Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| (Германия-Нидерланды, 2003) Режиссёр М. фон Тротта
Фильм основан на реальных событиях периода Второй Мировой войны, но его действие начинается на рубеже 21-го века. В семье американских евреев Вайнштейнов горе: ушёл из жизни глава семьи. Его жена Рут, урождённая Зюсман, решила провести по покойному шиву (траур по канонам иудаизма). Во время шивы Хана – дочь Рут (Мария Шрайдер) – встречается с родственницей Рэйчел, которая говорит ей поразительную вещь. Оказывается, её мать была во время Холокоста спасена немкой Леной Фишер.
Не узнав ничего от близких, Хана едет в Берлин, и, к счастью, находит эту женщину, которой уже 90 лет. От неё она узнает совершенно поразительную историю. В то время, как в фашистской Германии все евреи попали в концлагеря, оставалась одна их категория, которую длительное время не трогали – мужчины и женщины, супруги которых были чистокровными арийцами, по терминологии фашистов. Их арестовали только в 1943 году, уже после разгрома гитлеровцев под Сталинградом.
Заключенных поместили в тюрьму, в здании на Розенштрассе – улице роз, там, где раньше был еврейский благотворительный центр. Таким же образом нацисты сделали пересыльный лагерь из здания берлинской синагоги , и через него прошло 35.000 человек, отправленных затем в лагеря смерти. Среди последних оказалась Мириам Зюсман, муж которой, ариец, развёлся с женой, под давлением властей. Её восьмилетняя дочь чудом избежала ареста и осталась совершенно одна в большом враждебном городе.
В заключении на Розенштрассе оказался и известный в прошлом скрипач Фабиан Исраэль Фишер. Его жена Лена (К. Риман), талантливая пианистка, немка, дочь генерала рейхсвера Эшенбаха, вышла за него замуж, несмотря на категорическое запрещение отца, законченного антисемита. И сколько бы в эпоху гитлеризма её не вынуждали развестись с ним, не обзывали «жидовской подстилкой», она не отреклась от него. Именно эта женщина нашла на улице маленькую Рут и приютила её, выдав за немку и дав ей имя Хельга.
Но стержень действия не в этом, а в том, что немки – жены евреев, не отказавшиеся от них, пришли на Розенштрассе и стояли там днями, требуя выдать мужей. Их не смогли разогнать ни полицейские репрессии, ни американские бомбёжки. И произошло чудо. Они добились почти невозможного – освобождения своих мужей из тюрьмы, где тем грозила неминуемая депортация в концлагеря.
Фильм сделала одна из опытнейших немецких режиссёров старшего поколения (родилась в 1942 году) Маргарет фон Тротта. По природе она скорее лирик, чем трагик, поэтому излагает повествование обстоятельно, не торопясь, не нагнетая эмоций, словно говоря: вот факты и пусть они говорят сами за себя. А вы смотрите, думайте и, если хотите, сопереживайте. Великолепная актёрская работа Кати Риман (Лена Фишер в молодости). Любители остросюжетного кино будут недовольны, но таковы “правила игры” предлагаемые создателями ленты. Хотите – принимайте; хотите – нет.
Александр Марголис
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|