|
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44) "Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5) |
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям). У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать! |
История золотого тельца
| |
MESHULAM | Отправлено в: Четверг, 05 Марта 2009, 08:52 | Сообщение № 1 |
Фесвитянин
Сообщений: 1188
C нами с 12 Октября 2006
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
| История золотого тельца
Итак, перейдем непосредственно к этим трем тяжелым неделям еврейской истории. Хронологически они начинаются с 17-го Тамуза. Обычно, везде указывается (в том числе и в "Шульхан-арух"), что на протяжении еврейской истории в этот день произошло 5 трагических событий. Самое первое из них случилось через 40 дней после стояния у Синая, когда евреи сделали золотого тельца. Те самые люди, которые несколько недель назад сказали: "наасэ вэнишма" - "сделаем и услышим", скатились вдруг к такому состоянию, что сделали себе какого-то литого бога. Надо понять, в чем собственно заключалась вина евреев, и почему за эту провинность из поколения в поколение этот день начинает полосу тяжелых неприятностей.
Что же тогда произошло? Моше ушел получать Скрижали, на которых Божественной Рукой были начертаны 10 Заповедей, а евреи стояли у горы Синай, где они только что слышали от Всевышнего, каждый из них непосредственно, первую Заповедь: "Я - Господь, Б-г твой...", и вторую Заповедь: "...Не делай себе других богов...". Следующие 8 заповедей они попросили Моше пересказать им, так как им было страшно прямое общение со Всевышним. Поскольку Моше не вернулся по прошествии 40 суток, как он обещал, евреи стали волноваться, и текст Торы довольно сокращенно описывает, в чем выражались эти волнения. Описано, как они пришли к Аарону и сказали, что непонятно, что стало с этим человеком - Моше, и потребовали, чтобы Аарон дал им богов, которые поведут их дальше. Мы знаем, что по дороге они встретились с еще одним руководителем, которого оставил Моше для выяснения проблем, которые могут возникнуть, и это был - Хур, родственник Моше. Когда евреи сказали Хуру то же, что потом они сказали Аарону, а именно, что Моше не пришел, а они не могут находиться в такой далекой от всего им привычного обстановке без подходящего руководителя, Хур их попытался успокоить и сказал, что мы просто ошиблись в счете и 40 дней еще не прошло, и что Моше должен прийти завтра. Известно, как повели себя евреи в этом "диспуте" - они убили Хура и пошли дальше. Очень трудно представить себе, как мог совершиться такой "переход": от состояния, когда они сказали, что заранее подписываются выполнять любое повеление Всевышнего, даже не понимая его, до того состояния, в котором они совершили убийство человека только за то, что у него есть особое мнение?
Аарон понимает, что с ним могут поступить так же, как с Хуром. Мидраш говорит, что если бы евреи убили еще и Аарона, то осуществился бы сразу стих "Плача Йиремии" о том, что "убили Первосвященника и пророка". Действительно, евреи в конце эпохи Первого Храма так и поступили, убив прямо в Храме Первосвященника, который был и пророком, и который увещевал их вернуться от их ужасных путей. Аарон вовсе не из боязни за свою жизнь, а для того, чтобы не дать так глубоко пасть этому народу, попытался лавировать, чтобы выиграть время. Он предложил собрать все кольца и серьги жен, понимая, что женщины не так легко расстаются со своими украшениями и будут спрашивать: "Для чего это надо?" Известно, что женщины не так быстро "падают" в своем поведении, как мужчины, и праведность еврейских женщин ни раз спасала народ в критические моменты истории, и именно благодаря праведности наших жен мы были выведены из Египта. Поэтому, Аарон надеялся, что когда женщины узнают, что их украшения нужны для изготовления самодельных богов, они как-то помогут ему выиграть это дополнительное время. К сожалению, мужчины оказались очень проворными и отдали свои собственные украшения, которые тогда у мужчин тоже имелись. После этого, Аарон, хоть и пытался по возможности оттянуть время, все-таки вынужден был бросить эти украшения в печь, и оттуда каким-то образом вышел телец. Важно то, что даже тогда, когда уже этот телец появился, Аарон сказал: "Завтра праздник Всевышнему!", надеясь, что утром прийдет Моше, и все уладится. Однако евреи поднялись очень рано, еще до света, и начали, смеясь, праздник, но вовсе не Всевышнему, а праздник вокруг тельца, который превращался таким образом, в 100%-ую гнусность - в идолопоклонство, в разврат и в кровопролитие. Там, где в Торе употребляется слово "смеяться", оно обозначает именно эти три вещи или одну из них.
Моше было сказано Всевышним, чтобы он быстро спускался, потому что развратился народ, который "ты вывел из Египта". То есть, как бы имелось в виду, что "поднят" был Моше на Небесные высоты не потому, что он такой хороший, а только из-за этого народа, и если он упал, то и Моше здесь делать нечего. Моше спускается, разбирается, вершит суд над зачинщиками и т.д. Основной вопрос заключается в том, что же такого трагического было в этом событии? - Трагедия, конечно, состоит уже в том, что в результате этого действия погибли тысячи евреев. Мы знаем, что гибель даже одного еврея - это крушение всего мира. К несчастью, бывали в истории периоды, когда гибло еще больше евреев, но, однако, мы не относим их к числу тех трагедий, которые мы из года в год отмечаем, как начало самого тяжелого периода в году. Что же такое особенное случилось в этот день, что на протяжении всей истории евреев именно в этот день - 17-ого Тамуза, происходят трагические события такого же типа: пробиваются стены Иерусалима, в Храме устанавливают статую идола, какой-то негодяй сжигает книгу Торы. Все такого рода "неприятности" имеют, очевидно, одну общую основу.
Источник
Рабство - в догмах, в заповедях - свобода (С)
|
|
| |
MESHULAM | Отправлено в: Четверг, 05 Марта 2009, 09:01 | Сообщение № 2 |
Фесвитянин
Сообщений: 1188
C нами с 12 Октября 2006
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
| Золотой телец Шли уже сороковые сутки. Народ начал роптать: – Моше пропал! Где он?! А сатана тут как тут, навел мглу: – Умер Моше! Умер! Вон, смотрите: в облаках на кровати лежит. Народ зашумел: – Кто заменит Моше? Что делать?! Племянник Моше – Хур стал успокаивать народ: – Давайте еще подождем, ведь осталось совсем немного! Моше сейчас спустится! Однако неуправляемая толпа затоптала Хура насмерть – и бросилась к старшему брату Моше, Аарону: – Сделай нам божество, которое пойдет перед нами! «Я готов совершить “Кидуш Ашем”, как Хур, но лучше попробую потянуть время до прихода Моше…» – подумал Аарон. Вслух же сказал: – Снимите все золотые кольца, серьги, браслеты с ваших жен, дочерей, сыновей и несите мне. Он прекрасно знал: ни одна женщина со своими побрякушками не расстанется. Так, думал, времечко и потянем. Однако он не учел, что и на мужчинах было много золотых украшений. Они не стали связываться с женами – поснимали с себя всё и принесли ему. (Кстати, с тех пор еврейским мужчинам запрещено носить золотые украшения, кроме перстня с печаткой.) Собранное золото Аарон бросил в огонь, надеясь, что, кроме слитка, ничего не получится. Но тут в первые ряды протиснулся Миха и подбросил в костер пластинку, на которой была надпись «и поднимется бык». Тут же из костра выскочил золотой теленок, запрыгал, закувыркался и стал щипать травку! Евреи стояли, разинув рты, – закричали же «эрев рав» – египтяне, которые мутным потоком устремились за Моше и евреями, как только упал «железный занавес». Они орали: – Вот божество твое, Израиль, которое вывело тебя из Египта! Левиты же – родное колено Моше – вообще держались особняком и ни в чем участия не принимали. Аарон объявил: – Завтра устроим праздник Б-гу, я начинаю строить жертвенник. А сам подумал: может, утром вернется Моше... С первыми лучами солнца бунтовщики стали собирать хворост, резать скот и приносить жертвы золотому теленку. А на горе Синай Б-г сказал Моше: – Спустись вниз! Твой народ, который мы вывели из Египта, сделал себе золотого тельца и принес ему жертвы! Я их уничтожу, а от тебя произведу новый великий народ. Взмолился Моше: – Зачем Тебе, Б-же, гневаться на народ Твой, который Сам Ты вывел из Египта великими чудесами? Чтобы египтяне смеялись? «На беду, скажут, Он вывел их, чтобы стереть с лица земли...» Не губи народ Свой! Вспомни Авраама, Ицхака и Яакова, которым Ты клялся, что умножишь потомство их, подобно звездам небесным, и что дашь им страну, которой они будут владеть вечно. Вымолил заступник. Моше стал спускаться с Синая. У подножия горы его ждал лучший ученик, Иеошуа. Отсюда уже были слышны крики возбужденной толпы. – Битва в стане? Клич победителей, стоны побежденных?! – Нет! Вакханалия вокруг золотого тельца! Глаза Моше вспыхнули гневом – бросил скрижали, и они разбились. Схватил золотого тельца – пережег его на огне, растер в прах! Смешал прах с водой и всех евреев заставил выпить! (Как делали это с женами, подозреваемыми в неверности.) Встал Моше в воротах стана и крикнул: – Кто за Б-га, ко мне! Левиты окружили Моше. – Прочешите лагерь и перебейте всех грешников! Около трех тысяч человек пали. На следующее утро Моше сообщил народу, что снова возвращается на гору, к Б-гу, и попытается искупить их грех. Источник
Рабство - в догмах, в заповедях - свобода (С)
|
|
| |
Louiza | Отправлено в: Пятница, 18 Мая 2012, 08:31 | Сообщение № 3 |
Участник
Сообщений: 1318
C нами с 22 Июня 2009
Откуда: Украина
Статус: Отсутствует
| В чем корень преступления евреев
Желание поклоняться идолам вовсе не было начальным импульсом их действий и главным мотивом поведения евреев, которые требовали, чтобы им дали руководителя. Они совсем не хотели иметь этого тельца в качестве бога, а они хотели его - в качестве Моше. Зачем им нужен был такой руководитель, не человеческий, а самодельно изготовленный? Дело в том, что к этому времени евреи успели понять, что Моше стоял выше всего поколения настолько, что найти ему замену невозможно. Некоторые комментаторы обсуждают, почему Аарон не предложил кого-нибудь руководителем временно, до прихода Моше. Там ведь было много мудрецов и праведных людей. Есть интересное объяснение, которое основано на принципе: "рак алия бакодэш" - "поднятие в Святость", то есть - назад движение уже невозможно. Это означает, что человек, который, например, был хотя бы один день руководителем Сангедрина, не может быть смещен на более низкую должность, потому что это невозможно пережить. Поэтому, если назначить заместителя на один день, то, как же его потом можно будет сместить, ведь это будет для него страшным ударом. Аарон, конечно, мог бы назначить самого себя, и потом с легкой душой он бы себя и сместил, но это могло бы быть некоторым неприятным штрихом в глазах Моше, что, вот, в его отсутствие его брат поставил себя руководителем. Мы видим, что в очередной раз скромность руководителя еврейского народа оборачивается трагедией. Это относится и к Моше в нескольких случаях и к Аарону и, как говорит мидраш, из-за скромности мудреца Захария был разрушен Второй Храм.
Итак, в чем главный грех евреев, потребовавших этого руководителя? Люди чувствовали, что они не готовы находиться под непосредственным Управлением Всевышнего. Это само по себе не так плохо, если они просят того, что им не хватает. Евреи же совершают иной и очень большой грех. Надо сказать сразу, что конечно, повинны были не все, так как мы знаем, что колено Леви вообще здесь никак не участвовало, и они все от начала и до конца были чисты от какого- либо греха. Так вот, главное преступление еврейского народа в событиях, связанных с тельцом, состоит в том, что они принимают на себя смелость решать, что правильно и что неправильно. Человек должен понимать, что такая компетенция существует у человеческого разума только до определенной границы, дальше которой он не в состоянии решить, что правильно. Дальше этого - решает только Божественный Разум, который может открыть нам что-то, если пожелает. Это очень непросто понять, но, не поняв этого, невозможно правильно жить.
Когда весь еврейский народ приходит к Хуру и говорит ему, что уже прошли 40 суток, то казалось бы нельзя считать, что Хур, который говорит, что 40 суток еще не прошли, - умнее всех, когда весь народ считает иначе. На самом же деле, 40 суток, действительно, прошли и никто не обсчитался, но Моше сказал, что он уходит на 40 дней, и имеются в виду дни, которые начинаются с вечера. После Синая у евреев сутки стали начинаться с выхода звезд, в отличие от всех народов, у которых день начинается с утра. Поскольку Моше уходил утром, то тот день, когда он уходил, не засчитывался в этих 40-а днях. И он, действительно, пришел на следующее утро. Однако, правильность этих подсчетов на самом деле не так уж и важна, потому что, как бы там ни было, основной грех евреев заключается в том, что они считали свой "анализ истины" окончательным. Более того, они так же считали себя в праве уничтожать тех, кто с этим не согласится, подкрепляя свои поступки демагогическим заявлением: "Как это он (Хур) выступает против всего еврейского народа?" Эта же проблема в том или ином ракурсе возникает у евреев ни раз во время хождения по пустыне, не говоря уже обо всей последующей истории. Например, во время восстания Кораха, которое является первым совершенным примером политической демагогии, Корах говорит Моше и Аарону: "Почему Вы возвышаетесь над народом? Мы же все стояли у Синая".
Несколько слов следует сказать о 9-ом Ава, которое является вершиной трагичности этих дней. Эта трагичность проявляется, прежде всего, в разрушении Первого и Второго Храмов. Однако самым первым проявлением 9-го Ава в истории еврейского народа было другое событие. Если 17-ое Тамуза возникло уже в первый год выхода евреев из Египта, через три месяца после выхода и через 40 дней после Синая, то 9-ое Ава проявилось на следующий год, когда Моше послал разведчиков. История с разведчиками хорошо известна, но анализ причины греха евреев в этом случае еще более труден, чем в случае с тельцом. Следует отметить, что здесь наблюдается одна интересная вещь, на которую впервые обратил внимание профессор Тверский. Он обратил внимание на то, что получается так, что 17-ое Тамуза - это день, в который происходят беды духовного характера: разбиты Скрижали в результате того, что евреи по той или иной причине занимались идолопоклонством, установлен идол, сожжена Сэфер-Тора. Все это - духовные бедствия, тогда как 9-го Ава происходят бедствия материальные: разрушение Храмов, изгнание из одной земли, из другой и - вершина всех изгнаний - изгнание из Испании. Таким образом, 17-ое Тамуза и 9-ое Ава представляют собой некие особые полюса, в природе которых было бы очень интересно разобраться. ( По материалам сайта Sem 40 )
Я могу только предоставить Вам информацию. Убеждения Ваши Вы должны формировать сами.
|
|
| |
Галилеянка | Отправлено в: Пятница, 31 Мая 2013, 18:03 | Сообщение № 4 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Почему Аарон выбрал фигуру тельца?
Вверху, на горе, (где Моше получал Тору от Создателя), наставления по строительству Святилища Закона и презентации Свидетельства Закона подвели Откровение к той точке, где Закону предстояло обрести приют в народе. С места своего пребывания, как самой душе нации ему надлежало питать народ в целом и отдельные составляющие его индивидуальности духом провозглашенного Б-гом призвания, которое состояло в том, чтобы добиться для нации Присутствия Б-га в их среде, как обещано (25:8): «Они сделают Мне Святилище, и тогда Я буду пребывать в их среде».
Но в то само время когда все это происходило на горе Синай, внизу, в лагере, происходили события, которые должны были подчеркнуть со всей бесспорностью... пропасть между реальностью, отраженной в народной ментальности, и идеалами, сформулированными в Законе, который этой нации предстояло получить. То, что этот народ не сумел перенести сорокадневного отсутствия своего лидера Моше, и что так скоро после вспышек молний, под которые им заповедали: «Не делай себе... никакого изображения», сыны Израиля оказались в состоянии изготовить себе «золотого тельца», показало, что нация все еще была далека от истины и требований Б-жественного Закона.
Это с очевидностью показывает, что такой Закон невозможно истолковать как продукт своего времени. Он не может быть законом, который, подобно всем другим религиям и сводам законов, появился в среде самого народа в какой-то конкретный период его истории. В то же время, эти события демонстрируют нам Закон в его абсолютном качестве - абсолютном в силу его Б-жественного происхождения и его неотменимого предназначения пребывать среди людей и действовать на земле. В тот момент, когда этот Закон впервые вступил в мир, недостойность нации, которая должна была первой получить его на земле, ясно показала, что из двух кто-то должен уйти: либо Закон, либо все поколение того народа, для которого он предназначался. Решение было мгновенным: все поколение должно сойти с исторической сцены, и должно быть создано новое поколение, которое бы было готово и могло принять Закон. До этого момента Закон будет ждать своего часа.
Заявление Б-га Моше: «Я уничтожу их и произведу от тебя великий народ» (ст. 10); т.е. то, что нация, созданная для получения Закона, должна быть уничтожена, тогда как Моше и Закону обеспечено иное будущее, показывает с самого начала абсолютный характер судьбы, предопределенной для Закона, судьбы, которая гарантируется Самим Б-гом и которой движет Сам Б-г. Этому Закону никогда не придется приспосабливаться к меняющемуся времени; напротив, любой данный период получает право на настоящее и будущее только до тех пор, пока он приспосабливает себя к требованиям этого Закона. Закон являлся абсолютным предназначением еврейской нации, но поколение пустыни находилось все еще бесконечно далеко от этой цели. Если, тогда, этот Закон со своими идеальными неизменными требованиями смог, тем не менее, войти в среду народа в тот момент его истории, это не могло произойти лишь для того, чтобы позволить нации изменять его в соответствии с меняющемся временем, т.е. для обеспечения национального удобства. Нет, нации предстояло меняться до тех пор, пока она не проложила себе путь наверх к моральному и духовному уровню этого Закона.
Резюме: как только этот Закон вошел в среду народа, которым ему предстояло править, ему был брошен первый вызов происшествием с «золотым тельцом» . Закон должен был продемонстрировать свою Б-жественную силу, научив этот народ признавать его, а затем научив тому, как воздвигнуть Святилище, в первую очередь и прежде всего в качестве места искупления, места, где народ неустанно готовился бы к лучшему и более чистому будущему.
Прежде чем Святилище Закона было возведено, народу и коэнам необходимо было внушить сознание необходимости искупления.
СДЕЛАЙ НАМ БОГОВ, КОТОРЫЕ ПОЙДУТ ПЕРЕД НАМИ, ПОТОМУ ЧТО ЭТОТ ЧЕЛОВЕК МОШЕ... Пояснение назначения этих богов, «которые пойдут перед нами», и обоснование «потому что этот человек Моше» и т.д. делают очевидным, что происшедшее не было падением, возвратом к язычеству в смысле обычного отступления от Б-га. Люди хотели, чтобы Аарон изготовил объект, который заменил бы не Б-га, а Моше. Люди полагали, что с Моше произошло несчастье, что он умер, и поэтому они требовали от Аарона сделать им нового «Моше», которого они никогда не смогли бы лишиться. Но тот факт, что они связывали свои надежды на будущее с существованием Моше, и их представление, что человек может, имеет право и должен сделать для себя «образ Моше», совершенно расходятся с базисной еврейской концепцией Б-га и взаимоотношений между Б-гом и человеком, которые уже разъяснило Детям Израиля Б-жественное предостережение: «... Я говорил с вами с небес; не делайте при Мне (изображений) богов...» (Шмот 20:22-23).
Сказавшие Аарону: «Встань, сделай нам богов, которые пойдут перед нами, потому что этот человек Моше, который вывел нас из Египта, мы не знаем, что случилось с ним», оказались в плену языческой иллюзии субъективизма. Они рассматривали Моше не как инструмент Б-жественной воли, избранный и посланный по почину Б-га, но как человеческое существо, которое в силу своих личных качеств возвысилось над обычной человеческой природой и достигло уровня Б-жественности. Поэтому они считали, что Моше может влиять на волю Б-га и что существование Моше может обеспечить им Б-жественное покровительство. В их глазах не Б-г посредством Моше вывел их из Египта, а Моше вынудил Б-га совершить это освобождение. Они не считали Б-жественные законы и указы, приходившие к ним через Моше, чем-то таким, что останется с ними даже после того, как смертного, сообщившего их сынам Израиля, больше не будет в живых; они не видели в Законе средства своей неотъемлемой связи с Б-гом и своей неотъемлемой гарантии Б-жественного покровительства. Вместо этого они рассматривали личность Моше, человека, близкого к Б-гу, как основное звено в их связи с Б-гом. Лишь до тех пор, пока был жив Моше, они могли быть уверенны в Б-жественном покровительстве. Они считали, что отношения между Моше и Б-гом были установленны по инициативе Моше, а не Б-га; следовательно, рассуждали они, если Моше больше нет в живых, они могли и должны были предпринять со своей стороны какое-нибудь действие, чтобы привязать к себе Божество. Они еще не вполне усвоили еврейскую концепцию, согласно которой человек имеет непосредственный доступ к Б-гу и не нуждается в посредничестве, если ведет себя в соответствии с Б-жественной волей. Или, быть может, страх, что отныне они вынуждены будут бродить по пустыне без направляющего их лидера, заставил их усомниться в этой истине.
* * *
... Стоит задуматься, почему Аарон, имевший свободу выбора формы, которую предстояло отлить, выбрал фигуру тельца. Предполагали, что телец, видимо, представляет собой Аписа, священного быка древних египтян. Однако египетский Апис был не рукотворным идолом, а живым быком определенной формы с особыми отметинами на шкуре. Кроме того, почему Аарон должен был выбрать именно фигуру животного, которому поклонялись как верховному божеству в той стране, где когда-то обитал его народ?
Выбор Аароном именно этой формы показывает с абсолютной точностью, что она не должна была представлять Аписа или что-либо еще, что должно было напоминать священного быка. Мы уже несколько раз упоминали - это нашло подтверждение в нашем исследовании ритуала жертвоприношения - что в символизме жертвоприношения в иудаизме виды פר ( бык), שור ( вол) и בקר ( крупный рогатый скот), используемые человеком в его трудовой деятельности, символизируют силу, поставленную на службу высшей сущности. В этом причина выбора Аароном тельца: с одной стороны, он стремился удовлетворить требования народа, который на самом деле искал не другого Б-га, а лишь нового «Моше», а с другой стороны, он стремился ограничить заблуждения народа пределами полуязычества. Для этой цели ни одна другая фигура не подходила в такой степени, как фигура быка, который представляет не главенствующую силу, а лишь послушное орудие. Кроме того, выбирая из этого вида не взрослого быка, а лишь теленка, Аарон стремился представить даже это послушное орудие в его наименее могучем варианте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |
| |