[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!
Книга Мириам Исраэли Страна Аслана. Еврейский секрет Нарнии. "Хроники Нарнии" сквозь призму иудейского мировоззрения


Страница 1 из 11
Бейт-мидраш / Дом учения » КНИЖНАЯ ПОЛКА » Символика » Математическая теология ((еврейские лики чисел))
Математическая теология
LouizaОтправлено в: Четверг, 22 Сентября 2011, 22:20 | Сообщение № 1

Участник
Сообщений: 1318
C нами с 22 Июня 2009
Откуда: Украина
Статус: Отсутствует
Математическая теология
(еврейские лики чисел)


В книге "Математическая теология" рассматриваются значения чисел от одного до тринадцати, как они представлены еврейской традицией.

Согласно учению иудаизма, любое осмысленное слово имеет числовое значение, и соответственно, практически любое число может иметь свой словесный "эквивалент".

Числа, кажущиеся обыденному взгляду чем-то предельно сухим и формальным, в еврейской традиции оживают и приобретают свое лицо.

Числа в книге не просто следуют один за другим, а вытекают одно из другого, отражая игру фундаментальных религиозных идей. Отрезок натурального ряда от одного до тринадцати представляется как бы вытекающим из последовательности развития духовных и Божественных реалий.


Я могу только предоставить Вам информацию. Убеждения Ваши Вы должны формировать сами.
 
ХульдаОтправлено в: Воскресенье, 25 Сентября 2011, 07:46 | Сообщение № 2

Участник
Сообщений: 428
C нами с 20 Сентября 2009
Откуда: Латвия
Статус: Отсутствует
Скоро Рош аШана. О значении цифры "три" и связи её с Рош аШана.

Произносимые в Рош аШана отрывки, посвященные трублению в шофар, подчеркивают связь Рош аШана с дарованием Торы, которая, как известно, давалась именно под звуки шофара. Эта связь объясняется тем, что служение Рош аШана, т.е. принятие на себя ярма королевской власти Б-га приводит к принятию на себя ярма заповедей, а это, собственно, и есть суть всей Торы, и, соответственно, смысл ее дарования и получения.

Высказывания наших мудрецов указывают так же на наличие непосредственной связи между самой Торой и цифрой «три». Так, например, в трактате «Шабат», сказано: «Тройная» Тора (Тора, Пророки и Писания) была дана «тройному народу» (коаним, левиим и исроэлим). И подобно тому как Тора называется «тройной», так же и служение еврея, основанное на молитве в Рош аШана и принятии на себя ярма небесной власти, разделяется соответственно на три идеи: принятие королевской власти Б-га, пробуждение воспоминания Б-га о еврейском народе и трубление в шофар.

Более того, связь Рош аШана с цифрой «три» мы обнаруживаем также в тексте афтары — отрывка из «Книги Пророков», традиционно произносимого в синагоге после чтения Торы. Так афтара первого дня Рош аШана включает молитву пророчицы Ханы. Знаменательно, что три ивритские буквы имени ХаНА намекают, как известно, на три заповеди, особым образом связанные с еврейскими женщинами: заповедь отделения халы — хала, заповедь соблюдения правил семейной чистота — нида, заповедь зажигания субботних и праздничных свечей – адлакат нерот. (Кстати говоря, название каждой из этих трех заповедей, будучи записанным на иврите, состоит также из трех букв.)

В общем значении эти три заповеди представляют собой три столпа, на которых строятся и основываются еврейский дом и жизнь еврейской семьи: святость еды и питья – кашрут, святость супружеских отношений и святость субботы — шабат. Символично, что все эти три важнейшие заповеди доверены именно еврейской женщине, хранительнице семейного очага, получившей необычайную ответственность и необычайную честь управления еврейским домом.

Источник

Рав Исраэль Мэир Лау в книге «Практика иудаизма» пишет: «Аббревиатурой их названий (адлакат нерот, хала, нида) является слово ГаХеН (обаяние, симпатия)»


Утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего.

Отредактировал/а: Жанна - Воскресенье, 25 Сентября 2011, 07:57
 
LouizaОтправлено в: Вторник, 31 Января 2012, 14:40 | Сообщение № 3

Участник
Сообщений: 1318
C нами с 22 Июня 2009
Откуда: Украина
Статус: Отсутствует
Кто почём?

«И будет оценка твоя мужчины от
двадцати лет и до шестидесяти лет
и будет твоя оценка пятьдесят
шекелей в шекелях выделенных.
А если женщина она, и будет твоя
оценка тридцать шекелей. А от
пяти лет и до двадцати лет будет
твоя оценка для мужчины двадцать
шекелей, а для женщины десять
шекелей. А если от одного месяца
и до пяти лет, то будет твоя оценка
для мужчины пять шекелей серебра,
а для женщины три шекеля серебра.
А если с шестидесяти лет и старше
если мужчина, то будет его оценкой
пятнадцать шекелей, а если
женщина – десять шекелей»
Ва-йикра, 27:3-8

Несомненно, эта «табель о рангах» практически заключающая третью книгу Пятикнижия вопиёт об объяснении. И рав hирш, автор оного, основывает свой комментарий на значении базисных чисел два, три, пять и десять. Ведь то, что на первый взгляд выглядит как техническая оценка, на самом деле является определением человеческих функций – ролей – возрастов. Но начнём с hалахи.
Если еврей принял на себя обет дать в Храм деньги, которые выражают нефеш для символического посвящения души Всевышнему, то сколько денег будет должен он в этом случае дать в Храм?!
Из данного Пятикнижия ответа следуют выводы, чью важность трудно переоценить. Начнём с самого простого из них. Тора делит человеческую жизнь на четыре основных периода. От месяца – до пяти лет, от пяти – до двадцати, с двадцати – до шестидесяти и с шестидесяти - и до конца жизни.
Самым простым для «толкования» числом будет десять. Как мы уже знаем (смотрите часть вторая, глава четвёртая, комментарий «Он или… он») оно в нашей традиции символизирует полноту, совершенство и будучи умножено, например, на число четыре символизирующее место (четыре стороны света, все четыре стороны) даёт в результате сорок – полноту места. Сразу получился ответ на вопрос, отчего беременность длится сорок недель или отчего скитания евреев по пустыне длились сорок лет – пока не была достигнута полнота (подготовительного) места.
Как мы уже сказали, нам предстоит теперь определить смысл двойки, тройки и пятёрки. Не путая эти числа с оценками советской школы, можно определить: два – наименьшее из множеств, а три – это число семьи (смотрите часть вторая, глава терья, комментарий «Казни кратные трём») – он, она и ребёнок.
Отсюда рав hирш делает вывод о значении числа пять как о символе – носителе двух функций общественной и семейной. Теперь получается, что число три символизирует задачу женщины в этот мире – дом, семья, а число пять определяет две основные функции мужчины – общественную плюс семейную. Это – начальная или более точно потенциальная оценка девочки и мальчика с момента их появления на свет и до начала периода воспитания. Тем самым второй период жизни (от пяти и до двадцати) имеет своей задачей довести до полного развития, через воспитание, усовершенствование функций мужчины и женщины.
Этот период у девушки символизируется самым полным числом – десятью, а у юноши, перед которым стоят две задачи по достижению совершенства, не только в личной, но и в общественной плоскости – дважды десятью!
Числа тридцать и пятьдесят символизируют полноту функции женщины (три на десять) и полноту двух функций мужчины (три плюс два на десять). Возраст взрослого человека от двадцати – до шестидесяти – это возраст, который характеризуется этими числами, это – расцвет и полнота.
Возраст после шестидесяти определяется Торой как старость, как время пожинания плодов. У женщины в это время уже есть внуки, её жизненный цикл успешно завершён, она достигла совершенства в семейной плоскости, и потому оценка результирующая её достижения – десять! На мужчине, кроме функции дедушки (область семьи) лежит ответственность за общество, и потому общая оценка его жизненных достижений – совершенство и… половина совершенства! Ведь на пути к Всевышнему все мы – Исраэль, - находимся на середине (она же - половина совершенства).
Таким образом нашли своё рациональное объяснение загадочные оценки Торы, а мы с помощью рава hирша имеем возможность оценить подход Торы к жизненной функции человека и даже… примерить его к себе!

Рав М.М-Гитик


Я могу только предоставить Вам информацию. Убеждения Ваши Вы должны формировать сами.
 
Бейт-мидраш / Дом учения » КНИЖНАЯ ПОЛКА » Символика » Математическая теология ((еврейские лики чисел))
Страница 1 из 11
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz