[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!
Книга Мириам Исраэли Страна Аслана. Еврейский секрет Нарнии. "Хроники Нарнии" сквозь призму иудейского мировоззрения


  • Страница 1 из 1
  • 1
Бейт-мидраш / Дом учения » КНИЖНАЯ ПОЛКА » Символика » Манна небесная
Манна небесная
ГалилеянкаОтправлено в: Воскресенье, 03 Августа 2008, 17:29 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5582
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
На иврите "манна" - "ман". Согласно еврейской традиции эта пища символизирует пищу духовного прозрения, само Слово Всевышнего.

Итак, что такое ман (так это слово звучит в Торе; в русских текстах иногда используют выражение - «манна небесная»)? Об этом с достаточной ясностью рассказывается в недельной главе Бешалах книги Исход. Здесь есть такой текст: «Испарилась роса, и вот - на поверхности пустыни что-то мелкое, рассыпчатое, как изморозь на земле. Сыны Израиля смотрели и говорили: ман ѓу (что это)? Ибо не знали, что это. И Моше сказал: «Это - хлеб, который Всевышний дает вам в пищу» (Шемот/Исход, гл. 16, ст. 14, 15).

---

Испытание маном (манной)

«И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет; а в шестой день пусть заготовляют, что принесут, и будет вдвое против того, по скольку собирают в прочие дни.» Исх. 16:4-5

В чем состояло испытание маном (манною)?

- Не оставлять хлеб до утра:

«И увидели сыны Израилевы и говорили друг другу: что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу; вот что повелел Господь: собирайте его каждый по стольку, сколько ему съесть; по гомору на человека, по числу душ, сколько у кого в шатре, собирайте. И сделали так сыны Израилевы и собрали, кто много, кто мало; и меряли гомором, и у того, кто собрал много, не было лишнего, и у того, кто мало, не было недостатка: каждый собрал, сколько ему съесть. И сказал им Моисей: никто не оставляй сего до утра.» Исх. 16:15-19

Как поступил народ? «Но не послушали они Моисея, и оставили от сего некоторые до утра, - и завелись черви, и оно воссмердело. И разгневался на них Моисей.» Исх. 16:20

- Не собирать хлеб на шабат. Двойная порция мана:

«В шестой же день собрали хлеба вдвое, по два гомора на каждого. И пришли все начальники общества и донесли Моисею. И [он] сказал им: вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите [сегодня], а что останется, отложите и сберегите до утра. И отложили то до утра, как повелел Моисей, и оно не воссмердело, и червей не было в нем. И сказал Моисей: ешьте его сегодня, ибо сегодня суббота Господня; сегодня не найдете его на поле; шесть дней собирайте его, а в седьмой день - суббота: не будет его в [этот день].» Исх. 16:22-26

Но некоторые не послушали Моисея. «[Но некоторые] из народа вышли в седьмой день собирать - и не нашли. И сказал Господь Моисею: долго ли будете вы уклоняться от соблюдения заповедей Моих и законов Моих? смотрите, Господь дал вам субботу, посему Он и дает в шестой день хлеба на два дня: оставайтесь каждый у себя, никто не выходи от места своего в седьмой день. И покоился народ в седьмой день. И нарек дом Израилев [хлебу] тому имя: манна (ман); она была, как кориандровое семя, белая, вкусом же как лепешка с медом.» Исх. 16:27-31

- Испытание маном как скромной пищей, чтобы впоследствии Израиль получил еще большие благословения:

«питал тебя в пустыне манною (маном), которой не знали отцы твои, дабы смирить тебя и испытать тебя, чтобы впоследствии сделать тебе добро, и чтобы ты не сказал в сердце твоем: "моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие", но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство, дабы исполнить, как ныне, завет Свой, который Он клятвою утвердил отцам твоим.» Втор. 8:16-18

"И так Всевышний вел их по пустыне, полной змей и скорпионов, чтобы не было у них другой пищи кроме той, которую они получали с небес изо дня в день только в количестве, необходимом на один день, чтобы испытать их и под конец наградить их верой, которая останется у них навеки." (Комментарий Рамбана, Дварим 8:16)

Сфорно обращает внимание на такой аспект испытания: "Ради того, чтобы Я испытал его: будет ли он поступать согласно Моим указаниям или нет" – когда будет получать пропитание без всяких усилий. (Комментарий Сфорно)

- Испытание маном, чтобы узнать, будут ли бней Исраэль (сыны Израиля) хранить заповеди а-Шема (Бога):

«И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет; Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живет человек;» Втор. 8:2-3

В Бемидбар (Числах) мы читаем об их жалобе: «Пришельцы между ними стали обнаруживать прихоти; а с ними и сыны Израилевы сидели и плакали и говорили: кто накормит нас мясом? Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок; а ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших.» Чис. 11:4-6

Иудейская традиция также говорит о таких видах испытания:

- испытание слишком легким образом жизни (Ор hахаим):

Комментаторы считают этот образ жизни чрезвычайно легким, когда нет нужды работать, тяжелым трудом зарабатывая себе пропитание, когда все необходимое люди получали непосредственно из руки Всевышнего, "наполненной благами, щедрой и святой". Но если так, то в чем же испытание? По мнению Сфорно, именно в легкости этой жизни без тревог и забот:

"Ради того, чтобы Я испытал его: будет ли он поступать согласно Моим указаниям или нет" – когда будет получать пропитание без всяких усилий.
Или, по мнению комментария Ор hахаим, в избытке свободного времени:

"Ради того, чтобы Я испытал его" – потому что хлеб с небес не нуждается ни в какой обработке, следовательно, сыны Израиля будут совершенно свободными, и вот тогда Я погляжу – "Будет ли он поступать согласно Моим указаниям или нет".

- испытание полной зависимостью от Всевышнего (Рамбан, ибн Эзра):

Есть еще одна точка зрения: испытание состояло в постоянной зависимости тех, кто питался маном. Приведем выдержки из комментариев представителей этой точки зрения.

Рашбам: Поскольку изо дня в день их глаза обращены ко Мне в ожидании пищи.
Раби Авраhам ибн Эзра: Поскольку они нуждаются во Мне каждый день.

Этот комментарий более подробно раскрывает hактав веhакабала: "Я испытаю его" – означает следующее: Я заставлю их испытать самих себя и выяснить, достигли они уже степени настоящей уверенности во Мне или нет. Это испытание заключается в том, чтобы это качество из потенциального стало реальным.

"Ежедневно, сколько нужно на день" – Тот, Кто сотворил день, сотворил и пропитание, необходимое на этот день. На основании этого раби Элиэзер hаМодаи говорил: "Тот, кто имеет еду на сегодня и беспокоится, что он будет есть завтра, – маловер, потому что сказано: 'Ради того, чтобы Я испытал его: будет ли он поступать согласно Моим указаниям или нет'".

То есть: суть испытания в постоянном ожидании, в совершенно явной непрерывной зависимости от Всевышнего. Ясно, что все это в полной мере относится также к получению земного хлеба, только в этом случае человеку легче жить в заблуждении, будто это он сам "выращивает хлеб" и потому зависит только от своей силы, от крепости своих рук. Тот, кто ест "небесный хлеб", ясно ощущает свою слабость и свою зависимость от Всевышнего.

"Душа наша иссякла" -только на этот ман устремлены наши глаза"; Испытание зависимостью.

Видимо, тот факт, что сыны Израиля не устояли в этом испытании и восстали против мана, будучи не в силах вынести постоянную зависимость от милости Всевышнего, является подтверждением правильности этого взгляда. Именно в этом духе разъясняют многие комментаторы жалобу сынов Израиля: "а ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших." (Чис.11:6)

- тоска по кажущейся стабильности жизни:

Сыны Израиля тосковали по тому горшку с мясом, который то ли был у них, то ли не был (но даже если действительно был, то благодаря ему можно продлить жизнь только угнетенных рабов, терпеливо относившихся к постоянным побоям и к тому, как их детей топят в Ниле). Однако им скоро стал противен небесный хлеб, которым они питались в течение сорока лет и благодаря которому они смогли достичь обетованной страны, что обещал Всевышний отдать им, когда поклялся Он праотцам Авраhаму, Ицхаку и Яакову.

Однако горшок с мясом, кажущийся реальной основой для поддержания существования, оказался фикцией, а небесный хлеб действительно кормил и обеспечивал жизнь сынов Израиля на протяжении всех лет их скитания по пустыне, пока они не пришли к населенной земле. Увы, народ не оценил главного: исход из Египта, освобождение от рабства. И как часто мы также недооцениваем всего, что дает нам Всевышний.


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
ГолубьОтправлено в: Среда, 14 Апреля 2010, 15:34 | Сообщение № 2

Участник
Сообщений: 2
C нами с 14 Апреля 2010
Откуда: Нидерланды
Статус: Отсутствует
Галилеянка,

можно спросить, что конкретно имелось в виду под обзацами "испытание полной зависимостью от Всевышнего" и "испытание слишком легким образом жизни "? Иудейская традиция осуждает евреев в пустыне как то по своему? Я никак не могу уловить, что они имели в виду, как будто их взгляды противоположны. Объясни, пожалуйста.


Так говорит Господь Саваоф: будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог. (Захария 8:23)
 
ГалилеянкаОтправлено в: Среда, 14 Апреля 2010, 17:55 | Сообщение № 3

Администратор
Сообщений: 5582
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Цитата (Голубь)
испытание полной зависимостью от Всевышнего
это испытание учит нас во всем полагаться на Всевышнего.

Цитата (Голубь)
испытание слишком легким образом жизни
здесь наверное Всевышний хочет посмотреть, как будет вести себя человек в данной ситуации, чему будет посвящать свое время, как жить и что делать.


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
ГолубьОтправлено в: Среда, 14 Апреля 2010, 20:15 | Сообщение № 4

Участник
Сообщений: 2
C нами с 14 Апреля 2010
Откуда: Нидерланды
Статус: Отсутствует
Галилеянка,

Знаешь, статья о ман мне очень понравилась. Спасибо. biggrin И рассказ о евреях в пустыне касается самого сердца моего. Если я пытаюсь себя поставить на место тех людей – я понимаю, что провалила бы испытание в первую неделю, а 40 лет... даже страшно думать. Поэтому нужно учиться полагаться на Бога и не роптать, нужно помнить, что мы зависимы от Него.
Интересно, что я думала, как мудро было придумано Богом сорокалетнее наказание евреев в пустыне сбором ман, за работой и время бежит. Оказывается, согласно иудейской традиции это был легкий хлеб, «хлеб с небес не нуждается ни в какой обработке». Я думала, что они ман должны были печь или варить, после сбора. Напиши пожайлуста, что рассказывается в талмудах о сборе ман и до какого момента был ман сохранен в поколениях, его последнее упоминание?


Так говорит Господь Саваоф: будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог. (Захария 8:23)
 
ХульдаОтправлено в: Вторник, 20 Апреля 2010, 22:15 | Сообщение № 5

Участник
Сообщений: 428
C нами с 20 Сентября 2009
Откуда: Латвия
Статус: Отсутствует
Quote (Галилеянка)
- Испытание маном, чтобы узнать, будут ли бней Исраэль (сыны Израиля) хранить заповеди а-Шема (Бога): «И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет; Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живет человек;» Втор. 8:2-3

Заповедь утверждает: "Тора была дана только едокам манны".(Мехилта, Бешалах)
А действительно - весь народ израильский шёл по пустыне, все питались одинаковой пищей, в обычной жизни богатые питаются лучше бедных, здесь же все были равны, питались маном, и когда предстали перед горой Синай, "были как один человек", и им была дана Тора.

На сорок лет манна небесная освободила евреев от тяжёлого труда по добыче пропитания. Всё поколение евреев, питавшееся маном, испытывало на себе полную зависимость от Бога.
Учение призывает к тому, чтобы мы тоже были "едоками манны", даже когда мы едим хлеб, заработанный тяжким трудом, мы должны помнить, что в хлебе содержится "слово из уст Бога", т.е. Божественное Слово питает нас.

Мы должны испытывать ту же степень зависимости от Бога, что и поколение Моше.


Утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего.
 
Бейт-мидраш / Дом учения » КНИЖНАЯ ПОЛКА » Символика » Манна небесная
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz