|
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44) "Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5) |
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям). У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать! |
Тора — источник равноправия
| |
Галилеянка | Отправлено в: Воскресенье, 22 Мая 2011, 22:35 | Сообщение № 1 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Тора является источником современных принципов равенства. В свое время она, по сути, была революционной книгой, раскрывающей уникальные политические идеи. В древние времена очевидной была идея, согласно которой люди не рождаются равными. Человек получал свой статус при рождении и становился, соответственно, монархом, аристократом, ремесленником или рабом. В сословном обществе каждый человек знал свое место. Аристотель, живший в теоретически демократических Афинах, сказал, что правосудие работает по принципу «равным — равное, неравным — неравное». Мы с удивлением наблюдаем за тем, как рассказы из Торы, а тем более ее законы, систематически перерабатывают древние нормы и обычаи, описывая социум, лишенный законов иерархии и сословий, наделяя силой гражданское общество. Рассмотрим в качестве примера законы Торы, касающиеся материальных вопросов. На практике, в других культурах древности земля принадлежала государству или жрецам, а простолюдины были рабами. Согласно Торе, вся земля принадлежит Всевышнему, который передал ее народу Израиля. Любой еврей является владельцем земельного участка (Ваикра/Левит 25), следовательно, у него есть источник дохода — и это первый в истории человечества пример частного землевладения. Рассмотрим вопрос о долговых обязательствах: в других культурах монарх мог отменить любые долги во время первого года своего царствования — главным образом для поддержания своего политического веса и завоевания народной любви. Вместе с тем, это сказывалось на благосостоянии ростовщиков, которые могли сместить царя с престола. Такая отмена долгов — греческая практика, известная в современном мире как амнистия и филантропия. Древнегреческий историк Плутарх писал, что когда спартанский царь Агис решил объявить об отмене долгов, его противники восприняли этот шаг примерно как поступок Робин Гуда: «Предлагая беднякам собственность богатых людей, раздавая земли и отменяя долги, он [купил] серьезную защиту для себя, но не для граждан Спарты». Агис действовал по примеру всех правителей того времени. В Торе же схема отмены долгов была следующей: они аннулировались каждые семь лет, и этот закон был не политическим инструментом царя, но законным правом каждого гражданина (Дварим/Второзаконие 15). Налогообложение по Торе тоже стало своего рода революционным. В иных государствах налоги (десятина) взимались на содержание царского двора и храмов. Но в Торе был приведен новый вид налога, который зажиточные земледельцы платили для того, чтобы поддержать неимущих, и он стал первым в истории человечества сбором, предназначенным для обеспечения социальных нужд (Дварим/Второзаконие 14). Тем не менее основное отличие законов Торы от общепринятых в те времена норм касалось политической жизни. Вспомним парламентскую систему Великобритании — разделение на Палату лордов и Палату общин. Это было сделано для разделения законодательной власти: две палаты могли принимать решения, устраивающие все слои общества. Самым важным достижением стало то, что англичане поняли: лучший способ достичь разумного баланса — разделять в соответствии с существующей классовой системой. Идея правительства, власть в котором делилась между представителями разных сословий, не нова. В истории подобных примеров немало: правители государств определяли несколько противоборствующих классов и наделяли властными полномочиями каждый из них. Только после принятия Конституции США мы узнали о возможности альтернативной политической системы, в которой не было разделения на сословия, а все граждане государства обладали равными правами. И только один документ стал предшественником этой революционной политической системы — и это была Тора. Любой гражданин мог быть избран на роль судьи (Дварим/Второзаконие 16). По сути, в Торе не описан сам процесс избрания судей. Сказано лишь одно: вы (т.е. весь народ) должны выбрать судей среди самих себя. Особое значение такая система выборов играла в том случае, если кто-то решал, что царь действует не по закону. Старейшины и судьи, упоминания о которых мы встречаем в Торе (и позднее в Мишне), были самым настоящим народным парламентом, избранным самим народом. Фактически, все они происходили из народа и зарабатывали на жизнь тяжелым физическим трудом или ремеслом. Что касается самого царя, то в Торе сказано, что у народа должен быть правитель — но только в том случае, если народ сам этого хочет (Дварим/Второзаконие 17:14; ср. с Первой книгой пророка Шмуэля 8). До тех пор, пока Давид не был избран царем, на этот пост мог претендовать любой (Дварим/Второзаконие 17). И впоследствии наследование трона практиковалось только в том случае, если какой-либо царь был угоден Б-гу и народу. В Галахе закон действует таким образом и по сей день: будущий царь, потомок Давида, получит право занять престол только в том случае, если сможет сплотить вокруг себя народ (Маймонид, Законы о Царях 11:4-5). Более того, в Торе не указан конкретный орган, ответственный за избрание царя. Как и в случае с судьями, эта задача возлагается на весь народ Израиля. Общество само должно решить, кто достоин встать во главе народа. Всевышний также должен одобрить кандидатуру царя, сообщив об этом через пророка. Тем не менее, по сути, выбор должен сделать народ (как мы видим из истории пророка Шмуэля, помазавшего на царство Шауля). Мы также наблюдаем эгалитарную революцию рассматривая, как Тора описывает коммуникативные процессы. Мы понимаем, насколько компьютерная грамотность важна для создания равных стартовых возможностей для всех членов общества. Прекрасно, что мы живем в обществе, поощряющем нашу тягу к знаниям. И мы понимаем, почему диктаторские и авторитарные режимы во всем мире препятствуют распространению такого рода грамотности в народе: неграмотным народом управлять проще. Тора была известна миру задолго до появления Интернета, но у нее было явное преимущество, заключающееся в том, что в свое время она также дала миру нечто новое — алфавит. В других культурах системы письма (как, например, египетские иероглифы) были весьма сложными, требовались годы, чтобы изучить их. Но тот, кто преуспевал в учебе, гарантировал себе обеспеченную жизнь, поскольку его умение в те времена было большой редкостью. В древнеегипетской поэме описана история отца, который убеждает сына пойти в школу писцов, успешное окончание которой послужит пропуском в высшие слои населения. «Ты полюбишь эту учебу больше, чем родную мать», — обещает отец. Тора же написана алфавитным письмом, выучить которое мог каждый. Она представляет собой первый в Древнем мире пример текста, который предлагался к свободному переписыванию и распространению в народе (Шмот/Исход 24 и Дварим/Второзаконие 31). Тора стремилась к распространению своих текстов среди народа потому, что таким образом евреи получали возможность построить грамотное и сильное общество. Несомненно, на нашу обязанность учить детей заповедям и Торе (Дварим/Второзаконие 6:7) повлиял тот факт, что Тора написана простым для изучения алфавитом. Тора вообще стала первым историческим документом, записанным с помощью алфавита и открытым для распространения в народе. Тора раскрыла миру поистине революционный на тот момент взгляд на человека и особенно на женщину. В древних художественных произведениях Ближнего Востока женщина упоминается только в том случае, если речь идет об удовлетворении желаний мужчин. Но именно в Торе впервые появляются такие персонажи, как Сара, Ривка, Мириам и Йохевед. Более того, особо отмечены их личные качества: трудолюбие, проницательность, смелость и сильный характер. Впервые в истории восточной литературы женщина вдруг становится человеком. А что насчет рабства? В Торе действительно существует понятие эвед иври, которое ошибочно переводится как «еврейский раб». В библейских текстах слово «эвед» используется для описания службы высокопоставленного министра царю, и даже службы Моше Рабейну перед Всесильным. Эти взаимоотношения, называемые Торой «эвед иври», — способ помощи должникам отработать свои долги в благоприятных условиях, которые позволили бы им поправить свое положение без того, чтобы запятнать репутацию. Первосвященниками могли становиться только потомки Аарона. Однако из Торы мы узнаем, насколько статус первосвященника отличается от подобного в других культурах. На Ближнем Востоке ко всем представителям духовенства относились как к элите. В Торе же первосвященники и коэны не были экономически или политически доминирующим классом. У них не было ни привилегий, ни каких-либо поблажек перед общим законом. По Торе, священники служили народу, а не наоборот. В других культурах священники были богатыми землевладельцами, контролировавшими государственное имущество (см. Берейшит/Бытие 48). Но по Торе коэнам запрещалось владеть землей и получать доход от плодов этой земли. В Торе детально описаны все законы Священного Храма, в церемониях на территории которого простые люди играли самую важную роль. В иных религиях священники считались непогрешимыми, но Тора принимала во внимание человеческую природу и тот факт, что первосвященники тоже могут ошибаться. По сути, Тора приводит только рассказы о том, как Аарон руководил сооружением золотого тельца (Шмот/Исход 23) и о том, как его сыновья Надав и Авиху вошли в ковчег, нарушив тем самым запрет (Ваикра/Левит 10). В этих историях Аарон отнюдь не овеян героическим ореолом. Следовательно, ни для кого не является сюрпризом то, что, по сути своей, Тора не разделяет людей на классы, а является беспримерным источником идей равноправия. Йешуа Берман
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |
Жора | Отправлено в: Вторник, 24 Мая 2011, 23:29 | Сообщение № 2 |
Участник
Сообщений: 202
C нами с 26 Марта 2010
Откуда: Украина
Статус: Отсутствует
| Quote (Галилеянка) Что касается самого царя, то в Торе сказано, что у народа должен быть правитель это все коментарий сделанный Йешуа Берманом - а что на самом деле говорит весь контекст тех мест где написано о постановке царя.....?забегу немного вперед- ведь Всевышний говорит что это грех Израиля. давайте почитаем- и все места о ставлении царя ...7 И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними; (1Цар.8:7)
Ведь мы не похожи на многих других,которые ходят повсюду,торгуя Божьим посланием за плату....2 Кор.2гл.17ст.
|
|
| |
Галилеянка | Отправлено в: Вторник, 24 Мая 2011, 23:35 | Сообщение № 3 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Quote (Жора) ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними я помню об этом, но в данном мире очень трудно быть "без царя". Суть в том, будет ли царь от Б-га, или нет. Насколько я понимаю, в будущем когда Царство Всевышнего распространится повсеместно тоже будет царь - Машиах. Опять же, главное - какие полномочия у царя - от людей или от Всевышнего. Вот Давид был все-таки настоящим царем, хотя и впадал в грехи. Надеюсь, Машиах будет более идеальным.
И еще обращу внимание - в Торе не заповедано, что должен быть правитель. Но там сказано об этом, учитывая тот исторический период и то как повелось у народа. Рассматривая вопрос равноправия, "дагеш", т.е. ударение ставится не на самом факте наличия царя, а на том, что его выбирает народ. Кстати, это же касается и царствования машиаха - пока народ не признает его царем, он не сможет царствовать, или вернее, когда его царство станет явным, там не смогут удержаться те, кто отвергает его как царя, тем самым отвергая и пославшего его Б-га. Как-то так.
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |
Галилеянка | Отправлено в: Вторник, 06 Декабря 2011, 14:59 | Сообщение № 4 |
Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| Элицур Баир:
Что такое Тора для меня - я не утверждаю, что она дана с неба в огненном облаке на горе Синай; я не утверждаю, что она была написана вся кем то одним и не менялась за все эти тысячи лет (хотя может и так, это для меня не важно). Я знаю, что много археологических открытий подтверждают сказанное в этой "Книге Книг", и это даёт ей историческое и антропологическое значение. Но это - не главное.
Главное в Торе для меня - это описание нового "измерения" в нашем мире: измерения этики; это - некие основы того, что делает человека человеком. Причем именно развитие этих этических основ в содержании самой Торы указывает на то, что они не абсолютны. Это дает возможность проследить их суть и понять, какой у них эквивалент в нашем времени, в нашей реальности.
Если сказать, что наука это мой путеводитель по плотной составляющей мира, то Тора - это путеводитель по духовной, этической составляющей мира. Когда я говорю "этика", я имею в виду ту этику, которая прослеживается в действиях Бога. Причем, если смотреть сквозь временной/культурный контекст, то видно, что эти морально-этические принципы универсальны (на мой взгляд).
Конечно, много чего сказано в Торе и об отношениях Бога с человеком, и о более сложных вещах, например, правилах кашрута. Эти правила даны для чистоты канала связи с Богом: не в смысле, что если я поем свинины, то бедненький Бог охрипнет, пытаясь до меня докричаться, и так и не сможет; а в том смысле, что это как правила этикета - я лицо официальное, еврей (это профессия а не национальность) и есть вещи, которые мне не положено делать - так же, как адвокат не пойдет на суд в плавках.
Думаю, что Тору должны изучать те, кому нужно это измерение этики, кому мало причинно-следственной связи, которой занимается наука. Главная ценность для Бога - это свобода выбора человека, поэтому Тора ничего не доказывает тому, кто не принял для себя её этическое измерение.
Это очень логично: Бог создал мир с законами, подвластными изучению и систематизации, с тем, чтобы мы имели точные ответы на вопрос "как"; поскольку, дойдя до вопроса "как", мы уже сделали выбор, уже установили цель и осталось только прочертить путь; а путь должен быть самым эффективным, это понятно и Богу и человеку, вот наука нам и дает этот ответ.
Истинная свобода выбора содержится в вопросе "для чего", и тут отпадает эффективность и нет подсказок: тут человек сам по себе. Решил построить атомную бомбу? Пожалуйста! Наука скажет тебе, как, а совесть спросит "для чего" - и наука ничего не ответит. Ответит политик: "для безопасности страны!"; а тебе этот ответ почему-то как-то не укладывается в сердце - потому что кто-то сделал выбор за тебя, твой выбор, за который с тебя спросят.
Тора нужна, чтобы я мог сам отвечать на такие вопросы.
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|
|
| |
| |