Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Рав Арье Барац
«В Талмуде сказано, что бытовые беседы Праотцов превосходили по своей духовной глубине размышления их потомков над словами Торой. Однако при этом Патриархи все же не выглядели моральными гигантами. В целом прямые и богобоязненные, они совершали порой двусмысленные поступки: соперничали, обманывали, мстили. При всем тесном патронаже, оказываемом Провидением, жизнь отцов и матерей еврейского народа не отличалась ни образцовой успешностью, ни идиллической атмосферой. Напротив, к поставленным небесами целям патриархи продвигались медленно и со срывами; в их семейной жизни случались споры между супругами, конфликты между родителями и детьми, и уж, конечно, между братьями. Авраам, Исаак и Иаков были пророками, через которых открылся Всевышний, они были столпами возрожденной духовности, на них обосновались нравственные принципы человечества. Б-г благословил их, и они почили в "старости доброй", но все же жизнь этих пастухов не была пасторальна, и далеко не все ней всегда складывалось, как "у людей".
Даже на солнце есть пятна - говорят в таких случаях. Но разве они могут не быть? Свет немыслим без теней. Только вокруг центров неблагополучия кристаллизуется характер и вырабатываются положительные качества. Сам настрой, сам статус "оседлости" после долгих лет изгнания предвещал бурю. Как подмечено в трактате Сангедрин (106а), выражение "и поселился", то есть "осел", "обосновался", предвестники несчастий: "Сказал рабби Йоханан: в каждом месте, где сказано: "И поселился", это связано с бедствиями. Как сказано: "И поселился Израиль в Шиттиме и начал народ блудодействовать с дочерями Моава" (Исх. 25,1); "И поселился Иаков в стране пребывания отца своего" (Быт. 37,1), и тотчас "доводил Иосиф худые слухи о них до отца их", и далее продан был Иосиф. Сказано также: "И поселился Израиль в земле Египетской, в земле Гошен", и далее "И подошло время Израилю умереть" (Быт. 47,27). "И поселились Иегуда и Израиль спокойно, каждый под виноградной лозой своей" (1Цар. 5,5), а далее говорится: "И поставил Господь противника против Соломона, Адада Эдомитянина из потомков царя в Эдоме" (11,14).
Но деяния отцов - пример для сынов. Жизнь патриархов заложила некий "жизненный стиль", сформировала стандарт так называемого "еврейского счастья". С той поры и вплоть до сего дня схожим образом складывались как многочисленные судьбы отдельных сынов Израиля, так и судьба еврейского народа в целом. Но если вдуматься, так и должно быть. В "нормальной" жизни человека разочарование идет рука об руку с удовлетворением, и жизнь представляется чередой светлых и темных полос. Ненормально другое - безупречно чистая совесть, стопроцентный жизненный успех и безоблачные пасторальные отношения.
Безупречный, круглый, "книжный" праведник - на самом деле система очень неустойчивая. Если всё ослепительно и идеально, то "полосы" все равно появятся, хотя их и будет всего две, возможно, три. Блестящим примером этого служит история Иова, который был "непорочен, справедлив и богобоязнен, и удалился от зла. И родилось у него семеро сыновей и трое дочерей" (идеальная числовая структура, соответствующая Б-жественным сфирот), в честь каждого из детей своих Иов приносил жертвы: "и приглашал их, и вставал рано утром, и возносил всесожжения по числу всех их, ибо говорил Иов: "Быть может, согрешили сыновья мои и хулили Б-га в сердце своем". При этом "был человек тот самым богатым среди всех сынов востока". "Так делал Иов во все дни", но тогда "сказал Господь сатану: обратил ли ты внимание на раба Моего Иова, что нет подобного ему на земле; человек (он) непорочный и справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. И отвечал сатан Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? Ведь Ты оградил кругом его, и дом его, и все, что (есть) у него? Дело рук его благословил Ты, и скот его распространился по земле. Но простри-ка руку Твою и коснись всего, что (есть) у него, клянусь, пред лицом Твоим Тебя хулить станет. И сказал Господь сатану: вот, все, что (есть) у него, в руке твоей, только на него не простирай руки своей. И вышел сатан от Господа… И пришел вестник к Иову и сказал: волы пахали, и ослицы паслись возле них. И напали шевяне, и забрали их, и отроков сразили острием меча; и спасся лишь я один, дабы известить тебя. Еще этот говорит, как приходит другой и говорит: огонь Б-жий пал с небес и спалил овец и отроков и пожрал их; и спасся лишь я один, дабы известить тебя… Еще этот говорит, как приходит другой и говорит: сыновья твои и дочери твои ели и пили вино в доме первородного брата своего, И вот, вихрь великий пришел со стороны пустыни и охватил четыре угла дома, и упал (дом) на юных и умерли они; и спасся лишь я один, дабы известить тебя".
Итак, как мы видим, идеальная праведность и сопутствующий ей идеальный успех чреваты внезапной катастрофой. Совершенные, статичные формы ("Так делал Иов во все дни") - неустойчивы и хрупки. Не стоит искать альтернативу стабильному "еврейскому счастью"».
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|