Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
| СМИХА́ (סְמִיכָה, `рукоположение`), в библейский период — посвящение, в период Талмуда — возведение ученого в сан рабби; позднее — присвоение звания раввина.
Все еврейские религиозные лидеры должны были получить посвящение прежде, чем приступить к отправлению правовых функций и принимать практические решения в сфере права еврейского. Согласно библейскому повествованию, Моисей посвятил Иехошуа бин Нуна (Иисуса Навина) возложением рук на голову (Чис. 27:22–23; Втор. 34:9), отчего Иехошуа «исполнился духа премудрости», которым обладал Моисей (Втор. 34:9). Моисей также посвятил 70 старейшин, которые помогали ему в управлении народом (Чис. 11:16–17, 24–25); эти старейшины посвятили своих последователей и т. д., так что непрерывная преемственность смихи от Моисея продолжалась до времени Второго Храма.
Смиха требовалась для членства в Синедрионе, в малых синедрионах и в судебных коллегиях, уполномоченных принимать судебные решения. Во времена Иехуды ха-Наси было принято постановление, согласно которому любые религиозно-законодательные решения, в том числе и относящиеся к чисто церемониальным законам, могут выносить лишь те, кто получил специальную смиху. (Санх. 4:2). Смиха могла ограничиваться какой-либо сферой, например, гражданским правом. Низшая ступень посвящения наделяла правом принимать решения исключительно в области религиозных проблем, высшая позволяла освидетельствовать первые плоды урожая и приплод скота, решать религиозные и юридические вопросы в сфере уголовного права (Санх. 5а). Полная формула смихи звучала следующим образом: Иоре? Иоре. Ядин? Ядин. Яттир? Яттир («Может ли он решать? Он может решать. Может ли он судить? Он может судить. Может ли он дозволять? Он может дозволять»). Под яттир понимается дозволение на принесение животного в жертву в храме. Лишь кохен (священник) обладал знанием, в каком случае животное непригодно для жертвы.
Термин смиха употребляется также в связи с «посвящением» животных для жертвоприношения в храме (ср. Лев. 1:4: ве-самах ядо ал рош ха-‘ола — `и возложит руку на голову жертвы всесожжения`).
ЭЕЭ
Если изменилось прежнее смысловое значение понятия смиха, какой смысл имеет звание раввина сегодня?
Со времен Моше передача духовных полномочий в еврейском народе осуществлялась посредством особой процедуры – смиха (посвящение, букв. «возложение [рук]»), заключавшейся в том, что уже получивший ранее посвящение возлагал руки на голову посвящаемого. Тора рассказывает нам, что Моше именно таким образом передал обязанности предводителя своему преемнику Йеѓошуа и, кроме того, посвятил семьдесят старейшин, принимавших участие в управлении народом. Те, в свою очередь, посвятили своих учеников, а те – своих, и так продолжалось, по крайней мере, вплоть до конца четвертого века, когда эта цепь преемственности была прервана.
Поскольку смиху можно было получить только в Стране Израиля, уже многие мудрецы, упомянутые в Талмуде, ее попросту не могли иметь по той причине, что жили в Вавилонии. Хотя само понятие смиха осталось, в средние века значение этого слова претерпело существенные изменения. Теперь смиха означала и наделение законодательными полномочиями, и правом проведения выделенных в компетенцию раввина обрядов, а кроме того, так стали называть профессиональный диплом, удостоверяющий надлежащую квалификацию раввина и наделяющий его правом занимать соответствующую должность в еврейской общине. Сегодня раввин – не более чем авторитетный человек, сведущий в определенных областях еврейского законодательства, имеющий право на основании собственных знаний выносить ѓалахические решения в тех или иных жизненных ситуациях.
Важно подчеркнуть, что современные раввины вовсе не занимаются созданием новых законов. Они, скорее, эксперты в сфере ѓалахических проблем. Кроме того, не нужно путать раввина со священником или жрецом: он не более свят, чем еврей, обратившийся к нему за консультацией, и не имеет привилегий, исключая особый почет, который еврейский закон обязывает оказывать знатокам Торы, – хотя в каждом сообществе принято уважительно относиться к любому мудрому человеку, высококлассному специалисту или профессионалу.
А. Штейнзальц
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|