обычному еврею, для выражения идеи доверия, необходимой для завета. Этим заветом просто утверждаются новые взаимоотношения между Богом и Авраамом, начавшие развиваться, как это описано в главе "Лех Леха".

Во втором повествовании более прямолинейно говорится о привлечении к завету еврейских мужчин:

Ныне Я заключаю с тобой договор. Ты станешь прародителем многих народов… Многочисленным сделаю Я твой род: целые народы произойдут от тебя… У Меня будет договор с тобой и твоими потомками. Я отдам тебе и твоим потомкам эту землю, в которой ты сейчас переселенец, - всю землю ханаанскую Я отдам твоим потомкам в вечное владение и буду их Богом… Все мужчины у вас должны быть обрезаны. Так договор со Мною, договор навеки, будет запечатлен на вашей плоти. А необрезанный – тот, чья крайняя плоть не обрезана, – будет отторгнут от своего народа, за то что нарушил договор со мною.
(Бытие, 17:4-8, 11, 14)

Хотя обрезание было распространено среди некоторых народов, с которыми евреи поддерживали культурные контакты (например, египетских священников обрезали), удаление крайней плоти в других местах знаменовало наступление половой зрелости и переход в мир взрослых. Для Авраама и его потомков обрезание не ассоциировалось с половой зрелостью, поскольку заповедь следовало выполнять на восьмой день после появления мальчиков на свет. Оно представляло собой физическое напоминание о трансцендентном опыте, знак на теле, предназначенный для того, чтобы напоминать о связи Израиля с Богом. Физическая природа обрезания срабатывала безошибочно: как правило, тело исполняет заповеди, но в этом случае, как отмечали исследователи, заповедь исполнена прямо на теле. Греки и римляне в последствии считали обрезание проявлением варварства со стороны евреев, ведь согласно их убеждениям, тело мужчины было совершенным, и удаление крайней плоти наносило ущерб природному совершенству, однако для самих евреев оно означало постоянное отождествление с заветом.

Размышления о том, почему Бог избрал одного Авраама из всего человечества, приводили к различным спекуляциям: Филон и Иосиф Флавий, первый из которых был философом, а второй – историком, в 1 в. н.э. полагали, что философские познания Авраама и его нравственная мудрость повлияли на божественный выбор. Современные комментаторы, например, Меир Соловейчик и Михаил Вышогрод пришли к заключению о том, что Бог полюбил Авраама и его семью, и что выбор Авраама был обусловлен не рациональными соображениями, а cильнейшей божественной и человеческой мотивацией – любовью. (4) Установить причину завета невозможно, но потребность в нем проистекает из концепции об избранничестве Израиля, доктрины об избранном народе.

Между заветами, заключенными с группой людей, обособленной от остального мира (сыновьями Ноя) и отдельной личностью (Авраамом), находится завет о национальном единстве, превращающий порабощенное множество людей в священный народ, избранный Богом из всех других народов для того, чтобы служить свидетелями божественного помысла в мире. Таков, конечно, Моисеев завет, возникший вследствие встречи Моисея с Богом на горе Синай:

Вы видели, что Я сделал с египтянами, видели, как Я вас нес к Себе на орлиных крыльях. Если вы будете Мне послушны и верны договору со Мной, то вы будете Моим драгоценным достоянием, из всех народов лишь вы одни. Вся земля Моя, а вы будете у Меня царством жрецов, святым народом. (Ex. 19:4-6)

Что придает уникальность контексту этого повествования? У нас нет других древних текстов, согласно которым божество обращалось бы к целому народу. Согласно средневековому философу и поэту Иегуде Галеви, тот факт, что весь народ Израиля внимал словам завета, заключенного на горе Синай, подтверждает его превосходство над другими откровениями, так как этот завет был публичным, с 600 000 свидетелей. Почему это важно? В рассказе об исходе из Египта создаются предпосылки для присоединения еврейской общины к завету.

Исход и Синай связаны между собой навеки. Евреи приняли условия завета не в Египте. Будучи рабами, они не имели свободы выбора, и не имели возможности дать согласие добровольно. В Талмуде неоднократно рассматривалась необходимость эиого согласия. В знаменитом мидраше в трактате "Шаббат" рассказывается, как Бог поднял гору Синай над головами евреев, угрожая им погребением по ней, если они не примут Торы.

Наконец, став свободными людьми, по крайней мере, физически, они могли принять, или отвергнуть то, что им предлагали. В соответствии с еврейской традицией, выбор, сделанный по принуждению, вовсе не является выбором. Человек, несущий такое бремя, на самом деле, не может нести ответственности по закону за принятое решение, хотя с точки зрения морали он может быть неправ. Бог, однако, продемонстрировал свою заботу о еврейском народе. Отныне евреи могли высказать собственное мнение о принятии завета, поддерживаемые чувством признательности за то, что Бог вывел их из Египта. В раввинистическом предании из "Мехильты Рабби Ишмаэля" подчеркивается, что Богу было нужно убедить евреев с помощью божественных деяний в том, что его господство над Израилем имело легитимные основания:

"Я Господь, твой Бог" (Исх., 20:2). Почему 10 заповедей не указаны в начале Торы? Притча: на что это похоже? На короля, приехавшего в провинцию и сказавшего людям: "Можно мне правит вами?" Они ответили: "Дал ли ты нам какое-нибудь благо, чтобы править нами?" Как же он поступил? Он построил для них городскую стену, обеспечил водоснабжение… Подобным же образом Бог сказал Израилю: "Я Господь, твой Бог, который вывел тебя из Египта. Пусть у тебя не будет никаких богов, кроме Меня". Потом он сказал им: Разве не я – Тот, чью власть вы приняли в Египте? Они ответили: "Да". Он продолжил: "Теперь примите мои законы так же, как вы приняли мою власть".

(Мехильта де Рабби Ишмаэль, Ба-ходеш, гл. 5) (5).

Заключение.

В некотором смысле, завет очень напоминает контракт. Между ними, на самом деле, довольно просто установить сходство. Как завет, так и договор объединяют две стороны или более, добровольно заключающих соглашение на определенных условиях. На этом сходство заканчивается. Контракт ограничен во времени. У него имеется четко установленный срок действия, по истечении которого его можно расторгнуть, или продлить. Завет, по крайней мере, в еврейской традиции, вечен. Действие контракта прекращается, если одна из сторон нарушает его условия, в то время как, например, регулярные заигрывания евреев с языческими божествами не привели к разрыву Бога с Израилем. Стороны равноправны по закону, однако завет не предполагает равенства между еврейским народом и Богом. Бог устанавливает условия, а евреи пытаются удовлетворять этим условиям. Три завета, описанные выше, наделяют Израиль Законом (и образом жизни), превосходящим законы государства. Согласно им, определяется, каким образом евреи будут судить себя и других, и как их будет судить Бог. (6)

(1) См. Дэвид Новак, Еврейский общественный договор: очерк по политической теологии. Принстон, Нью Джерси, Издательство Принстонского университета, стр. 31.
(2) Эти и последующие отрывки приводятся по книге Роберта Альтера "Пятикнижие Моисеево: перевод с комментариями", Нью Йорк, Изд. "Нортон", 2008.
(3) Касс, Леон. Зарождение мудрости: Читая книгу Бытия. Нью Йорк, изд. "Фри Пресс". Стр. 176.
(4) О Соловейчике см.: "Любимый Богом: в защиту идеи об избранничестве. Азюр 19 (зима 2005 г.). О Вышогроде см.: Основа веры: Бог и народ Израиля. Нортвэл, Нью Джерси. Изд. Джейсона Аронсона, 1996 г.
(5) Цит. По: Еврейская политическая традиция, т. 1: под редакцией М. Уэлзера, М. Лорбербаума и Н. Зогара. Нью Хэвен, Изд. Йельского университета, 2000. Стр. 27 – 28.
(6) Для дальнейших размышлений см. Новак, Еврейский общественный договор, гл. 2 и далее.


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
ХульдаОтправлено в: Суббота, 13 Августа 2011, 21:51 | Сообщение № 2

Участник
Сообщений: 428
C нами с 20 Сентября 2009
Откуда: Латвия
Статус: Отсутствует
Очень интересный очерк. И вот какая недосказанность:

Quote (Галилеянка)
о "завете частей". Тора гласит: “Приведи мне сюда трехлетнюю корову, трехлетнюю козу, трехлетнего барана, принеси горлицу и голубя. Авраам привел животных и разрубил их пополам, а половины положил одну против другой… Солнце зашло, и наступила тьма. Тогда явились и прошли меж рассеченными животными жаровня дымящаяся и факел пылающий. В тот день Господь заключил с Авраамом договор: "Я отдаю твоему потомству всю эту землю от Египетского потока до великой реки Евфрат". (Бытие, 15:9-10, 17-19).


После троеточия идёт (здесь пропущено): ...а птиц не разрезал. (Бытие 15, 10). А почему?

Quote (Галилеянка)
Подобный ритуал был широко распространен на Ближнем Востоке в древности. Идея, описанная в вышеприведенном отрывке, состоит в том, что жертвенные животные, разрезанные пополам, представляют собой две стороны договора (или же, в данном случае, – завета). Обе стороны проходят между разложенными отдельно частями, а потом соединяют их вместе. Символический смысл этих действий очевиден: то, что было разделено, становится единым.

Птицы не были разделены, голубь и горлица остались целыми. Значит, они обладали каким-то особым статусом, или не были разрезаны по причине небольших размеров?

Затем голубь сыграл немаловажную роль при выходе из ковчега Ноаха и его семьи, с которым Б-г заключил также завет.
[BibleQuote]Как прекрасна ты, подруга моя, как прекрасна! Глаза твои [чисты], как у голубки. Шир а-Ширим, 1:15[/BibleQuote]
Что это значит? Когда Ноах находился в ковчеге, принес ему голубь в клюве ветвь оливы (символ мира). Сказал Всевышний: «Голубь возвестил миру светлую новость, вы же будете приносить масло оливы и зажигать предо Мною свет» («Мидраш Танхума», гл. «Тецаве», 5).

Ноах проверяет, можно ли выйти из ковчега, сошли ли великие воды, обнажив сушу, можно ли вернуться в мир, стать его частью. Голубь предстает в этом сюжете символом желания, возможности и необходимости «вписаться» в мир с его нуждающимися в проверке идеалами и нормами. (Д.Палант)

А насчёт брит-мила, завет обрезания. Это заповедано всем мужчинам народа избранного. А для женщин, родившим ребёнка:

[BibleQuote]6 По окончании дней очищения своего за сына или за дочь она должна принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех, ко входу скинии собрания к священнику;
7 он принесет это пред Господа и очистит ее, и она будет чиста от течения кровей ее. Вот закон о родившей младенца мужеского или женского пола.
8 Если же она не в состоянии принести агнца, то пусть возьмет двух горлиц или двух молодых голубей, одного во всесожжение, а другого в жертву за грех, и очистит ее священник, и она будет чиста. ( Левит 12 ).[/BibleQuote]
Может, поэтому птицы остались нерассеченные Авраамом. Ведь им с Сарай тогда, будучи бездетными, было обещано многочисленное потомство.
Определённо, голубь (раньше он был эмблемой этого сайта, а теперь Менора, но связь здесь очевидна!) обладает большой духовной силой.


Утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего.
 
masik-nikОтправлено в: Понедельник, 15 Августа 2011, 08:22 | Сообщение № 3

Постоянный участник
Сообщений: 149
C нами с 08 Февраля 2008
Откуда: Соединенные Штаты
Статус: Отсутствует
Quote (Галилеянка)
Если какая-то из сторон нарушит договор, то ее представители будут принесены в жертву, подобно животным


Я слышал, что-то подобное, но там говорили, что в то время люди знали очень хорошо, если ты поклялся или дал обет, то ты должен исполнить его. А то с тобой будет так же, как и с этими животными. Будет убит или еще что (но там не говорили что они будут пренесены сами в жертву. А что там было на самом деле я не знаю. Знаю одно. Авраам бы этого не делал)


שמע ישראל יהוה אלהינו יהוה אחד
Просите мира Иерусалиму
И возгремит Г-сподь с Сиона, и даст глас Свой из Иерусалима; содрогнутся небо и земля; но Г-сподь будет защитою для народа Своего и обороною для сынов Израилевых.Иоиль3:16
 
ХульдаОтправлено в: Понедельник, 15 Августа 2011, 22:57 | Сообщение № 4

Участник
Сообщений: 428
C нами с 20 Сентября 2009
Откуда: Латвия
Статус: Отсутствует
Quote (Галилеянка)
Этимология слова "брит" (завет), являющегося важнейшим понятием для изучения смысла иудаизма, неизвестна. Это слово, вероятно, заимствованное из аккадского языка, приблизительно означает близость, связь между двумя сущностями

Очень интересное слово. "Брит" - завет, или "союз" в то же время связан со словами "творение" и "отрезать" (рассекать) на иврите.

Quote (Галилеянка)
В этом очерке оцениваются три завета, в частности, повлиявшие на путь исторического развития иудаизма: во-первых – завет Бога и Ноя с его потомками, представляющими, фактически, все человечество, во-вторых – завет между Богом и Авраамом, согласно которому устанавливались исключительные отношения между Богом и большой семьей, позднее называемой еврейским народом, третий – между Богом и Израилем, ищущим возможности собрать рассеянных по земле изгнанников в единый священный народ.

Получается такая цепочка: всё человечество => еврейский народ => священный народ.
У каждого есть шанс примкнуть к священному народу, для этого надо отсечь орлу, всё лишнее, крайнюю плоть сердца. Эти все три завета заключены Б-гом для потомков, и не зря это физически выражается на том месте, с помощью которого потомство производится. (брит мила)

Союз и Творение (Брит и брия)

Брит – союз – означает очень сильное, вечное соединение между людьми, которое нельзя расторгнуть или отменить. Таргум переводит его везде как «каяма» – от корня «незыблемое». Странно, что заключение союза в писании всегда называется «отрывание сюза» (карат а-брит)? Объясняет Агро в комментарии к «Сефер Йецира», что для установления союза (сильной связи) каждый вступающий в союз отрывает от себя что-то очень важное для него и даёт другому. Таким образом, они связываются навеки.

Рамбан в главе Ноах объясняет, что корень слова брит (союз) – это брия (творение). Т.е. любой союз, упомянутый в Торе, – это создание новой дополнительной реальности, выходящей за рамки существующего порядка. И само слово брия кроме значения сотворить имеет также и значение отрезать, т.к. само понятие творение подразумевает существование реальности, обретшей в определённой степени самостоятельность, т.е. отделённой от своего корня (как это объясняет Рамбан в главе Берешит). Так что и брит, и брия включают в себя понятие отрыва.

Союз Ноаха

Итак, любой союз — это создание новых объектов и понятий, выходящих за рамки обычного порядка творения.

Приведём примеры. Основой существования сегодняшнего творения в целом является союз, который Творец заключил с Ноахом. Творение приобрело незыблемое существование, установленное навеки; над ним больше не нависает опасность потопа и уничтожения. Т.е. этот союз создал новый вид существования творения, поскольку изначально имелась возможность его возврата в состояние первозданного хаоса «тоу ва воу», если бы творение опустилось до низменного уровня и потеряло право на существование.

Союз c Авраамом.

Существование еврейского народа зиждется на союзе, который Вс-вышний заключил с Авраамом между рассеченными частями жертвы – брит бейн а-бетарим. (Берешит, 15). По законам природы у Аврама не могло быть потомства, и всё наше существование – реализация этого союза. Тогда Он сказал Авраму: «Выйди за пределы (своих познаний в астрологии, т.е. не обращай внимания )!», и изменил звёздную систему.

Во всех этих союзах Творец мира как бы отделил от Себя желание творения и передал его нам в руки.

Союз с Авраамом включает в себя (кроме прочего) то, что через Авраама пройдёт всё вышеупомянутое желание. Всё творение было передано нам в руки, как сказано (Миха 7:20): «Дай правду Яакову, добро («хесед») Аврааму». Весь мир стоит на качестве хесед (желание Творца делать добро другим), и оно было отдано нашему праотцу Аврааму – он раскрыл качество «хесед» Творца.

Понятно, что со своей стороны Авраам отдал Творцу важнейшую часть своего существования – своё продолжение, т.е. потомство. Это то, что имеется в виду в стихе (Берешит 17:7):[BibleQuote] «…чтобы быть Б-гом тебе и твоему последующему потомству».[/BibleQuote] Союз заключается в месте, связанном с потомством – продолжением существования человека, и эту силу отдают Вс-вышнему.

Поэтому любой, кто относится к потомству Авраама, автоматически (даже если не обрезан) является участником союза обрезания («брит мила»), как мы находим в мишне (Недарим לא:): «Для принявшего обет не получать удовольствие от необрезанных запрещены обрезанные неевреи и разрешены необрезанные евреи».

Это и есть союз: мы входим в него и принимаем на себя Его ярмо, и тем самым жертвуем Ему себя, а Творец взамен «отдаёт» нам Себя. И всё Б-жественное, которое должно раскрыться в этом мире, будет раскрываться через нас.

Союз Торы

Передача Торы – тоже союз, как сказано: «Если бы не Мой Союз днём и ночью …». Скрижали тоже называются скрижалями завета («лухот а-брит»). И в этом союзе мы видим тот же принцип. Как известно, Тора передана нам, и зависит от нашего решения. Вс-вышний управляет миром в соответствии с мнениями мудрецов Торы, т.е. объяснение мудрецов является самой Торой. Его любимую вещь («любимую Его игрушку»), написанную за 2000 лет до сотворения мира и спрятанную в тайниках Творца, Он отдал нам.

Понятно, что мы со своей стороны должны быть полностью отданы Торе, только тогда она отдаст себя нам.

Источник


Утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего.
 
LouizaОтправлено в: Понедельник, 03 Декабря 2012, 08:08 | Сообщение № 5

Участник
Сообщений: 1318
C нами с 22 Июня 2009
Откуда: Украина
Статус: Отсутствует
Quote (Жанна)

Существование еврейского народа зиждется на союзе, который Вс-вышний заключил с Авраамом между рассеченными частями жертвы – брит бейн а-бетарим. (Берешит, 15). По законам природы у Аврама не могло быть потомства, и всё наше существование – реализация этого союза. Тогда Он сказал Авраму: «Выйди за пределы (своих познаний в астрологии, т.е. не обращай внимания )!», и изменил звёздную систему.

Аврahaм вырос и прожил жизнь в стрaне, где aстрология и всякого родa гaдaния имели решaющее знaчение в определении людских судеб. Судьбу свою Аврahaм (тогдa ещё Аврaм) связывaл с движениями Юпитерa, и по его aстрологическим прогнозaм выходило, что не будет у него сынa, что он - aрири. Миросозерцaние человекa из стрaны звездочетов помешaло Аврahaму понять послaнные ему словa Господa. Потому-то Он:
[BibleQuote]"И вывел его нaружу, и скaзaл: "Взгляни (haбед), прошу тебя, в небо и сочти звезды. Сможешь ли ты считaть их?…"
[/BibleQuote]
И еще, другой рaз, скaзaл Господь, то есть скaзaл ему что-то новое
[BibleQuote]: "И скaзaл ему: "Тaк (ко) будет твое потомство" (Б.15:5).
[/BibleQuote]
Слово "haбед" подрaзумевaет взгляд с тaкой позиции, с которой объект нaблюдения виден сверху вниз. Нa небо можно смотреть с тaкой позиции только тогдa, когдa нaблюдaтель "выведен нaружу" и в прямом и переносном смысле - выведен нaружу из Мирa, из сaмого состояния бытия в Мире. Выводя нa позицию, где небо видно сверху вниз, Господь просит Аврahaмa сделaть усилие, сломaть привычное ему миро- и жизнесознaние и смотреть верно, снaружи - в небо, кaкое оно есть нa сaмом деле. Речь, конечно, идет не о подсчете количествa звезд нa небосводе, a о взгляде нa небо и звезды. И Господь не говорит "сколько будет", a говорит "тaк будет твое потомство". Кaк - "тaк"?

У живущего нa Земле человекa есть предстaвление о том, что все существующее упрaвляется по зaведенному ходу, гaрмоническими естественными зaкономерностями, зaфиксировaнными, скaжем, в звездном небе. Только выйдя нaружу, зa пределы Мирa, Аврahaм мог увидеть, что небо и его созвездия в высшей подмирной действительности упрaвляются непосредственно Им. И тaкже (ко) кaк небо, - то есть непосредственно - будет упрaвляться и потомство Аврahaмa. У потомствa этого не будет "своей звезды" в aстрологическом смысле, оно вообще не будет жить по кaким-либо зaкономерностям: природным, этническим, социaльным, историческим и прочее. Скорее уж нaперекор этим зaкономерностям оно будет упрaвляться прямо Им, Его рукой.

Для языческого взглядa мир упрaвляется "звездaми", то есть силaми, содержaщимися внутри сaмого мирa, которых ничто вне их не может сдерживaть или огрaничить. Языческие божествa - чaсть этого Мирa, только другой его плaн. Все в "поднебесной" зaвисит лишь от собственного хaрaктерa сущностей этого небесного плaнa. И двa "нaчaлa" Мирa для дуaлизмa - в этом мире, суть его пaрa изнaчaльных потенций бытия, рaзворaчивaющихся сaми в себе. Аврahaм, известно нaм, нaчaл с поклонения небесным сущностям. Он пришел не к двум, что есть естественный вывод, a к Одному - потому что увидел зaкон в Мире. И это воистину открытие. Он увидел, что эти сущности, что эти "звезды" - упрaвляемы. Мир, где влaствует не "рок", a зaкон (устaв), есть Мир сотворенный - Кем-то "снaружи" его, Кем-то, Кто "нaзнaчaет звезды по их стрaжaм нa своде по воле Своей" (Сидур).

Открытие Аврahaмa - открытие Зaконодaтеля мирa. Он сумел узнaть Его не в "чуде", не в нaрушении ходa и порядкa Мирa, но в сaмом этом порядке. Открытие зaконосообрaзности, то есть сотворенности Мирa, приводит к Тому, Кто вне этих зaконов, Кто постaвил предел создaнным Им силaм и скaзaл: "вот зaкон - и не прейдешь".

И тем сaмым Аврahaм уже "вышел нaружу". Но его открытие включaет не только это. Аврahaм понял, что Тот, Кто постaвил зaкон Миру, требует исполнения Своей воли и от сынов человеческих, что Он, Всевышний, "влaдеет небом - и землей" (Б.14:22). Теперь он готов увидеть небо и землю в перспективе Всевышнего, сверху.

Впрочем, все же можно скaзaть, что потомство Аврahaмa будет "кaк звезды", но в особом смысле, не в смысле множественности. Кaждaя звездa в небе - не песчинкa в груде пескa, a целый мир, со своим особенным светом и своим, собственным именем. Гибель кaждой звезды - стирaние цельного отдельного мирa. Кaк можно тaкие "звезды" унифицировaть, сосчитaть, слить их всех в общее число? "Сможешь ли ты считaть их?" Дa они и рaзобщены только если смотреть нa них снизу вверх. Сверху же видно, что ими всеми упрaвляет единое Нaчaло, что они - послушный хор Его. Вот что скaзaл Господь. И понял Его Аврahaм.
[BibleQuote]"И поверил (веhеймин) в (бе) Господa и зaсчитaл ему её цдaкa" (Б.15:6).
[/BibleQuote]
Рaзумеется, Аврahaм "поверил в Господa" не в смысле, что Он существует. Тaкой вопрос ложен и кроме редчaйших и крaтчaйших случaев вообще не является горячим вопросом в Человечестве; в отношении же Аврahaмa он просто смехотворен. Нет тут речи и о вере-доверии в кaкие-то определенные утверждения, события, предскaзaния. Это и не сaмоцельное и сaмоценное стремление веровaть, и не нaстрой души нa веру, и дaже не столько определение устaновки нa жизнь (что сaмо собой), сколько рaзрешение вопросa своего поведения в жизни.

Однaко "доверять" и "ввериться" по-еврейски вырaжaется по-рaзному. Способность вверять себя Богу - есть способность полностью положиться нa Ведущего тебя, идти зa Ним и отдaть себя в Его руки. Это мaло понимaть метaфорически. Язык недвусмысленно нaстaвляет нaс в понимaнии "веры". Ведь "эмунa" произведено от того же корня, что и "омaн" - мaстер, художник! Знaчение этого корня - создaвaть и формировaть, кaк мaстер придaет форму своему мaтериaлу - и точно тaкже воспитaтель, "омэн", формирует сердце вверенного ему неоформившегося человекa. Вверяющийся Богу отдaется его воспитaнию, он делaет Его своим Мaстером, своим Художником, чтобы сaмому стaть "делом рук художникa" (Песнь песней, 7:2). Это не верa "в то, что…", a жизненное отношение, переустaновление всей души. Это готовность передaться Ему в руки, чтобы дaть Ему сделaть из своей жизни Его, Мaстерa, художественное произведение. То, что ошибочно переводят кaк "верить в Богa", ознaчaет: осознaть себя мaтериaлом в руке художникa, передaть себя в руки Нaстaвникa и осуществить отношение к жизни кaк к процессу создaния себя. Понятно, что тaкaя "эмунa" неотрывнa от слушaния и слышaния голосa Мaстерa.

Аврahaм узнaл возможность вырвaться из причинности, из исчисляемости, из "рядa" - если он отдaет себя под прямое упрaвление Богa, свободно сделaется произведением рук Ведущего мир. Он поднял глaзa. Потому ему дaно выйти вовне и увидеть своими глaзaми мир вечной жизни. Отверг влaдычество звезд - и вот он под руководством Того, Кто нaпрaвил их ход. Кaждый из сыновей домa Яaковa, "мощных и бесстрaшных", говорит пророк Ишaя , кaждый из них, черпaющий силу и бесстрaшие из признaния только одного влaдычествa, получaет свое "имя" - свою судьбу и зaдaчу рaботы в жизни - непосредственно от Хозяинa. Не пропaдет ни один.

Мы, дети Аврahaмa - "вверяющиеся дети вверявшихся". Предки проложили дорогу веры. Но для отцa нaшего Аврahaмa - не было прецедентов. В этом смысле верa - его вклaд, мы лишь переняли её от него.

( Берман. Библейские смыслы )


Я могу только предоставить Вам информацию. Убеждения Ваши Вы должны формировать сами.
 
АркадийОтправлено в: Понедельник, 03 Декабря 2012, 12:07 | Сообщение № 6

Участник
Сообщений: 535
C нами с 24 Апреля 2011
Откуда: Молдова
Статус: Отсутствует
Quote (Жанна)
Это и есть союз: мы входим в него и принимаем на себя Его ярмо, и тем самым жертвуем Ему себя, а Творец взамен «отдаёт» нам Себя. И всё Б-жественное, которое должно раскрыться в этом мире, будет раскрываться через нас.

Справедливо ли это в отношении Иешуа?
Да! Втор.18:15 Пророка из среды
тебя, из братьев твоих, как меня,
воздвигнет тебе Господь Бог твой,
- Его слушайте,
Достаточно авторитета у Иешуа, чтобы его слушаться?
Завет на Хориве был заключён с ЙХВХ. Иешуа сказал, что он и Отец одно.
Традиция говорит, что ангел смерти в разговоре с Всевышним просил показать того, кто его одолеет.
Победитель смерти это Иешуа?
Вокруг этого вопроса вращается вся теология. Иными словами:Матф.11:3 сказать Ему: Ты ли Тот,
Который должен придти, или
ожидать нам другого?
На что Иешуа ответил уклончиво:Матф.11:5 слепые прозревают и
хромые ходят, прокаженные
очищаются и глухие слышат,
мертвые воскресают и нищие
благовествуют;
Так всё это делает современная медицина. Значит, нынче ждать нужно не Машиаха, а ЙХВХ.
Машиах (МЕДИЦИНА) пришёл (ВО ВТОРОЙ РАЗ) и спасает, не окончательно а только на время, что делал и Иешуа.
Адам никогда не был вечно бессмертным, а только через посредство "дерева жизни".
Вот заповеди Торы и являются листьями дерева жизни, а медицина это мессия. Будьте здоровы!


Не закрывай глаза на правду.
 
LouizaОтправлено в: Понедельник, 03 Декабря 2012, 17:05 | Сообщение № 7

Участник
Сообщений: 1318
C нами с 22 Июня 2009
Откуда: Украина
Статус: Отсутствует
Quote (Аркадий)
Традиция говорит, что ангел смерти в разговоре с Всевышним просил показать того, кто его одолеет.
Победитель смерти это Иешуа?

Нет,конечно...
А что, христиане перестали умирать ?
Quote (Аркадий)
Победитель смерти это Иешуа?
Вокруг этого вопроса вращается вся теология. Иными словами:Матф.11:3 сказать Ему: Ты ли Тот,
Который должен придти, или
ожидать нам другого?

Аркадий, я понимаю, Вы хотите доказать христианскую теологию. Но, во-первых, нужно самому быть теологом или
хотя бы в совершенстве знать то, о чем говорится ;
а во-вторых, о чем же спрашивали ученики Иисуса ? Даже если рассматривать христианский Н.З , то они спрашивали у Иисуса
является ли он Машиахом ( а не победителем смерти ).

Надо очень много работать для своего духовного развития, чтобы уметь понимать духовные вещи.

Вс- вышний говорит ,что Он "дает мудрость мудрым и разумение разумным… (Дан. 2, 21): "
Это Он,Дарующий познания. Заметим, что мудрость от Бога дается только тем, кто уже мудр, а разум — тем, кто разумен, т. е. способен воспринять даруемое. Об этом же говорит царь Соломон в Притчах:
[BibleQuote]…Послушает мудрый — и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы… (Прит. 1, 5)[/BibleQuote]

Это означает, что всякое познание ниспосылается Богом человеку в той мере, в какой может быть усвоено. А поскольку мудрость — высшая степень познания, то она дается лишь тому, кто уже мудр…

Человеку приходится проходить множество Египтов : на одном уровне ему нужно вырваться из заточения мирского окружения, пытающе-
гося удержать его в своем плену, на другом- это могут быть узкие рамки человеческого интеллекта, который пропускает иудейскую
веру через низменный фильтр привычных рационалистических объяснений. Но даже если он благополучно минует эти уровни, если его вера наконец вырвется из тисков рассудка, ему все равно следует устремляться к новым высокогорным просторам, по сравнению с которыми его теперешнее состояние - заточение.

Но эта тема ,Аркадий, совсем о другом - Завет ("Брит"): значение основных трех заветов со Всевышним.


Я могу только предоставить Вам информацию. Убеждения Ваши Вы должны формировать сами.
 
Бейт-мидраш / Дом учения » ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ТВОРЦОМ И ЛЮДЬМИ » Евреи и Народы » Завет ("Брит"): значение основных трех заветов со Всевышним
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz