[ Новые сообщения · Правила поведения · Участники · Поиск по темам · RSS лента ]
"Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Левит 11:44)
"Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков." (Миха 4:5)
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).

У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!

  • Страница 1 из 1
  • 1
Бейт-мидраш / Дом учения » ЕВРЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ » Скромность - Цниют » Традиционная одежда евреев
Традиционная одежда евреев
ГалилеянкаОтправлено в: Среда, 17 Августа 2011, 00:07 | Сообщение № 1

Администратор
Сообщений: 5588
C нами с 01 Июня 2006
Откуда: Израиль
Статус: Отсутствует
Функции одежды.

Одежда выполняет несколько различных функций и изменяется под воздействием различных факторов - климата, типа хозяйства, традиционных занятий населения. Помимо утилитарных функций - защищать человека от воздействий внешней среды, она может также обладать важными семиотическими функциями. То есть по всему комплексу одежды или по ее отдельным частям можно судить об имущественном, социальном, половозрастном, семейном статусе человека. Особенно это относится к традиционному обществу, в котором все элементы костюма воспринимаются окружающими как определенный знак, символизируют принадлежность его носителя к той или иной группе. Например, в Древнем Риме тогу мог носить только свободный взрослы римский гражданин (подростки носили особые тоги) и пр. Определенные элементы одежды соответствовали царскому или священническому титулу. Нередко по головным уборам, украшениям, прическам можно было узнать, из какой конкретной местности или к какому племени относится тот или иной человек.
В понятие одежда, или костюм входят также головные уборы, обувь и так называемые аксессуары - пояса, передники, сумки и пр. Кроме того, нередко в едином комплексе с одеждой рассматривают украшения и прически, поскольку они в традиционном обществе тоже выполняли ярко выраженную знаковую функцию.
На очень раннем этапе развития одежды выявилась также ритуальная одежда - маски, особые головные уборы и облачения, а также свадебная и погребальная одежда.
Материалом для одежды могут служить всевозможные ткани, войлок, кожа, шкуры животных, выделанная кора дерева, птичьи шкурки и перья и пр. Для обуви используется также дерево, веревки, лыко и пр.
По способу изготовления различают шитую и нешитую одежду. Нешитая одежда наиболее архаична; она представляет собой кусок ткани, который тем или иным способом обматывают, завязывают или закрепляют особыми пряжками-фибулами или поясами вокруг тела. Примерами такой одежды может служить древнеримская тога, древнегреческий хитон и гиматий, индийское сари, малайский саронг, разнообразные шали, покрывала, накидки, чалма и пр.
Постепенно из нешитой одежды развилась шитая, края которой закрепляются с помощью разнообразных швов. (Переходный тип между ними - так называемая подкроенная одежда - прямоугольный кусок ткани с отверстием для головы и иногда разрезом посередине - типа южноамериканского пончо, одежды жителей древней Месопотамии и др.)
Нешитая обувь - сандалии, деревянная или кожаная подошва которых крепится к ноге с помощью ремешков или веревок; есть также чисто плетеная обувь - из веревок, ремешков или лыка, деревянная обувь - сабо и пр. Более поздняя обувь - шитая - из разных материалов или комбинированная - различные башмаки, сапоги, ботинки и пр.
Различается плечевая одежда, которая может покрывать тело до пояса или целиком (пиджак, кофта, пальто, платье) и поясная, которая закрывает только нижнюю часть тела (набедренная повязка, передник, юбка, штаны). Плечевая одежда бывает глухая, надеваемая через голову (типа рубахи) или распашная (камзол, тулуп). Наиболее древний и широко распространенный тип плечевой одежды - туника - рубаха из одного полотнища, перегнутого пополам в плечах. Постепенно шло развитие и усложнение кроя - оформился горловой вырез, потом ворот, вставлялись боковые клинья, привязывались или пришивались рукава, оформлялись полы одежды, усложнялся ее крой. Довольно давно распространилось деление одежды на верхнюю и нижнюю (так в Древней Греции мужчина не мог выйти на улицу в одном хитоне, но надевал еще гиматий, женщины во многих странах не выходили из дома без покрывала, накидки, платки и пр.). Собственно же нижнее белье развилось гораздо позднее.
Прическу обычно рассматривают в комплексе с одеждой: определенному типу одежды соответствует и особая прическа - праздничная, свадебная и пр. - она также имеет функцию знака, по прическе можно определить этническую, половозрастную, профессиональную, социальную принадлежность человека. Прическа часто определяется религиозными предписаниями (бритые головы буддийских монахов, пейсы и борода у религиозных евреев и пр.). Уже в древности прически четко делились на мужскую и женскую. Широко пользовались также париками.
Ношение прически связано также с тем, что у множества народов мира существовали различные поверья, связанные с волосами. Иногда волосы считали вместилищем жизненной силы человека, и в этом случае их запрещалось стричь или брить, из опасения лишиться жизненной силы или здоровья, за ними предписывалось тщательно ухаживать, а срезанные концы волос (если все же приходилось это делать), тщательно берегли и прятали. Напротив, остричь врага - значило лишить его жизненной силы – таков ьиьоейский пасскащ о Самсоне,лишившемся своей богатырской силы после того, как Далила срезала их). Кроме того, жизненная сила, заключенная в волосах, в ряде случаев рассматривалась как источник опасности для остальных людей (в средневековой Европе женщин, подозреваемых в колдовстве, стригли, как бы уничтожая вместе с волосами их зловредную силу). Особенно вредоносной силой наделяли женские волосы (отсюда распространенный обычай, согласно которому женщина, особенно замужняя, должна непременно тщательно скрывать волосы). Прически менялись при переходе в соответствующую возрастную или социальную группу. Так, у многих народов юноша после вступления в категорию совершеннолетних мужчин менял прическу.
К украшениям обычно относят снимающееся убранство в отличие от неподвижных украшающих элементов - татуировки, прически и пр. Украшения известны с древнейших времен - с эпохи палеолита. Первоначально украшения, безусловно, выполняли магические функции - служили оберегом от различных духов, способствовали удаче начинания, плодовитости, силе, ловкости и др. Кроме того, украшения издавна выполняли знаковую функцию - по ним особенно четко определяли статус, этническую и религиозную, возрастную и социальную принадлежность человека, его имущественный статус. Материалы для изготовления украшений бывают самыми различными - всевозможные металлы, камни, кость, дерево, стекло, кожа, керамика и т.д. В силу своих знаковых функций украшения нередко являются самой устойчивой частью костюма - они передаются из поколения в поколение неизменными, в то время как крой, расцветка, отделка меняется быстрее. Украшения часто были личной собственностью человека и служили информацией для окружающих о его статусе. Украшения чрезвычайно разнообразны не только по материалу и форме, но и по тем местам, на которых их носят (в волосах, на разных частях головы, в ушах, в носу, на пальцах рук и ног, на руках, ногах, поясе, на шее, на одежде и пр.).

I. Одежда в библейский период. Трудно сказать что-либо вполне определенное об одежде древних евреев. Можно только предположить, что как на всем древнем Ближнем Востоке наиболее древние ее формы - нешитая одежда типа набедренных повязок или передников, подобных тем, что изображены на древнеегипетских фресках. Таковы опоясания, которые, согласно книге Бытие, сделали себе Адам и Ева после грехопадения; впоследствии Бог сделал им кожаные одежды. Возможно, в этом отрывке нашли неясное отражение ранние формы и материал изготовления одежды. По-видимому, в глубокой древности употреблялся эзор (ср. арабское izar) - кусок тканей, обертываемый вокруг бедер, набедренная повязка.
В Ветхом Завете для обозначения одежды имеется несколько терминов - бегед, ксут, левуш, шалбуш. Не всегда можно вполне определенно сказать, что имеется в виду в каждом конкретном случае. Наряду с нешитой одеждой получает распространение также шитая одежда, развившаяся из нешитой, - типа туники различной длины - короткая нательная рубаха (куттонет, кеттонет – см. Бытие, 17:3; Левит, 17:4). Кеттонет обычно был ниже колен, но иногда мог быть и до щиколоток. Поверх нее надевалась длинная туника - ее носили мужчины и женщины - симла, самла (Исход, 12:34;1 Царей 11:30). Как куттонет, так и симла, очевидно, первоначально представляли собой кусок ткани, обернутый вокруг тела и скрепленный на плечах (типа греческого хитона), потом одежду стали сшивать по бокам и на плечах, к ней стали привязывать или пришивать рукава (как в римской тунике). Одежда женщин была более длинной и широкой. Сначала одежды были, по-видимому, однотонные, но позднее распространились и узорчатые одежды. Упоминаются разнообразные верхние одеяния, а также полотняные нижние штаны, надевавшиеся священниками (Исх., 28:42; 44:18), пояса (Лев. 8:7). К сожалению, за исключением этих упоминаний, трудно сказать что-либо определенное о покрое, цвете, отделке одежды в библейскую эпоху. По-видимому, одежда древних евреев в целом была сходна с одеждой окружавших их народов и входила в ближневосточный комплекс, хотя отдельные варианты одежды внутри этого комплекса довольно сильно различались. Нередко полагают, что одежда древних евреев напоминала костюм арабов-феллахов - земледельческого населения Ближнего Востока. Постепенно крой одежды усложнялся - появились туникообразные одежды с длинными рукавами - ме’ил, изготовлявшиеся из более тонких тканей, а на смену куттонет пришел полотняный садун, по-видимому, тоже туникообразного покроя. У священнослужителей на смену простым одеждам, о которых уже говорилось, пришли пышные облачения.
Хотя типологически мужская и женская одежда была весьма сходна - нижняя и верхняя туники, но между ними, по-видимому, имелись значительные различия - они могли касаться длины, ширины, особенностей кроя - во всяком случае, в Ветхом Завете строго запрещается ношения одежды другого пола (Втор, 22 5: «Да не будет одежды мужской на женщине и да не наденет мужчина женское платье»).
Основным материалом, из которого производилась одежда, был лен, а также шерсть; ношение одежды из ткани, в которой шерстяные и льняные нити смешаны - шаатнез - запрещено (Втор., 22:16: “не надевай одежды из смешанной ткани - из шерсти и льна вместе”). Это один из древнейших запретов в иудаизме, который, как и многие пищевые запреты, довольно трудно поддается объяснению. Развитие международных отношений привело к распространению ввозных тканей - финикийцы ввозили пестро окрашенные ткани, в том числе пурпурные; распространились вышитые ткани из Вавилона, тонкие льняные ткани из Египта.
Обувь - наалаим – была сшита из кожи и завязывалась вокруг ноги ремешками или шнурками, типа сандалий из кожи или дерева с кожаными ремешками (Быт., 14: 23 и др.). В знак траура обувь снимали, снимали ее также в Иерусалимском храме.
О головных уборах известно мало, хотя Ветхом Завете упоминаются покрывала женщин, возможно, ими покрывали и голову. Известны также головные уборы первосвященников - видимо, что-то типа тюрбанов, а также медные и кожаные шлемы воинов (кова). На некоторых ассирийских барельефах еврейские пленные носят на головах шапочки, отдаленно напоминающие кипу. Кроме покрывал, известен простой шнур, поддерживающий волосы, а также головной убор жениха - пеэр (Ис. 3:20). В Ветхом Завете и Талмуде нет прямых предписаний покрывать голову, из ряда библейских текстов можно понять, что нередко ходили и с непокрытой головой. Позднее покрытие головы стало обычаем - для мужчин и для замужних женщин.
Одним из отличительных знаков еврейской одежды в библейскую эпоху были, по-видимому, цицит. Цицит - слово аккадского происхождение (сисикту), первоначально обозначавшее часть ткацкого станка, потом пучок нитей. Как свидетельствуют древние изображения, находимые в ближневосточном регионе, в том числе ханаанские, края одежды вельмож было принято украшать кистями, а также бахромой. Поэтому первоначально кисти не были этноотличительным признаком еврейской одежды. Но в ней они имеют свою особую специфику. В книге Числа (15: 38-41) цицит с голубой нитью, окрашенной тхелет (секрет окрашивания тхелет был утрачен уже в талмудическую эпоху) предписывается носить на четырех концах всякого платья. Это предписание соответствует тому периоду, когда одежда была нешитой и делалась из одного куска ткани, к краям которого пришивали цицит. В каждый пучок следовало вплетать нить, окрашенную в голубой цвет. Цицит на одежде имеют ритуальное значение, первоначально цицит выполняли функцию оберега; апотропейную функцию выполнял также голубой цвет, который считался особенно действенным против нечистой силы. Согласно некоторым поверьям, нечистая сила может гнездиться в углах, поэтому обереги следовало помещать там.. Об апотропейной функции цицит косвенно свидетельствует высказывание Талмуда: “...всякий, у кого тфиллин на голове, тфиллин на руке, цицит на одежде, мезуза при входе, укреплен против греха” (Мен. 43б). В трактате Цицит (Циц.1:3) указывается, что цицит должны быть видны из-под одежды.
Таллит (на идиш - талес) первоначально шерстяное, потом хлопчатобумажное или шелковое четырехугольное покрывало с голубыми, синими или черными полосами по краям. К углам таллита пришиваются кисти цицит. В древности таллит представлял собой часть повседневной одежды - покрывало, с привязанными кистями цицит. Постепенно с изменением одежды одеяние из одного куска ткани стало редкостью. Цицит стал принадлежностью таллита.
Борода и усы в библейскую эпоху, как и на всем Востоке, считались признаком мужского достоинства. Законом запрещалось брить бороду. За бородой тщательно ухаживали - выражением скорби была непричесанная или остриженная борода (Ис. 15:2; Иер. 41:5; 48:37). В древности у евреев, как и у арабов до недавнего времени, приветствие или выражение благоволения выражалось прикосновением к бороде или целованием ее.(2 Сам. 20:9), а лишение бороды считалось позором (2 Сам. 4:9). Священникам вообще было воспрещено бритье головы (Лев., 21:5). Особенно строг был закон по отношению к назореям, у которых бритва не должна была касаться головы (Чис., 6:8). Волосы назорея считались священными, посвященными Богу; после завершения обета и сбривания волос их следовало сжечь или предать земле (Темура 34а). В то же время мирянам, по-видимому, запрещено было только сбривать волосы у висков, так называемые пейсы (от иврит. peot - “края” - Лев,, 119:27). Однако в римскую эпоху под влиянием римской моды бритье распространилось среди знати (Флав. Древн. 16. 11. 6). В то же время стрижка волос - ножницами, а не бритвой, была дозволена. Во время 30-дневного траура по умершему запрещено брить и стричь волосы.
Многие обычаи, касающиеся волос, связаны с широко распространенными в архаических обществах поверьями.
Одежда, как и всюду, имела знаковые функции, отражая статус человека - так, различались одежды пленников и узников (2 Царей, 25:29), царские одежды (Эстер, 6:8), одежда пророков - власяница (Зх, 13:14), вдовьи одежды (Быт,, 38:14).
Постепенно евреи перенимали у окружающих их народов отдельные элементы одежды. Например, длинные, волочащиеся по земле одежды ханаанеев ярких цветов (Быт., 12:11: 2 Царей, 4:29). Такие одежды можно видеть на египетских фресках, изображающих сирийских послов. На стеле ассирийского царя Сенахериба пленные евреи изображены в длинных туниках с короткими рукавами.
Пророки, бичующие современные им нравы, в частности, пристрастие к роскоши, особенно обрушиваются на женские наряды - из этого следует, что платья бывали богато вышиты, в том числе золотом, пурпурные, длинные, женщины носили длинные покрывала, разнообразные украшения. (Особенно подробное перечисление дает пророк Исайя, но покрой одежд и форма украшений нам не известны).

Читать дальше


Обращение к Вселенской Церкви: "отпусти народ Мой!"
Гибнет народ от недостатка ведения...
 
Бейт-мидраш / Дом учения » ЕВРЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ » Скромность - Цниют » Традиционная одежда евреев
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Функции форума
Ленточный Вариант Форума  |  Правила поведения  |  Участники  |  RSS Лента  |  Поиск по Названиям Тем

Предупреждение: данный форум строго модерируем. Проводятся постоянные ревизии, чистки, а также удаляются устаревшие и потерявшие актуальность темы.

Цветовая маркировка групп: Читатель ~ Участник ~ Постоянный участник ~ Администратор

Поиск по всему сайту


Форум основан 1 июня 2006 г.
Хостинг от uCoz