Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| – Здравствуйте, рав! Почему люди, когда находятся в Интернете, позволяют себе лгать, сплетничать, флиртовать с чужими женами, воровать и т.д.? Неужели в Интернете йецер а-ра усиливается? Борис, Гомель
– Прежде всего, уточним суть самого термина «йецер а-ра». Слово «йецер» в переводе с иврита означает «формирование». «Ра» буквально — «плохой», но в контексте данного термина имеет значение «антипод Света и Добра, которые излучает Всевышний».
То есть йецер а-ра — сформировавшийся в человеке «корень» негативных побуждений, которые толкают его к противодействию Воле Творца.
В реальной жизни, в общении с реальными людьми, всегда присутствуют сдерживающие факторы. В первую очередь это общепризнанные поведенческие нормы и принципы, которые прививаются каждому с младенческого возраста и обуславливают поведение в обществе.
Накопив в общении некий практический опыт, человек твердо знает, что поступать так-то и так-то некрасиво, нехорошо и т.п. А поскольку большинство людей хотят занять определенное место в обществе, им небезразлично, как их оценивают окружающие. Поэтому они стараются вести себя с постоянной оглядкой на то, как отреагируют на их слова и поступки, что о них подумают или скажут.
Так йецер а-ра в человеке оказывается в достаточно прочных оковах, не позволяющих дурным побуждениям бесконтрольно прорываться наружу. Для людей, стремящихся к Добру и Свету Всевышнего, эти сдерживающие факторы могут стать осознанной основой строительства жизненной линии. Для кого-то это маска для «внешнего пользования», которую человек надевает, руководствуясь здравым смыслом.
Для людей, стремящихся к Добру и Свету Всевышнего, виртуальное пространство Интернета в определенном смысле — продолжение реальности, в которой они существуют. А вот для тех, кто в «маске», Интернет — выход на просторы, где можно забыть о приличиях. Ведь Интернет ни к чему не обязывает. Здесь можно подписаться любым именем, поместить любую фотографию… То есть чувствовать себя совершенно свободным от какой бы то ни было «идентификации». Естественным образом обретает свободу беспрепятственного проявления и йецер а-ра.
Иными словами, дурное начало в человеке в Интернете, вопреки вашему предположению, ничуть не усиливается. Оно просто вырывается на волю. Ибо сдерживающие факторы, когда никто не в состоянии определить, что ты — это ты, и оценивать тебя, соответственно, не сможет, напрочь отменяются. А значит, и маска уже не нужна. И человек позволяет себе бездумно следовать собственным негативным побуждениям и склонностям, становясь таким, каков он в сердце.
Отсюда и переполненность Интернета ложью, сплетнями и прочим негативом, который в реальном межличностном общении встречается гораздо реже, нежели в виртуальном, обезличенном пространстве.
Подчеркну, что такая виртуальная вседозволенность небезопасна. Пользуясь ею, человек рискует подчинить себя собственному йецер а-ра, постепенно утратить разумные критерии, благодаря которым мы в реальности отличаем добро от зла.
Чтобы не соскользнуть на этот путь, чтобы достойное поведение не было маской, но стало частью человеческой личности, надо прилагать осознанные усилия к тому, чтобы укреплять в себе положительные качества. Развивать в себе честность, совестливость, настоящее, а не показное уважение к окружающим, прямодушие и т.п. Приучать себя руководствоваться истинными жизненными ориентирами. Для еврея эти ориентиры — в Торе, в нашем мировоззрении и нашей традиции.
Мы живем в трудное время, в эпоху индивидуализма. Общаясь с сотнями людей, человек при этом может оставаться «в своей коробке». Его связь с близкими, друзьями, коллегами зачастую поверхностна. Она практически не затрагивает сердце. Нередко случается так, что в глубине души человек видит только себя и думает лишь о себе. Это ведет к пренебрежению человеческим достоинством, к распрям, склокам и т.п. Не только в Интернете, но и в жизни.
Ситуация, описанная Вами в письме, вскрывает необычайно важную и острую проблему современности, требующую нашего внимания. Что означает, что каждому из нас следует стараться как можно больше помогать другим. И в духовном развитии, и в бытовой сфере. Чтобы не попасть в разрушающую душу западню эгоцентризма…
Рав Элиягу ЭССАС
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|