Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Иеуда Фридзон
Известен рассказ о гибели Александрийской библиотеки. Завоеватель сказал: «Если в этих книгах написано то же самое, что в Коране, – они излишни, а если в них написано иное – они ложны; в обоих случаях их следует сжечь».
Этому рассуждению не откажешь в логике. И среди нас, евреев, есть очень и очень многие, по сути разделяющие эту же точку зрения. И в самом деле, если в Священном Писании есть все, зачем тратить время на написание, издание и чтение других книг? Тем более что, по всеобщему признанию, каждая из книг, включенная в канон, – шедевр своего жанра. Кто из поэтов осмелится соревноваться с любовной лирикой «Песни Песней», с философией Иова и Коэлеса (Екклезиаста), какое произведение выдержит конкуренцию с задушевностью Книги Рут, с драматичностью и психологичностью обеих Книг Шмуэла, с, казалось бы, неспешным и беспристрастным, но в высшей степени напряженным повествованием Книги Царей? Душа твоя просит поэзии – в «Теилим» (Книга Псалмов) ты найдешь все, что пожелаешь. Хочешь развлечь себя детективом – почитай Книгу Эстер.
И считающему так есть на кого сослаться. Великий Виленский гаон всю свою жизнь провел в запертой комнате с закрытыми ставнями, где ночью и днем при свете свечи «не отрывал уст от учения» и создавал свои творения.
Но есть и противоположные примеры. Любавичский Ребе, рабби Шолом-Довбер Шнеерсон посещал картинные галереи и слушал нееврейскую музыку, а Любавичский Ребе, рабби Менахем-Мендл Шнеерсон учился в высших учебных заведениях Берлина и Парижа. Более того, все, кому доводилось вести с ним беседы на профессиональные темы, были потрясены его эрудицией буквально во всех областях человеческой деятельности.
Можно ли сказать, что сокровища мировой культуры предназначены лишь для тех, кто не в состоянии проникнуть в глубины Б-жественных знаний? Что прекраснейшие ландшафты, океанские просторы и вообще все красоты Земли – не для евреев, изучающих Тору?
В Центральной Африке есть Долина цветов. Красота ее неописуема – но живут в ней дикари, находящиеся на столь низком уровне развития, что лишь по строению своего тела они могут быть отнесены к роду человеческому. Неужели же все это очарование – для них?
На эти вопросы можно найти ответ среди указаний Любавичского Ребе, которые он в разные времена давал людям, обращавшимся к нему со своими проблемами. В частности, с проблемой, очень близкой к нашей: допустимы ли – и если допустимы, то в какой мере – для благочестивого еврея занятия светскими науками?
В своем ответе Ребе перечисляет шесть уровней – шесть типов отношения к светским наукам.
Первый, самый высокий, – когда все знания получают непосредственно из Торы. Так, например, рабби Иеошуа, сын Ханании, вывел срок беременности змеи из Письменной Торы, а Шмуэл и рабби Ошайя, изучая одну только Тору, стали великими астрономами[1].
Второй уровень – когда знание светской науки является частью исполнения заповеди Торы. Пример – знание математики и астрономии для составления еврейского календаря[2].
Третий уровень – когда еврей находится в таком месте, где запрещается не только изучать Тору, но даже думать о ней (например, в бане). Для того чтобы в голову ему не пришли вещи, запрещенные Торой, ее лучше занять изучением светской науки.
Четвертый уровень – когда перерыв в изучении Торы ради овладения иными знаниями необходим для исполнения заповеди Торы. Так, Талмуд рассказывает[3] об одном мудреце, проведшем с пастухами полтора года, чтобы досконально узнать, какое физическое повреждение у домашних животных проходит бесследно, а какое остается навсегда. (От второго уровня этот отличается тем, что получение постороннего знания является не исполнением заповеди Торы, но лишь подготовкой к нему.)
Пятый – ради приобретения профессии или совершенствования в ней, но лишь «во имя Небес» – для того, чтобы достойно исполнять все предписания Торы, касающиеся повседневной жизни.
И, наконец, шестой – последний, но в определенном смысле самый высокий: априорное разрешение изучать светские науки еврею, который умеет использовать их для изучения Торы и для служения Всевышнему.
Эти указания Ребе приложимы к нашей проблеме. Если еврей способен находить в Торе все необходимое, то ясно, что обращение к иным источникам для него – профанация святости. И, подчеркнем, свою жизнь он отнюдь не обедняет: поскольку род его деятельности – наиболее возвышенный из всех возможных, полноте его жизни, остроте переживаний и глубине наслаждения, которое он испытывает от достижения искомого результата, можно лишь позавидовать. Однако ясно также, что число таких счастливцев весьма и весьма ограниченно. Для подавляющего большинства остается еще немало возможностей, однако непременное условие – что все делается лишь «во имя Небес», во имя исполнения завета «во всех своих путях познавай Его»[4]. И пример тому – наслаждение окружающей нас природой подает само Священное Писание. В книге «Теилим» множество описаний природы, в Книге Иова – чудес растительного мира и (в особенности) мира животных, и к какому выводу приводит их лицезрение? «Сколь величественны дела Твои, Г-споди! Бесконечно глубоки Твои замыслы…[5] – восклицает Давид, – Сколь многообразны дела Твои, Г-споди: мудростью всех их содеял, над всем, чем полна земля, Ты хозяин!»[6]
Обсуждаемая нами проблема особенно болезненна для так называемых баалей тшува – то есть евреев, возвращающихся к своему еврейству, к Торе и служению Всевышнему. Многие годы они трудились в сферах, абсолютно не соприкасавшихся с Торой, а иногда и прямо противоположных ей. Перед ними стоит мучительнейший вопрос: что делать теперь со своими сложившимися вкусами, с накопленными знаниями, со своей профессией, наконец? Естественно, все отбросить и забыть способны лишь очень и очень немногие. Для подавляющего большинства возможен лишь другой путь. Прежде всего – анализ своего культурного багажа с целью выявления компонентов, абсолютно не совместимых с Законом Торы. Ясно, что с этими необходимо расстаться; иного выхода нет. Остальное же может быть оставлено до той поры, когда после достаточно интенсивного изучения Торы и овладения ее принципами станет возможным переосмысление своего культурного опыта с точки зрения Торы.
Мы верим, что Б-жественное Провидение охватывает все Творение в целом и все самые мельчайшие его детали. Пусть баал тшува задумается: с каким намерением Всевышний заставил его заниматься в течение десятков лет наукой, искусством, техникой, литературой или музыкой? Неужели эти годы должны остаться бесплодными? Но это было бы несовместимо с принципом: «Все, что сотворил Святой, благословен Он, в мире Своем, сотворил Он лишь ради славы Своей»[7]. Значит, задача состоит в том, чтобы те богатства, которыми человек обладает, послужили возвеличению и прославлению Творца.
И еще: известно, что после прихода Мошиаха откроется, что во всем, что есть в мире, содержатся искры Б-жественного. Вот тогда в полной мере осуществится обещание Всевышнего[8]: «И сделаю Я тебя светом народам». Любавичский Ребе не раз подчеркивал, что мы – последнее поколение Изгнания и первое поколение Освобождения. Наше время подобно времени перед наступлением Субботы. И так же как принято в пятницу пробовать кушанья, приготовленные на Субботу, чтобы еще в будничный день ощутить «вкус Субботы», мы можем уже сейчас «ощутить аромат» мессианской эпохи. Уже в наши дни выявление искр Б-жественного, сокрытых в сокровищах мировой культуры, является важным элементом подготовки к открытию Мошиаха и наступлению окончательного, истинного и полного Освобождения еврейского народа, а благодаря ему – и всего человечества.
__________________________________________________ [1] Бхойройс, 8а. [2] Рамбам, Мишне Тора, Законы об освящении месяца, 1:7 [3] Сангедрин, 5б. [4] Мишлей/Притчи, 3:6. [5] Теилим/Псалмы, 92, 6. [6] Там же, 104:24. [7] Мишна, Овойс, 6:11. [8] Ишаяу/Исайя, 49:6.
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|