Попытаемся уяснить себе, что по сути дела делает еврея евреем. Может быть, культура? Образование? Соблюдение обрядов? Личность? Гены? История? Программирование? Антисемитизм? Куриный бульон? И т.д. и т.п. – при желании список можно продолжить. А между тем ответ прост. Что делает вас человеком? Человеком – и что гораздо важнее – евреем вас делает одно и только одно: ваша душа, ваша Нешама.
По сути дела вы – это ваша душа, заключенная в сосуд вашего тела. Б-г создал вашу душу по Своему Б-жественному образу и подобию. Эта душа – "неотъемлемое право" всякого человека, неизменное и непроизвольное. Душа так же неизменна, как сам Г-сподь Б-г. Для философии Торы основной является мысль, что ничто – никакие действия, никакое поведение – не может изменить Б-жественную природу души. Душа вечна; и еврей имеет уникальную еврейскую душу.
Даже если человек – упаси Б-г – согрешит и нарушит Б-жий Закон, всегда остается надежда на тшуву (раскаяние). Маймонид писал: "Тора заверяет, что в конце галута (изгнания) евреи совершат тшуву". Даже если человек не искупит своих грехов, его поведение отразится на его теле и на взаимоотношении тела и души – но не на самой душе. В иудаизме, безусловно, нет такой вещи, как вечные страдания души.
Это не просто чье-то мнение или точка зрения, это фундаментальный компонент еврейской веры, веры в бессмертие Б-га и в Б-жественную душу, абсолютная вера в то, что Б-жественный замысел в отношении всего существующего реализуется. Иудаизм учит, что зло преходяще, а добро вечно. Добро должно восторжествовать и восторжествует. Это – основа нашей веры в Мошиаха и в Освобождение: мы верим, что мир наконец поймет цель, ради которой он был создан. Меньшее ставило бы под сомнение существование самого Б-га.
Хорошо известное высказывание Гилеля гласит: "Любите все создания и приближайте их к Торе". Когда Гилель употребляет на первый взгляд странное выражение "создания", вместо того чтобы сказать "любите всех людей", он напоминает нам, что даже если человек лишен явных достоинств, все равно его следует любить за одно то, что он – Б-жие создание. Б-г решил создать его, и это самая главная причина любить друг друга. Поэтому мы любим каждого безоговорочно, безусловно, в том числе и преступников и тех, кто не выполняет того, к чему он призван.
Но этим все не ограничивается. Подлинная, безусловная любовь означает также, что ты желаешь своему любимому только самого лучшего. Поэтому Гилель продолжает: "И приближайте их к Торе". Любовь к ближнему заставляет делать все, что в ваших силах, дабы вдохновить своего ближнего и побудить его жить так, чтоб он мог максимально реализовать свои потенциальные возможности. Поэтому я могу быть не согласен с поведением или выбором какого-то другого еврея, но никогда не стану осуждать человека в нем. Я обниму его как брата, ибо оба мы Б-жьи дети.
р-н Джейкобсон