Галилеянка | Отправлено в: Пятница, 21 Ноября 2008, 17:27 | Сообщение № 1 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| В тексте Торы приводится список драгоценных и полудрагоценных камней – один из древнейших в мировой литературе. Камни размещались в строго определенном порядке на судном нагруднике первосвященника (Исход, 28:17-20 и 39:19-13). Этимология ивритских первородных названий камней, их смысл и происхождение во многом загадочны. При переводе Писания на греческий язык (Септуагинта, III в до н.э.) почти все камни (кроме сапфира) получили новые названия, либо придуманные переводчиками, либо взятые из греческого лексикона. В начале V в. термины Септуагинты с незначительными грамматическими изменениями перешли в латинский перевод Вульгату, откуда с различными вариациями попали в европейские языки. Исходные понимания природы камней или минералов, скрытые под сохранившимися еврейскими (семитскими) наименованиями, были основательно утрачены, и сейчас мы с трудом понимаем или пытаемся понять, что подразумевали под ними авторы текста. Нет однозначного ответа на вопрос о том, каким минеральным видам отвечают названия камней и их переводы. Множество существующих переводов древних названий на различные языки и приведение их к современной научной минералогической классификации произвольны или недостаточно обоснованы. В то же время с достаточной уверенностью можно утверждать, что в Септуагинте порядок камней (вернее, их названий) соответствует исходному перечню, данному в Торе. Переводчики, дав почти всем минералам новые названия, бережно сохранили последовательность их семантических оригиналов. В более поздних переводах Библии порядок расположения минералов обычно нарушался. Мы не можем четко представить лингвистическую судьбу каждого из 12 минералов ивритского перечня в последующих переводах, в том числе в европейских языках. В двух переложениях ивритского перечня Иосиф Флавий (I в н.э.), опиравшийся не на оригинальный текст, а на Септуагинту, сохранил последовательность троек, т.е. рядов камней, но в пределах троек допустил перестановки. В Вульгате переводчик нарушил исходный порядок, поменяв местами одиннадцатый и двенадцатый камни, что привело к путанице в терминах, длящейся до сегодняшнего дня. В I-III вв. н. э. создавались таргумы – переводы Торы на арамейский язык. В таргумах камни получили новые арамейские названия. Некоторые из них представляют собой буквальный, этимологически адекватный перевод, другие новообразованы. Среди последних мы находим древнейшие названия со словом ‘aйин глаз.
К числу таких неофитов относятся: в таргуме Онкелоса ‘эйн ́‘эгла – глаз телки, в таргуме Йонатана (Иерушалми) ‘эйн ‘эгэл – глаз бычка, в Палестинском таргуме ‘эйн ‘эгла, ‘игла – глаз бычка. Ни в ивритском оригинале Библии, ни в греческом и латинском переводах слово глаз в качестве наименования камня не используется. Правда, это слово образует идиому ке-‘aйин в значении «на глаз как», «по виду как», а в книге Езекииля эта идиома устойчиво ассоциируется со словом камень: ке ‘aйин таршиш - на вид как таршиш, ке ‘aйин бдолах – по виду как хрусталь (буквально: «как глаз-таршиш, как глаз-хрусталь»). Исследуемый термин телячий глаз занимает в таргумах Онкелоса и Йонатана девятое место, и соответствует в таком случае камню с ивритским наименованием ахлама. В Палестинском же перечне положение камней в списке другое: телячий глаз стоит не на девятом, а на шестом месте, которое в оригинале, в книге Исход, принадлежит загадочному камню йахалом (нередко переводится как алмаз). Сравнение перечней двенадцати камней показывает, что в таргумах Онкелоса и Йонатана порядок ивритского текста сохранен. Другое расположение наименований камней в Палестинском списке представляется связанным с искажением при переводе или переписывании, нельзя исключить и наличие различий в рукописных вариантах. С учетом этого, представляется наиболее обоснованным сопоставление ивритского ’ахлама, греческого ’αμέθυστος (аметистос) и арамейского ‘эйн ‘эгэл, телячий глаз
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |