Еврейская традиция придает огромное значение имени человека. Согласно учению иудаизма, имя – не просто отличительный признак, но сущностная черта, связанная с основополагающими характеристиками личности. Между человеком и именем, которое он носит, существует тесная взаимосвязь. Имя определяет наклонности и характер человека, влияет на его судьбу.
Название любой вещи на Святом языке выражает ее суть. Точно так же имя человека выражает его духовную сущность. Поэтому у еврея обязательно должно быть освященное традицией имя на святом языке – иврите.
Иудаизм объясняет значимость еврейского имени для человека следующим образом. Согласно Каббале, мир был создан с помощью "Десяти речений" на святом языке, фигурирующими в повествовании Торы о сотворении мира. Буквы "Десяти речений" даруют жизненную силу всем элементам мироздания – даже "безжизненным", казалось бы, камням и минералам. Каждой сущности мироздания соответствует уникальная, именно ей присущая комбинация букв святого языка. Таким образом, название на святом языке – это сочетание букв, образующих "формулу жизни" данного творения. Не является исключением и имя человека. Как учат наши мудрецы, буквы еврейского имени являются своеобразными каналами-проводниками, через которые еврей получает жизненность и духовную энергию.
Связь имени с жизненными силами, душой человека, иллюстрирует ивритское слово душа (нешама, נשמה). Оно состоит их четырех букв: нун-шин-мэм-эй. Две средние буквы шин и мем составляют слово "шем" – "имя".
По вышеупомянутым причинам присвоение имени еврейскому младенцу является ответственным делом. Мальчикам нарекают имя во время церемонии Брит-Милы (обрезания), когда ребенок, подобно праотцу Аврааму, вступает в союз со Всевышним. Девочке же дается имя в ближайший ко дню рождения день, когда в синагоге читают Тору по свитку (понедельник, четверг или шабат). В ходе прочтения свитка произносится молитва за здоровье роженицы и ребенка, и отец называет имя, которое было избрано для новорожденной.
Выбор подходящего имени ребенку родители совершают не только собственными силами - Всевышний наделяет их даром "малого пророчества", чтобы выбор был верным.
Если же болезнь угрожает жизни человека, к его имени обычно добавляют еще одно. Мужчинам обычно добавляют имя Хаим или Рефаель. Женщинам - Хая. Такая перемена имени оказывает влияние на судьбу больного и возрождает надежду, как говорится: Мешанэ шем, мешанэ мазаль (Изменяющий имя, изменяет судьбу).
Выбирая имя новорожденному, родители обращают особое внимание на имена тех, кто им особенно дорог. Это основывается на предписании Торы, которое гласит о том, что имена умерших не должны стираться из памяти народа Израиля. Иногда ребенка называют в честь какого-либо мудреца Торы или праведника, жизнь которого была посвящена изучению Торы и благородным делам; девочке дают имя известной праведницы, чья жизнь служила примером для многих.
Таким образом, взять себе еврейское имя – это исключительно важная заповедь. Говорят наши мудрецы, что Всевышний вывел евреев из Египта в том числе и в заслугу того, что они сохранили свои еврейские имена. Во тьме и скверне египетского рабства евреи утратили многие духовные ценности, но они не стеснялись своих еврейских имен – и были спасены. Любопытно, что египетскому рабству современные раввины уподобляют советский период в истории России. С тем лишь отличием, что в советское время обычай давать ребенку еврейское имя был практически утрачен. Однако сейчас пришла пора вернуться к этой древней и святой традиции.
Источник: ru.chabad.org
Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!" Гибнет народ от недостатка ведения...
|