Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Прежде чем мы попытаемся понять, почему было десять египетских казней, а не одна, не пять, пятнадцать или шестьсот тринадцать, вспомним, что не только евреи, но и древние египтяне с незапамятных времен пользовались десятичной системой исчисления.
Теория чисел объясняет, что числа влияют на материальный мир. А если обратимся к периодической системе химических элементов, увидим, что свойства вещества зависят о количества электронов в электронной оболочке вокруг атомного ядра.
Вся Вселенная, весь наш мир может быть выражен числом и исследован разумом, при этом его математическую основу представляет число десять. В математике это число символизирует единство множественности. В еврейском исчислении число десять выражено буквой «Йуд».
Ученые-физики утверждают, что Вселенная произошла в результате взрыва единственной точки, сжатой до немыслимых пределов. Эту точку еврейские мудрецы называют «Йуд», так как именно она властвует над действием (Сэфер йецира 5:8).
Гематрия «Йуд» – 10, это знак божественной мудрости. Древо Жизни составляют 10 элементов (сфирот), представляющих 10 эманаций, 10 имен или 10 каналов проявления Б-га (Хаим Виталь, «Эц Хаим»). Физическое состояние «Йуд» – бесконечная энергия, сосредоточенная в веществе, а духовное состояние – мудрость, сосредоточенная в Имени Творца, Благословен Он (Пардес Римоним).
С «Йуд» начинается Его четырехбуквенное Имя. «Йуд» стала мощным импульсом для «Бэт», с которой был сотворен наш мир (Мидраш Талпиот). При этом «Йуд» как число 10 влияет на судьбу человечества и на судьбу каждого отдельного человека. Поэтому еврейский закон установил, что в молитве, в совместном обращении к Б-гу, должны участвовать десять взрослых евреев, миньян.
Тора постоянно обращается к числу десять:
1. Десятью изречениями был создан мир (Теhилим 33:6; Мегила 21-б).
2. Десять поколений насчитывается от Адама до Ноаха (Авот 5:2).
3. Десять поколений [насчитывается] от Ноаха до Авраhама (Авот 5:2).
4. Десяти испытаниям подвергся праотец наш Авраhам (Авот 5:3).
5. Десять праведников взошли живыми на Небеса (Дэрех Эрец Зута).
6. Десять чудес были совершены для наших праотцев в Египте (Авот 5:4).
7. Десятью наказаниями покарал Святой, благословен Он, египтян в Египте и десятью – на море (Авот 5:4).
8. Десять раз испытывали праотцы наши Святого, благословен Он (Авот 5:4).
9. Десять чудес происходили с нашими праотцами в Храме («Мидраш Шемуэль»; Йома 82-а; Рамбам, «Сефер hамаор»).
10. Десять творений были созданы накануне субботы, в сумерки (Авот 5:6).
Древние египтяне обожествляли небесные светила и Нил, от которого зависел урожай года, обожествляли животных, явления природы, обожествляли фараона, он сам себя считал божеством и владыкой мира. Поэтому Творец, Всесильный, благословен Он, послал Моше и Аhарона показать им власть истинного Хозяина мира.
И египтяне, и евреи увидели, что предметы, различные существа и явления природы могут не соответствовать естественным законам природы. Для египтян это стало наказанием, для евреев спасением от рабства (Мидраш Танхума). Как сказано: «И Я сделаю различие между народом Моим и народом твоим» (Шмот 8:19).
Так почему же Всесильный установил для египтян десять казней? Он отправил Моше к фараону предупредить о наказании и после каждой казни давал время для раскаяния (Шмот, «Ваэра» и «Бо»). Что ответил жестокий владыка Мицраима-Египта? «Кто Он, Б-г, которого я должен слушать?! Не знаю этого Б-га, и Израиль не отпущу».
И тогда Всесильный решил показать ему, что именно Он управляет миром, и на земле, и под землей, и в воде, и над водой, и в небесах («Дришат Мардохай», стр. 31:34). Египтяне, отрицающие создание мира десятью изречениями, получили соответствующие этим изречениям десять казней. Сказали колдуны и чародеи Египта, что это «эцбаа», перст Всесильного, рука Его поразила Мицраим.
Эцбаот – пальцы руки, десять их, и у каждого своя функция и свое назначение (Абударhам, «Седер Агадот»). Также каждая из десяти заповедей на Скрижалях Завета, подобно руке Всесильного, направляет и поддерживает нас со дня рождения до последнего вздоха.
Рав Адам Давидов
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|