Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Что нужно человеку, чтобы чувствовать себя счастливым? Какие причины заставляют его ощущать себя глубоко несчастным? Попытаемся выяснить это, анализируя судьбы наших праотцов… ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ Ави Лазерсон Современное развитие цивилизации, казалось бы, предоставляет человеку все возможности, чтобы чувствовать себя вполне счастливым. Он располагает всевозможными удобствами. Ни одежда, ни еда для него — не проблема. Но даже самые обеспеченные из нас, если речь заходит о личном счастье, высказывают, как правило, неудовлетворенность своим положением. В чем же тут дело? Чего не хватает человеку, чтобы почувствовать себя счастливым?
Попытаемся проследить линии жизни наших праотцов — Авраама, Ицхака и Яакова. И убедимся, что все они перенесли немало страданий.
Аврааму пришлось оставить свой дом, свой родной город, свою страну и отправиться в нелегкое путешествие в неизведанное — к месту, которое было ему не знакомо. Утратив ощущение собственной безопасности, он поселился на землях, обещанных Всевышним ему и его потомкам. И вскоре там начался голод. Казалось, Творец не помогает ему. Голод заставил Авраама спуститься в Египет. И вот в этой чужой стране его разлучают с женой Сарой — ее забирают в дом фараона (Берешит, гл. 12, ст. 15). Вряд ли все эти события можно назвать «счастливым стечением обстоятельств».
Авраам, наконец, вернулся в Эрец Исраэль. И здесь его ожидало немало огорчений. Прежде всего, он страдал оттого, что у них с Сарой не было детей. Но вот Агарь, служанка Сары, родила Аврааму сына. А некоторое время спустя Сара родила Ицхака. И потребовала, чтобы Авраам выгнал Агарь с ее сыном Ишмаэлем из дома. Авраам сделал так, как велела ему Сара, испытывая при этом душевные муки.
Потом — война. Собрав немногочисленный отряд своих воспитанников, Авраам отправился выручать своего племянника Лота, который вместе с другими жителями разрушенного врагами города Седома был захвачен в плен. Авраам оказался в трудной ситуации — его отряд вступил в бой со значительно превосходящими по численности силами противника.
А теперь попробуйте представить себе, какое душевное потрясение испытал Авраам, когда Всевышний велел ему сделать его единственного и любимого сына Ицхака «объектом» приношения…
Мы погрешили бы против истины, если сказали бы, что жизнь нашего праотца Ицхака протекала в полном душевном комфорте.
Вспомним, что у Ицхака и его жены Ривки было двое детей: Яаков и Эсав. Яаков был праведником, но Эсав оказался человеком внутренне безнравственным и порочным. Когда Яаков вместо Эсава получил отцовское благословение, Эсав собирался убить собственного брата. И Ривке пришлось отправить Яакова к своему брату Лавану.
Мы видим, что и у Ицхака было множество семейных проблем. А со временем он еще и ослеп. Так что, согласитесь, у Ицкаха были весьма веские причины, чтобы чувствовать себя несчастным.
В своей жизни наш праотец Яаков тоже испытал немало трудностей и разочарований. Семь лет он работал на Лавана, чтобы жениться на его дочери Рахели. Но вот миновали эти семь лет тяжких трудов. И Лаван вознаградил своего племянника обманом, подменив Рахель другой своей дочерью, Леей. Наутро после свадьбы просыпается Яаков и обнаруживает, что женат не на той женщине, которую любил и выбрал в спутницы жизни. И с этим ему пришлось жить до конца дней.
В течение многих лет Яаков жил с ощущением, что ему и его семье угрожает опасность. И эту угрозу олицетворял его собственный брат. На обратном пути в Эрец Исраэль Яакову пришлось сразиться с малахом (в данном случае — духовная проекция, «сгусток» негативной энергии; в русских переводах — «ангел») Эсава. Жизнь его висела на волоске.
Мы еще не упомянули о страшной трагедии, о несчастье, которое постигло Яакова — он потерял любимого сына Йосефа. Представленные ему факты свидетельствовали, что Йосеф погиб, и долгие годы Яаков безутешно оплакивал его смерть.
Кто, узнав обо всем этом, скажет, что Яакову в жизни сопутствовала удача?
Естественным образом напрашивается вопрос: почему так страдали наши праотцы — эти великие праведники? И тут же, вслед первому, рождается другой вопрос: если уж такие праведники, как Авраам, Ицхак и Яаков, достигшие духовной гармонии в отношениях с Творцом, не имели простого житейского счастья, кто мы такие, чтобы Всевышний одаривал счастьем нас?
Всевышний может все, и если бы Он захотел… Нам остается лишь предположить, что Творец не ставит перед собой задачу — одарить людей счастьем. Ведь это Он ставит нас, людей, в ситуации, в результате которых на нас наваливаются неприятности и беды.
Однако, похоже, между нами и нашими праотцами есть существенная разница. И состоит она в том, что Авраам, Ицхак и Яаков, в отличие от нас, с достоинством принимали посланные им Всевышним беды и испытания. Возможно, они воспринимали саму жизнь иначе? Беды и неприятности были для них «необходимой составной частью» человеческого существования. Как дождь, например, или — холод зимой. Они понимали, что людской жизненный опыт, накапливаемые нами в этом мире, должен включать в себя преодоление трудностей и испытаний.
Попробуем разобраться, что такое счастье. Ведь без правильного понимания этого, мы не можем начать путь к его достижению.
Прежде всего, уясним, что счастье не эквивалентно радости. Радость — это эмоциональное состояние, которое приподнимает нас над скучной и унылой земной действительностью. Настоящая радость — состояние достаточно редкое. Человек может испытывать это чувство, если он, например, тяжело трудился и, наконец, достиг желаемых результатов. Или, допустим, он решил сложную проблему, или — приобрел то, о чем давно и страстно мечтал.
Обобщая сказанное, констатируем, что, стремясь к какой-либо «обыденной» цели и достигнув желаемого, человек может испытать чувство восторга и бурной радости. Однако ощущения эти — кратковременны. Минуты триумфа быстро проходят, и человек возвращается в свое прежнее состояние.
Но если счастье — не радость, что же это?
Счастье — это состояние, когда человек в мире с самим собой, доволен занимаемым на социальной лестнице положением и тем, что имеет. Счастливый человек обязательно испытывает чувство удовлетворения от того, кем он стал в этой жизни и чего он достиг. Счастливый человек без сожаления принимает и то, кем он не стал в жизни и чего так и не достиг. Счастливого человека не мучают сомнения по поводу сделанного им жизненного выбора. Он не скажет себе: если бы я женился на другой женщине, моя жизнь сложилась бы удачнее. Или: если бы я вовремя сделал то-то и то-то, у меня сейчас было бы много денег…
Попытаемся скорректировать наше мышление и наши ценности. А для этого будем оценивать нашу жизнь в контексте изъявления Воли Всевышнего. И, прежде всего, примем как данность идею, согласно которой не наши действия, но — Всевышний ставит нас в ту или иную ситуацию.
Наша традиция наставляет: важно, чтобы человек с детства перенимал от родителей истинные ценности — на них, как на фундаменте, строится мировоззрение и верное восприятие окружающего мира.
Нормальная обстановка в семье дает каждому ее члену ощущение безопасности. В хорошей дружной семье человек чувствует поддержку. В нем рождается понимание собственной уникальности. Если семейная атмосфера ухудшается, портятся отношения между родителями или — детьми, и в них исчезает ощущение тепла, возникает общая проблема, которую можно определить как «поиск счастья».
Счастье не равноценно богатству. Тот, кто счастлив, вполне доволен тем, что имеет. Счастье, о котором мы говорим, обязательно подразумевает такое состояние, когда человек принимает свое материальное положение, не страдая от мыслей о том, что ему досталась тяжкая доля, что он не достиг того, чего мог бы достичь.
Более глубокое понимание того, как стать счастливым, требует от человека понимания и принятия простого факта: он помещен Всевышним в определенное время и определенное место — для реализации определенной задачи. У каждого из нас — свои трудности. И тут объединяет нас одно: трудности есть у всех, у каждого из нас. Принципиально важно, как мы их воспринимаем. И в этом нам следует учиться у наших праотцов.
Все они были пророками. Но каждый из них решал свои, очень непростые, надо сказать жизненные задачи. Нередко, как может показаться на первый взгляд, Всевышний не стремился помочь им избавиться от бед. Но наши праотцы твердо знали, что все их несчастья и проблемы, с которыми им приходилось сталкиваться — от Творца.
Если мы принимаем эту точку зрения и осознаем, что наши трудности и жизненные испытания определены нам Творцом мира, а наша задача — выполнить свое предназначение, мы обретаем более адекватное отношение к происходящему внутри и вокруг нас. И обретаем внутреннюю гармонию.
Знание, что Сам Всевышний ставит перед нами задачи, помогает нам достойно принять беды и проблемы, возникающие на нашем пути. Творец испытывает нас, и наша цель — как можно лучше справиться с ниспосланными Им испытаниями.
Возможно, некоторые из них окажутся нам «не по зубам». Но мы не будем спешить расписываться в наших неудачах. Мы будем предпринимать новые и новые попытки преодолеть высокий барьер, воздвигнутый перед нами Всевышним. В достижении цели нам нужно проявлять упорство и стойкость. И прежде всего, потому, что эта цель поставлена перед нами Творцом. Не дотянувшись до нее, мы не осуществим свое предназначение, не выполним задание, с которым Он отправил нас в этот земной мир. На этом пути каждая победа приносит нам удовлетворение, а каждое разочарование напомнит, что этим миром управляется Всевышний.
В этом и заключается послание, которое мы получаем, анализируя судьбы наших праотцев — Авраама, Ицхака и Яакова…
Когда Яаков умер, его братья испытали страх перед Йосефом, который стал к тому времени могущественным правителем Египта. Они подумали, что теперь ничто не помешает Йосефу отомстить им за зло, которое они ему причинили. Братья представляли себе, какие страдания перенес Йосеф в рабстве и в египетской тюрьме. И все — по их вине. И они попросили у Йосефа прощения.
Йосеф ответил им, что все, что с ним случилось, произошло по воле Всевышнего. А еще он сказал, что они ничего не смогли бы с ним сделать, если бы Всевышний не решил, что с ним должно было случиться именно это.
У Йосефа были правильные взгляды на жизнь, и это помогло ему пройти все испытания, выпавшие на его долю… Еженедельник Джуиш Пресс, Нью-Йорк Перевод с английского
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|