swet2110 | Отправлено в: Пятница, 09 Ноября 2018, 16:40 | Сообщение № 1 |
Постоянный участник
Сообщений: 217
C нами с 05 Сентября 2018
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
| Виктория Орти
Раз в году происходит чудесное действо — иудеи отмечают Судный День. Это день покаяния и молитв, день признания себе и Всевышнему в том, что дорога к совершенству извилиста и тяжела, в том, что все мы грешны перед Оком. О чём просим мы в этот день? О том, чтобы наших любимых, народ Израиля и нас самих занесли в Книгу Жизни. Что такое Книга Жизни? Отчего так важна эта запись и отчего участь «не записанных» прискорбна?
Попробую предложить свою интерпретацию.
Книга жизни каждого человека написана простым и — для нас — доступным языком, буквами генетического кода.
Другими словами, геном человека — это уникальная система записи информации. Она содержится в молекулах ДНК, которые находятся в хромосомах каждой клетки.
Индивидуальный набор хромосом, который содержится в соматических (не половых) клетках организма, является кариотипом. Кариотип человека состоит из 46 хромосом (23-х пар), из которых 44 хромосомы (22 пары) — это аутосомы, а последняя пара — половые хромосомы (определяют пол человека). В отличие от половых хромосом аутосома всегда морфологически идентична своей парной хромосоме. Половые хромосомы бывают X и Y. Половые хромосомы женского организма (хх) одинаковы и определяют женский пол. Половые хромосомы мужского организма разные (ху), но именно такой набор определяет мужской пол. Соответственно женский кариотип обозначается 46хх, а мужской — 46ху. Функции молекул ДНК связаны не только с хранением, но и с передачей генетической информации. Эта информация способна копироваться в процессе синтеза молекул ДНК в клетке.
Я попробую действовать не совсем привычным способом — «от сбора материалов — к системе доказательств — к выводам», а буду рассуждать вслух, перемежая собственные догадки и попытки найти им подтверждение с фактами, выводы от которых просто напрашиваются сами по себе.
Первоначальное ощущение:
Тора — многогранна и о многих её аспектах мне хочется поговорить. Среди них — понимание Торы как записанного генетического кода, в котором описывается процесс создания духовного тела «Израиль», ставшего основой духовной цивилизации. Задачей духовного тела «Израиль» было и есть — помочь в формировании гораздо более объёмного и значимого тела, которое я ранее назвала тохносферой, подразумевая универсальную и гармоничную сущность, объединяющую духовный и информационный потенциал планеты Земля.
Удивительная вещь: Тора рассказывает нам о том, что от Адама до Яакова (включая последнего) прошло ровно 22 поколения, а вот касательно пары хромосом, определяющей пол человека — я написала, объясняя появление «адама» изначального, «пречеловека»… «Покамест адам — существо, половая принадлежность которого не обозначена; быть может, это намёк на некую стадию, возвышающуюся над делением на мужское и женское».
Итак, судя по всему, построение организма началась с некоего «Пречеловека», совмещавшего в себе и женские, и мужские черты. Ремаркой замечу, что, по-моему, женских черт было побольше (но это — вопрос спорный и не мне его решать). Тем не менее назову этот изначальный и — вечный — организм «Дщерь Сиона».
Надо отметить, что и смелость-то моя весьма гипотетическая, весь ТаНаХ пронизан прекрасными метафорами относительно Израиля… основанными именно на восприятии Израиля «дщерью». Достаточно было бы раскрыть Книгу в самой, пожалуй, известной лирической песенной и невероятно поэтичной части — «Песнь Песней», чтобы убедится в этом. Верующие иудеи знают, что толкования «Песни Песней» связывают её текст с отношениями Всевышнего и Израиля.
Итак, «Дщерь Сиона» вступила в стадию формирования, и произошло это одновременно с сотворением мироздания. Далее — по схеме нужно было сконструировать 22 пары аутосом, не ошибаясь в подсчёте, ибо одна лишняя пара привела бы к рождению урода.
Двадцать два поколения — двадцать две пары, призванные родить и воспитать потомство, привнести моральные ценности и научить общению со Всевышним. Вот эти 22 поколения — от Адама до Яакова: Адам — Шет — Энош — Кейнан — Маалалэль — Еред — Ханох — Метушелах — Лемех — Ноах — Шем — Арпахшад — Шелах — Эвер — Пелег — Реу — Серуг — Нахор — Терах — Авраам — Ицхак — Яаков.
Вопрос к самой себе: Почему до Яакова, а не до Авраама?
Ответ самой себе: Иудеи знают, что сам по себе Израиль несёт своё название от Яакова, сына Ицхака. Яаков родил 12 сыновей — от разных жён и рабынь, эти 12 сыновей основали 12 колен израильских и стали «Израилем», позже ушедшим в рассеяние. Для того, чтобы создать этот живущий и исправно функционирующий организм, потребовались поколения, ставшие своеобразным «стройматериалом». (Напомню, что речь идёт о духовном строительстве.) См. глава «Вайеце»…
Сон Яакова равнозначен опознавательному знаку «Внимание, духовная ДНК создана! Израиль рождён». На этом месте духовный организм пока ещё приравнивается к физическому, он недостаточно развит, не универсален, не обладает силой, достаточной для того, чтобы привести весь мир к Творцу. Поэтому и развитие этого созданного организма не заканчивается.
Имя Яаков произошло от основы ЭКЕВ «аин-коф-бет», что означает «пята», «следствие того что…», «как последствие (каких-то событий)». Яаков появился на свет, держась за пяту («экев») своего брата Эсава, появился как результат и итог («экев») жизни предыдущих поколений; позднее он будет наречён Израиль. И с него («экев», «беэквот») как «следствие его появления» начинается строительство нового духовного тела.
Возвращаясь к предыдущим главам, я напомню вам, читатель, про инфоМы. Не затягивая, скажу — информационная жизнь Израиля начинается с Яакова. Ребёнок рождён, теперь ему предстоит осваивать окружающий мир, набираться впечатлений, усваивать информацию. Племени предстоит проделать небывалый путь — от маленького почти семейного образования к информационному исполину, впитавшему то, что необходимо было впитать. А точнее — исполнившему то, что предначертано было исполнить.
Итак, «Дщерь Сиона» только явилась на белый свет, она прекрасна, но несовершенна. О дальнейшем чуть позже, после следующего отступления.
Лестница Яакова
В 28-ой главе «Берейшит» (Бытия) есть образ, о котором я не могу не написать, ибо для меня он стал квинтэссенцией Пути, превосходной метафорой, понятной и гуманитарию, и технарю. Это «Лестница Яакова».
Хочется говорить и говорить об этом маленьком (вроде бы) эпизоде, но я постараюсь обозначить только то, что связано с нашей темой. Давайте запомним универсальность этого образа. Яаков спит, он заснул в единственно правильном месте (в «том самом» — дословный перевод с иврита). Лестница ведёт к Б-гу, и я беру сейчас тот «подобраз» Лестницы (образ же очень многослоен), который связан с заранее построенной схемой-указанием, инструкцией прихода к цели.
Представьте себе Лестницу: две параллельные линии, соединённые между собой. Не будет одной из линий — и распадётся Лестница, по ней нельзя будет подняться к Всевышнему. Добро и Зло взаимозависимы. Конечно, невозможно предположить, что Зло равноценно Добру, ведь лестница ведёт к Творцу, но это иная плоскость обсуждения. Каждый шаг вверх (или вниз) по этой Лестнице похож на предыдущий (расстояния между перекладинами одинаковы), отличие только в одном, в направлении — к Творцу или от Него.
А если вернуться к метафоре, которая становится формулой, то можно припомнить неэвклидову геометрию (Лобачевского, Римана), по законам которой две параллельных линии сходятся в бесконечности (точка — аксиомно — удалена от нас в бесконечность, а Творец бесконечен). Лестница ведёт от человека к Б-гу, параллели Добра и Зла сходятся в Высях Его, и поступки наши судимы Им в бесконечно удалённой Точке Отсчёта.
Не могу не вспомнить про фрактальность и про основу основ нашего бытия: мы сотворены «по образу и подобию», в малом повторяем грандиозное, а лестница от человека к Б-гу так схожа с фрактальным построением! Самопознание, рост, стремление ввысь — не рецепт ли это, данный нам визуально и наглядно в виде лестницы, ведущей в бесконечное и недостижимое?
ТаНаХ наполнен напоминаниями о необходимости Выбора, и — равноценно — напоминаниями о причинно-следственной связи. Эта связь обозначена постулатом «мера за меру». Мы только что упоминали Яакова, история его женитьбы — прекрасный пример к вышесказанному. Я хочу привести «вытяжку» из Текста, проследить за развитием событий в нужной мне плоскости.
Ривка (мать) планирует обман Яаковом (младшим близнецом) Ицхака (отца) и неполучение Эсавом (старшим близнецом) права первородства.
Следствием этой цепочки событий становится новая цепочка:
Лаван (отец) планирует обман Яакова с «помощью» Рахели (младшей дочери) и получение Леей (старшей дочерью) желанного права первой жены.
При этом Ривка и Лаван — родные брат и сестра, и — через цепочку последовательных действий — Ривка получает свою «меру обмана», следствие задуманного ею замысла «брат обманет брата». Я далека от мысли выставить праматерь этакой обманщицей и понимаю, что о первородстве Яакова (и — главное! — о необходимости именно этого первородства) она знала ещё будучи беременной, поэтому считайте мои определения наклеиванием ярлычка «обман» для иллюстрации мысли.
А вот ещё один ракурс этой идеи, у Хью Эверетта и его Мультиверса (не Юниверса!). Идея гласит следующее: «…свободы воли и права выбора у элементарной частицы действительно нет, а это означает, что в каждый момент времени совершаются не одно, а два или больше действий, допускаемых решениями волновых уравнений, и мироздание расщепляется на две или больше новые составляющие».
Если в каком-то физическом процессе возможны не один, а два или несколько вариантов развития, то в реальности осуществляются все варианты без исключения. Но мы-то наблюдаем какой-то один вариант! Верно. Просто другие варианты осуществляются в другой вселенной. В каждый момент наша Вселенная расщепляется, а поскольку событий каждое мгновение происходит великое (в принципе — бесконечное) множество, то и расщепляется наш мир на великое (бесконечное!) множество почти неотличимых копий, каждая из которых развивается своим собственным путём. И потому на самом деле существует не одна Вселенная — та, что представлена нашему взору и сознанию, а великое множество вселенных.
Работа эта с трудом пробивала дорогу в «ортодоксальной» физике, даже несмотря на то, что признаны были таким корифеем физической науки, как Джон Уилер, сам создавший в физике немало парадоксальных гипотез. Идея Мультиверсума, сейчас развиваемая в работах Дэвида Дойча и его последователей, является следствием идеи бесконечного ветвления физического мироздания, изложенной Эвереттом».
Мне было очень важно рассказать о Хью Эверетте именно сейчас, для того чтобы просто предположить следующее: суть в том, что если у элементарной частицы нет иного выбора, кроме «предрешённого Выбора — двух или более действий», то мир, мироздание, человек действуют по этому же принципу. Мы, конечно же, не «раздваиваемся» зримо-физически, но вот незримо…
Принцип причинно-следственной связи — краеугольный камень теории Эверетта. Сколько новых причинно-следственных цепочек мы породили? Сколько новых Вселенных возникло в момент принятия нами неисчислимых решений?
Парадокс ли это? Нет. Замысел? Да. Метафора стала формулой. «По образу и подобию Б-га» может быть и концентратом идеи Эверетта, неким указанием на то, что человек строит вселенные, указанием на зависимость всего от нашего ежесекундного выбора. Недаром мы берём начало у Древа Познания Добра и Зла. И — это может показаться странным — идея важности выбора каждого человека не исключает, а усиливает концепцию гармоничного и бесконечного Творения, созданного Всевышнем — Творения, где мы, мир, мироздание, от элементарной частицы до Вселенной, подчиняемся Единому Закону Развития.
Если припомнить фрагмент, названный мною «Хвалебная ода ивриту», в котором обсуждается идея архивированного файла, то разумно припомнить и тот факт, что Тора была записана Моисеем без промежутков между словами, огласовок, знаков препинания. А значит вариантов прочтения и интерпретации может быть неисчислимое множество. Разбивка на главки и «наша» нумерация продиктованы для «этой Вселенной», а в иной — Текст тот же самый, но смысл его отличен и развитие событий не схоже с нашим. Ограничениями вольного, произвольного прочтения, этакими барьерами, могут служить пять конечных согласных, отличных по написанию от тех же согласных в начале или середине слова.
Таким образом, Тора может быть названа универсальным текстом для Мультиверса, возможным в любое время любой реальности любой Вселенной.
И поэтому мне необходимо сказать следующее:
ТаНаХ — это, помимо прочего, учебное пособие, в котором есть Основной Учебник — Тора — и приложения — Пророки и Писание (Невиим и Ктувим). Пособие это дано человечеству с глобальной целью — научить ежесекундному выбору между Добром и Злом и осознанию причинно-следственных связей. Этот учебник по сути своей — учебная программа, в которой заложено всё то, что необходимо человечеству на любом этапе его развития. В нём язык аллегории одновременен с языком реалии, семантическая структура идеальна и понятна как гуманитариям, так и технарям, человеку эпохи выхода из рабства египетского и человеку, воспитанному на современных — и будущих — технологиях. Понимание Текста гарантировано любому человеку при одном условии: если он будет читать этот Текст раз за разом, возвращаясь к нему снова и снова, пытаясь вникнуть в глубинный смысл, дарованный Творцом, становясь при этом со-творцом, поднимаясь над уровнем твари. Человек должен ощутить себя стержнем Бытия, связующим звеном, без коего мироздание не придёт к идеально-завершённой форме, и тогда повсюду воцарится первоначальный Хаос.
|
|
| |