Сформировать понятие Авраам поставил любовь во главу учения. Сделать это - не так просто. Т.е. сказать «надо любить» – просто, но раскрыть суть любви, претворить ее в жизнь своей собственной жизнью и указать путь другим – смог только Авраам. Многие люди привыкли пользоваться словами, не задумываясь над их смыслом. Во многих случаях это правильно: невозможно все свести к формальным определениям, в жизни многое должно быть интуитивно понятно: небо, земля, звезды, трава, реки озера и любовь. Но иногда необходимо остановиться и задуматься над тем, что мы говорим. Такая необходимость возникает, когда чувствуешь, что заходишь в тупик. А любовь, как неверно определяемое понятие, давно сбивает людей с толку.
Распространенные заблуждения
Самым большим заблуждением является представление о том, что любовь не требовательна, и ее высшая форма - «любовь даром» - любить всех, даже тех, у кого нет ничего хорошего, любить потому, что они такие и у всех есть право быть самими собой. Нередко при этом ссылаются на Авраама, который заступался за жителей Сдомской долины, прося Всевышнего пощадить их, несмотря на то, что они «плохи и грешны очень». При этом забывают, что Авраам не уговаривал простить их грехи, принять их такими, какие они есть, а удивлялся, неужели нет праведников в городах долины, население которой утратило понятие о добре и любви. И он сдался, когда понял, что нет десяти праведников даже в одном из пяти городов долины. Почему? Потому что десять праведников – это сила, которая может повлиять на общество и исправить его. Более того, для Авраама праведники, которые не стремятся изменить окружающую их среду к лучшему – никакие не праведники, а в лучшем случае – люди средние. Так значит, Авраам заступался за жителей сдомской долины только потому, что надеялся исправить их, а поняв, что это невозможно – перестал молиться за них, бороться за продолжение их существования.
Ревность
Наши мудрецы утверждали, что любовь не бывает без ревности. Ревности не только к кому-то, но и «за кого-то». Т.е. любовь не возможна без того, чтобы видеть недостатки и хотеть, чтобы тот, кого ты любишь, стал лучше. Человек был создан, чтобы увидеть то, чего не хватает в мире и приблизить его к совершенству.
Любовь, которая унижает
Нет ничего более страшного для мира, чем ненависть без причины, и ничего более унизительного, чем любовь без причины. Конечно, слова «я тебя люблю без всякой причины» можно понять по-разному. Но любовь без причин, как это понимается в израильском обществе – любить, потому что ты есть, и любить тебя таким, какой ты есть, даже, если в тебе нет ничего хорошего – такая любовь унижает. Если человек исходит из того, что он будет любить меня, даже, если не увидит во мне ничего хорошего – мне его любовь не нужна. Любовь – это желание быть вместе, ощущение другого частью себя самого и себя - частью ближнего. Нет, еще нечто более сильное – ощущение единства, единства того, что есть у тебя и того, что есть у другого, своей сущности и его сущности. Не случайно сумма числовых значений букв слова аhава равна тринадцати, и соответствует сумме числовых значений слова эхад – один. Секрет любви Авраама заключается в том, что любовь к человеку для него вытекает из любви к Богу. Гилель Старший говорил: «Будь учеником Авраама, праотца нашего: люби людей и приближай их к Торе» (Пиркей Авот). Приближать к Торе, раскрывать для человека Образ Бога, и Образ и Подобие Всесильного в человеке. Разве без этого может быть любовь? Раби Акива говорил: «Любим человек…, потому что создан по образу Всесильного» (Пиркей Авот). Раби Акива утверждал: «Возлюби Ближнего своего, как самого себя» - это самое общее правило Торы». В его простых словах есть своя тайна: общее правило включает в себя заповеди, связывающие человека с человеком и человека с Богом. Значит «возлюбить ближнего» предполагает, что из любви к Богу, которая неразрывно связана с поиском Его Образа и Подобия, желанием раскрыть Его в других людях, вытекает любовь к человеку.
Книга Зоар об Аврааме
В книге Зоар (Вайера) рассказывается, что к Аврааму приходили люди, чтобы учиться у него, а он посадил дерево и возле него забил источник. Если дерево при приближении человека поднимало свои ветви, то Авраам знал, что он заражен нечистотой идолопоклонства, пользуется неверными представлениями о Боге, сам того не замечая, исказил основные понятия и не может, при всем своем желании, стать лучше. Тогда он требовал от него погрузиться в очищающие воды источника, и только после этого принимал в свой круг. Не пришлось ли бы нам пройти очищение, погрузившись в живительные воды, бьющие возле дерева жизни, которое не готово дать свою тень тем, у кого сместились основные понятия, если бы мы сегодня захотели стать учениками Авраама, распространявшего во всем мире учение о любви?
О том, что любовь Авраама была неразрывно связана с желанием исправить людей, сделать их лучше, раскрыть в них Образ и Подобие, свидетельствует еще один отрывок из книги Зоар:
в Хевроне, в Меарат а-махпела («Двойной пещере») находятся ворота, через которые души приходят в этот мир и возвращаются в мир духовный. Авраам стоит у ворот и пропускает те, которые «сохранил союз обрезания». Вне всякого сомнения, у души нет телесной оболочки и речь идет о том, что все дела и мысли оставляют в ней след и душа человека, чьи устремления не были направлены на благо и на познание (по мере возможности) Творца, несет на себе отпечаток всех дурных поступков и мыслей.
Рав Зеэв Мешков