|
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44) "Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5) |
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям). У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать! |
Рабство в прошлом и настоящем
| |
Галилеянка | Отправлено в: Среда, 07 Марта 2012, 23:38 | Сообщение № 1 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Рабство у евреев и у других народов «Если купишь раба-еврея, шесть лет пусть служит он, а в седьмой пусть выйдет на волю без выкупа…» (Шмот, 21:1,2).
Тора не отменила рабство, но ввела такие законы, которые ликвидировали его де-факто. Она запретила сыновьям Израиля покупать и продавать своих братьев. В рабство еврей мог попасть только по решению суда и только за то, что украл, использовал украденное и не смог вернуть его стоимость хозяину. Раба-еврея было запрещено бить и оскорблять, следовало заботиться о его семье и освободить его через шесть лет, дав подарок, который поможет ему устроиться в дальнейшей жизни. Раб из другого народа должен был пройти обрезание, и на нем лежала обязанность не нарушать запреты Торы и участвовать в пасхальной трапезе. Его нельзя было ни убить, ни нанести ему увечье, а будучи освобожден, он становился полноправным членом общества. Экономически рабский труд при таких законах становился невыгодным. И в Израиле ни в эпоху завоевания земли, ни в эпоху судей, ни в эпоху царей не было рабовладельческого строя. Все постройки, гораздо более внушительные, чем пирамиды, создавались свободными людьми. Это было и во времена Шломо, и во времена царя Ирода. Масштабность этого экономического чуда можно оценить только, если представить современное развитое государство, которое обходится без нефти и нефтепродуктов.
ЯВЛЕНИЕ ДАЛЕКОГО ПРОШЛОГО Рабство, как явление, отошло в прошлое. Законы стран стали более человечными, и в школах детей учат уважению к каждому человеку. И хотя общество не стало идеальным, оно поднялось на иную ступень развития по сравнению с древним миром. И это произошло благодаря влиянию Торы, изменившему сознание народов (но ни один из них до сих пор не выразил признательности еврейскому народу за неоценимую помощь, оказанную человечеству в подъеме на новую ступень развития).
Представим себе, что западный мир усвоил бы не ценности Торы, а взял бы за основу принципы греческой цивилизации. Аристотель называл раба одушевленным орудием, а орудие – неодушевленным рабом. И человечеству очень повезло, что его «Этика» не стала каноном для всего мира, как его представления о вселенной, которые завладели умами людей.
За отношением к рабу скрывается еще более серьезная проблема: отношение к человеческой жизни вообще. Не нужно забывать, что не только в Спарте, но и в Афинах убивали детей, если приходили к заключению, что ребенок недостаточно здоров, чтобы быть полезным для общества. И если бы сыновья Израиля не выстояли в борьбе с эллинизмом, отстаивая принципы Торы ценою своих жизней, то не было бы и современного общества, в котором декларируется равноправие, уважение к человеку и обязанность заботиться о сохранении каждой жизни.
ПОКОЙ НАМ ТОЛЬКО СНИТСЯ… Борьба за непреходящие ценности не закончена. Она будет продолжаться, пока мир не придет к своему исправлению. А пока только кажется, что принцип «человек создан по Образу и Подобию» ни у кого не вызывает возражения. И свидетельство тому та популярность и сила, которую обрел в современном мире ислам. Еще Рамбан говорил, что в отличие от христиан, с мусульманами не следует вести полемику. Он отмечал, что христиане признают истинность Торы, а мусульмане – нет. (Это не значит, что христиане осознали, что все, что у них есть хорошего, взято непосредственно из Торы, полюбили евреев, и стали нашими лучшими друзьями.)
Ислам утверждает, что евреи умышленно исказили текст Торы, внеся в него добавления: они записали, что человек создан по Образу и Подобию, в то время, как у «Алла» нет ни образа, ни подобия; добавили заповедь «возлюби ближнего своего, как самого себя», а также изобрели понятие святости брака и уважения к женщине. Истинной заповедью Торы, записанной так, как она была дана Моше, ислам считает «око за око, зуб за зуб». И палачи калечат людей, так как судьи не дали себе труда разобраться, что речь идет о денежной компенсации за нанесенное увечье. Телесные наказания и публичные казни на площадях – неотъемлемая часть жизни мусульманских стран. И эти законы преподаются в школах, как абсолютная, данная с Небес, истина. Не поняв, что Всевышний, присутствуя повсюду и управляя всем, тем не менее, дает человеку свободу выбора, ислам провозгласил: «Если Б-г – все, то человек – ничто». И это привело их к утверждению, что все предопределено, а поэтому нет смысла беречь ни свою жизнь, ни чужую. Человек, с точки зрения ислама, – неисправимое зло. Он может сделать что-то хорошее, только повинуясь правителю, который знает, как воплотить в жизнь волю бога. Такие представления позволяют вербовать террористов-самоубийц и отправлять их в толпу со взрывчаткой.
КАРФАГЕН ДОЛЖЕН БЫТЬ РАЗРУШЕН Некоторые европейские политики начали осознавать, что борьба за существование и благополучие Израиля – это борьба за существование их стран. Израиль начинают рассматривать как передовой фронт борьбы с «детьми пустыни», которые разрушают и превращают в пустыню все, что их окружает, все, что им встречается в жизни.
Это не первый случай в истории, когда на наши плечи ложится обязанность решать мировые проблемы. В свое время сыновьям Израиля было велено уничтожить кнаанские племена, которые отличались от окружающих народов тем, что приносили в жертву детей. Если бы не были уничтожены их города и капища, то идея принесения детей в жертву распространилась бы по всему миру. Доказательством этому может служить то, что остатки племен кнаании предприняли попытку стать империей, определяющей судьбы мира. Они расселились на побережье и на островах Средиземного моря и создали одно из самых мощных государств Древнего мира. И только в 146 г. до н.э. Рим одержал над ними победу. Но до того, как была разрушена их столица Карфаген, ее жители принесли в жертву триста детей, чем привели в ужас даже римлян. По милости Своей Всевышний уничтожил злодеев руками злодеев.
ПЕСОК МОРСКОЙ Не случайно Тора сравнивает сыновей Израиля с морским песком. Мидраш утверждает: «Положил Всевышний границы морю, и сколько бы его волны не пытались захлестнуть берег, они наталкиваются на песок и откатываются назад». Волны – это разрушительные идеи народов мира, а песок – это мы, призванные не дать им распространиться.
Мы не созданы для того, чтобы наступать, но и позволить прорвать оборону мы не можем. За нами никого. Ведь даже после того, как Всевышний обещал не приводить в мир потопа, угроза уничтожения человечества не исчезла. Не нужно заливать сушу водой, не нужно посылать огонь с небес: если сыновья Израиля не будут держаться за Тору и отстаивать ее идеалы, то люди уничтожат сами себя.
ЧУВСТВО СОБСТВЕННОЙ ПРАВОТЫ В этой борьбе самое главное – не потерять уверенность в своей правоте. Но, к сожалению, израильтяне, как обычные люди, так и деятели науки и искусства, а также политики не понимают, насколько важно для всех стран, чтобы мы отстаивали свои идеалы. Об этом писал Натан Альтерман: И тогда сказал Сатан: «Как мне одолеть этот народ? У него и отвага, и способности, и умение; И оружие у него, и военным искусством владеет он».
Сказал Сатан: «Не забрать мне у него силы, Не надеть мне на него узду, Не посеять мне страх в среде его, Не ослабить мне его рук, как раньше. Вот что я сделаю: затуманю я разум его, И забудет он, что правда на его стороне». Так говорил Сатан, И задрожали небеса от ужаса, когда увидели, как он встает, чтобы претворить в жизнь свой злодейский замысел
рав Зеев Мешков
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |
Галилеянка | Отправлено в: Понедельник, 19 Мая 2014, 14:08 | Сообщение № 2 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Революция по Торе (почему Тора допускает рабство)
Современный мир сформировался в результате четырех революций —английской, американской, французской и русской. Две из них, английская и американская, совершались под влиянием Библии, которая в XVI-XVII веках благодаря европейской Реформации и изобретению книгопечатания впервые стала доступна широким массам. Французская и русская революции были вдохновлены философскими идеями: первая — трудами Жан-Жака Руссо, вторая — сочинениями Карла Маркса.Эти революции разительно отличаются друг от друга. В Англии и Америке за революциями последовали войны, но в конечном счете перемены привели к развитию гражданских прав и свобод, представительного правления и как следствие — демократии. Революции во Франции и России начались с утопической мечты и завершились настоящей катастрофой: в результате переворота в обеих странах расцвел террор, началось массовое кровопролитие и попрание прав человека.
В чем же разница между философской мыслью и политическими идеями, описанными в Танахе? Все дело в различных подходах к категории времени.
Недельная глава Бехар предлагает поистине революционный образец общества, основанного на принципах справедливости, свободы и уважения человеческого достоинства. «И объявите свободу на земле всем жителям ее» (Ваикра 25:10) — выгравировано на одном из главных символов свободного общества — колоколе Свободы в Филадельфии. Одно из положений законов, перечисленных в этой главе, касается освобождения рабов и связано с идеей юбилейного года: «И если обеднеет брат твой у тебя и будет продан тебе, не порабощай его работой рабской. Как наемник, как поселенец будет он у тебя; до юбилейного года пусть работает у тебя, а тогда отойдет от тебя, он сам и сыновья его с ним, и возвратится к семейству своему и во владение отцов своих вступит опять. Потому что они — Мои рабы, которых Я вывел из страны египетской: нельзя их продавать, как продают рабов. Не властвуй над ним с жестокостью и бойся Всесильного твоего… Ибо Мне рабы сыны Израиля: они — Мои рабы, которых вывел Я из страны египетской. Я — Б-г, Всесильный Ваш» (Ваикра 25:39-44; 25:55).
Смысл этих строк ясен. Рабство неправильно, оно противоречит самой человеческой природе. Человек сотворен «по образу и подобию Творца», а значит, сотворен свободным. Сама идея всевластия Б-га подразумевает, что мы можем быть только Его рабами и ничьими больше. Самые ранние цивилизации мира — Египет, Месопотамия — основывались на иерархии власти, которая, по мнению мыслителей тех времен, была свойственна самому космосу. Считалось, что иерархия, существовавшая среди небесных тел, должна была найти отражение в нашем земном мире — для этого были установлены величайшие религиозные ритуалы и символы. В этом смысле Карл Маркс был прав: в древние времена религия служила покровом святости, под которым скрывалась истинная жестокость власти.
В основе мировосприятия народа Израиля лежала идея, практически немыслимая для остальных народов древнего мира. Она заключалась в том, что Всевышний вмешивается в ход истории для того, чтобы освободить людей из рабства, то есть высшая сила пребывает на стороне слабых. Неслучайно еврейский народ формировался именно в условиях порабощения. На протяжении всей своей истории евреи хранят память о годах рабства, тем самым напоминая себе и всему миру о моральной необходимости свободы. Свободный Творец желает одного — чтобы ему служил свободный человек, сделавший осознанный выбор.
Как бы то ни было, Тора не отрицает рабства, и в этом заключается главный парадокс главы Бехар. Вместе с тем Тора ограничила рабство, сделав его условия более гуманными. Каждый седьмой день все рабы отдыхали от работы и получали возможность ощутить вкус свободы. На седьмой год рабы-евреи становились свободными. Если же они по собственному выбору оставались со своим хозяином, то получали свободу в юбилейный год. На протяжении всех лет рабства закон предписывал хозяину относиться к такому рабу как к слуге. Это означало, что ему нельзя было поручать крайне тяжелую и изматывающую работу. Жестокое обращение с рабами было запрещено. Тем не менее само по себе рабство не было отменено. Почему? Ведь если оно противоречило идее свободного общества, его стоило отменить.
По какой причине Тора не наложила полный запрет на явление, представляющее собой грубую ошибку устройства человеческого общества? Ответ на этот вопрос дает Маймонид, который в своем знаменитом труде «Путеводитель растерянных» объясняет, что любые социальные перемены случаются лишь по прошествии длительного времени. Все природные процессы, по его мнению, происходят постепенно. Плод в течение нескольких месяцев растет и развивается в материнской утробе, год за годом ребенок взрослеет. А то, что применимо к конкретному человеку, верно для всего народа и даже целой цивилизации: «Невозможно внезапно перейти от одной крайности к другой. По природе своей человек не может в один миг отказаться от всего, к чему он привык».
Точно так же и Всевышний не требовал, чтобы евреи в одночасье отказались от образа жизни, к которому привыкли за время пребывания в Египте. «Б-г не дал человеку такой заповеди, которую он по природе своей не смог бы исполнить». Создателю, конечно, подвластно все, и Он легко может изменить и природу человека. Почему же Он в таком случае не изменил евреев и не дал им способность немедленно достичь уровня высшей праведности?
Ответ Маймонида прост: «Дело не в том, что я думаю, будто Всевышнему сложно изменить природу каждого человека. Напротив, Ему это под силу, и на все Его воля, но… Он никогда этого не хотел и не захочет. Если бы Он желал изменить природу пусть и одного человека, миссии, возложенные на пророков, и заповеди Торы оказались бы не нужны».
Совершая чудеса, Всесильный меняет окружающую нас природу, но не сущность человека. Если бы Он изменил человека, грандиозный проект под названием «Тора», суть которого заключалась в свободном выборе свободной личности служить Всевышнему, оказался бы бесполезным. В программировании миллиона компьютеров на выполнение определенных задач нет места чуду. Величие Творца состоит в том, что Он идет на риск, создавая человека, который по собственной воле решает посвятить свою жизнь служению Ему и осознает свою ответственность за этот выбор.
Всевышнему было угодно, чтобы люди отказались от рабства, но сделали это осознанно, а осознание— процесс, занимающий время. Экономика древнего мира зависела от рабов. Определенная форма рабства, упомянутая в недельной главе Бехар (рабство как следствие бедности) стала эквивалентом того, что сегодня мы называем «системой социального обеспечения», то есть, по сути, компенсацией труда. Рабство как таковое существовало и в Англии, и в Америке вплоть до XIX века, в США оно в конечном итоге привело к гражданской войне. Законы Торы стали ответом на вопрос, как можно создать социальную структуру, в которой люди по собственной инициативе сочтут рабство пережитком прошлого и сами решат его отменить.
Ответ прост — из онтологического условия, из личностной характеристики («Кто я?») рабство превратилось во временное обстоятельство. Евреям запрещалось быть рабами или считать себя таковыми. Он или она могли стать рабами на время, но это было преходящее состояние, а не характеристика их личности.
Сравните этот подход с философией Аристотеля: «Тот же самый принцип неминуемо должен господствовать и во всем человечестве. Все те, кто в такой сильной степени отличается от других людей, в какой душа отличается от тела, а человек от животного … те люди по своей природе рабы; для них, как и для вышеуказанных существ, лучший удел — быть в подчинении у такой власти. Ведь раб по природе — тот, кто может принадлежать другому» (Политика 1.5).
Для Аристотеля рабство было данностью, фактом рождения. Одни рождены, чтобы править, другие — чтобы быть рабами. Именно этот подход в корне противоречит мировоззрению Торы. Все законы Торы о рабстве предусматривают, что ни раб, ни его хозяин не должны рассматривать его как постоянное условие. К рабу должно относиться «как к слуге или к пришельцу» — иными словами, с уважением, которого достоин свободный человек. Таким образом Тора указывает нам на то, что пусть рабство и не будет отменено в одночасье, но в определенный момент ему наступит конец. Так и случилось.
Между философскими системами и иудаизмом существуют кардинальные различия, и одно из них заключается в их представлении о времени. По мнению Платона и его последователей, философия познает вечные, вневременные истины (или, по Гегелю и Марксу, «историческую неизбежность»). Иудаизм же постигает истины (например, свобода человека), которые возможно познать лишь с течением времени. В этом заключается различие между логическим и хронологическим мышлением. Логическое мышление рассматривает истину как систему, а хронологическое — как историю (то есть последовательность событий, происходящих в течение определенного отрезка времени).
Революции, в основе которых лежали философские системы, потерпели крах, потому что природа человека меняется постепенно, а философии чуждо человеческое понимание категории времени. Как говорил Руссо, «общество имеет право силой заставить человека быть свободным» — противоречие, ставшее реалией жизни для тех, кто оказался под властью советского режима. А революции, вершимые с идеями Торы, принесли прекрасные плоды, поскольку не противоречили природе человека и признавали тот факт, что перемены в нем наступают постепенно. Тора не запретила рабство как таковое, но запустила процесс, в ходе которого люди самостоятельно пришли к выводу о порочности института рабства. Этот вывод стал одним из чудес в истории человечества.
Раввин Джонатан Сакс Источник: портал www.jewish.ru
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |
Джоник | Отправлено в: Пятница, 30 Мая 2014, 19:39 | Сообщение № 3 |
Участник
Группа: атеисты
Сообщений: 9
C нами с 19 Декабря 2013
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
| Глупость несусветная. Прошу прощения за скудость речи. Но эти американцы даже в Торе умудряются найти оправдание своим действиям, сделанным отнюдь не из человеколюбивых побуждений. Разве Тора регламентирует отношения в обществе? О том ли рабстве идет речь в ТаНаХе, где человек владычествует над человеком?
|
|
| |
Галилеянка | Отправлено в: Понедельник, 14 Июля 2014, 14:14 | Сообщение № 4 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Цитата Джоник ( ) Разве Тора регламентирует отношения в обществе? безусловно! Это одна из ее (Торы) основных задач.
Цитата Джоник ( ) О том ли рабстве идет речь в ТаНаХе, где человек владычествует над человеком? о рабстве во всех смыслах этого слова.
По какой-то причине некоторые люди считают, что рабства в наше время нет. Видимо, им повезло жить в обществе, где действительно практически отсутствует это явление, хотя скорее всего просто они лично с ним пока не сталкивались. На западе рабство в наше время проявляется немного иначе чем раньше, учитывая права и свободы каждого человека. Но есть ведь множество людей, которые вынуждены "продавать себя" - это является их работой. Взять хотя бы работников по круглосуточному уходу за стариками: человеку платят, значит от него требуется подчинение и выполнение всех требований, включая всяческую "грязную" работу. Так вот заповеди Торы (если работодатель выполняет их) ограждают такого человека от жестокого с ним обращения. В странах же третьего мира наверняка рабство существует и поныне, и им бы очень не помешали заповеди Торы, касающиеся этого вопроса.
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |
| |