Прочтем отрывок, в котором описывается гибель Надава и Авиу: «И вошли Моше и Аарон в Шатер Откровения, а, выйдя, благословили народ, и явилась слава Всевышнего всему народу. И вышел огонь от Всевышнего, и сжег на мизбеахе (в условном переводе — жертвенник) приношение ола (всесожжения; символизирует тотальную близость к Творцу, в знак чего туша предназначенного для приношения животного сжигается полностью) и жир. И как увидел это народ, возликовал он и пал ниц…» (Ваикра, гл. 9, ст. 23). Дальше идет такой текст: «И взяли сыновья Аарона, Надав и Авиу, каждый свой совок, и положили в них огня, и возложили на него смесь благовоний, и воскурили огонь чуждый, которым он (Моше) не велел им (пользоваться в этот день). И вышел огонь от Всевышнего, и уничтожил их, и умерли они» (Ваикра, гл. 10, ст. 2). И еще, чуть ниже: «А братья ваши, весь дом Израиля, пусть оплакивают сожженных, которых сжег Всевышний» (Ваикра, гл. 10, ст. 6). Если проанализировать слова, которыми пользуется Тора при описании этого, посвященного Надаву и Авиу эпизода, обнаружится, что ключевое тут — слово «огонь».
А теперь рассмотрим некоторые комментарии, анализирующие суть этой трагедии.
Устная Тора (мидраш Сифра) ведет поиск истинных причин гибели сыновей Аарона, тщательно исследуя намеки, содержащиеся в тексте Торы, и анализирует поступок Надава и Авиу с точки зрения человеческой психологии.
Следует отметить, что в Мидраше приводятся доводы — и в оправдание и в осуждение поведения сыновей Аарона. К примеру, Мидраш свидетельствует, что братья, конечно же, прекрасно знали, что все годы странствия в пустыне впереди шли Моше и Аарон, сыновья — за ними, а за сыновьями следовал весь народ Израиля. Но роли «второго плана» не устраивали Надава и Авиу. Они рвались к абсолютной власти.
И вот сказали они Всевышнему: «Умрут эти два старика (Моше и Аарон), и мы будем управлять народом». И ответил им Творец: «Это они похоронят вас и будут, как прежде, возглавлять народ»…
Итак, Устная Тора сообщает, что Надав и Авиу умерли вовсе не из-за того, что нарушили одну из заповедей Творца, скорее, потому, что проявили нетерпение, не могли дождаться часа, когда настанет их черед возглавить народ.
Дает Сифра и второе объяснение, основанное на сути происшедшего: «И увидели сыны Аарона, что все приношения осуществлены и все сделано, а Шехина так и не спустилась на Израиль. И сказал Надав Авиу: разве можно приготовить еду без огня? Тотчас взяли они чуждый огонь и внесли его в Кодеш Кодашим (Святая Святых)».
Дело тут в том, что сыновья Аарона в присутствии Моше, своего учителя, не имея на то права, вынесли ѓалахическое постановление. И поплатились за это своими жизнями.
К такому же выводу приходит, комментируя недельную главу Шмини (гл. 10, ст.), и Раши. Исследуя суть проблемы, он обращается к Талмуду (трактат Эрувин, лист 63). На этом листе Учителя, в частности, задаются вопросом: какое решение вынесли братья? Написано в Торе: «И принесут сыновья Аарона-коэна огонь на мизбеах» (Ваикра, гл. 1, ст. 7). Неправильно поняв указание, Надав и Авиу трактуют его на свой лад: несмотря на то, что огонь спускается с Неба, принести его нужно от обычного (земного) источника...
Мидраш Ваикра раба (гл. 20) суммирует различные грани Истины. Четыре причины обусловили гибель сыновей Аарона, — говорится здесь. — Это — «приближение» к Творцу, реализация приношения, внесение чуждого огня и то, что они не посоветовались друг с другом.
Далее в мидраше даются разъяснения к каждому «пункту».
Надав и Авиу «приблизились» к Творцу, то есть — вошли в Кодеш Кодашим (Святая Святых), куда разрешается входить только первосвященнику.
Они реализовали приношение, которое им не положено было осуществлять.
Огонь, который они внесли в Мишкан (переносной Храм), был зажжен, вопреки правилам, от обыкновенного, земного источника («чуждый огонь»).
В Торе сказано, что «каждый (взял) свой совок». То есть они действовали, не сговариваясь, самостоятельно («не посоветовались друг с другом»).
Подчеркнем, что в талмудической литературе, в частности — в мидрашах, принято раскрывать сразу же несколько граней Истины, и каждая грань преподносится «на равных» с остальными. Другое дело — комментаторы Торы. Каждый из них выдвигает свою позицию, открывая одну, собственную грань Истины.
К примеру, Рашбам (раби Шмуэль бен Моше — комментатор Торы и Талмуда, внук Раши; 12-й век), анализируя текст Торы, где описывается гибель Надава и Авиу, сосредотачивает свои изыскания на слове «огонь», которое, как мы уже знаем (см. выше), в этом отрывке — ключевое…
Прежде, чем вышел огонь от Всевышнего, — пишет Рашбам, — каждый взял свой совок, чтобы совершить воскурения на золотом мизбеахе… И поместили они на совки чуждый огонь, который не велел приносить им Моше в тот день. Хотя про остальные дни написано: «И принесут сыновья Аарона-коэна огонь на мизбеах».
Именно в тот памятный день Моше такого повеления не давал. Он не хотел, чтобы принесли в Мишкан обычный земной огонь, потому что ожидал, что огонь спустится Свыше. Значит, в этот день не следовало братьям приносить чуждый огонь — Моше было важно, чтобы весь народ увидел, что огонь спускается с Небес. Так освящается Имя Всевышнего.
То же самое сказал пророк Элиягу служителям Баала на горе Кармель — «…а огня не подкладывайте» (первая книга Мелахим — «Цари», гл. 18, ст. 25) — когда хотел освятить Имя Всевышнего с помощью огня, который спустится Свыше.
Переходя к анализу наказания, постигшего Надава и Авиу, Рашбам сопоставляет два фрагмента из Торы, из книги Ваикра (гл. 9, ст. 24 и гл. 10, ст. 2), подчеркивая, что они говорят об одном и том же.
Когда сыновья Аарона, — пишет Рашбам, — воскурили чуждый огонь на внутреннем мизбеахе, огонь от Всевышнего прежде сжег воскурения во внутренней части Мишкана, поразив сыновей Аарона, которые в это время были там. И они погибли. А затем Небесный огонь направился к внешнему мизбеаху и поглотил приношения ола…
Среди исследований, наиболее близких к нашим временам, выберем комментарии рава Нафтали-Герца Визеля (Австрия, 18-й век) и рава Шимшона-Рэфаэля Гирша (Германия, 19-й век), которые открывают в этой истории различные грани Истины. Раби Визель рассматривает побудительные мотивы поведения сыновей Аарона. В свою очередь, раби Гирш концентрирует внимание на том, какой урок мы можем извлечь из глубокого анализа того, что произошло с Надавом и Авиу.
Надав и Авиу были в своем поколении выдающимся людьми, — пишет рав Визель. — Радость переполняла их, и они утратили способность здраво мыслить. Вот и вошли они во внутреннюю часть Мишкана (в Кодеш Кодашим). И каждый из них воскурил благовоние.
Моше не давал им такого поручения, они действовали по собственной инициативе и внесли — «чуждый огонь». Но будем иметь в виду, что этот огонь они взяли с внешнего мизбеаха. И предназначался он для осуществления ежедневных приношений…
Под выражением «чуждый огонь» (в оригинале на иврите — эш зара) подразумевается здесь не сам огонь, а то, что он сжигает. И тогда получается, что Тора, накладывая запрет на «чуждый огонь», на самом деле говорит о «чуждых» воскурениях кеторет (благовония, специальный, строго оговоренный набор ароматных трав). То есть — о тех, которые не предусмотрены порядком осуществления приношений в Храме.
Надав и Авиу взяли правильно составленные кеторет и добавили их в совок с углями. Однако такая процедура, как сказано в Торе, осуществлялась в Святая Святых коэном гадоль (главным коэном), причем — именно в Йом Кипур. Но о службе в Йом Кипур Моше объявил лишь «после смерти двух сыновей Аарона» (Ваикра, гл. 16, ст. 1)…
Источник