[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Ибо Я - Господь Б-г ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы ходят, каждый во имя своего бога; а мы будем ходить во имя Господа Б-га нашего во веки веков" (Мих.4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!
Книга Мириам Исраэли Страна Аслана. Еврейский секрет Нарнии. "Хроники Нарнии" сквозь призму иудейского мировоззрения


Страница 1 из 11
Бейт-мидраш / Дом учения » КНИЖНАЯ ПОЛКА » Символика » Аин Това (доброжелательность) vs Аин а-ра (дурной глаз)
Аин Това (доброжелательность) vs Аин а-ра (дурной глаз)
ГалилеянкаОтправлено в: Суббота, 10 Октября 2009, 00:29 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5416
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Перевела статью:

Аин Това (Доброжелательность; дословно с иврита "Хороший глаз").

Прочтите внимательно следующие слова: "Оптимист верит, что мы живем в лучшем из всех возможных миров, пессимист боится (верит), что оптимист прав ..." Заметим, что и оптимист и пессимист верующие - но каждый отвечает за свое собственное видение. Мы видим то, что хотим увидеть.

Кьеркегор рассказывает историю о двух молодых художниках-портретистах, которые стремились отразить суть красоты в своих картинах. Один художник обошел всё в поисках "лица совершенной красоты", но не нашел его. Трагично, но позднее он отказался от живописи и впал в отчаяние. Другой художник, однако, рисовал любое лицо, которое встречал, и находил красоту в каждом из них. Итак, вопрос: который из них был искренним художником?



Глаз Ученика ...

То, как мы выбираем смотреть на окружающий мир, в конечном счете является духовным решением. Мудрецы говорят: "Тот, кто имеет следующие три черты, является одним из учеников нашего отца Авраама, а тот, кто имеет три противоположные черты, является одним из учеников нечестивого Валаама. Те, у кого хороший глаз (עַיִן טוֹבָה), кто обладает смиренным духом ( רוּחַ נְמוּכָה) и смирен душой/скромен (נֶפֶשׁ שְׁפָלָה) являются учениками нашего праотца Авраама, [но] те, кто имеет дурной глаз (עַיִן רָעָה), высокомерный дух (רוּחַ גְּבוֹהָה), и жадную душу (נֶפֶשׁ רְחָבָה) являются ученики злого Валаама" (Мишне: Пиркей Авот 5:22).

В соответствии с этими ранними сказаниями мудрецов, разница между учениками Авраама и учениками Валаама заключается в наличии (или отсутствии) этих трех "мидот ха-лев" (качеств сердца), но наиболее важным из них является Айн а-това - хороший глаз/доброжелательность.

Глаз Авраама ...

Но что такое "хороший глаз"? Является ли это метафорой мировоззрения, при котором играют в игру, находя хорошее в любых обстоятельствах, какими бы трудными они не были? Является ли это практикой жизнерадостного характера, когда человек уверен, что в конце-концов всё будет отлично - интерпретируя все факты и переживания в поддержку своего понимания, что наш мир является "лучшим из всех возможных миров"?

Раши говорит, что человек с хорошим глазом уважает чужую честь, как свою собственную: это глаз, который уважает и ценит то, что он видит. Рамбам говорит, что хороший глаз способен быть довольным своей судьбой и радоваться успехам других: это глаз, свободный от духа зависти или жадности. Другие мудрецы говорили, что хороший глаз проявляет щедрость по отношению к другим: его сердце обращено к ближним, он проявляет заботу о нуждающихся.

Человек с "хорошим глазом/доброжелательный" смотрит на вещи с позиции любви. Аин а-това смотрит на обстоятельства, и особенно на других людей - и находит в них что-то красивое .... В нем нет ни следа конкуренции, зависти, злобы, нет затаенной обиды или горечи. Человек с Аин а-това не говорит дурно о другом, не желает ему никакого вреда. Хороший глаз не смотрит на недостатки других, но видит силу и ценность личности, сотворенной бэ-Целем Элохим (по образу и подобию Б-га). Писание говорит: Тов аин у йеворах - "милосердный /в оригинале "тов аин"/ будет благословляем" (Притч. 22:9).

Глаз Валаама ...

Авраам Линкольн однажды сказал: "Когда вы смотрите на человечество ожидая увидеть в нем что-то плохое, вы обязательно это увидите". Дурной глаз (Аин а-ра) не желает видеть хорошее в других, но относится к окружающим как к тем, кто представляет угрозу для него. Это глаз страха, недоверия, тревоги и одиночества. По этой причине он недоброжелателен к окружающим, поскольку неизбежно осознает свою собственную неполноту, а благополучие другого свидетельствует ему о его собственный болезни/недостаточности. Поэтому он стремится к темноте и подозрительно смотрит на окружающий его мир. Он совершенствует свою злую перспективу, цинично сомневаясь в мотивах ближних, называя зло добром, а добро - злом. Это искаженное представление изменяет систему ценностей: то, что является важным, становится незначительным, и наоборот. В конечном счете этот способ видения приводит к безумию (постоянный гнев) и отрицанию всего, что достойно и ценно. Один мудрец в Гемаре утверждает, что не менее девяти из десяти человек умирают из-за Аина а-ра. Другие указывают, что Лашон а-ра (злой язык) и Аин а-ра являются причинами для Цараат Аин - "прокаженный глаз", который просто не способен смотреть на вещи позитивно.

Айн това это видение веры, надежды и любви, это перспектива Царства Всевышнего... Смотря на других с Аин това (доброжелательно), мы поможем им верить в их достоинства, что, в свою очередь, экстраполируется на мир, в котором они обитают. Жить по принципу милосердия (доброжелательности) - это средство восстановления нашего мира, чтобы лучшее в каждом из нас было явлено без страха. Это послание любви и благодати окружающим: ты важен, ты ценен, твоя жизнь имеет значение в вечности ... Избирая желание видеть лучшее в окружающих, это поможет им увидеть их истинную ценность.
Прикрепленный файл: 3817591.jpg(21Kb)


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
DeniskaОтправлено в: Суббота, 10 Октября 2009, 11:44 | Сообщение № 2

Постоянный участник
Сообщений: 255
C нами с 27 Августа 2007
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
Quote (Галилеянка)
Перевела статью:

спасибо! Чудесная статья.


Тот, кто «верен до конца» выбранному пути, доказывает лишь то, что думать способен один раз. В начале. Зато каковы принципы!
 
DeniskaОтправлено в: Суббота, 10 Октября 2009, 12:19 | Сообщение № 3

Постоянный участник
Сообщений: 255
C нами с 27 Августа 2007
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
Quote (Галилеянка)
Те, у кого хороший глаз (עַיִן טוֹבָה), кто обладает смиренным духом ( רוּחַ נְמוּכָה) и смирен душой (נֶפֶשׁ שְׁפָלָה) являются учениками нашего праотца Авраама, [но] те, кто имеет дурной глаз (עַיִן רָעָה), высокомерный дух (רוּחַ גְּבוֹהָה), и жадную душу (נֶפֶשׁ רְחָבָה) являются ученики злого Валаама" (Мишне: Пиркей Авот 5:22).

Это относительно незнакомая мне интерпретация, похоже на то, как плоды духа и плоды плоти.
Только как мне показалось, не очень ясна разница "смирен духом" и "смирен душой". Если смотреть на это, как на противопоставление высокомерному духу и жадной душе - лучше тогда сказать смирен духом и щедр душой.


Тот, кто «верен до конца» выбранному пути, доказывает лишь то, что думать способен один раз. В начале. Зато каковы принципы!
 
ГалилеянкаОтправлено в: Суббота, 10 Октября 2009, 12:27 | Сообщение № 4

Администратор
Сообщений: 5416
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Quote (Deniska)
Только как мне показалось, не очень ясна разница "смирен духом" и "смирен душой".
я переводила с английского, а в иврите безусловно это имеет разницу. Там, где написано: смирен душой, употребляется глагол, означающий - понижаться, углубляться, терять величие, слабеть, смиряться. А смирен духом - это выражение на иврите "руах нэмуха" означает скромность, дословно - "низкий дух". На русском у нас это звучит более в отрицательном смысле, а на иврите - наоборот.


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
ГалилеянкаОтправлено в: Суббота, 28 Января 2012, 20:50 | Сообщение № 5

Администратор
Сообщений: 5416
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Однажды рава Авраама Гроджинского спросили, почему он выбрал в мужья своей дочери раби Хаима Крайзверта (будущего раввина Антверпена), а ни кого другого из своей ешивы, где учились десятки весьма одаренных и знающих юношей.

И он ответил, что увидел в своем ученике замечательное качество – айн-това. (Доброе отношение к людям, умение радоваться за других, доброжелательность. Короче, человек смотрит на своего ближнего – и радуется всему, что у того есть: речам, поступкам, вещам, успеху. Рад за него по-настоящему, как мы радуемся за своих детей, друзей, родню.)

Понятно, что ничего уникального в этом качестве нет, если говорить о людях Торы. Таким и должен быть каждый ученик серьезной ешивы. Но вот что заметил рав и чему удивился – тому, как молодой реб Хаим ведет себя во время урока.

Многие ведут себя следующим образом: слышат мнение своего товарища – и тут же спешат опровергнуть его с помощью Гемары и Мишны.

Но рав Хаим поступал совсем иначе: он слышал чужое мнение и торопился найти для него подтверждение в Гемаре или Мишне – даже если был с этим мнением категорически не согласен!

Т.е., о своем несогласии и о сомнении в правоте высказанного другим человеком мнения он не торопился сообщить. Но искал доказательство в его пользу.

И на то у него было две причины: чтобы не обидеть товарища и чтобы его поддержать[1]. Ибо часто под поиском истины скрывается неприятие чужого мнения независимо от его правоты. Критик хочет самоутвердиться даже при помощи Торы[2]. А это недопустимо!

** **

А теперь попробуем и мы с вами. Для эксперимента.

Смотрите, как это работает. Слышим очень не простое заявление другого человека (по поводу закона в Шульхан-Арухе, нашего внешнего вида, дождя за окном, политической ситуации на Ближнем Востоке и пр.) – и ищем в себе ресурсы, которые позволят нам сказать: ах, как здорово!

Ищем оправдание его позиции.

Ищем возможность порадовать его нашим с ним полным согласием.

Ищем способ сделать его счастливым. (Ибо любой счастлив, когда с ним соглашаются.)

Вот это и есть айн-това.

** **

Итак, попробуем соглашаться, а не возражать – и не только в колеле, но и в семье, в беседе с сослуживцами, общаясь с соседями по лестничной клетке и пр. людьми. По крайней мере, хотя бы в начале любого острого диалога.

Т.е. не будем спешить радовать мир своим мнением – если есть опасность, что наше сообщение, заявленное как контраргумент сентенции, высказанной другим человеком, может привести к взаимному непониманию, обиде, ссоре, мировой войне.

Поверьте, прием здорово помогает.
___________________

[1] От себя добавлю: и чтобы узнать истину. Ибо чужое мнение лучше всего изучать изнутри. Я понятно выражаюсь? Т.е. надо сделать его как бы своим мнением, привыкнуть к нему, попытаться отбить возражения против него, защитить его – а потом, когда оно стало твоим, можно его и покритиковать. Но тогда эту будет уже критика против твоего мнения, а значит, она потребует более глубокого рассмотрения с твоей же стороны.
[2] Вы скажете, что мы, критикуя, вовсе не собираемся самоутвердиться. Мы просто выступаем поборниками истины! – Верно. Никто никогда не согласится, что он действует с целью доказать свою значимость. По крайней мере, я такого ни от кого не слышал. – Тем не менее, подобное явление встречается. Сейчас наша с вами цель не в том, чтобы показать, что мы не такие, а в том, чтобы четко и нелицеприятно выяснить – не такие ли мы.

(Отрывок з урока "Той же мерой", цикл "Евр.поведение", сайт Толдот, раздел ТиВи)


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
НатаниэльОтправлено в: Суббота, 28 Января 2012, 21:25 | Сообщение № 6

Участник
Сообщений: 669
C нами с 01 Сентября 2011
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
"Возлюби другого, как самого себя"

Всё то,что проходит рядом
Всё то,что пролетает вновь
Может искру свою оставить
И зажечь светильник вновь
Главное не стать слепым
Главное не стать глухим
Главное увидеть Б-га
И всё то,что строится Им.


Отредактировал/а: Натаниэль - Суббота, 28 Января 2012, 21:25
 
СабаабаОтправлено в: Суббота, 28 Января 2012, 23:03 | Сообщение № 7

Постоянный участник
Сообщений: 374
C нами с 27 Декабря 2009
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Дорогая Галилеянка!

Большое спасибо за добрейший материал!

Quote
От себя добавлю: и чтобы узнать истину. Ибо чужое мнение лучше всего изучать изнутри.


Да, именно такой подход меня привёл в своё время к ортодоксальному иудаизму, яростным противником которого я был до того...


Еврейская душа похожа на звезду за тучами. В нее не верят, а она светит.
 
LouizaОтправлено в: Суббота, 04 Февраля 2012, 14:14 | Сообщение № 8

Участник
Сообщений: 1318
C нами с 22 Июня 2009
Откуда: Украина
Статус: Отсутствует
Quote (Натаниэль)
"Возлюби другого, как самого себя"


Свет меноры
(Журнал популяризации еврейских знаний в рамках движения "Еврейское руководство")

"И от злодеев избавь раба Твоего,
чтобы не правили они мной;
тогда я стану цельным
и избавлюсь от множества преступлений"
Теилим 19:14
Выпуск 18 - 1 таммуза 5763 г.

Мораль и этика Торы – это, по сути, всего лишь одна заповедь, которую на русский язык принято переводить как "люби ближнего своего как самого себя". Но в русском языке нет необходимых слов для точной передачи смысла сказанного, поэтому нужно совершить некоторый филологический экскурс.

В языке Торы есть два слова, которые принято переводить на русский язык как "любовь", а между тем они имеют совершенно разный смысл: "аhава" и "хемда". Слово "хемда" можно перевести как вожделение, однокоренным с ним, например, является слово "хамуд", приятный. Есть такой запрет – "ло тахмод эшет рееха", "не возжелай жены ближнего своего". Слово "аhава" происходит от корня "hав", что означает – дай. Заповедь любить ближнего своего ("вэ аhавта ле рээха…") заключается не в том, чтобы смотреть на него и умиляться – "ой, какой миленький!", а в том, чтобы заботиться о нем, проявлять осторожность, чтобы не навредить ему, думать, чем ты можешь быть ему полезным.

Вы, может быть, будете смеяться, но Тора обязывает нас любить чужих жен! Но не в смысле – смотреть на них с вожделением и петь им серенады под луной, а в смысле – быть готовым помочь им вытащить коляску из автобуса, поднять по лестнице тяжелую сумку и т.д. Естественно, все это должно делаться с соблюдением требований скромности. Нет большего нарушения религиозного требования любить чужую жену, чем разрушать ее семейную жизнь.

А слово "рее", которое по-русски принято переводить как "близкий", более точно имеет значение "попутчик". "Ближний", которого надо любить – это не обязательно ваш родственник, сосед, или человек, который лично вам приятен. Это любой человек, который вместе с вами идет по пути службы Всевышнему. Можно понимать и более широко: это любой человек, с которым у вас общее предназначение, т. е. любой еврей. Даже если лично у вас с ним плохие отношения, даже если он ваш враг (например, вы считаете, что он должен вернуть вам ссуду, а он считает, что нет) – положено его любить (в том смысле, который вкладывает в это слово Тора). Естественно, любовь эта будет проявляться не в том, что вы заявитесь к нему на свадьбу без приглашения (это только испортит ему настроение), а в чем-то, соответствующем ситуации. Это не означает, конечно, что любовь к "ближнему" запрещает вам потребовать с него свои деньги и подать на него в суд. Вы же это делаете не для того, чтобы причинить ему зло, а только ради восстановления справедливости. Тем более, если вы считаете, что оставить деньги в руках этого человека значит поощрить грабеж: ведь настоящая любовь к ближнему обязывает также помочь ему отдалиться от греха.



Я могу только предоставить Вам информацию. Убеждения Ваши Вы должны формировать сами.
 
НатаниэльОтправлено в: Воскресенье, 05 Февраля 2012, 06:59 | Сообщение № 9

Участник
Сообщений: 669
C нами с 01 Сентября 2011
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Супер, спасибо большое , Louiza.

Всё то,что проходит рядом
Всё то,что пролетает вновь
Может искру свою оставить
И зажечь светильник вновь
Главное не стать слепым
Главное не стать глухим
Главное увидеть Б-га
И всё то,что строится Им.
 
ivga54Отправлено в: Воскресенье, 05 Февраля 2012, 07:18 | Сообщение № 10

Участник
Сообщений: 242
C нами с 07 Марта 2009
Откуда: Российская Федерация
Статус: Отсутствует
Louiza,
Стихотворение Марины Цветаевой-Мне нравится, что вы больны не мной
По-моему, хорошая иллюстрация к Вашим словам.
Вожделение-это болезнь.
Quote (Louiza)
Заповедь любить ближнего своего ("вэ аhавта ле рээха…") заключается не в том, чтобы смотреть на него и умиляться – "ой, какой миленький!", а в том, чтобы заботиться о нем, проявлять осторожность, чтобы не навредить ему, думать, чем ты можешь быть ему полезным.

И даже, не думая конкретно об этом, предоставлять другому человеку свободу от себя. Всегда имея в виду уникальность другого человека.
Как-то коряво, но, надеюсь, понятно. smile
 
НатаниэльОтправлено в: Воскресенье, 05 Февраля 2012, 07:39 | Сообщение № 11

Участник
Сообщений: 669
C нами с 01 Сентября 2011
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Quote (ivga54)
предоставлять другому человеку свободу от себя. Всегда имея в виду уникальность другого человека.

Спасибо Вам, ivga54.
Да,на самом деле. Может быть в этом кроется двойное сокрытие Всевышнего? Он таким образом проявляет одно из качеств Своей Любви, предоставляя полную свободу Его наилучшим творениям.


Всё то,что проходит рядом
Всё то,что пролетает вновь
Может искру свою оставить
И зажечь светильник вновь
Главное не стать слепым
Главное не стать глухим
Главное увидеть Б-га
И всё то,что строится Им.
 
ГалилеянкаОтправлено в: Четверг, 12 Декабря 2013, 22:36 | Сообщение № 12

Администратор
Сообщений: 5416
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Согласно Каббале каждый месяц еврейского календаря был сотворен посредством одной из букв. В данном цикле мы будем рассматривать каждый месяц через принадлежащую только ему святую букву, обнаруживая чудеса (нифла-от, причем слово от – переводится как «буква»).

Тэвэт : добрый глаз

Как мы можем изменить наш взгляд на других людей, открывая заново свои глаза и смотря на них в позитивном свете? Эта задача подходит для месяца Тэвэт, поскольку, согласно Каббале этот месяц был сотворен буквой аин (ע, буквально «глаз»). А простое соединение названия буквы с названием месяца дает нам понятие аин това (добрый глаз).

В Трактате Авот, посвященном улучшению качеств характера, сказано, что Авраам Авину отличался качеством аин това, в отличие от аин раа («злой глаз»), характерного злодею Бильаму. Но мы должны быть учениками Авраама Авину, которые удостаиваются не только жить хорошей счастливой жизнью в этом мире, но и так же получить вознаграждение за добрые дела в мире будущем. В простом смысле, аин това означает позитивный взгляд на ближнего, в отличие от свойства аин раа, характерного злодею Бильаму, при котором видится и подчеркивается вторая, пустая половина стакана. Но каким образом нам научиться видению доброго глаза!?

Как глаз видит?

Для этого мы вдумаемся в эту особенную букву аин, עין, и начнем с того, что перечислим три ее основные значения на святом языке:

1) Орган зрения;
2) Вид предметов и его оттенки, и нюансы (как например Раши эйн а-арец называет «вид земли», т.е. ее поверхность)
3) Водный источник — мааян («И вот я стою у источника воды»)

Все три значения связаны между собой, так как наш глаз воспринимает внешний вид предметов и есть поразительное сходство по свойствам между глазом (из которого вытекают слезы) и водным источником.

Глаз является удивительным органом зрения, а еще более не может не поражать сам процесс видения, включая окончательную обработку зрительного восприятия мозгом. Принято считать, что наше видение абсолютно объективно, ведь мы видим происходящее в точности таким, каково оно есть – но по мере того, как мы все больше узнаем механизм видения, становится яснее, что наше видение не является простым отражением внешней реальности: как я вижу другого и сужу о нем? Оно зависит от моей точки зрения на видимый предмет.

Вид предметов, их оттенки и нюансы зависят от моего видения (позже мы увидим и связь между глазом и источником воды). Но нам еще предстоит понять, каким образом можно устанавливать и направлять нашу точку зрения.

Скромный глаз

Теперь перейдем к форме буквы ע аин. Прежде всего, обратим внимание на то, что бросается в глаза – у этой буквы есть два глаза! Просто посмотрите на саму букву и представьте два глаза на лице, смотрящие на вас. Буква аин пишется как вытянутая буква נ нун, в которую как бы воткнута буква ו вав (попробуйте себе представить также и это). Теперь, соединив вместе все три буквы, получим слово ענו – «А человек этот, Моше, был скромнейшим из всех людей, что на земле».

В нашем контексте, скромность – это фундаментальное свойство души, направляющее добрый глаз. Поскольку Моше Рабейну — «скромнейший из всех людей», он вообще не стремится измерять насколько он выше кого-либо другого. Поэтому он смотрит на всех дружелюбно и доброжелательно. Нам легко смотреть доброжелательно на хороших людей. А как насчет тех, кто в действительности причиняет другим зло? Но Моше Рабейну может видеть в каждом человеке что-то хорошее, особенное, что есть только в нем и нет в самом Моше! Даже если на деле некто и совершает плохие поступки, кто знает, что могло бы выйти из меня, если бы я оказался в похожем положении? Ведь я никогда не смогу оказаться в точности на его месте! «Не суди своего друга, пока не окажешься на его месте», и поскольку ты никогда не окажешься на его месте, никогда не осуждай его, а «старайся судить каждого, находя оправдывающие для его обстоятельства». Так и Авраам Авину, он был первым, отмеченным в Торе качеством скромности, «а ]ведь[ я прах и пепел», и поэтому ему было свойственно смотреть на всех добрым глазом.

Приучая себя смотреть на всех доброжелательно, мы обнаруживаем, что в каждом человеке есть источник живой воды — מעין И даже если этот родник забит сверху и покрыт тяжелыми камнями, позитивное любящее видение поможет его вскрыть и выпустить живую воду на поверхность.

Источником воды для сынов Израиля после их Исхода из Египта в течение их сорокалетнего странствия по пустыне был чудотворный колодец, называемый «беер (колодец) Мирьям» — благодаря ее добрым глазам пророчица Мирьям (ее имя буквально переводится как «горькая») видела ту сладкую воду, что есть у каждого еврея (даже если внешне она казалась водой горькой), и тогда вода в колодце поднималась и била ключом: «наполняйся, колодец, пойте (дословно ענו – эну, отвечайте) ему»

Видеть в 70-ти оттенках

Мы пришли к гематрии слова "аин" = 70. Это число фигурирует в Торе в связи со следующими явлениями: сыновья Ноаха распадаются на 70 народов, говорящих на 70-ти языках, семья Яакова насчитывала 70 душ при их спуске в Египет, Моше Рабейну собрал 70 старейшин для управления народом Израиля и поэтому в Санhедрине был 71 судья-старейшина. Есть известное выражение мудрецов: «в Торе 70 лиц» и также упоминается, что у Святого Благословенного есть 70 Имен.

Что общего есть между всеми этими явлениями? Все они занимаются различными нюансами или деталями одного целого. Одним из увлекательнейших феноменов буквы аин является ее соотношение с буквой алеф – не только ее похожее звучание (как известно, на многих языках нет буквы, похожей на аин, а многие из нас вообще не в состоянии произносить ее правильно). Этот феномен нетрудно проследить на многих парах слов, в которых буква алеф выражает внутренний смысл буквы аин (например, אור-עור. Кожа עור человека заслоняет от нас свет אור его души).

В нашей связи, мы можем смотреть на одного человека самыми различными взглядами, семьюдесятью видами точек зрения размышляющего (причем «лицо» и «глаза» имеют одинаковую гиматрию: פנים=עינים). Подобно тому, как сыны Израиля начинали свой путь как народ, насчитывающий 70 душ (как мы читаем об этом в Торе в месяце Тэвэт), так в каждом еврее есть отражение 70-ти различных лиц. Секрет доброго глаза заключается в умении выбрать тот ракурс, в котором наш ближний выглядит лучше всего и краше всего, настраивая наш глаз на это прекрасное лицо!

Согласно Каббале, гнев является особым, свойственным именно этому месяцу (Тэвэт) хушем (чувством) души. Есть разные виды гнева. «По трем характеристикам можно узнать правду о человеке : по его отношению к стакану, карману и его склонности к гневу» (все три слова на иврите похожи по звучанию - косо, кисо, каасо). Что там под покрытием (кисуем), что прикрыто в кармане (кис), что налито в стакан (кос), и какой «глаз» прячется под прикрытием гнева (каас).

Озлобленность Бильама – гнев, вызванный злым, завистливым глазом, он негативен, ядовит и разрушителен для всех, питается он от кипящей гордыни, недовольной тем, что имеет и теми, кто находится у него в подчинении, «каждый гневающийся как будто служит идолам».

Но тот, кто смотрит добрым глазом, кто скромен, как Авраам Авину и Моше Рабейну – он умеет также сердиться и гневаться правильным образом. Правильный гнев начинается с того, что я сержусь на самого себя, точнее – на те негативные стороны, что есть во мне: «доброе начало в человеке должно всегда сердиться на злое, как сказано ‘гневайтесь и не грешите’».

Мы сотворены с двумя глазами (подобно форме буквы аин, которая также означает "глаз") – один для того, чтобы смотреть на ближнего добрым глазом, а другой – для того, чтобы смотреть на себя критическим взглядом (для того, чтобы исправлять, а не для того, чтобы, не дай Б-г, приходить из-за этого в отчаяние).

Так или иначе, когда я вижу что-то нехорошее в ближнем, в первую очередь мне нужно сердиться на мое злое начало, мешающее мне видеть хорошее в других людях. После этого я вновь смотрю на ближнего добрым глазом, находя для него оправдывающие обстоятельства, и мне удается разделить между другим человеком, его поступками и его злым началом. Таким образом можно прийти к позитивному, очищенному гневу: сердиться на само зло и воевать с ним до полного его уничтожения.

Бывает также и фальшивый «добрый глаз», разбрасывающий только цветы и «сладкую» любовь. Такой глаз не разделяет между добром и злом, между святостью и духовной скверной, делая, тем самым, легитимным любое зло и несправедливость, и, в конечном итоге, приводя к разрушению.

Однако, настоящий добрый глаз умеет выделять хорошее и акцентировать на нем внимание, гневаясь на зло и воюя с ним, вплоть до победы добра над злом, как в нашей душе, так и во всем мире.

(Рав Ицхак Гинзбург)


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
ГалилеянкаОтправлено в: Среда, 02 Июля 2014, 21:50 | Сообщение № 13

Администратор
Сообщений: 5416
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Дурной глаз — «айн ара» — хорошо известное явление еще со времен Талмуда. Один мудрец даже утверждал, что подавляющее большинство людей умирает от дурного глаза.Суть этого явления заключается в том, что, когда люди видят успех других, у них просыпается вопрос: почему у него так хорошо, почему именно ей так удалось, и т.п. Даже если человек добр и не завистлив по природе, может возникнуть такой вопрос просто по логике вещей (например, если тот, кто спрашивает, не сравнивает с собой, у него самого все прекрасно).Этот вопрос вызывает на Небесном суде пристальное внимание к человеку, о котором идет речь. И зачастую может выясниться, что он не заслуживает в полной мере того, чем обладает. Пока вопрос не поднят, мера Милосердия Творца дает возможность человеку получать «в кредит», однако, когда надо разбирать его «дело», все должно быть подчинено мере Правосудия. И тогда могут быть неприятности…Особая опасность таится в том, что этот вопрос может быть даже неосознанным. Поэтому Талмуд (Бава мециа 107:2) запрещает человеку стоять и всматриваться в чужое поле, когда урожай уже готов к снятию — тогда это выглядит особенно впечатляюще. И не может человек за себя поручиться, что у него не возникнет ощущения: владелец поля хорошо живет…слишком хорошо.В законах, регулирующих чтение Торы в синагоге, сказано: «Не допускается вызывать к Торе двух братьев или отца с сыном подряд, одного за другим — из-за дурного глаза» (Орах Хаим 141, 6). То есть, следует действительно опасаться дурного глаза и не выпячивать свой успех. Чем человек скромнее себя ведет, тем меньше шансов, что кто-нибудь сглазит его.С другой стороны, Арух а-Шулхан (там же, п. 8) утверждает, что, если человек не боится дурного глаза, то эти правила к нему не относятся. Как же, спросим мы, — ведь Рамбам (Законы сохранения жизни 11, 5) пишет очень строго, что тех, кто пренебрегает законами, данными мудрецами для того, чтобы сберечь жизнь и здоровье человека, надо наказывать.Очевидно, айн ара действует на человека, по мнению Арух а-Шулхан, лишь в той степени, в какой он сам его опасается. Так что нет оснований для паники, хотя, конечно, от скромного поведения никто еще не проигрывал. Даже по мнению других мудрецов, считающих, что айн ара действует независимо от того, как человек относится к этому явлению, не следует жить в страхе из-за этого. Ведь известно у нас и другое правило — «тот, кто слишком боится беды, притягивает ее к себе».В конце концов, все, что происходит с человеком, находится под контролем Всевышнего, благословенно Имя Его, и в конечном итоге справедливость всегда восстанавливается с абсолютной точностью.

рав Овадья Климовский


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
ГалилеянкаОтправлено в: Среда, 28 Июня 2017, 12:26 | Сообщение № 14

Администратор
Сообщений: 5416
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
"Благословлен Ты, Превечный..., открывающий глаза слепым".

Эта браха, как и ряд следующих брахот, отражает процесс нашего перехода из состояния сна к бодрствованию. Когда мы спим, наши глаза не функционируют. Даже при сне с открытыми глазами, мы ничего не видим. Во время сна мы подобны слепым, лишенным зрения людям. Поэтому, когда мы просыпаемся и вновь начинаем видеть, мы благодарны Б-гу за восстановление нашего зрения.

Нo в словах "открывающий глаза слепым" заложен и более глубокий смысл. Б-г дал нам способность видеть не только то, что попадается в поле нашего зрения. Мы "видим" не только нашими физическими глазами, но и нашими "умственными глазами"; мы видим правду, мы видим руку Б-жью во всем, что вокруг нас. Имеются люди, обладающие отличным зрением, но они и "слепы" во всем, что касается духовных вопросов; они не могут "видеть" благо Б-жественного Провидения, распоряжающегося судьбой всего и всех; они подобны людям, лишенным зрения и пробирающимся ощупью в темноте.

В нашей Торе имеется завет: "Не проклинай глухого, и пред слепым не ставь препятствия, бойся Б-га твоего" (Ваикра, 19:14). Нам приказано не проклинать или поносить того, кто не слышит. Неважно, действительно ли он глухой или он находится далеко от тебя и не может тебя услышать; в обоих случаях он не может защищаться, не может оправдать себя. Точно так же, когда мы предупреждены не ставить препятствия перед слепым, мы должны остерегаться не только причинять физический вред физически слепому человеку, но и причинять "вред" духовно "слепому" и слабому человеку, сбивая его с пути истины или показывая плохой пример детям и т.п. Нам напоминают, что хотя "глухой" человек не слышит наших слов, а "слепой" человек не видит уложенного нами на его пути препятствия, Б-г слышит и видит все. Мы должны бояться Б-га и остерегаться совершать такие преступные дела.

Подобным же образом, когда мы просыпаемся утром и благодарим Б-га, "открывающего глаза слепым", мы благодарим Его не только за данное нам физическое зрение, но и за духовное прозрение. Мы благодарим Б-га за нашу возможность постигать в какой-то степени Его величие и Его милость, что должно привести нас к стремлению следовать Его путями.

http://www.judaisminrussian.com


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
Бейт-мидраш / Дом учения » КНИЖНАЯ ПОЛКА » Символика » Аин Това (доброжелательность) vs Аин а-ра (дурной глаз)
Страница 1 из 11
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz