[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!

  • Страница 1 из 1
  • 1
Бейт-мидраш / Дом учения » МИССИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА » Праотец Авраам » Мидраш об Аврааме (Из курса З.Дашевского "Герои ТаНаХа в мидрашах мудрецов")
Мидраш об Аврааме
M-SHULAMОтправлено в: Четверг, 22 Апреля 2010, 07:55 | Сообщение № 1

Фесвитянин-самбатианец
Сообщений: 1902
C нами с 20 Марта 2008
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
Новая версия мидраша о встрече Авраама с Нимродом. Мидраш о смерти Арана

Мы обсуждали мидраш, в котором описывалось, как Авраам начал размышлять об устройстве мира, кто это все создал, и т.д. Теперь перед нами несколько другой, параллельный вариант этого же мидраша. В самом конце раздела "Ноах", там, где появляются Терах и его сыновья, говорится фраза, которая даже при простом подходе требует какого-то объяснения. Говорится, что Аран умер перед лицом своего отца. "Перед лицом", по пшату, обозначает "на глазах". Это "Берешит", 11-я глава, 28-й стих. "У мэт Аран ал-пнэй Терах авив ба-арец моладето ба-Ур-Касдим". Что мне хочет сообщить этот стих? Прежде всего, чтобы оттолкнуться от мидраша, мы должны понять, каков пшат. Что мне здесь сообщают? Большинство комментаторов понимают, что пшат именно таков. "Перед лицом" в том смысле, что он умер при жизни отца. И есть такое объяснение, что до этого такого не бывало. Нормально, когда дети хоронят родителей. Родители отжили свое. Когда сын умирает прежде отца, это необычное и неприятное положение дел. Поэтому мидраш, зацепляясь за это, рассказывает нам историю, как это получилось.

"И умер Аран перед лицом Тераха, отца своего". Сказал рабби Хия, сын рава Ады из Яффо. Терах был изготовителем идолов, он готовил их на продажу. Однажды он отправился в город и посадил Авраама продавать вместо себя. Приходил человек, просил продать ему идола, а он говорил ему: "Сколько тебе лет?". Тот отвечал: "Мне пятьдесят или шестьдесят". И тогда Авраам говорил: "Горе ему, этому человеку, которому шестьдесят лет, а он собирается поклониться однодневке". Т.е. этот идол существует всего один день. Тот стыдился и уходил.

Однажды одна женщина принесла корзинку с отборной мукой и сказала ему: "Это тебе, принеси перед ними". (Вариант немного другой, чем в прошлый раз, но в целом совпадает.) Он поднялся, понес это туда, разбил всех идолов и вставил палку, которой он разбил, в руку самому большому из них. (Есть другой вариант, что это была не палка, а огонь.) Когда вернулся отец и сказал: "Кто это сделал с ними такое?", он ответил: "Не буду скрывать от тебя. Одна женщина принесла корзинку с отборной мукой и сказала мне: "Вот тебе, принеси этим идолам". Я принес, один говорит: "Я буду есть первый", другой говорит: "Я буду есть первый". Встал самый большой среди них, взял палку и перебил их". На это отец сказал ему: "Что ты мне рассказываешь такие истории, разве они умеют это делать?" - "А если нет, так пусть услышат твои уши, что произносят твои уста".

В этом варианте мидраша промежуточная дискуссия, очень важная, между Авраамом и Терахом опущена. И сразу говорится: отец пошел и предал его Нимроду. С Нимродом происходит следующий разговор. Сказал ему Нимрод: "Поклонись огню". Авраам сказал ему: "Лучше я уже поклонюсь воде, которая гасит огонь". Сказал Нимрод: "Поклонись воде". Сказал ему: "Лучше я тогда поклонюсь облакам, которые носят воду". Сказал: "Поклонись облакам". На это Авраам сказал: "Если так, то я лучше поклонюсь ветру, который рассеивает облака". Сказал: "Поклонись ветру". Сказал ему: "Тогда я поклонюсь человеку, который несет в себе дух". Это игра слов, которая по-русски не очень понятна: "руах" обозначает и "дух", и "ветер". На это потерял терпение Нимрод и сказал: "Ты слишком много разговариваешь, я поклоняюсь не чему иному, как огню, и поэтому я тебя брошу в огонь. И пусть придет твой Бог, которому ты поклоняешься, и спасет тебя из этого огня".

Там находился Аран. Только теперь мы видим зацепку, почему вдруг этот мидраш приводится в этом месте, и как вообще это все возникает. При этой сцене присутствовал Аран, брат Авраама, и он рассудил таким образом: "Если победит Авраам, то я скажу, что я за Авраама. Если победит Нимрод, то я скажу, что за Нимрода". Когда Авраам был брошен в горящую печь и спасся, Арана спросили: "3а кого ты?". Он сказал: "Я за Авраама". Схватили его и бросили в огонь, и тут же обуглились его внутренности. И вышел он и умер перед лицом Тераха, отца своего. Тот факт, что мы видим, что это происходило перед лицом, на глазах у Тераха, очевидно, воспринимается так на уровне мидраша. Пшат скорее склонен понимать слова и обороты в переносном смысле. Это очень часто. Хотя мидраш гораздо глубже идет в то, что задумано, технический прием мидраша очень часто таков, что мы не соглашаемся принимать слова в переносном смысле. Мы говорим: "Нет, сказано - так сказано".

Важная особенность мидраша - буквальное толкование некоторых слов и выражений из ТаНаХа
Пример - мидраш к истории о том, как Каин убил Эвеля. Там очень важная концовка. Стих говорит: "И говорил Каин Эвелю, и было это, когда они находились в поле, и поднялся Каин и убил Эвеля". Основной вопрос мидраша вы должны угадать сразу. Что должен спросить мидраш к этому стиху? Первый вопрос - о чем они говорили? Стих меня провоцирует, он говорит так: "И говорил Каин Эвелю, и это было". Что было? Основной мидраш, очень интересный, разбирает вопрос содержания их беседы. Мы сейчас не будем этим заниматься. Но конец этого мидраша задает вот какой вопрос: что значит - Каин поднялся? Чаще всего мидраш сразу дает ответ, но по ответу мы можем восстановить, какой вопрос заботит мидраш. Сказано - поднялся Каин. В какой ситуации человек поднимается? Когда он до этого лежал или, по крайней мере, сидел. 3начит, мидраш немедленно рисует нам сцену: Эвель был сильнее Каина, повалил его, Каин взмолился и сказал: "Ну хорошо, нас только двое, ты меня убьешь. Ты придешь - что ты скажешь отцу?" Эвель наполнился жалостью к брату, отпустил его, тот поднялся и убил Эвеля. Мидраш кончается очень выразительной фразой, дает нам важный совет: "Плохому хорошего не делай, и плохое к тебе не прилипнет".

Меня это интересует не только для того, чтобы получить конкретные сведения о тех или иных личностях, я хочу, чтобы мы немного научились понимать какой-то технический почерк мидраша. 3десь у нас простая фраза, что Аран умер перед лицом своего отца. Я говорю, что очень легко согласиться понимать пшат, что "перед лицом" не обозначает физического соседства, а обозначает то, что отец еще жив, а сын уже умер. Пшату очень легко так понять. Но мидраш чаще всего не соглашается понимать такие фигуры в переносном смысле. И в качестве примера, может быть не самого яркого, я привел вам фразу "поднялся Каин". Хотя слово "поднялся" в Торе сплошь и рядом употребляется не для описания изменения физического положения. "Поднялся" означает то, что он предпринял какое-то активное действие, как по-русски, когда говорят "взял и бросил". Не обязательно, чтобы он взял. Это описывается начало какого-то действия. Так же и здесь: "поднялся Каин" по пшату обозначает, что Каин совершил активное действие, поднялся и убил брата.

Мидраш описывает все это очень непосредственно, буквальным образом: раз сказано "поднялся", значит - до этого он был повален. И такой ход мы встречаем часто, например в мидраше к книге "Эстер", где Мордехай раскрыл заговор против царя Ахашвероша. Там сговаривались два стражника, он сообщил Эстер, Эстер от имени Мордехая передала царю. И сказано: "Было разыскано, найдено и их повесили". Мидраш говорит: "Что значит - было разыскано?" Что разыскивается? То, что пропало. А что пропало? Уголовный розыск, как известно, разыскивает не только то, что пропало. Но мидраш говорит: раз сказано "разыскано", значит - что-то пропало. Что пропало? Эти заговорщики подложили ядовитую змею в кувшин с водой, чтобы царь попил и отравился. Увидев во дворце переполох, они эту змею оттуда забрали, и поэтому никаких улик не было, змея пропала. Но ее искали, Всевышний сотворил новую змею, ее нашли и их повесили. И мидраш нам это описывает.

Сплошь и рядом мы видим, что мидраш хочет понять буквально, геометрически, в смысле взаимного положения. В том мидраше, который мы обсуждали, ангелы стоят над ним. А потом он их угостил, он стоит над ними. У пшата вообще этих проблем не рождалось и не возникало. Пшат говорит нам: "Он увидел, что они стоят перед ним, потом он дал им поесть и стоит возле них". Проблема, даже не появилась. Но мидраш, зацепившись за этот оборот, выводит далекоидущие следствия.

3десь у нас получается такая картина, что Аран умер, по-простому говоря, при жизни отца, а мидраш приходит объяснить нам, как выглядела эта сцена, что он умер прямо перед лицом отца. Отец не такой простой человек, как может показаться. Профессия у него, на наш взгляд, довольно унылая. По тем временам это была очень почтенная профссия - изготовлять и продавать идолов. Наверное, это считалась идеологической работой. Но Терах не так прост. В том варианте, который мы начинали в прошлый раз, Авраам начинает выяснять с отцом, он хочет понять, кто сотворил все, и его в том числе. И Терах дает ему ответ: "Все сотворили мои боги". Он не говорит: "Тебя сотворили боги". Он честный человек, применительно к путанице в мозгах, которая всегда у людей бывает. Он не может сказать: "Тебя сотворили мои боги", потому что у него есть некоторые личные сведения о том, как появился на свет Авраам.

После дискуссии он видит, что ничего не помогает, Авраам упорствует и не признает его богов. И тогда он предает его в руки Нимрода. Это совершенно поразительное действие, как отец своими руками отдает сына властям, чтобы они разбирались. Но такие случаи известны и в наше время. Если Павлик Морозов не является исторической реальностью, то, по крайней мере, это идеал большевиков. А кроме того, и в следующем поколении, еще совсем недавно, были родители, которые доносили на "заблудшего" сына, "продавшегося сионистам или религиозным", где он прячется от военкомата, и отдавали в Советскую Армию, чтобы "спасти его от скверны". Это не всегда кончаловь хорошо. Не то, что его бросали в горящую печь, но иногда избивали до полусмерти. И надо сказать, что Терах в тексте Торы больше не появляется. 3десь будет сказано, что он умер, а на самом деле он умрет много десятилетий спустя после того, как Авраам уйдет от него по приказу Бога. Но Терах, как нам сообщает устная традиция, в конце своих дней раскается, перестанет поклоняться идолам и станет очень приличным человеком.

Психологический анализ мидраша о смерти Арана. Несостоятельность позиции колеблющихся
Меня интересует противостояние Нимрода и Авраама и участие в этой сцене Арана. Почему он сгорел? Потому что белки, жиры и углеводы не обладают огнеупорностью. Человек, когда его бросают в печь, как правило, сгорает. Почему же Авраам не сгорел? Потому что он жил тем, что хотел быть в связи с настоящим Богом. Поэтому, как говорит мидраш, Всевышний, когда Авраама бросили в печь, сказал: "Я один на небе, Авраам один на земле, и гоже одному спуститься и спасти одного". Бог, спасая Авраама, совершает чудо, потому что он находится на уровне, когда он уже неподвластен законам природы. Народное предание рассказывает про Бааль Шем-Това, основателя хасидизма. 3адумавшись, он шагал по горам и так глубоко погрузился в раздумья, что не заметил, как дошел до края горы и занес ногу в пропасть. Противоположная гора сказала: "Что происходит? Цадик сейчас упадет в пропасть!" Она подъехала, подставилась под ногу, он ничего не заметил, на нее ступил и пошел дальше. Когда цадику очень нужно было для хороших размышлений, чтобы не отвлекаться, так и гора подъедет. Но рассчитывать на это нельзя.

Образ Арана для нас необычайно важен. В современной нашей прессе такая позиция называется "плавающими голосами". Человек до дня выборов колеблется, за кого отдать свой драгоценный голос. Потом сосед говорит: "Я тебя прошу, проголосуй за такого-то". Человек решает: "Раз ты попросил - пожалуйста". Таких людей не один и не два, таких может быть подавляющее большинство. И борьба между Нимродом и Авраамом - это схватка двух гигантских сил. Про Нимрода, как вы помните, сказано, что он первым начал быть сильным на земле, это сильная личность. Он выражает некоторый принцип, он хочет, чтобы поклонялись его божеству - огню. А на самом деле, огонь бушует в нем, он хочет, чтобы его самого считали божеством. И в этом кратком варианте есть канва, это классический сюжет: то, как Аран сгорает в печке. На примере Арана нам легко понять безумно важную мораль: колеблющиеся никогда не выигрывают. Если я сначала подожду, кто пойдет первым, и присоединюсь к нему, то завтра все перевернется, и тогда будет плохо. Т.е. человек, который не имеет своего принципа, заведомо проиграет сравнительно быстро.

Колебаться - это трудно, но это лучше, чем определять свою жизненную позицию по каким-то случайным обстоятельствам. Уверяю вас, что на каждого производит наверняка неизгладимое впечатление, если он видит, как человека бросают в горящую печь и он оттуда выходит живой и здоровый. Но такие яркие впечатления - очень непрочное основание для жизненной позиции. Ну, произошло чудо. Ты знаешь, почему это так, что для тебя тоже сделают такое чудо? Посмотрите другую ситуацию, когда пророк Элиягу собирает на горе Кармель пророков Баала. Это самый страшный, самый сильный идол. В царствование Ахава культ Баала распространился на Северное царство Израиль, и пророк Элиягу вызывает на поединок 400 пророков Баала. Каждый строит жертвенник, кладет своему богу жертвоприношение и просит, чтобы с неба спустился огонь и поджег их. У этих пророков ничего не получается многие часы, а Элиягу просит залить все водой, и с неба спускается огонь, и сгорает все вместе с этим морем воды.

Эффект, который это производит на присутствующий народ, очень силен. И все кричат: "Всевышний - это Бог, Всевышний - это Бог!" Откуда мы знаем? Потому что спустился огонь. Это большое чудо, ну и что? А если бы это был фокус? Кстати, пророки Баала хотели на всякий случай посадить подсадную уточку под жертвенник, чтобы, если загорится, сказать, что это фокус, а не с неба. Наоборот, они подсадили человека под свой жертвенник, чтобы он поджег и чтобы можно было сказать "с неба", но Всевышний послал змею, она его ужалила и он не выполнил своего долга. Тут есть много интересных сторон, но факт тот, что народ полностью покорен этим спектаклем, показанным пророком Элиягу. И весь народ дружно говорит: "Всевышний - это Бог". Назавтра Элиягу бежит от царицы Изевель, которая хочет его убить за то, что перебил пророков Баала. Народ безмолвствует. Он крикнул: "Всевышний - это Бог" - и удалился в кусты. Они действуют, может быть, не так, как Аран, но как тот обыватель, который пока не решил, что правда. А пока он не решил, он ничего не делает. Он немножко поклоняется Баалу, немножко Всевышнему.

Это грустная позиция, но так устроен мир. Элиягу не мог этого вытерпеть, поэтому он был отправлен в почетную ссылку. Не может выдержать, он им говорит: "Вы уже решите что-нибудь. Если Всевышний - настоящий Бог, служите Ему, если Баал - служите ему, но перестаньте хромать на две ноги". В этом мире это требование очень понятное, но неосуществимое. И поэтому Элиягу убирают до лучших времен, пока не появится возможность жить в этом мире по полной правде. А пока это то, что называется в Каббале "алма де-шикра", "мир лжи". Нет тут полной правды. И поэтому вы правильно сучувствуете такому человеку, у которого нет своей позиции. Что ему делать? Во всяком случае, голосовать в зависимости от того, у кого дубина сильнее - это не лучший путь. И мидраш с Араном учит нас в первую очередь этому.

Противостояние Авраама и Нимрода как великого праведника и великого злодея. Глубокий нравственный смысл этого противостояния
Мы должны прежде всего посмотреть на то, что мир устроен таким образом. Авраам появляется только в двадцатом поколении. Сколько бы ни было праведников до него, никто с ним не может сравниться. Нимрод появляется задолго до него. Т.е. такой чистый праведник и такой чистый злодей, как, по крайней мере, описывает Нимрода мидраш, бывают очень редко. Это выдающиеся гиганты с белой и черной стороны. А между ними есть море людей, который колеблются и находятся в серой области. Спрашивается: что с ними будет? И каждый из гигантов пытается прежде всего дать практический ответ на этот вопрос, они воюют за это, за эти голоса.

(Ответ на вопрос из зала.) Я повторяю ваш вопрос. Мы в мидраше видим, что позиция Арана непоследовательная, колеблющаяся, из его слов, что "если победит один, то я буду за него, а другой - буду за него". Понятно, что он, грубо говоря, приспособленец, или человек, который слабо понимает, что такое доказательные опыты. Именно этого касается вопрос. Давайте отойдем немного от приспособленца и поставим вопрос: а как быть человеку, который колеблется и еще не нашел правильного решения? Как ему быть? Может быть, Аран не просто человек, у которого нет никаких внутренних проблем, нет никакой внутренней правды. Он просто увидит в этом доказательство. Если Авраам действительно так страстно проповедует, что есть настоящий Бог, то, если я теперь увижу, что этот Бог меня спасет, это будет для меня доказательством того, что это в самом деле настоящий Бог.

(Ответ на вопрос из зала.) Почему Аран так жестоко поплатился за то, что ему требовалось какое-то доказательство, демонстрация того, что действительно Бог, до которого додумался Авраам, - это что-то реальное, а не выдумка? Его никто не судит за то, что он колеблющийся. Мало того, чтобы сказать, что он получил прямо приговор в небесном суде, надо еще подумать. Его бросил в печь деспот за то, что он слишком легковесно принял решение и действовал согласно ему. Он мог прикусить язык, когда его спросили, за кого он - за Авраама или за Нимрода. Одной демонстрации недостаточно, повремени. Почему ты решил, что если Бог Авраама - настоящий Бог, то он обязательно будет спасать каждого. Его об этом не спросили, это правда. Но он же видит, что Нимрод восстает против Бога Авраама, а не против Авраама. И если сторонников этого Бога Авраама он бросает в печь, то надо было поостеречься.

Рисковать быть брошенным в печь можно, если ты обладаешь огнеупорностью. В частности, если ты понимаешь, как, например, друзья пророка Даниэля. У Даниэля было три друга: Хананэль, Мишаэль и Азарья. И царь Навуходнецар (много поколений спустя после Нимрода был такой страшный царь в этих краях) велел построить гигантскую статую своему царскому величеству и представителям всех народов велел кланяться ей. В частности, друзьям Даниэля он тоже предложил поклониться, а если они откажутся, то их бросят в печь. Это очень интересный мидраш, как они ходят и советуются, как им поступить: поклониться ли статуе царя? Это ведь даже не идолопоклонство в собственном смысле, это воздание почестей царю. Поклонение царской статуе - это не поклонение богу.

Эти трое друзей Даниэля, посоветовавшись с мудрецом Даниэлем и с пророком Иехезкелем, ни от кого из них не получили указания, что надо погибнуть и отказаться. Сам Бог им передал, что Он от них не требует, чтобы они погибали. Они подумали и решили, что дело слякотное - бросайте в печку, не будем кланяться. Их троих бросили в печку, Навуходнецар велел раскочегарить ее получше.

И тогда на небе возник спор между ангелами. Рафаэль (тот, кто лечит) сказал: "Я пойду в огонь и его спасу". Гавриэль, ангел Огня, сказал: "Я спасу". Это куда более эффектно - когда ангел Огня спасает из огня. Гавриэль сделал огонь снаружи горячее, а внутри холодным, (это как у холодильника: чем холоднее внутри, тем горячее задняя панель). И когда Навуходнецар послал проверить, сгорели ли они уже, его посыльный увидел четыре фигурки, бегающие в огне. Он доложил об этом Навуходнецару, тот посмотрел, увидел. Навуходнецар был очень впечатлительный юноша, и он сказал: "Разойдитесь все, я сейчас буду петь такие хвалы Всевышнему, которые затмят Псалмы Давида". Мидраш кончается довольно любопытно. Спустился ангел и ударил его по губам. (Мы как-нибудь обсудим, что это за прием у ангелов: дать зуботычину тому, кто хотел воспевать Всевышнего так, чтобы посрамить самого Давида.)

Как бы то ни было, мы видим, что в огонь лучше не ходить. Но если уж ты решаешься идти на это, не про нас будет сказано, то только в том случае, если ты не видишь другого пути жить. А если ты видишь другой путь, воспользуйся им. Человеку дана жизнь не для того, чтобы бросаться ею. И в этом вся штука. Авраам просто не видел другого жизненного пути, это был его жизненный путь. А Аран видел в этом какую-то биржу, а биржа в огне не сохраняется.

В прошлый раз мы обратили внимание, что, когда описывается родословная потомков Хама, в десятой главе (седьмой стих) говорится: "Сыновья Куша Сва, Хавила и т.д.", а восьмой стих говорит: "И Куш родил Нимрода". Мы удивлялись, почему список сыновей Куша не содержит, не включает Нимрода, а потом говорится, что Куш родил Нимрода. Тот мидраш, который мы обсуждали в прошлый раз, по-видимому в оригинале не сохранился. Его пересказывает один из очень важных ришоним, Рабейну Бхайе. Там приводятся обсуждения вопросов мироздания между Авраамом и Терахом, его отцом: "Кто сотворил все и кто сотворил меня?" И те же вопросы он задает Нимроду:"И кто сотворил тебя?" И когда Нимроду надоедает спор с Авраамом, он говорит: "Хватит множить слова, я сам себя сотворил". Нимрод договорился до того, что он сам является божеством. И Авраам сказал: "Тогда все дело очень просто, я немедленно готов тебе поклониться, но если ты действительно бог, сделай один раз, чтобы было не совсем обычно. Обычно солнце встает на востоке и садится нао западе. Сделай один раз, чтобы оно зашло на западе и село на востоке, и я немедленно начну тебе поклоняться". Тогда он швырнул его в печь. А что ему еще оставалось с таким упрямцем?

Этот вариант мидраша как раз объясняет замеченную трудность в том, что сказано. Остальные сыновья Куша - ладно. Но про Нимрода.Тот хвалится, что он сам себя породил -Тора записывает простой медицинский факт: "И Куш родил Нимрода". И не надо мне говорить, что ты бог, полубог. Тора очень настаивает на таких вещах. Она подчеркивает это про героев черных и про героев белых. Когда Тора рассказывает нам о появлении на свет нашего величайшего пророка и учителя Моше, то сначала даже не сообщает имен его родителей и говорит: "Пошел человек из дома Леви, и взял дочь Леви, и она зачала и родила". И не рассказывайте сказки, что Моше - полубог. Он достиг совершенно необычайных высот в своих качествах и в своей судьбе. Но при этом он человек. Верить во всякие глупости, будто какой-нибудь человек является божеством - очень вредно и опасно. Нельзя поклоняться человеку.

Читать дальше.

Вообще, очень интересный курс smile



Лучше говорить в пустоту, чем оставить ложь без ответа.
Думай головой, а не Новым Заветом.
 
DeniskaОтправлено в: Четверг, 22 Апреля 2010, 08:31 | Сообщение № 2

Постоянный участник
Сообщений: 255
C нами с 27 Августа 2007
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
Quote (M-SHULAM)
И не рассказывайте сказки, что Моше - полубог. Он достиг совершенно необычайных высот в своих качествах и в своей судьбе. Но при этом он человек. Верить во всякие глупости, будто какой-нибудь человек является божеством - очень вредно и опасно. Нельзя поклоняться человеку.

Как думаете, если звучат такие предостережения у евреев в адрес Моше, значит ли это, что были преценденты?


Тот, кто «верен до конца» выбранному пути, доказывает лишь то, что думать способен один раз. В начале. Зато каковы принципы!
 
M-SHULAMОтправлено в: Четверг, 25 Октября 2012, 05:56 | Сообщение № 3

Фесвитянин-самбатианец
Сообщений: 1902
C нами с 20 Марта 2008
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
Из книги раввина Соломона Альтера Хальперна «Узник и другие истории о вере»,
публикации издательства «Фельдхайм» (ул. Тахкемони, 39, Иерусалим)


— 1 —
[BibleQuote]И прожил Терах семьдесят лет, и родил Аврама, Нахора и Харана. И вот
родословие Тераха: Терах родил Авраама, Нахора и Харана. И умер Харан при жизни
Тераха, отца своего, в своей родной стране, Уре Касдимском. И взяли Аврам и Нахор
себе жен: имя жены Авраама – Сарай, а имя жены Нахора – Милка, дочь Харана,
отца Милки и Иски. Но Сарай была бесплодна, - она не могла рожать детей. И взял
Терах Аврама, сына своего, и Лота (сына Харана, сына своего), и Сарай, невестку свою
(жену Аврама, сына своего), и вышли они вместе из Ура Касдимского в направлении
земли Кнаан, но когда дошли до Харана, то задержались и осели там. И было лет
жизни Харана двести пять, и умер Терах в Харане.
[Брейшит, 11 : 26 – 32][/BibleQuote]
В тронном зале столпились придворные и местная знать. Царь Нимрод-Амра-Фул
наносил ежегодный визит в свою южную столицу Ур и в храм Наннара, бога Луны,
Верховной жрицей которого была сама царская дочь.
Зал утопал в роскоши. Колонны были облицованы золотом с вставками из драгоценных
камней. На стенах висело множество картин: Царь во главе своей гвардии. Царь,
вершащий суд. Царь, принимающий дары от вассалов. И - снова и снова - царь на охоте
на разных диких зверей, ибо Нимрод с гордостью считал себя славным охотником. Его
правление даже облегчило жизнь фермерам, ибо он перебил большинство диких зверей,
которые в прошлом были наваждением для полей и скота. В некоторых районах страны
даже стали редкостью львы.
Протрубили трубы, и трижды ударил гонг с позывными. В зале воцарилась тишина. В
дальнем его конце появился королевский глашатай в сопровождении двух гвардейцев в
парадной форме и зычным голосом объявил:
- Величайте самого прославленного властелина и защитника! Выдающегося охотника,
воина и строителя! Владыку всех людей и правителя всех богов! Верховного жреца
могучего бога огня Осрам-Мазды! Царя царей, его королевское величество Нимрода-
Амра-Фула!
Протрубили королевские фанфары, и затем, со знаменосцами впереди, в окружении
гвардейцев и в сопровождении Верховной жрицы, магов, советников и множества жрецов
самых разных богов, в зал вошел царь. Все низко поклонились.
После того, как к царю пришли с поклоном и отдали формальные приветствия наместник
и различные делегации, глашатай объявил
— 2 —
- Кто ищет справедливости? Кого притесняют? Пусть выйдет и представит дело
справедливейшему славному царю!
На минуту воцарилось молчание, а затем вперед выступил один из сановников храма.
- Соизвольте, Ваше величество, - начал он. – Перед нами случай богохульства и
святотатства. Это важнейшее дело, ибо оно касается всех богов, и мы молим Ваше
Величество выслушать его.
Король кивнул в знак согласия, и в зал ввели группу людей под стражей.
- Кто обвинитель? – потребовал царь. Вперед выступил пожилой человек и поклонился:
- Я, Ваше Величество, Терах, сын Нахора, скульптор и придворный изваятель статуй
богов.
- А кто обвиняемый?
Двое стражников ввели четырнадцатилетнего мальчика. Его руки были связаны, и одет он
был в тюремную одежду. Но такой одухотворенностью и волей светились его большие
темные глаза, и так бесстрашно он держался, и такое спокойствие и решимость было
выражено в его красивом молодом лице, обрамленном черными кудрями, что у
некоторых из наблюдавших невольно вырвались возгласы восхищения.
- Ваше Величество, - сказал узник, - меня зовут Аврам, сын Тераха.
Царь в недоумении посмотрел на отца.
- Ты обвиняешь в тяжком преступлении собственного сына? И такого молодого? Как это
понимать? Неужели ты сам не можешь уследить за своим сыном?
- Ваше Величество, - ответил изваятель идолов, - как бы я был рад, если бы мне не
пришлось приводить сына на суд, ибо его я люблю. Но он действительно совершил
тяжкие преступления, и далеко не один раз, и мои наказания не помогли. Он не
страшится ни избиения, ни заточения. Единственное, что на него действует, - это уговоры
и убеждения, но тут он дает такие ответы, что я и сам запутался в вопросах истины.
Поэтому не о наказании молю я Ваше Величество, а о справедливости. И если его
признают невиновным, я буду более, чем рад.
Царь внимательно изучил лицо мальчика, затем обратился к отцу:
- Предъявляй свои обвинения!
- Ваше Величество, - сказал Терах, - этот мальчик многократно говорил неуважительно о
великих богах, подвергая сомнению их силу и даже их существование. В некоторых
случаях он говорил прихожанам моего домашнего храма, что их жертвы напрасны, что –
простите меня за повторение – что великие боги не могут ни помочь человеку, ни
навредить ему. Каждый раз я просил людей не обращать на него внимания и сам его
наказывал. Он молод годами, но в своем искусстве говорить с людьми и убеждать их в
своей правоте он подобен старцу. Даже его брат, мой сын Харан, сам уже женатый
мужчина и отец, начал выражать сомнения о богах из-за этого мальчика и его
возмутительных идей.
- Где этот твой сын Харан, а котором ты упомянул? – перебил Нимрод.
Узник
— 3 —
- Он здесь, - сказал Терах. – Он пришел посмотреть, что станется с братом, к которому
очень привязан. Но он сказал, что жрецы не сумеют дать Авраму достойный ответ.
Пока он говорил, от собравшейся толпы отделился человек и поклонился Нимроду:
- Ваше Величество!
Царь окинул его холодным взглядом и сказал:
- Я уверен, что жрецы и мудрецы смогут ответить на твои вопросы, если только захочешь
прислушаться к их словам. Но с твоими вопросами можно пока подождать. Не будем
отвлекаться от дела твоего брата.
И вновь обратился к отцу:
- Продолжай!
Терах продолжил свой рассказ.
- Последний проступок Аврама был настолько серьезным, что мне пришлось сообщить
жрецам.
- Что сделал?
- Примерно месяц назад, когда мне надо было пойти на рынок, я оставил его одного в
мастерской и велел ему позаботиться о том, чтобы никто не прикасался к священным
статуям. Но когда я вернулся, все статуи лежали на полу, разбитые вдребезги, кроме
одной – статуи Наннара. Перед ним лежало блюдо с приношениями, а возле него валялась
тяжелая дубинка. Когда я спросил мальчика, что случилось, он сказал, что одна женщина
принесла свою жертву богам, а они перессорились из-за еды, и в конце концов Наннар
взял дубинку и перебил всех остальных. Я, конечно, не ученый жрец, но я в жизни не
видел, чтобы статуя шевелилась и двигалась с места, и никто из жрецов, которых я
опросил, тоже не видел. Значит, это сам мальчик разбил все статуи и выдумал эту
кощунственную историю.
Царь повернулся к Авраму:
- Это правда?
- Да, Ваше Величество, - ответил Аврам, - я разбил статуи.
- Почему? – строго спросил царь.
- Потому что я хотел заставить отца признать, что боги не могут двигаться. А если они не
могут даже пошевелиться в целях самозащиты, то они тем более не могут делать
человеку добро или зло!
Из толпы присутствующих послышались возгласы возмущения, но царь поднял руку, и
толпа смолкла. Он задумался на минуту, затем сказал:
- Разве ты не знаешь, что так нельзя? Что в нашей стране каждому разрешено
поклоняться тем богам, каким захочет? Но никому не дано мешать служению других.
Нарушителя накажут боги и я, их наместник на земле. Каким же богам поклоняешься ты?
Белу?
Узник
— 4 —
- Ваше Величество, - ответил узник, - ни Белу, ни какой-либо другой силе. Есть только
один, истинный Б-г, Он – Господин солнца и луны, и всего остального, и наш Господин
тоже.
- Кто этот Б-г? Ты его видел? И кто тебе о нем рассказал?
- Я не видел этого Б-га, Ваше Величество, - ответил Аврам, - и Он со мной не говорил. Я
даже не знаю Его имени и потому называю Его просто «Г-сподь». Никто мне о нем не
рассказывал, но все же я знаю, что Он существует.
Он говорил так твердо и бесстрашно, что все присутствующие забыли, что перед ними
узник, жизнь которого решается на этом суде, - и всего лишь мальчишка. Его слушали
серьезно и пытались найти доводы, чтобы переубедить его.
Вновь заговорил царь:
- Если ты не видел его и не слышал о нем, то как же можешь о нем знать?
- Когда мне было еще года три или четыре, - начал Аврам, - я начал ощущать, что должен
же быть кто-то, кто-то чрезвычайно могущественный и чрезвычайно добрый, Кто дает
мне жизнь и все остальное, что мне дано…
- Да, - вставил царь, - это истинное религиозное чувство. Ты, может быть, еще станешь
жрецом. Продолжай.
- Моя няня рассказывала мне истории о богах, но я не чувствовал, что кто-либо из них
являлся той высшей силой, что я ощущал. Они скорее походили на людей: завидовали
друг другу, воевали друг с другом…
- Об этом не волнуйся! – заявил царь. – Эти тайны объяснит тебе любой жрец, - если ты,
конечно, достоин этого!
- Затем, - продолжил Аврам, - когда я вышел на свет из тьмы…
- Что ты имеешь в виду? – перебил Нимрод.
- Из темницы, Ваше Величество, - сказал узник, - я жил в темном подвале под домом отца
и вышел оттуда только года два назад.
- Это что такое? – строго спросил царь Тераха. – Почему ты держал ребенка в подвале?
Терах смертельно побледнел и упал ниц перед царем.
- Встань и отвечай! – гремел Нимрод. – Что ты скрываешь от своего царя?
Терах с трудом повиновался.
- Ваше Величество, моя жизнь в Ваших руках, ибо я повинен в великом грехе. Когда
родился этот мальчик, предсказатели и астрологи сказали, что, когда он вырастет, то
откажется повиноваться царю. Именем Вашего Величества мне было приказано выдать
его властям на казнь. Но я проявил слабость. Любя своего сына, я не прислушался к
предупреждениям и не повиновался царскому приказу. Я упрятал ребенка. Вместо него я
сдал властям тело ребенка рабыни, который только что умер. О горе мне, что сохранил я
жизнь богохульнику!
Узник
— 5 —
После минутной тишины царь ответил сурово:
- Твой грех воистину тяжек, но пока что я не выношу вердикт об этом деле. Это
непростой случай: быть может, это случилось по воле богов, чтобы увеличилась их слава.
Если это произойдет, то, может быть, тебе будет дарована жизнь.
Затем, обращаясь к Авраму, он сказал более мягко:
- Продолжай свой рассказ.
- Когда меня вывели из темницы, - продолжил Авраам, - в ту первую ночь я был очень
возбужден и сгорал от любопытства наконец увидеть мир и великий свет, о котором я
столько слышал. В ночной тьме дом выглядел почти так же, как подвал, только опрятнее
и с лучшего рода мебелью. Но снаружи – я увидел небо и безмерное пространство –
темное, но гораздо светлее того, что было в темнице, когда гасла свеча. И оно было такое
огромное! И я испугался: кто знает, что может скрываться там, в том великом внешнем
мире? Я очень много думал об этом новом мире, который мне открылся снаружи
темницы. Все это было настолько новым для меня, что я не спал всю ночь. Затем с одной
стороны неба начал пробиваться сероватый луч света. Вскоре он стал красным. Красным
с множеством оттенков. Он все время изменялся и становился ярче и ярче. Затем
вспыхнул великий белый свет, такого яркого я еще не видел. Я стоял и смотрел
зачарованный, и не мог отвести глаз от этого яркого света. Затем взошло само солнце,
медленно, величественно. Меня объял страх, но, хотя я дрожал, я все равно не мог
оторваться и продолжил взирать на этот великий свет, пока солнце не взошло уже
высоко, и затмило все своим светом. И я упал вниз лицом и закрыл глаза…
В огромном зале воцарилась тишина.
- Ты видел Шамаша во всей красе, - промолвил, наконец, царь. – Я начинаю понимать,
почему боги хотели, чтобы ты вырос в темнице. Выйдя из тьмы, ты увидел то, что дается
немногим, просто потому, что они всегда знали свет. Да… И что случилось дальше?
- Весь тот день, - продолжил Аврам, я просидел в самом темном углу дома, - ибо был все
еще ослеплен светом, - и думал о том, что видел. Конечно, - носилось у меня в голове, -
это, должно быть, и есть тот высший бог, которого я столь долго искал. И все же он не
был похож на то, что я воображал. Я видел мощь, невероятную, великую силу, и даже
сидя там, в темном углу, я продолжал видеть тот свет и ощущать тот великий жар. Но я
не видел ни милосердия, ни добра. Я ни с кем об этом не говорил из страха, что меня не
поймут, как никогда не понимали мои мысли о богах, что на меня будут сердиться и
называть грешником или глупцом. Но я не переставал думать: неужели все это время я
был не прав, неужели мой Б-г действительно был вовсе не таким, каким я его ощущал? А
если так, то кто же дал мне жизнь? От кого вся еда и питье? Кто меня излечил, когда я
болел? Кто преисполнил меня мужеством и надеждой, когда я был в страхе и в
одиночестве, и кто меня утихомирил, кто я был зол и беспокоен? Кто все время говорил
мне – без слов – что Он добр и милосерден, и что мы тоже должны быть добры и
милосердны, как Он? А этот новый, что излучал такой яркий свет, был могучим и
ужасным, но никак не милосердным…
- Да, - заметил царь, - Шамаш! Он действительно могучий и ужасный. Я видел в пустыне
побелевшие кости людей и животных, которых поразил он в гневе. Я видел обожженную
землю в тех регионах, где он одержал победу над богом дождя и обрек тысячи людей на
смерть от засухи. Да, Шамаш воистину безжалостен в своем гневе. Поэтому мир не смог
Узник
— 6 —
бы существовать, если бы его не сдерживали другие боги. Но скажи, что ты решил в тот
день?
Зал умолк. Жрецы, придворные и гвардейцы были зачарованы рассказом мальчика, этого
мальчика, который посмел иметь собственное мнение о богах, и который может еще сам
оказаться полубогом, - ведь ему удалось очаровать самого Нимрода Грозного и заставить
его отнестись серьезно к его неслыханным идеям!
Мальчик продолжил:
- В тот день я не нашел ответа. Я сидел по отдельности от всех, не реагировал, когда меня
окликали, и не дотрагивался до еды. И только когда угас свет, настала ночь и зажглись
свечи, я перестал бояться. При этом более мягком свете я чувствовал себя более
безопасно и умиротворенно, но я страшно устал. Мать дала мне кружку молока и
уложила меня спать. Не знаю, сколько я спал. Когда я проснулся, мне было холодно и
одиноко. В большом доме все спало, но издалека ко мне доносились странные звуки воя и
лая, и вопли, похожие на злой смех. Я был так напуган, что не мог пошевелиться или
даже позвать на помощь. Затем я увидел на полу у своей кровати мягкий, белый свет. И
это светлое пятно медленно придвигалось ко мне, пока не упало на меня самого. Тогда я
взглянул в окно и увидел, что на небе сияет чудный, бледный свет, что-то наподобие
лица, такое мягкое и умиротворенное… Оно глядело на меня и, казалось, говорило: «Не
бойся, даже во тьме я храню тебя». И я подумал: «Вот тот, о ком я знал в душе, теперь он
пришел и успокоил меня».
- Наннар, - мягко сказал царь, - мирный Наннар, милосердно излучающий свет во тьме.
- Но было по-прежнему холодно, - продолжил мальчик. – Продолжался вой и рычание,
затем, хуже, послышались человеческие вопли, крики о помощи, стоны боли - а дальше
только стенания и рыдания. И я сказал себе: «Он красив и мягок, но слаб. Он не может
помочь». Он отдалился от окна, и я встал и выглянул из окна, чтобы вновь увидеть него.
Он по-прежнему улыбался, но не помогал. И он спускался все ниже и ниже по
небосклону, и в конце концов скрылся из виду. А затем с другой стороны неба появился
тот же серый луч света, что и в предыдущий день, а потом и красный, а за ним и великий
белый свет... и вдруг я понял!
- Что ты понял? – резко спросил Нимрод.
- Я понял, что ни тот, ни другой не был Б-гом, которого я ждал, а что оба были Его
слугами, которые всегда должны исполнять то, что Он на них возложил. Они вынуждены
либо быть жестокими, либо жестоко стоять в стороне и не приходить на помощь. Но мы -
люди, в нас заложен дух живого Б-га, который велит нам помогать страдающим и
неимущим, повелевает нас защищать беспомощных от злых людей и зверей. Тот, Кто нам
это говорит и призывает человека к добру, - Он и есть истинный Б-г. И Тот, Кто сотворил
себе таких могучих слуг, Сам тоже обладает силой и могуществом, чтобы помочь нам
делать Его дело, творить и распространять добро по всему миру. И с того дня я уже
никого не боялся и посвятил себя делу Б-га и проповедям о нем.
Он кончил свой рассказ. Никто не говорил ни слова. Теперь все глаза устремились к
царю, но тому тоже нечего было сказать. И он обратился к Ану-ки, старейшему из
жрецов:
- Ты когда-либо слышал подобное?
Узник
— 7 —
- Ваше Величество, - сказал седой старец, - Когда я был молод, старики рассказывали, что
полубоги, которые жили давным-давно, еще до Великого Потопа, а также сам
Утанапиштим-Ноах, который спасся от Потопа и стал отцом всего человечества, - они
знали такого Б-га всех богов. Но они нам говорили, что познать Его могут только
полубоги, а не простые люди. Мы, смертные, не смеем даже пытаться приблизиться к
Верховному Б-гу, ибо мы не достойны Его внимания. Мы не в состоянии поклоняться Б-
гу, Которого мы не видим и которого мы не можем даже представить себе и понять.
Наши боги действительно слуги Великого Б-га, но как провинциальный крестьянин
должен почитать слуг царя и поклоняться им, а самого царя видеть не может, так и мы,
смертные, должны почитать бессмертных, но не пытаться постигнуть тайны, которые не
для нас, а то умрем. Ведь разве не слепнет человек, который слишком много смотрит на
Шамаша в его славе? А тот, кто бросает вызов богу бури, разве не поражается горячей
стрелой его молнии? Вот, куда занесло этого ребенка в его чрезмерно дерзких поисках, -
он жаждет Б-га, которого не сможет познать, - а между тем пренебрегает богами, перед
которыми должен трепетать! Своими опасными идеями и богохульными речами он
сделал себя врагом всего святого. Он, наверное, даже себя считает выше богов, - ведь он
сам признался, что перебил святых идолов! Он должен покаяться, - не то он, а то и все
мы, наверняка навлечем на себя гнев богов!
Все вздохнули с облегчением. Вот она мудрость, вот разгадка тайны!
И Нимрод вновь обрел свою царственность:
- Ты слышал слова мудрейшего из жрецов, - сказал он. – Я, Нимрод-Амра-Фул, владыка
всех людей, повелеваю тебе отказаться от этих мыслей, которые могут только причинить
огромный вред и горе тебе и любому, кто будет тебя слушать. Ты не должен более
говорить обо всем этом – или ты умрешь! Здесь и сейчас ты должен оставить свои
сомнения и выбрать себе бога, которому будешь верно служить. Настоящего бога, то
есть, такого, какого можно увидеть на земле. Так повелел Я, Нимрод Грозный!
Теперь настала уже очередь мальчика смутиться и заволноваться.
- Но, Ваше Величество, - наконец выговорил он, - кого же я могу выбрать? Ведь это
должен быть кто-то такой великий и добрый, что выше его нет. А все видимые боги
подчинены чему-то более великому!
- Тогда, - заявил царь, - я помогу тебе выбрать бога. Ничто на земле не сравнится по силе
с огнем. Он пожирает живое и неживое, людей и животных, он могуществен на земле, как
сам Шамаш в высших сферах. Я, Нимрод, рожденный от могучего бога огня Осрам-
Мазды и его Верховный жрец на земле, повелеваю тебе служить Осрам-Мазде.
Поклоняйся огню!
- Но ведь огонь гасит вода, - возразил Аврам, - значит, он не является высшей силой!
- Что ж, тогда выбери воду, - ответил Нимрод, не задумываясь, - Поклоняйся богу рек и
озер!
- Но ведь вода поглощается воздухом и разносится ветром, - продолжал Аврам.
- Тогда можешь выбрать ветер, - сказал Нимрод, - могучего бога бури, что поднимает
морские волны, сгоняет тучи и сверкает стрелами своих молний!
Узник
— 8 —
- Но и ветер не всемогущ, - не унимался мальчик. – Человек может встать против ветра и
переносить его в легких.
У Нимрода, наконец, кончилось терпение. Он поднялся и закричал:
- Значит, по-твоему, человек сильнее их всех? Что ж, тогда поклоняйся человеку,
поклоняйся мне, самому могущественному из людей!
Мальчик дрожал от ужаса, но, проглотив слезы, он выговорил:
- Но, Ваше Величество, человек не может быть самой великой силой! Он сегодня здесь, а
завтра его уже нет. Он не вечен!
Царь весь сотрясался от гнева. На его потном лбу выступила красная жила, бояться
которую уже давно научились и друзья, и враги.
- Довольно! – загремел он. – Довольно! Хватит с нас этого злого духа! Не будешь
поклоняться богам? Тогда умри в их честь! Ты отказался поклоняться огню, так я,
Нимрод-Амра-Фул, Верховный жрец Зороастер великого бога огня Осрам-Мазды и его
наместник на земле, постановляю, что огнем ты и будешь наказан!
И он дал знак страже:
- Отведите его к большой печи, в которой изготовляют кирпичи для Великой башни и
храма. И бросьте его в огонь!
Стражники робко подошли к узнику, ибо он стоял выпрямившись и без страха, его глаза
горели огнем. Но мальчик сказал:
- Делайте свое дело! Долго мне не было покоя от мысли, что же я могу сделать для Б-га,
Который дал мне все. И если на то Его воля, чтобы я отдал свою жизнь в Его честь, то
отдаю ее с радостью!
Нимрод вытер бровь, и слуги принялись обмахивать его веерами.
- Он помешан, - сказал царь, - объят злым духом. Поэтому ему и удалось сначала нас
обворожить. Но, слава богам, я развеял его чары, дабы восторжествовала их власть.
Затем он повернулся к Ануки, старому жрецу, и спросил:
- Что скажешь о моем суде?
- Cуд Вашего Величества ясен, как Наннар, и грозен, как Шамаш, - отвечал старец. – Ты
воистину показал, что являешься наместников богов на земле, доблестным защитником
веры против злых людей и духов!
Затем, обращая недобрый взор в сторону Харана, он громко добавил, чтобы слышала и
толпа:
- Уверен, что и брат этого мальчишки теперь увидел истину. Но надо позаботиться о том,
чтобы он раскаялся в своем богохульстве.
- Определенно, - сказал Нимрод. – Выходи, Харан, сын Тераха, и говори, на чьей ты
теперь стороне!
По обе руки Харана встали два стражника. Тот склонил голову перед Нимродом.
Узник
— 9 —
- Да простит меня Ваше Величество, - начал он робко, - но я бы обманул своего царя, если
бы сказал то, что он желает. Ибо в глубине сердца я не полностью убежден в том, что
боги осилили Аврама.
- Что ты имеешь в виду?! – резко спросил Нимрод.
- При всем уважении к богам, Ваше Величество, быть может…
В этот момент в зале поднялся переполох. К трону, забыв о чести и этикете, подбежал
капитан гвардейцев, бледный, как смерть, с выпученными глазами. Не дожидаясь
разрешения приблизиться, пренебрегая всеми правилами протокола, он завопил
истошным голосом: «Ваше Величество!» - и пошатнулся. Он бы упал, если бы его не
поддержали подоспевшие стражники.
- Ваше Величество… узник!..
- Что? – спросил Нимрод, в изумлении посмотрев на солдата, - что там с узником?
- Ваше Величество … он ходит … ходит в печи! Огонь не берет его! Он ходит, как в саду,
посереди пламени!
- Это невозможно! – вскрикнул Нимрод, но весь задрожал. А затем выбежал из зала.
Придворные, позабыв обо всех формальностях, устремились за ним.
Так, в открытой печи, узник, Аврам, спокойно ходил сквозь пламя.
Рядом стоял Нимрод, сотрясаясь всем телом, едва дыша.
- Аврам, выходи! – наконец позвал он.
Мальчик вышел из печи и отдал честь царю. Тот в ужасе отшатнулся.
Но Аврам, по всей видимости, едва заметил царя. Его взор был устремлен куда-то далеко.
Лицо сияло счастьем и решимостью.
- Аврам! – позвал царь. – ты меня слышишь? Живет твой Б-г! Теперь я вижу. Он спас
тебя! Молись Ему, чтобы простил меня. Ты свободен. Иди, и ты, и отец, но подальше
отсюда. Никто тебя не тронет. Но нам не проповедуй. Ибо ты не обычный человек!
Тем временем медленно подошел Ану-ки и встал рядом с царем у открытой печи. На его
лице отражалось крайнее возбуждение.
- Господин мой, царь, - тихо начал он чрезвычайно уважительным тоном, - даже если этот
мальчик по какой-то причине снискал расположение своего Б-га и был спасен от
пламени, тем не менее, как Верховный жрец Зороастер, Ваше Величество, конечно, не
сомневается в силе огня. Быть может, Б-г Аврама умеет творить чудеса и даже побеждать
бога огня. Но сумеет ли он победить дважды? Смеем ли мы на основе всего лишь одного
случая предполагать, что Б-г Аврама могущественнее всех других богов? В любом
случае, господин мой царь не нуждается в напоминании, что он посередине суда над
братом мальчика. Посмотрим, что будет, если и его бросят в ту же печь!
Царь все еще трясся от шока по поводу невероятного спасения Аврама. Он едва держался
на ногах, не сводя глаз с мальчика и с изумлением рассматривая, как огонь сжег только
веревки, которыми тот был связал, но не обжег единого волоса на его голове. Но в то же
время он осознавал, что на него пристально глядела толпа народа. Слова старого жреца
Узник
— 10 —
возымели эффект, и он быстро ухватился за шанс восстановить свой авторитет. Он по-
царски повернулся и, дав знак придворным идти за собой, прошествовал обратно в
тронный зал.
Медленно восстанавливалась чинная обстановка. Все внимательно наблюдали, как
поведет себя царь. И Нимрод принял вызов.
- Харан, сын Тераха, - сказал он холодно, - сейчас мы все стали свидетелями силы Б-га
Аврама. Но я, Нимрод, Верховный жрец могучего бога огня Осрам-Мазды и наместник
богов на этой земле, говорю тебе: не испытывай терпение богов отрицанием их
могущества. Предупреждаю тебя, что, хотя невидимый Б-г, о Котором говорил твой брат,
показал, что может спасти, тем не менее, другими богами пренебрегать нельзя! Сейчас ты
должен твердо заявить, что не будешь отрицать богов – или искать у своего Невидимого
Б-га защиту от них! Что скажешь, Харан, сын Тераха?
Харана охватил страх. Взволнованным голосом он ответил:
- Ваше Величество! Если Невидимый Б-г мог спасти брата моего Аврама, то может
спасти и меня!
Нимрод посмотрел на старого жреца. Ану-ки стоял рядом в напряжении, сжав кулаки.
Нимрод тоже понимал важность момента, - ему необходимо восстановить свой авторитет.
Но если и Харан не сгорит…
И Нимрод тихо процедил:
- Бросьте и его!
Под взорами толпы Харана вывели.
Царь занялся другими делами. Перед ним начали представлять разные вопросы и споры,
и он всеми силами пытался восстановить нормальный режим работы после всеобщего
возбуждения. Но постепенно, хотя вначале и незаметно, большой зал стал пустеть. Люди
выходили и направлялись в большой печи, чтобы посмотреть, что там происходит. Под
конец даже старый жрец не мог сдержаться и, извинившись перед царем, заспешил к
печи.
К тому моменту все уже было кончено. Ану-ки быстро глянул в бушующее пламя, чтобы
убедиться, довольно улыбнулся и возвратился в тронный зал. Увидев его, Нимрод
вопросительно посмотрел на него. Старый жрец медленно кивнул. Тогда улыбнулся и
царь. Он был доволен. С кризисом удалось покончить. А на лице людей, увидевших
царскую улыбку, воцарился страх.
Затем Нимрод велел привести Тераха с Аврамом в его личные покои.
- Прощай, Терах, сын Нахора, и ты, юный Аврам. – в его голосе слышалась победная
нотка. – Кажется, твой Б-г все-таки не такой уж могучий. Ибо сейчас на наших глазах
боги отомстили за неуважение, которое ты к ним проявил.
Терах молча стоял перед тираном, который убил его сына. По правую его руку стояла
мать Харана, Адена, дочь Авара-Наху, и тихо плакала. Слева от него стояла другая жена
Тераха Ам-тала-а, дочь Кар-Небо, втихую довольная, но с волнением ожидая, каким еще
испытаниям подвергнет их царь. Сам Терах помрачнел и осунулся. Он был потрясен
Узник
— 11 —
смертью Харана, и, что самое ужасное, он сам все это на себя навлек. Но почему же, -
вопрошал он про себя, - Невидимый Б-г, спасши Аврама, не спас и Харана?
- Ваше Величество! – нарушил мысли отца молодой голос Аврама. – Б-г всемогущ и Он
воистину Б-г всех богов! Но более всего Он желает, чтобы мы пришли к осознаю этого
сами, а не силой сотворенных Им чудес. По этой причине, даже когда Он совершает
чудеса и знамения, он не позволяет всему этому отнять у нас свободу выбора, верить в
Него или нет. Почему было суждено спастись мне, а не брату, не могу сказать. Но теперь,
раз Б-г спас меня, я знаю, что Он это сделал для того, чтобы я разнес знание о Нем по
всему миру.
Царь махнул рукой, как бы отрицая эти слова, произнесенные мальчиком столь твердо и
решительно. Вперед выступил Ану-ки. Он шепнул царю:
- Мне очень не по себе от этого мальчика, Ваше Величество! Я чувствую, что он еще
вернется, даже в этот дворец, и вновь бросит вызов моему господину, как и
предсказывали астрологи при его рождении.
Он на минуту умолк, а затем вдумчиво продолжил:
- Если бы как-нибудь удалось организовать за ним слежку… Так хотя бы сможем
получить предупреждение.
Нимрод сразу понял. Будучи воином и охотником, он думал о том же, и у него уже был
план. И, как бы в ответ на речь Аврама, он сказал:
- Ты заблуждаешься, юнец. Но ты говоришь смело. И за смелость я тебя хвалю. Поэтому
перед твоим уходом я, Нимрод, желаю сделать тебе личный подарок, - он холодно
улыбнулся, - подарок богатыря богатырю. Даю тебе своего сына Элиезера. Он будет
сопровождать тебя в пути и следить, чтобы никто тебя не тронул. И он будет тебе
служить, - у тебя будет свой собственный слуга – дар Нимрода Грозного!
Обращаясь к Ану-ки, он сказал:
- Вели ему готовиться.
И встал, давая понять, что аудиенция окончена.
И пошли они из Ура Халдейского по направлению к земле Кнаан. Но когда пришли в
Харан, то задержались там на несколько лет.
И там, в Харане, начали люди собираться к Авраму, и стали его идеи распространяться по
всему миру.

Adapted by O. Y. Baddiel О. И. Баддиль
London, England Лондон, Англия
Translated from the English by Rabbi Meir Moutchnik, to whom many thanks.
Перевод с английского Меира Мучника, которому выражается благодарность.
http://www.yeshivaofkishinev.com/stories.php


Лучше говорить в пустоту, чем оставить ложь без ответа.
Думай головой, а не Новым Заветом.
 
LouizaОтправлено в: Четверг, 25 Октября 2012, 08:45 | Сообщение № 4

Участник
Сообщений: 1318
C нами с 22 Июня 2009
Откуда: Украина
Статус: Отсутствует
Спасибо, M-SHULAM . Этот рассказ очень укрепляет веру.

С появлением Авраама в духовной жизни человечества начались глубокие изменения.
Согласно первоначальному плану Творения все люди наделялись равными возможностями в исполнении Б-жественного замысла.
Однако несостоятельность двадцати поколений убедила Б-га в необходимости изменить план. Он выделил одного человека - Авраама, от которого решил произвести народ, который станет посредником и связующим звеном между Вс-вышним и людьми, между духовным и материальным мирами. Этому бессмертному народу будет дана Тора, свет которой он распространит на весь мир.
Аврааму предназначалось стать праотцем евреев, авангарда человечества.

Однако главное достоинство Авраама - это его глубокая вера в Тв-рца, приобретенная благодаря напряженной работе души и интеллекта, кристальной честности и убежденности в своей правоте. Чистая вера и любовь к Тв-рцу помогли ему выдержать все выпавшие на его долю десять испытаний, непосильных другим людям. Он ни на минуту не колебался, когда Б-г направил его в чужую, неведомую страну, безоглядно поверил в обещание, что у него, столетнего старика, и его 90-летней жены родится долгожданный сын, продолжатель его дела, и что его потомство, “многочисленное, как звезды на небе и как песчинки на морском берегу”, унаследует Эрец-Исраэль. Он был готов даже принести в жертву Б-гу свое главное сокровище - Ицхака. Мало кто из других библейских персонажей, героев и праведников, может даже не сравниться, а хотя бы приблизиться к Аврааму, духовному гиганту, которого мудрецы называют “Эйтан” - “Богатырь”.

(Из архива приложения “Еврейский камертон”
Нахум Пурер )


Я могу только предоставить Вам информацию. Убеждения Ваши Вы должны формировать сами.
 
Андрей(ка)Отправлено в: Понедельник, 29 Октября 2012, 18:55 | Сообщение № 5

Постоянный участник
Сообщений: 223
C нами с 26 Января 2008
Откуда: Украина
Статус: Отсутствует
Quote (Louiza)
Спасибо, M-SHULAM . Этот рассказ очень укрепляет веру.

Да, большое


Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою. Пр.21:23
 
kredОтправлено в: Понедельник, 29 Октября 2012, 18:55 | Сообщение № 6

Участник
Группа: христиане
Сообщений: 486
C нами с 20 Октября 2014
Откуда: Латвия
Статус: Отсутствует
Уважаемый  Recalcitrant, благодарю Вас за ссылки, непременно посмотрю.

Добавлено (05 Мая 2015, 05:26)
---------------------------------------------
Уважаемые форумчане, Вы не могли бы объяснить одно место из жизнеописания Авраама с этого сайта: http://www.istok.ru/library....98.html

"Aшeм блaгocлoвил Aвpaмa в тaкиx cлoвax:   Я дaм тeбe бoгaтcтвo и нaдeлю влacтьюблaгocлoвлять вcякoгo,кoгo ты пoжeлaeшь блaгocлoвить. Tвoe имя Я пpocлaвлю вo вceммиpe. (Этo oбeщaниe былo выпoлнeнo eщeпpи жизни Aвpaмa. Aвpaмy былo пoзвoлeнo oтчeкaнить мoнeтy,нa oднoй cтopoнe кoтopoй были выбитыимeнa Д-eгo и Capaй, a нa дpyгoй Д-Ицxaкa и Pивки. Boвpeмeнa Aвpaмa этa мoнeтa имeлa xoждeниeпoвcюдy)".

Скажите, как понимать это утверждение, какие монеты в те времена, тем более у странствующего пришельца?
Ну я ещё могу понять когда в мидрашах рассказываются престранные вещи поясняющие какие то духовные принципы. Но тут вроде как утверждается исторический факт.
Как это понимать?


Отредактировал/а: kred - Вторник, 05 Мая 2015, 15:48
 
MESHULAMОтправлено в: Понедельник, 29 Октября 2012, 18:56 | Сообщение № 7

Фесвитянин
Сообщений: 1188
C нами с 12 Октября 2006
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
Мидраш может даже айпад "вручить" Аврааму, мир ему. В мидраше, как правило, утверждаются не исторические факты, а объясняется сокровенная суть тех или иных явлений священной истории. Другими словами, буквально, как правило, это не понимается.


Рабство - в догмах, в заповедях - свобода (С)
 
kredОтправлено в: Понедельник, 29 Октября 2012, 18:56 | Сообщение № 8

Участник
Группа: христиане
Сообщений: 486
C нами с 20 Октября 2014
Откуда: Латвия
Статус: Отсутствует
То есть утверждение "Bo вpeмeнa Aвpaмa этa мoнeтa имeлa xoждeниe пoвcюдy", это тоже мидраш? Ну хорошо, значит я так и не могу разобратся в том как отличать мидраши от не мидрашей sad

Уважаемый MESHULAM, не могли бы Вы в таком случае  хотя бы в кратко объяснить что же тогда  означает это чеканка монет, и где в тексте Писания есть то, что позволяет так считать?
 
ГалилеянкаОтправлено в: Вторник, 05 Мая 2015, 21:22 | Сообщение № 9

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Цитата kred ()
что же тогда  означает это чеканка монет, и где в тексте Писания есть то, что позволяет так считать?
не все можно объяснить с помощью "текста Писания". Разве нельзя допустить, что некоторую информацию человек получает напрямую от Б-га? Раз автор комментария написал про монету, значит, имел на это какие-то основания. Лучше всего спросить бы у него напрямую...

Прошу прощения за оффтоп, просто обратила внимание, что при переносе последних постов из другой темы, потерялись данные о дате и времени отправки сообщений. Теперь они фигурируют 2012-ым годом. Жаль...


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
kredОтправлено в: Среда, 06 Мая 2015, 05:13 | Сообщение № 10

Участник
Группа: христиане
Сообщений: 486
C нами с 20 Октября 2014
Откуда: Латвия
Статус: Отсутствует
Цитата Галилеянка ()
не все можно объяснить с помощью "текста Писания"
Может и так, но я слушаю лекции рава Моше Пантелята по пятикнижью, так он говорил что Тора является как бы очень сжатым конспектом, который помогает вспомнить то, что человеку говорили устно. А если в тексте нет ничего подобного, то откуда я могу знать, что то что говорит человек действительно правда? Он получил информацию лично от Бога? Знаете уважаемая Галилеянка, я с 90 года столько наслушался "откровений" людей которые они якобы получали от Бога... Просто это очень удобный способ:
- откуда получил?
- от Бога!
- А как проверить?
- А никак, не хочешь не верь.
Знаете, я давно отбросил подобный подход к толкованию Писания...
Цитата Галилеянка ()
Раз автор комментария написал
Поискал информацию о раве Моше Вейсмане, наткнулся на ответ рава Бенцион Зильбера, он пишет, что Моше Вейсман в своей книге собрал разные мидраши... Следовательно о деньгах Авраама, это не вывод автора а лишь мидраш. А раз так, значит на что то этот мидраш должен опираться в тексте?


Отредактировал/а: kred - Среда, 06 Мая 2015, 05:15
 
ГалилеянкаОтправлено в: Среда, 06 Мая 2015, 22:35 | Сообщение № 11

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
kred, я специально поискала информацию об этом на ивритоязычных ресурсах, и вот что нашла. Здесь есть статья. Насколько я поняла, об этой монете упоминает Талмуд (Гемара), трактат Бава кама, лист 97 часть вторая: "Что собой представляет монета отца нашего Авраама? Старец и старушка с одной стороны, юноша и дева с другой стороны" (мой перевод).

Дальше идет объяснение. На самом деле, там очень сложный иврит, трудно уловить все тонкости, в особенности связанные со стихами из Торы. Но я попробую передать основную суть, как я ее поняла.

В книге Бытие сказано: "Авраѓам состарился, достиг [преклонных] лет" (Быт. 24:1). Что означает это выражение? Почему Тора пишет "состарился" а затем добавляет "достиг преклонных лет", что и так само собой разумеется? Что именно Тора хочет передать этим высказыванием?

Эта монета символически отражает внутреннюю духовную реальность в жизни Авраама. Монета представляет собой двойственную природу: одна ее сторона обозначает физическую, биологическую составляющую жизни (материю), а другая - составляющую духа. И суть монеты - придать материи духовный образ. Всевышний говорит: "Даже если вы, люди, полагаете, что вы старые, умудренные опытом, и видели в жизни почти все, то Я, Б-г, бросаю монету, и переворачиваю ту реальность, в которой, как вы думаете, вы находитесь. Вот, вы полагали, что вы стары и не сможете родить, а я поворачиваю монету другой стороной, и вы чудесным образом превращаетесь в юношу и деву, которые могут родить. Потому что суть материи - старение, а суть духа - молодость, влияние, давание, об этом молился царь Давид "Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня." Пс. 50:12.

Кто такие юноша и дева со второй стороны монеты? Какие особенности души человека они представляют собой? Юноша, на иврите "бахур" однокоренное глаголу "ливхор" - выбирать, избирать, "бхира" - выбор, избрание. Мы знаем, что Авраам решился пойти в землю Израиля, место незнакомое и неизведанное. Он решился оставить позади все, и был избран Всевышним для того, чтобы стать отцом народа. Дева же обозначает чистый, ненаполненный сосуд человеческой души. Дева, которую не знал муж, сосуд который еще не принял свет. "Бахур" также означает того, кто выбирает следовать за Б-гом. Поэтому Авраам, даже несмотря на свой 100-летний возраст, предстает перед нами как юноша, "бахур" - избранный родить Исаака. А Сара предстает в образе девы, потому что свет понимания (она ведь не поверила ангелам, что родит сына, и даже засмеялась) еще не открылся ей.


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
kredОтправлено в: Четверг, 07 Мая 2015, 05:12 | Сообщение № 12

Участник
Группа: христиане
Сообщений: 486
C нами с 20 Октября 2014
Откуда: Латвия
Статус: Отсутствует
Уважаемая Галилеянка, большое спасибо за эту информацию. Как не легко всё таки понять еврейскую логику толкования Писания. Но интересно...

Отредактировал/а: kred - Четверг, 07 Мая 2015, 05:19
 
Бейт-мидраш / Дом учения » МИССИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА » Праотец Авраам » Мидраш об Аврааме (Из курса З.Дашевского "Герои ТаНаХа в мидрашах мудрецов")
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz