Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Вопрос: В магазине видел религиозного еврея, которому не хватило денег на молоко. Оказалось, что он уже должен в кассу денег, и в долг ему отпускать отказались. Как правильно было ему помочь? Просто так дать денег или заплатить за него я не смог - просто побоялся обидеть, да он у меня ничего и не просил. (Антон, Москва)
Ответ: Воспользуюсь рассказанным Вами случаем, чтобы рассмотреть один из основополагающих вопросов нашего мировоззрения. Речь — о том, какое значение имеют в нашей жизни те или иные происходящие с нами события. Но прежде — оговорюсь, что никому из нас не дано увидеть «всю картину мира» в ее целостности. Ни по «объему» — миллиарды миллиардов взаимосвязанных текущих событий, ни по шкале времени — у нас нет никакой возможности «охватить взглядом» причинно-следственные связи между событиями, которые произошли вчера или сто лет назад, и ситуациями, в которые попадает человек в данный момент.
Однако при всем этом, мы знаем, что Тот, Кто управляет миром, не случайно выстраивает поток событий так, что мы оказываемся в какой-то ситуации в конкретном месте и определенном времени.
Тогда, напрашивается вопрос: что нам от этого, если все равно полную картину мира увидеть мы не можем?
Ответ находим в Танахе, в книге Теилим (Псалмы царя Давида), где сказано: «От всех обучавших меня, постигал Мудрость я, ибо через происходящее — Ты беседуешь со мной» (гл. 119, ст. 99 — в переводе с уточнениями).
То есть — пусть нам и не дано видеть картину мира во всей ее полноте, но, ставя нас в те или иные ситуации, Всевышний постоянно предлагает нам «материал для размышлений». С тем, чтобы мы постигали Его Мудрость и могли применять ее в жизни. Разумеется — на основе знаний, усвоенных нами из Торы, к изучению которой и размышлению над ее текстами мы прилагаем ежедневные усилия (см. там же, чуть выше, ст. 97).
И здесь, конечно, очень важно подчеркнуть, что в попытках понять смысл событий, надо соблюдать меру — нельзя стараться понять каждую деталь происходящего. Почему птица пролетела над нами именно сейчас? Почему именно этот человек сел рядом в автобусе? И т.д. и т.п.
Ни в коем случае не следует «мучить» себя бесконечными рассуждениями, домыслами, а то и просто — фантазиями. Мы должны использовать лишь тот духовный потенциал мудрости, которым обладаем на данный момент. Постоянно наращивая этот потенциал постижением Торы во всей ее полноте. И одновременно — усваивая собственный жизненный опыт (руководствуясь положениями, открытыми нам нашими великими Учителями). Успех, которого мы можем достичь на этом пути, конечно же, в первую очередь — понимание ситуаций, определенных заповедями Торы. Потому что в них, в заповедях — «квинтэссенция» Мудрости Творца и Его желание, чтобы мы постигали эту Мудрость.
А теперь — к Вашему вопросу.
Заповедь делать Добро, давать цедаку (без какого бы то ни было преувеличения) — величайшая из величайших. Творец мира ждет от нас этого. И каждый такой поступок — вносит серьезное изменение в мир. И еще шире открывает духовный, небесный канал, по которому спускается на нас бераха, благословение. См. на сайте, к примеру, ответ «Цедака или добровольная оплата услуг?».
По непостижимым для нас причинам, Творец хочет предоставить данному человеку возможность сделать больше, чем он собирался сделать. Например, чтобы этот человек, когда в результате акта Добра еще шире откроется для него небесный канал, мог совершить еще больше хороших, благородных поступков (допустим, чтобы материальные возможности его увеличились), или — чтобы препятствий для реализации таких поступков на его пути было меньше (скажем, чтобы он не заболел). И т.д.
Это и произошло с Вами. Вы имели возможность совершить очевидное Добро. И Вы хотели это сделать (что, кстати — уже очень хорошо!). Безусловно, в момент, когда происходит что-то подобное, не всегда удается правильно сориентироваться. Да и желание не обидеть, не унизить человека — в принципе понятное, правильное. Не учитывать это нельзя.
И все же можно было бы подойти к тому человеку и прямо сказать (примерно так): «Мы оба не случайно попали сюда одновременно, но — по Воле Всевышнего. У меня как раз при себе есть деньги, и я буду очень рад помочь Вам. Все сложилось очень удачно, и я благодарен Вам, что мы оба сможем сделать хорошее дело. Мне будет приятно за Вас заплатить, у Вас же — появится возможность укрепить свои силы пищей, а потом совершить еще больше хороших дел. В конце концов, для этого мы и получаем деньги. Ведь и Вы, я уверен, Вы поступаете так же с другими людьми».
Естественно, весь этот «монолог» — всего лишь схема, в которую нужно вложить Ваш конкретный жизненный опыт, психологический настрой и умение вести себя определенным образом в подобных ситуациях.
И не огорчайтесь, что поступить так Вам на этот раз не удалось. Нет сомнений, что Творец мира еще не раз предоставит Вам возможность оказать людям помощь. Потому что весь сотворенный Им мир стоит — на Добре.
Автор текста Элиягу Эссас
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|